Государственная и областная программы развития образования на 2005-2010г г.; Закон Республики Казахстан «Об информатизации»
.RU

Государственная и областная программы развития образования на 2005-2010г г.; Закон Республики Казахстан «Об информатизации»


Справка на совет ГорОО

«Об использовании возможностей мультимедийных кабинетов в повышении качества знаний учащихся по английскому языку»

(сш№1,3,16,30,31)

Методист Мухамадиева К.Ж.

Нормативные документы, которые легли в основу справки:

- Послания Президента страны народу Казахстана 2006,2007 г.г.;

- Закон Республики Казахстан «Об образовании»;

- Закон Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан»;

- Концепция непрерывного педагогического образования РК;

- Государственная и областная программы развития образования на 2005-2010г.г.;

- Закон Республики Казахстан «Об информатизации»;

-Программа информатизации учебных заведений начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан на 2002-2005 годы;

- Концепция Информатизации системы образования Республики Казахстан на 2002-2004 годы.

Президент РК Н.Назарбаев в своем послании «Новый Казахстан в новом мире» предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык – государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику.

В проекте перехода на 12-летнюю модель обучения, особая роль уделяется английскому языку, обучение которому начинается с начального звена. С этого года английский язык включен как обязательный предмет промежуточного государственного контроля в 9 классе, наряду с казахским и русским языками. Также с этого года английский язык включен как обязательный предмет при сдаче ЕНТ для поступления на грант в третьем блоке общественно-гуманитарного направления, наряду с казахским языком, русским языком и историей.

Как мы знаем, основной целью обучения иностранному языку является коммуникативная компетентность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком, а также воспитание личности, желающей и способной к общению. Для достижения этих целей, эффективным средством является использование информационных технологий и в частности мультимедийных технологий, которые позволяют:

Из школ, взятых для изучения вопроса, три школы: №1, 3, 16 являются школами с казахским языком обучения, №30, 31- с русским языком обучения, №3, 30 – гимназии. Школа №1 является пилотной школой по переходу на 12 летнее обучение, гимназия №30- пилотной школой по раннему изучению иностранного языка, №31- школой с классами углубленного изучения английского языка, т.е. представлена вся палитра учреждений образования города. Менеджмент качества складывается из 4 составляющих: качество цели ( о ней мы уже говорили, она задана нам государством), качество условий, качество процесса и качества результата. Если говорить о качестве условий, то: 22 школы города оснащены сегодня 23 мультимедийными кабинетами (в школе №20 – 2 кабинета), интерактивные доски установлены в 34 школах. В рассматриваемых школах:


Школа

Мультимедийный кабинет

Интерактивная доска

Компьютерные кабинеты

Другое

№1

1

1

2




№3

1

1

2




№16

1

1

1




№30

1

1

2




№31

1

1

2

Школьное ТВ


Мы видим, что все взятые для контроля школы на достаточном уровне оснащены техническими средствами, что позволяет учителям английского языка проводить уроки в ММК, использовать интерактивную доску и информационно-коммуникативные технологии.

Кадровый состав учителей в данных школах тоже находится на должном уровне: от 50 до 80% имеют высшую и I категории, исключая сш№1.





Высш

%

С/сп

Высшая

кат-ия

Первая

кат-ия

%

Вторая

кат-ия

Без категории

№1

3

75%

1







0%

3

1

№3

4

80%

1

2

2

80%




1

№16

4

100%




1

1

50%




2

№30

4

80%

1

2

1

60%



2

№31

8

100




1

3

50%

1

3


Данные по компьютерной грамотности учителей английского языка в рассматриваемых школах: компьютерная грамотность составляет 100%, а актуальной проблемой остается умение работать в сети «Интернет».




ФИО

Сш№1

Сш№3

Сш№16

Гим№30

Сш№31

Итог

1

Работать мышью

100%

100%

100%

100%

100%

100%

2

Набирать текст в MS Word

100%

100%

100%

100%

100%

100%

3

Сохранять файл в определенном месте

100%

83%

100%

100%

100%

96%

4

Работать с дискетой

100%

100%

100%

100%

86%

97%

5

Создавать электронную презентацию

100%

50%

75%

100%

83%

81%

6

Показывать готовую презентацию к докладу

100%

67%

25%

100%

71%

72%

7

Отправлять и получать электронную почту

50%

33%

50%

0%

71%

40%

8

Работать в сети Интернет

25%

50%

25%

20%

71%

38%

9

Заносить данные в таблицу MS Excel

75%

33%

50%

100%

57%

63%

10

Создавать графики и диаграммы для анализа числ. данных с исп. MS Excel

100%

50%

100%

100%

29%

76%

11

Использовать формулы для расчетов MS Excel

25%

17%

25%

0%

43%

22%

12

Процент

80%

62%

68%

74%

74%

71%


С целью активизации учителей иностранного языка к освоению современных информационных технологий ГМК совместно с Ресурсным Центром в первом полугодии 2007 года проведен дистанционный проект «Teacher – Trailblazer» (Учитель-новатор) для учителей английского языка, в котором приняли участие 23 учителя из школ города. Конкурс состоял из 3 туров: эссе на тему «Учитель и компьютер: вчера, сегодня, завтра», создание портфолио, разработка урока с применением информационных технологий. Для проверки работ участников были привлечены преподаватели-иностранцы, работающие в вузах города. К сожалению, не все учителя смогли продолжить участие во всех 3 турах. После 1 тура выбыли 5 учителей из школ №24, 29, 31(2), 45, после второго тура выбыли еще 4 учителя из школ №10, 27, 37. Многие не смогли справиться с электронной почтой, некоторые учителя просто решили не продолжать участие, хотя организаторами конкурса было принято решение допустить всех участников конкурса к III туру. По результатам каждого тура грамотами были награждены 10 учителей. Победителем конкурса стала учитель гимназии №38 Кивина Е.С. Второе место присуждено учителям школ №7 и гимназии №38, третье место – учителям Меновновской школы и школы №31.


№ школы

ФИО

1 тур

2 тур

3 тур

Общий итог

Место

№38

Кивина Е.С.

31

32

73,75

136,75

I

№38

Киселева Н.Е.

28

27,3

69,5

124,8

II

№7

Ананьева О.Н.

31,5

27

60,5

119

II

Меновн.

Торохова Н.В.

30,5

31

55

116,5

III

№31

Беспалова Н.А.

21,5

26,2

60

107,7

III



Из рассматриваемых сегодня школ в этом конкуре приняли участие только 3 учителя школы №31 (директор Крючкова Н.М.). Данный конкурс носил практический обучающий характер, и на следующий год тоже планируется проведение подобного конкурса.

Необходимым условием профессионального роста учителя является также своевременная курсовая переподготовка. Из взятых для анализа школ, только один учитель школы №16 обучилась на курсах переподготовки по работе в ММК в июле 2007 года в Алматы, но, к сожалению, в октябре уволилась с работы по состоянию здоровья. Директором школы №1 Исановой Р.Ж., совместно с областным ИПК, в декабре 2007 года были организованы специальные курсы для всего педколлектива «Возможности ММК для решения образовательных задач в современной школе».

Организационным условием освоения современных ИТ является предоставление учителю возможности регулярно проводить уроки в ММК. В школах №1, 16 в расписании мультимедийного кабинета представлены уроки иностранного языка. В гимназии №30 постоянного расписания ММ кабинета нет. Расписание составляется в течение недели, исходя из запросов учителей-предметников, но уроки английского языка в экспериментальных классах, в основном, проводятся в ММ кабинете, т.к. УМК “Way Ahead”, по которым занимаются экспериментальные классы, сопровождены электронными пособиями. В гимназии №3 в расписании ММ кабинета представлены только уроки информатики, хотя с самого начала ММ кабинеты устанавливались для проведения уроков языковых дисциплин, и в первую очередь для иностранного языка. В школе №31 учителя подают заявки для работы в ММК согласно календарно-тематическому плану, завучем составляется план работы кабинета на четверть и в течение недели расписание ММК корректируется.

Оценить степень владения информационными технологиями учителя может лишь грамотный в этом отношении руководитель. В школах №1, 3, 30, 31 в руководстве нет специалистов по иностранному языку, в сш №16 – специалист по английскому языку, но с небольшим опытом руководящей работы. В школе №1 – курирование английского языка с этого года ведет молодой специалист по русскому языку и литературе. В школах №3, 30, 31 курирование английского языка ведут опытные завучи, с большим стажем работы. Кроме того, руководители всех перечисленных школ сами владеют информационными технологиями, а школа №31 делилась опытом их использования на семинаре директоров в прошлом и методсовете в этом учебном году.




Школа

Предмет

Стаж

1

№1

Русский язык и литература

1

2

№3

Русский язык и литература

12

3

№16

Английский язык

2

4

№30

Математика

11

5

№31

География

12


Во всех взятых для анализа школах администрация школы посещает уроки в учителей английского языка в ММК, однако, и на это надо обратить внимание, в основном, цели посещения носят общий характер, не всегда учитывается специфика предмета и особенности урока с использованием информационных технологий. Следовательно, и рекомендации общего характера. Очень хорошо поставлена работа по посещению уроков в ММК в школе №1. Анализ тетрадей педнаблюдений учителей английского языка выявил целенаправленную работу администрации по данному направлению. В школе №31 разработана схема анализа урока английского языка с применением информационных технологий.

Вопросу контроля за состоянием преподавания иностранного языка в данных школах уделяется должное внимание. В зоне постоянного внимания администрации данный вопрос находится в школах №1 и №30, как было сказано выше, данные школы являются экспериментальными площадками по переходу на 12-летнее обучение и раннему изучению английского языка. Во всех взятых для анализа школах разработаны программы информатизации. В школе №1 разработан план мероприятий: «Развитие информационно-коммуникативной компетенции учителей», где отражены: график прохождения курсов по работе в ММК, конкурс открытых уроков с использованием ИТ, и т.д. На совещании при директоре рассмотрен вопрос «Использование возможности ММК в повышении качества знаний учащихся», решением данного совещания было изменение расписания уроков с введением уроков в ММК и работа по дальнейшему обучению учителей работе в ММК. В гимназии №3 на совещании при директоре рассматривался вопрос «Возможности использования ММК в повышении качества знаний учащихся по английскому языку». В школе №16 на совещании при директоре рассматривался вопрос «О преподавании английского языка в школе с использованием информационных технологий», где было принято решение проводить целенаправленную работу по проведению уроков английского языка с использованием ИТ с целью повышения качества работы с одаренными детьми. В гимназии №30 использование ММК или ИТ на административных совещаниях отдельным вопросом не рассматривался, т.к. администрация считает, что такой необходимости нет: учителя широко используют в своей работе возможности ММК. 82% учителей гимназии владеют компьютером, в том числе все учителя английского языка. Администрация гимназии в данном вопросе показывает пример учителям: и завуч, и директор проводят уроки в ММК. В школе №31 в октябре 2007 года проведен методсовет «Об использовании возможности ММК в повышении качества знаний учащихся по английскому языку». По данному вопросу были предложены рекомендации: Составить календарно-тематическое планирование с учетом уроков в ММК; каждому учителю проводить урок в ММК не реже одного раза в 2 недели; на каждый месяц составлять график работы в ММК и т.д. Данные рекомендации в настоящее время активно реализуются. Кроме того, в школе вопросу использования ММК и ИТ учителями английского языка посвящены ряд административных совещаний и заседаний МО.

Как говорилось выше, важным составляющим качества образования является качество образовательного процесса. В ходе подготовки вопроса были посещены уроки в школах №1, 3, 16 и гимназиях №30, 31.

Учителя школы №16 и гимназии №30 показали умение проводить уроки в ММК, используя программу “Merits”, управление классом с помощью данной программы. Уроки прошли на хорошем методическом уровне и использование ИТ было целесообразным. В гим№30 учителя в своей работе используют электронное пособие “Way Ahead”. Данное пособие содержит интересные, увлекательные задания. Направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирование, чтение, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков для работы в классе и дома, письмо. Way Ahead CD-Romы можно использовать на начальном этапе обучения с любым УМК. В школе №1 учителя, проводившие уроки в ММК не смогли в полной мере использовать возможности ММК. К примеру, на обоих уроках были использованы тесты, но они были просто отображены на мониторах учащихся, а ответы на тесты учащиеся записывали в своих тетрадях, затем учитель опрашивал их устно. Таким образом, было потрачено много времени на одни только тесты, когда можно было использовать тестовую оболочку, и учитель мог проверить задание сразу же. Возникает вопрос о целесообразности использования ММК. Еще один урок в сш№1 был показан с использованием интерактивной доски. На уроке были использованы разнообразные формы работы с интерактивной доской. Учитель и учащиеся умело использовали доску, что говорит о системе работы учителя в данном кабинете. Использование интерактивной доски значительно легче по сложности, чем ММК, хотя тоже имеет очень много функций. В гимназии №3 у учителей нет большого опыта проведения урока в ММК, т.к. у них нет возможности проводить уроки в данном кабинете. При подготовке к уроку учителя подготовили слайды, используя материалы только с учебников (упражнения, тексты, тесты), т.е. перенос материала учебника на мониторы. Учителями не использовались электронные пособия, которые есть в школе, по которым можно было сделать подборку нужных материалов для работы на данном уроке. Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов. Очень хорошие уроки были представлены в школе №31. Учителя показали умение работать в ММК, создавать собственные слайды, использовать тестовую оболочку. На уроках были использованы разнообразные методы работы, происходила частая смена деятельности, учитывались возрастные особенности учащихся.

Однако на некоторых уроках, посещенных в ходе подготовки вопроса, проводились активные двигательные физминутки, что в принципе недопустимо в компьютерных классах по технике безопасности. Достаточно провести зрительную релаксацию, а в младших классах проводить частую смену деятельности на уроке. Иногда учителя увлекались работой и практически весь урок проводили, используя компьютеры, без учета санитарно-гигиенических требований. Особенно это недопустимо в младших классах, где необходимо живое общение.

Если говорить о качестве результата, итоговом составляющем качества образования, то результаты перечисленных школ по ЕНТ 2007 года следующие:


Школа

Всего сдавали

2

3

4

5

Средний

балл

№1

-

-

-

-

-

-

№3

-

-

-

-

-

-

№16

2

-

1

1

-

19,5

№30

8

-

1

5

2

22,9

№31

19

-

6

9

4

20,5


В целом по городу английский язык сдавали 258 учащихся из 36 школ города. Средний балл по городу составил 21.3.

14.12.07. Отдел образования города совместно с ВКГУ им.А.Серикбаева провел конкурс на знание английского языка. Результаты рассматриваемых сегодня школ таковы:


Школа

I место

II место

III место

IV место

№1













№3




1







№16







1

2

№30

2




1




№31










1


Результаты школ №1,3,16,30,31 в городской олимпиаде 2008 года следующие:


Школа

I место

II место

III место

IV место

№1










1

№3










3

№16










1

№30

1










№31







1

1


Таким образом, мы видим, что во всех школах есть призовые места, что говорит о достаточной работе с одаренными детьми.

Также недавно прошла олимпиада среди учащихся 11 классов города, организованная университетом Сулеймана Демиреля. Всего в олимпиаде приняли участие 236 учащихся. Из них 193 из школ города, конкуренция была очень высокой. Из 10 призовых мест учащиеся школ города заняли 7. Средний балл по городским школам составил 43,6.


№п\п

Фамилия, имя участника

№ школы

Баллы

1

Линев Александр

17

84,7

2

Курмангалиев Бауржан

КТЛ

83,6

3

Евтеева Елена

38

83,1

4

Чуйкова Наталья

2

80,3

5

Байсугурова Ботагоз

39

80,1

6

Мазитова Лия

10

79,2

7

Шахова Ксения

11

75,9

8

Карашашев Азамат

КТЛ

74,8

9

Каменский Александр

38

73,7

10

Аманбеков Аслан

КТЛ

73,7


Среди данных школ только 2 учащихся из школ №16 и №31 смогли набрать 60 баллов и получить сертификаты за отличное знание английского языка.



Школа

Количество участников

Средний балл

№1

2

19,2

№3

6

31

№16

6

34,1

№30

8

33,9

№31

9

38,3



Городским отделом образования и Ресурсным Центром города Усть-Каменогорска проводится целенаправленная работа по формированию умений учителя в использовании информационных технологий.

Так, в 2006 году на базе КТЛ организован городской семинар «Новые методы обучения иностранным языкам», где учителям города были показаны возможности использования информационных технологий, практикум по созданию слайд-шоу для подготовки к уроку, а также были распространены диски с готовыми слайдами по разным темам. Данные диски учителя города широко используют в своей работе, о чем свидетельствует проведенный в первом полугодии дистанционный проект, где учителя представляли разработки конкурсных уроков. Некоторые учителя при создании своих уроков использовали именно эти диски, а другие на их базе создали свои слайды.

На базе гимназии №10 проведен семинар для руководителей МО учителей иностранных языков «Информационные технологии в повышении качества знаний учащихся по иностранным языкам», где учителя показывали уроки с применением ИТ, дистанционные проекты по программе I’EARN.

В городе два года работает творческая группа по информационным технологиям (руководитель Клиновицкая С.В., сш№40). Темы заседаний: «Создание презентации к уроку», «Использование сети Интернет при подготовке к уроку» и др. Члены ТГУ в первый год учились использованию ИТ, на второй год показывали уроки для членов ТГУ и учителей города с применением тех методов, которым они научились. В этом учебном году эти учителя проводят занятия для членов начинающей ТГУ по информационным технологиям при непосредственной поддержке методистов Ресурсного Центра. В состав группы из данных школ входят учителя школ №16 и 31 Баймухурова А.Б. и Юндина М.Н., которые показали открытые уроки в ММК для учителей города, используя электронные пособия и программу Merits.

Также функционирует городская творческая групп учителей английского языка по подготовке к ЕНТ (руководитель Жаманбалинова Д.М.,сш№35). Членами творческой группы созданы тесты в тестовой оболочке по подготовке к ЕНТ для учащихся и учителей английского языка, которые можно найти на сайте Ресурсного Центра. В настоящее время готовится электронное пособие по подготовке к ЕНТ, который будет включать в себя правила, подстановочные схемы, тренировочные упражнения, тесты по каждой теме. Данное электронное пособие тоже будет расположено на сайте Ресурсного Центра и будет доступно каждому желающему.

Учителя гимназии №38, опорной для города в этом вопросе, неоднократно проводили мастер-классы по применению информационно-коммуникативных технологий для учителей города и области, слушателей курсов ИПК.

Все новые технологии имеют одну цель – активизация интерактивной и когнитивной деятельности обучаемых. В современных условиях быстрого развития науки и техники, быстрого обновления большого потока информации невозможно научить человека на всю жизнь, важно зародить в нем интерес к накоплению знаний, научить его учиться. Новое понимание грамотности в информационном обществе – это вопрос выживания и обеспечения конкурентоспособности каждого члена общества в глобализованном мире на протяжении всей жизни. Каждый человек должен уметь самостоятельно находить, оценивать, и эффективно использовать информацию, используя для этого все более усложняющиеся коммуникационные технологии.


^ Решение

Совета ГорОО

«Использование возможностей информационных технологий в повышении качества знаний учащихся по английскому языку»

(сш№1,3,16,30,31)

Заслушав и обсудив вопрос «Использование возможностей информационных технологий в повышении качества знаний учащихся по английскому языку»

(сш№1,3,16,30,31), Совет ГорОО отмечает, что в школах города, в том числе в школах №1,3,16,30,31, накоплен определенный опыт по использованию информационных технологий в повышении качества знаний учащихся по иностранному языку:

- повышение компьютерной грамотности педагогов;

- создание и совершенствование учебно-информационной базы иностранного языка;

- оптимальное использование мультимедийных кабинетов;

- систематическая работа учителей иностранного языка по формированию у учащихся информационно-коммуникативной компетенции;

- усиление внимания руководителей школ к использованию информационно-коммуникативных технологий в целях повышения качества ЗУН учащихся по иностранному языку;

Однако имеются нерешенные проблемы:

- мультимедийный кабинет гимназии №3 используется только на уроках информатики;

- неэффективное использование компьютера на уроках;

- учителя школ №3,16,30,31 не участвовали в дистанционном проекте “Teacher-Trailblazer” на основе информационно-коммуникативных технологий;


Совет ГорОО решает:

Руководителям учреждений образования:

  1. Продолжить работу по овладению учителями иностранного языка компьютерной грамотностью, умениями работать в мультимедийном кабинете и кабинетах интерактивного обучения.

  2. Регулярно включать в расписание мультимедийного кабинета уроки иностранного языка.

  3. Стимулировать участие учителей в конкурсах профессионального мастерства на основе информационно-коммуникативных технологий.

Городскому методическому кабинету:

  1. Изучать, формировать и распространять ППО по использованию информационных технологий в изучении языковых дисциплин в организациях образования города.

  2. Совместно с Ресурсным Центром г.Усть-Каменогорска продолжить поиск путей использования информационных технологий в целях повышения профессионального уровня педагогических кадров.

  3. Отслеживать влияние информационно-коммуникативных технологий на качество знаний учащихся по языковым дисциплинам.



Заведующий отделом образования

города Усть-Каменогорска А. КУЗНЕЦОВ

grafik-i-klyuchevie-dati-i-periodi-tehnicheskoe-zadanie-otkritie-konkurentnie-peregovori-po-viboru-generalnogo.html
grafik-kontrolya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-uchebnaya-programma-disciplini-tehnologii-socialnoj-raboti-specialnost.html
grafik-lekcij-po-kursu-mpp-2-j-semestr-2009-2010-uchebnogo-goda-data-tema-09-03-2010-mezhdunarodnoe-morskoe-pravo-2-ya-chast.html
grafik-meropriyatij-v-novoj-pensionnoj-sisteme-pensionnaya-reforma.html
grafik-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studenta-zaochnogo-otdeleniya-gr-fzv-06.html
grafik-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-r-opd-r-01-en-r-02.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-prostranstvo-i-vremya-v-specialnoj-teorii-otnositelnosti-ejnshtejna.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-konspekt-lekcij-po-uchebnoj-discipline-operacionnie-sistemi-sredi-i-obolochki-po-specialnosti-080801.html
  • control.bystrickaya.ru/dogovor-strahovaniya-pravovoe-regulirovanie-i-prakticheskoe-primenenie-chast-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/trebovaniya-bezopasnosti-pri-ekspluatacii-samohodnogo-nerelsovogo-oborudovaniya-v-podzemnih-virabotkah.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trudovoj-dogovor-s-rukovoditelem-organizacii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobraniem-kreditorov-oao-barnaulskij-likero-vodochnij-zavod-2009-g-stranica-25.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-devyataya-liderstva-v-pererive-ko-mne-podoshel-odin-iz-slushatelej-po-imeni-bob.html
  • control.bystrickaya.ru/diplomnij-proekt-stranica-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-kompyuternoe-modelirovanie-v-neftegazovom-dele-napravlenie-podgotovki.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strukturnaya-shema-programmi-obucheniya-po-discipline-forma-dlya-studentov-f-so-pgu-18-207-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-sdm-03-strategiya-i-taktika-mezhdunarodnih-torgovih-peregovorov-avtorskaya-magisterskaya-programma-mezhdunarodnaya-torgovaya-sistema.html
  • lesson.bystrickaya.ru/muzika-izobrazitelnoe-iskusstvo-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura-metodicheskie-rekomendacii-dlya-obrazovatelnih.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-chetvertaya-o-cerkvi-v-nashu-epohu-svyatogorec-tom-i-s-bolyu-i-lyubovyu-o-sovremennom-cheloveke.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekciya-v-kotoroj-budet-predstavlen-doklad.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhobani-orindaandar-huandag-a-i-krspe-zhobani-zektlg.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/buhgalterskij-uchyot-v-bankah-chast-3.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-uchebnoj-disciplini-programma-disciplini-kommunikologiya-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5zapiski-ernsta-miniha190-kniga-izdaetsya-k-90-letiyu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-finansi-i-kredit-po-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-forma-obucheniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/pobilis-ob-velik-zaklad-stranica-9.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-shkolnom-konkurse-yunih-ekskursovodov-shkolnogo-muzeya-obshee-polozhenie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-napravleniyu-072300-muzeologiya-i-ohrana-obektov-kulturnogo-i-prirodnogo-naslediya-magistr.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-100-letiyu-russko-yaponskoj-vojni.html
  • education.bystrickaya.ru/20-22-aprelya-2009-goda-v-novokuznecke-sostoitsya-mezhdunarodnij-prakticheskij-seminar-frandrajzing-v-krizisnie-vremena-poisk-sponsorov-privlechenie-partnerov-s.html
  • learn.bystrickaya.ru/gendernie-razlichiya-v-proyavlenii-zashitnih-mehanizmov-v-yunosheskom-vozraste.html
  • teacher.bystrickaya.ru/etno-landshaftnij-festival-zov-parmi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-zakonchen.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dshrsterd-trek-kospektler-ffso-pgu-18-205.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/peremshennya-cherez-mitnij-kordon-ukrani.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-medicinskogo-kolledzha-2-po-itogam-samoobsledovaniya-moskva-2011-god-stranica-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/integraciya-rossii-v-mirovuyu-ekonomiku-chast-5.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-negosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • books.bystrickaya.ru/data-27032004-istochnik-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya.html
  • learn.bystrickaya.ru/galinskaya-i-l-zagadki-izvestnih-knig-galinskaya-i-l.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-istoriko-kulturnie-obekti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.