.RU

Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование») определяет Москву как лидера


Якупова Г.Р.

методист ГБОУ СПО КСУ №10

email:gulnara.yakupova2011@yandex.ru


СТАНОВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ: НАСТАВНИЧЕСТВО


Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование») определяет Москву как лидера регионов Российской Федерации по масштабу системы начального и среднего профессионального образования.

В  145 государственных    образовательных   учреждениях     начального  и   среднего профессионального образования, в том числе в 90 колледжах Департамента образования города Москвы, обучаются более 110 тыс. человек. Укрепление материально-технической базы, модернизация инфраструктуры  и кадрового состава    государственных     образовательных    учреждений       среднего профессионального образования формирует необходимость для преемственности и адаптации начинающих специалистов.[1,13]

Становление индивидуальных профессиональных компетенций в многоступенчатой системе базового и последипломного обучения педагогических работников осуществляется в «Школе наставничества»(далее ШН) в учреждении образования ГБОУ СПО КСУ №10. В целях оказания методической помощи государственным учреждениям среднего профессионального образования постоянно действующим «Школам наставничества» Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов города Москвы учебно–методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы

проводит различные формы обучение для руководителей ШН и для наставников.

Необходимость наставничества возникает в случаях прихода новых педагогических работников или изменения должностной позиции прежнего сотрудника в результате его горизонтального или вертикального перемещения.

Метод наставничества достаточно широко используется в России. В.Даль в толковом словаре живого великорусского языка, слово «наставникъ» трактует как «учитель или воспитатель, руководитель; наставитель может этим заняться случайно; наставник, по прямой обязанности».[2,179]

С.И. Ожегов «Словаре русского языка» поясняет наставить - значит «научить кого-нибудь, чему-нибудь хорошему» [3,358]

В целом, наставничество самый естественный, хотя далеко не самый простой метод обучения, обучения основанном на сотрудничестве с целью раскрытия внутреннего потенциала и обретения новых мотиваций в продолжении жизненного маршрута, нацеленности на максимальную эффективность его прохождения и на успешность результативности.

Современная идеология российского общества ориентирует образование на воспитание индивидуальности. Индивидуальность же требует «штучного» воспитания, в то время как все реально работающие воспитательные технологии ориентированы на массовое «типовое» воспроизводство.

Исследователи в области наставничества, отмечают, что «в мире, существуют два подхода, имеющие принципиальные отличия»[4,230]

Таблица.1.


Используемые в мире подходы к наставничеству

Разницу подходов и применяемых в них методов демонстрирует Рис.1.





Разницу подходов и применяемых в них методов демонстрирует Рис.1.




Рис. 1. Две модели наставничества по Д. Клаттербаку

Спонсорское наставничество, по Д. Клаттербаку, применяется большей частью для новых сотрудников. Сложность применения такой модели наставничества заключается в трудной роли наставника. Он является непосредственным руководителем, которому приходится одновременно выступать для молодого специалиста в трех ипостасях:

Слово «Mentor»  (наставник) встречается еще в поэме Гомера «Илиада». Царь Итаки оставил своего сына Телемаха на попечении Ментора, который наставлял и обучал молодого человека в течение десяти лет, пока его отец воевал с троянцами. Поэтому наставниками всегда называли тех, кто обучает других.

«Развивающее наставничество» применяется в основном в программах кадрового резерва или в работе с «перспективными» сотрудниками как инструмент удержания сотрудников. При этом надо помнить, что наставничество эффективны только тогда, когда ученики имеют собственные идеи для реализации своих целей. Наставники не должны определять цели развития своих учеников, они должны лишь помогать им прогрессировать в уже выбранном направлении. Это не значит, что они не могут дать совет при выборе карьерного пути, это значит, что наставляемый должен уже иметь свое собственное хорошее четкое видение задачи.

Независимо от модели наставничества, оно может:

Список можно продолжить, в зависимости от задач. Наставничество лишь является инструментом для их решения.

Наставник — это желаемая модель поведения для нового сотрудника. Что же нужно, чтобы молодой специалист захотел подражать своему наставнику?

Наставнику хорошо бы:

В целом наставничество-это самый естественный, хотя не самый простой метод обучения новых сотрудников, развивающий и мотивирующий не только новых сотрудников, но и самих наставников. О необходимости этого метода, к счастью, в России нет дискуссий, но несколько основных тем, которые обсуждаются постоянно, выделить можно.

Во-первых, это тема поощрения наставников: платить или не платить? Исследователи системы образования Запада, не нашли ни одного кейса, где бы наставнику доплачивали. Нематериальная мотивация, разумеется, приветствуется: звание лучшего наставника, почет и уважение, авторитет в коллективе и т.п., но не деньги. Это связано с тем, что западные коллеги ищут людей, у которых природой заложены склонности к наставничеству, и заостряют внимание на этих людях, когда выстраивают системы наставничества в организациях. Дело в том, что таких людей не нужно материально мотивировать. Однако в России за наставничество доплачивают в 90% случаев.

Другой вопрос, который постоянно возникает в дискуссиях специалистов, наставник-руководитель или коллега: кто эффективнее? В целом, понятно, что в функции руководителя в принципе входит наставничество, но в целом считается, что коллега является более эффективным наставником, чем руководитель.

Еще одна популярна тема - факторы успеха наставничества. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования этот вопрос решается при помощи обязательного контроля. Наставничество - процесс, который необходимо контролировать, как и любой другой, даже если сотрудник является наставником, что называется «от Бога».

В целом наставничество можно охарактеризовать как механизм, который играет стержневую роль в построении ключевых профессиональных компетенций новых сотрудников и самих наставников. Процесс наставничества подпадает и под определение, как социализации («распространение опыта»), так и интернализации («превращение явного знания в неявное» и «обучение на практике»).

Метод наставничества, стабильно показывает, что это самая эффективная технология адаптации новых сотрудников и неотъемлемый элемент кадровой политики и самое главное - это наше будущее.


Список литературы


1.Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование») www.educom.ru

2.Даль В.Толковый словарь живого великорусского языка: Том II и-о.М.: «Русский язык»,1981. с.179

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под редакцией д-ра филолог. наук проф. Н. Ю. Шведовой. М., «Сов.Энциклопедия».1973.с.358

4.Клаттербак Д. «Каждый нуждается в наставнике: забота о таланте в вашей организации». Лондон, CIPD,2006.с.230

grazhdanskoe-processualnoe-pravo-bazovaya-uchebnaya-disciplina-yavlyaetsya-odnoj-iz-specializirovannih-uchebnih-disciplin-v-sisteme-sovremennogo-yuridicheskogo-obrazovaniya.html
grazhdanskoe-processualnoe-pravo-materiali-dlya-podgotovki-k-sessii-slushatelej-3-go-kursa-zaochnogo-obucheniya.html
grazhdanskoe-vospitanie-ili-akc-stranica-24.html
grazhdanskogo-obrazovaniya-stranica-3.html
grazhdanskoj.html
great-britain-kurs-letnyaya-sessiya-great-britain-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10th-international-symposium.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-1-tema-ekonomicheskij-analiz-i-ego-rol-v-upravlenii-proizvodstvom.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/utverdit-plan-provedeniya-osnovnih-meropriyatij-severnogo-okruzhnogo-upravleniya-obrazovaniya-v-dni-osennih-shkolnih-kanikul-s-31-10-2011g-po-06-11-2011g-prilozhenie-1-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-20-nasledstvennoe-pravo-6-chasov-kontrolnaya-rabota-1-var-2-var-3-var-ukazaniya-i-literatura-metodicheskie.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekonomicheskij-analiz-raboti-selskohozyajstvennogo-predpriyatiya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/maksimalnaya-shirina-vklyucheniya-pb-10-574-03-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-adipokinovogo-profilya-i-metabolizma-kollagena-pri-razlichnih-variantah-techeniya-beremennosti-03-01-04-biohimiya.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechenmeropriyatij-po-vipolneniyu-nauchno-issledovatelskih-i-opitno-konstruktorskih-rabot-na-2006-2008-godi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii.html
  • control.bystrickaya.ru/chto-takoe-internet.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovanie-1271-74-mln-rub-obshegosudarstvennie-voprosi-335-19-mln-rub.html
  • spur.bystrickaya.ru/lesson-12-prichitajte-tekst-i-obyasnite-zachem-ohrannik-poprosil-doroti-ee-druzej-nadet-zelenie-ochki-velikij-volshebnik.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pri-taksacii-lesa-aerofotosnimki-m-1-10000-pri-i-ii-i-1-15000-1-20000-pri-iii-razryadah-lesoustrojstva-preimushestvenno-cvetnie-spektrozonalnie-ispolzuyut-d.html
  • studies.bystrickaya.ru/guchkov-aleksandr-ivanovich.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnaya-disciplina-ekonomicheskaya-teoriya-specialnost-stranica-23.html
  • control.bystrickaya.ru/dokumenti-kommersant-04072006-119-str-2-gosduma-rf-monitoring-smi-4-iyulya-2006-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/236-harakternie-svojstva-osobennosti-i-harakteristiki-lichnosti-lidera-organizacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/korol-e-a-socialno-ekonomicheskie-usloviya-sozdaniya-i-organizacii-deyatelnosti-federalnogo-kaznachejstva-v-rossii-finansi-i-kredit-problemi-metodologii-i.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9214-polufabrikati-myasnie-i-kulinarnie-izdeliya-0251-nefteprodukti-svetlie-alternativnie-vidi-topliva.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/preobrazovaniya-strahovogo-dela-v-sovetskoj-rossii-referat-po-discipline-ekonomika-tema-referata-ekonomicheskaya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svidetelstvo-ob-oficialnoj-registracii-programmi-dlya-evm.html
  • report.bystrickaya.ru/ivanovskaya-oblast-informaciya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-uroka-metalli.html
  • composition.bystrickaya.ru/pogranichnie-psihicheskie-rasstrojstva-u-bolnih-perenesshih-travmu-golovnogo-mozga.html
  • klass.bystrickaya.ru/413-prakticheskoe-zanyatie-13-statisticheskij-priemochnij-kontrol-kachestva-produkcii-po-alternativnomu-priznaku.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-meropriyatij-grazhdansko-patrioticheskoj-i-kraevedcheskoj-napravlennosti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vosmaya-lekciya-sushestvo-cheloveka-zapisi-iz-lekcii-v-rime-11-aprelya-1910-goda.html
  • turn.bystrickaya.ru/oplata-truda-informacionnij-byulleten-profsoyuza-284-2008-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-mirdada.html
  • institut.bystrickaya.ru/teologicheskaya-teoriya-prava.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ili-kak-zhit-s-neuzhivchivim-suprugom.html
  • klass.bystrickaya.ru/81-vvedenie-generalnij-plan-zadonskogo-selskogo-poseleniya-azovskogo-rajona-rostovskoj-oblasti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/naznachenie-programmi-programma-kursa-anglijskij-yazik-prednaznachena-dlya-uchashihsya-10-11-klassov-obsheobrazovatelnoj-shkoli-status-dokumenta-stranica-4.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzglyadi-fridriha-nicshe-na-obshestvo-i-gosudarstvo.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zheke-osali-sharuashilii-bar-ekendg-turali-anitama-beru-memlekettk-krsetletn-izmett-pasporti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.