.RU

Государственное регулирование страхования - часть 3

Проведенное исследование проблемы кризисного состояния российского страхового бизнеса показывает, что на страховом рынке России доминируют тенденции отрицательного характера, имеется много нерешенных проблем, требующих особого внимания, а именно:

- крайне сложное экономическое положение страны, нестабильность финансово-экономической и социально-политической ситуации, падение объема ВВП за последние 5лет на 50% , российский менталитет («авось»), не позволяют подняться страховому делу на должный уровень;

- неадекватное юридическое обеспечение страхового дела;

- узкий ассортимент страховых услуг (не более 60 видов, причем, в основном, классических, для сравнения в США, действуют более 3 тыс. видов страхования, в Европе 400-500);

- преобладание обязательного страхования, в то время, как определяющими в развитии страхования должны быть добровольные виды. К примеру, обязательное медицинское страхование по своей экономической сущности является более вопросом социального обеспечения граждан, нежели страхования;

- несовершенство налогообложения страховой деятельности, что приводит к сокращению числа страховых организаций;

- снижение платежеспособности населения не дает возможности увеличить страховой портфель страховщиков при весьма значительном страховом поле;

- сокращение числа договоров страхования (особенно в имущественном страховании), способствует неуклонному сокращению размеров страховой премии на душу населения (в 1998г. по добровольному страхованию он едва превысил 50 рублей в год, т.е. 2 долл. США. В развитых же странах этот показатель составляет от 500 до 2500 долл. Австралийцы, например, тратят на страхование около 10% своих доходов, американцы - более 15%);

- диспропорция в развитии страхового рынка по регионам (страховой бизнес сконцентрирован в Москве);

- отсутствие четкой государственной поддержки в области страхования. (Оценивая количественные и качественные параметры страховой отрасли и роль государства в ее развитии, можно сделать вывод: страховой рынок России далеко не освоен, находится на начальном этапе развития и имеет громадные возможности для совершенствования. В то же время государство не использует в полной мере весь потенциал страхования для решения экономических и социальных проблем общества. Хотя развитие страхового рынка не может происходить без серьезной и продуманной государственной поддержки.).

Здесь совершенно очевидна необходимость разработки страховой «идеологии» и внедрение ее, в первую очередь в сознание государственных чиновников, депутатов парламента и широких слоев населения.

Первый шаг в этом направлении сделан. Правительство РФ утвердило краткосрочную Программу развития национальной системы страхования на период до 2000 года. Вопросы страхования нашли место также в стабилизационной программе Правительства РФ.

Теперь задача состоит в развертывании страховой пропаганды, воспитании в обществе страховой культуры как важного элемента рыночного сознания. Для решения этой проблемы и требуется объединение усилий страховщиков, их союзов и ассоциаций, государства. Поскольку же принятие «идеологических» документов не может быстро улучшить положение дел в страховой сфере, необходимо предпринять ряд практических шагов с целью развития страхования. Речь идет, во-первых, о создании благоприятных макроэкономических и правовых условий для формирования цивилизованного страхового рынка. Во-вторых, о решении кадровой проблемы в отрасли. В третьих, необходимо обеспечить финансовую устойчивость страховых операций.

Прогнозируя будущее страхового дела, следует заметить, что несмотря на кризисное состояние, российский страховой рынок обладает мощным потенциалом развития (общий объем страховых платежей составляет в РФ около 2,4 % от годового ВВП, тогда как в развитых доля совокупной страховой премии в ВВП составляет 8-10%.

В условиях переходного периода регулирующая функция государства в страховой деятельности должна проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) - государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах.

2 Государственное регулирование страховой деятельности

В условиях переходного периода регулирующая функция государства в страховой деятельности должна проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) - государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах.

2.1 Государственное регулирование страховой деятельности: по­нятие и направления

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям:

а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;

б) законодательное обеспечение становления и защиты нацио­нального страхового рынка:

в) государственный надзор за страховой деятельностью;

г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, пре­дупреждение и пресечение монополизма.

Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, совершенствование нормативной базы стра­ховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.

2.2 Прямое участие государства в становлении страховой систе­мы защиты имущественных интересов

Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов обусловливается необходимостью, во-первых, предоставления гарантий социальной за­щиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств; во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании не­коммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иност­ранных, в страховании экспортных кредитов; в-третьих, предоставле­нием дополнительных гарантии тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государствен­ных ценных бумаг с гарантированным доходом; в-четвертых, создани­ем целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по догово­рам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

2.3 Законодательное обеспечение становления и защиты на­циональною страхового рынка.

Законодательство о страховании имеет комплексный характер и может быть выделено в качестве отдельной комплексной отрасли законодательства, включающей в себя законы, регулирующие стра­ховую деятельность, указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ, приказы и инструкции, издаваемые в пределах своей компетенции федеральными органами по надзору за страховой дея­тельностью.

Как институт гражданского права страхование регулируется нор­мами только ГК Российской Федерации и ряда других специальных законов. Но сама страховая деятельность как вид хозяйственной дея­тельности, основывающейся на массиве частноправовых и публично-правовых отношений, регулируется целым комплексом различных нормативно-правовых актов, начиная от закона и заканчивая приказа­ми и инструкциями федерального органа по надзору за страховой де­ятельностью. Сюда же следовало бы отнести и локальные, внутри­фирменные акты, действующие только в пределах и на территории конкретного юридического лица.

Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих право­вое регулирование страховой деятельности, приведен в разделе «Список ли­тературы» данной работы.

2.4 Государственный надзор за страховой деятельностью

Государственный надзор за страховой деятельностью осу­ществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Система государственного надзора за страховой деятель­ностью должна предполагать:

1) организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой дея­тельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

2)создание нормативных актов надзора за страховой деятель­ностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;

3) определение специальных требований к страховым организаци­ям, установление лицензирования и сертификации страховой деятель­ности;


i-v-shutku-i-vserez-a-nu-ka-devochki-konkursnaya-programma-89-vkafe-arlekin-karnavalnoe-shou-k-8-marta-dlya-detej.html
i-v-sledzevskij-glavnij-redaktor-d-m-bondarenko-n-a-ksenofontova-a-m-vasilev.html
i-v-stalin-ti-ujmis-ujmis-toska-stranica-2.html
i-v-stalin-ti-ujmis-ujmis-toska.html
i-v-stalin-v-svoem-trude-marksizm-i-voprosi-yazikoznaniya-podtverdil-leninskie-ustanovki-i-v-chastnosti-monopoliyu-par-stranica-5.html
i-v-stepanova-e-n-fokina-nauchno-analiticheskij-zhurnal.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-marketing-specialnosti-080105-finansi-i-kredit-080109-buhgalterskij-uchet-i-audit-sostavitel-klimova-tatyana-bronislavovna.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sosh-6-stranica-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/the-world-nuclear-news-uk-january-26-2009-kazakhstan-and-india-sign-nuclear-cooperation-accord.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/e-mail-perevodchickinbox-ru.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-po-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-na-temu-kibernetika-nauka-hh-veka.html
  • thescience.bystrickaya.ru/indeks-zdorovya-doklad-direktora-mou-gimnaziya-1.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/viktorina-svoya-igra-spisok-ispolzovannoj-literaturi-i-internet-istochnikov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-xxi-94-zachem-bog-znaya-napered-sotvoril-imeyushih-greshit-i-ne-raskaivatsya.html
  • bystrickaya.ru/zapovednik-bogdinsko-baskunchakskij-chast-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/primenenie-miliciej-administrativnoj-otvetstvennosti-po-st-2021-koap-rf-chast-13.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-gumanitarnih-specialnostej-vuzov-vtreh-chastyah.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/paroksetin-pri-lechenii-depressij-u-bolnih-obshesomaticheskogo-stacionara.html
  • turn.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-provoditsya-na-okazanie-uslug-po-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-teplovogo-i-tehnologicheskogo-oborudovaniya-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-g-stranica-7.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-celi-i-zadachi-disciplini-modulya-celyami-prepodavaniya-kursa-marketing-i-marketingovie-issledovaniya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vasnecov-viktor-mihajlovich.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistema-celej-izucheniya-disciplini-testirovanie-kak-metod-pedagogicheskogo-kontrolya-disciplini-operativnaya-hirurgiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-v-rossijskoj-federacii-chast-16.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-inostrannij-yazik-dlya-studentov-napravleniya-podgotovki-080100-62-ekonomika.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zayavlenie-o-priznanii-iska-visshij-arbitrazhnij-sud-rosijskoj-federacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispitanie-resi-na-sposobnost-k-pajke-prochnosti-vivodov-i-ih-kreplenij-na-vozdejstvie-rastyagivayushej-sili-na-izgib.html
  • turn.bystrickaya.ru/pavlova-vk-direktor-gimnazii-73-lomonosovskaya-gimnaziya-sankt-peterburga.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plastik-ne-razlagaetsya-pokolenie-iks-inostrannaya-literatura-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priroda-realnosti-zarya-novoj-paradigmi-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/armstrong-k-istoriya-boga-tisyacheletnie-iskaniya-v-iudaizme-hristianstve-i-islame-stranica-15.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-pyataya-glaza-kak-nauchitsya-bistro-chitat.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shih-tehnologij-i-nauchnih-dostizhenij-specialisti-i-organizatori-firmi-imeyut-bolshoj-opit-v-oblasti-izucheniya-fizicheskih-polej-i-vozdejstviya-ih-na-raznie-material.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-dlya-studentov-syllabus-naimenovanie-disciplini-transaktnij-analiz-v-socialnoj-rabote.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-avgust-2010-g-stranica-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spravka-ob-akademicheskih-zadolzhennostyah-po-sostoyaniyu-na-31-05-05.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekviziti-programmi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-osnovi-mkt.html
  • urok.bystrickaya.ru/prioritetnie-napravleniya-razvitiya-obrazovaniya-municipalnogo-obrazovaniya-lodejnopolskij-municipalnij-rajon-leningradskoj-oblasti-na-2006-2010-godi.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-s-10-yanvarya-po-29-yanvarya-2012-g-3-5-kursi-s-10-yanvarya-po-03-fevralya-2012-g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-sovetov-utverzhdennih-prikazami-rosobrnadzora-v-2009-2011-gg-stranica-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/votyaiv-koree-vo-vremya-pereleta-bolee-dovelos-lyubovatsya-krasotami-oblakov-vseh-vidov-i-yarusov-oni-plotno-zakrili-poverhnost-zemli-ne-ostavlyaya-shansov-na-ho-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.