.RU

Гродненский государственный университет имени янки купалы эмоции человека в нормальных и стрессорных условиях под общей редакцией А. И. Яроцкого, И. А. Криволапчука Гродно 2001 - страница 5



62

зиологический механизм реакций самостимуляций, несмотря на определенную морфологическую их детализацию, пока не установлен. Олдс (1967) полагает, что дальнейшее усовершенствование методик позволит отделить эффект «потребности» от эффекта «удовольствия» по крайней мере для пищевой реакции, так как трудно себе представить, чтобы эти два этапа пищевой реакции (один трудный, связанный с поисками пищи, а другой — легкий, сам акт еды) поддерживались бы активностью одного и того же набора нейронов. Но и тогда еще далеко будет, по нашему мнению, до полного осмысления полученных фактов или трактовки их исключительно с точки зрения эмоциональных эффектов .

Сложилось мнение, что в мозге животных и человека существуют две системы, одна из которых связана с положительными (приятными) , а другая — с отрицательными переживаниями. Первая из них представлена главным образом в передних и латеральных, вторая — в задних и медиальных отделах гипоталамуса. Кроме гипоталамуса, негативная и позитивная системы представлены в лобной, височной и теменной областях коры больших полушарий головного мозга, в архипалеокор-тексе, гиппокампе и некоторых подкорковых ядрах (в миндалине и др.). При этом точки, принадлежащие к различным системам, подчас расположены очень близко одна от другой. Между этими системами наблюдаются реципрокные отношения, так что возбуждение одной из них подавляет деятельность противоположной.

Все новые и новые данные о функциональных особенностях различных структур мозга дают основание исследователям включать их в круг образований, участвующих в центральных механизмах эмоциональных реакций. Так, в этот круг была включена и лимбическая система — комплекс, промежуточный между древними подкорковыми образованиями и новой корой, имеющей непосредственное отношение к эмоциям и висцеральным органам.

Этот комплекс получил название «висцерального мозга», или «эмоционального мозга». По мнению многих исследователей, эта промежуточная область и составляет тот субстрат, который, получая через ретикулярную формацию самую окраску эмоционального состояния, посылает свои возбуждения в кору

63

больших полушарий, где эмоциональное состояние приобретает свою конечную осознанную форму. Отмечено, что нарушения в области амигдалярного тела и гиппо-кампа ведут к созданию выраженного эмоционального состояния.

К последнему мнению близко и высказывание П.К.Анохина (1964), который считает, что «эмоциональное состояние хотя и может быть вызвано различными стимулами кортикального происхождения, однако сама эмоциональная окраска и формирование отдельных компонентов в ее выражении связаны с процессами в тех подкорковых образованиях, которые И.П.Павлов именовал «ближайшей подкоркой». Среди них, несомненно, решающую роль играет гипоталамус — область интегрирования жизненно важных функций» .

А.И.Карамян (1966) приводит сводку данных, полученных учеными, о роли архипалеокортикальных структур мозга в эмоционально-поведенческих актах. И.С.Беритов считает необходимым пересмотреть прежние представления о ведущей роли таламуса и гипоталамуса в формировании эмоциональных реакций. Не отрицая участия гипоталамуса в регуляции эмоциональных состояний организма, И.С.Беритов подчеркивает решающую роль в этом главных субстратов архипалеокортекса, то есть гиппокамповой и пириформной системы.

Из развиваемых И. С.Беритовым взглядов вытекает, что важным субстратом эмоционально-поведенческих актов является архипалеокортикальная система интеграции. Эта система, с одной стороны, осуществляет свое влияние через диэнце-фальные субстраты мозга и, в частности, через гипоталамус; с другой стороны, этот высший аппарат эмоционально-поведенческих актов находится под непосредственным регулирующим влиянием неокортекса. Л. Г. Воронин в экспериментах на животных, стоящих на различных ступенях филогенетической лестницы, также установил, что гиппокамп играет значительную роль в интегративной деятельности мозга.

Ж.Г.Баклаваджян (1985) отметил важную восходящую активирующую роль гипоталамуса в регуляции активности коры головного мозга. Активирование может развиваться и независимо от функции вегетативной нервной системы.

Т.А.Леонтович в интересных экспериментах сопоставил

64

структурную и функциональную организацию межуточного и конечного мозга. Оказалось, что медиальный гипоталамус, медиальная преоптическая область, диагональная и сентальная области, разрушение которых сопровождается повышением агрессивности, построены целиком и частично из нейронов ретикулярного типа. Структуры же переднего ядра таламуса, лимбической и энториальной коры, разрушение которых сопровождается снижением эмоциональной активности и агрессивности, построены из клеток специфического типа.

Нейрофармакологический и морфологический анализ ориентировочного пищевого и оборонительного поведения позволил А.В.Вальдману (1976) выделить в каждой поведенческой реакции два комплекса: эмоционально-поведенческую деятельность, связанную преимущественно с неокортикальными структурами, и моторно-вегета-тивную деятельность, связанную с подкорковыми образованиями.

Ранее такую же точку зрения высказал И.М.Беритов (1961) . По его мнению, на уровне гипоталамуса формируются моторные и вегетативные компоненты поведенческих актов, в то время как палеокортекс интегрирует активность гипоталамиче-ских центров в полноценную эмоциональную реакцию.

В лаборатории Н.П.Бехтеревой с помощью методики сте-реотаксиса ведутся систематические исследования локализации различных эмоциональных реакций. Эмоциональные переживания зарегистрированы при раздражении определенных точек таламуса, субталамуса, покрышки и других образований мозга. Интересные данные были получены В.Смирновым (1989), вводившим больным людям пучки золотых электродов (вживление на несколько недель) . Как правило, стойкий лечебный эффект (устранение тремора, ригидности, акинезии и др. достигался разрушением небольшого объема 3-7 участков мозга, находящихся в пределах стереотаксических мишеней (вектор-латеральное ядро и срединный центр в таламусе. (Всего к настоящему времени открыто более 150 морфологических единиц (ядрышек, ядер и т.д.), составляющих таламус.

При изучении динамики процессов жизнедеятельности мозга обнаружены характерные изменения соответствующих

65

показателей при эмоциональных воздействиях, В связи с этим были проведены систематические исследования динамики медленных и сверхмедленных биоэлектрических колебаний (постоянный потенциал) в участках коры и глубоких структур мозга и динамики процессов дыхательного метаболизма (уровень наличного кислорода) в тех же образованиях. Запись осуществлялась в спокойном бодрствующем состоянии, во время предъявления психологических тестов (речевые воздействия, изображения и пр., содержащие эмоциогенную или индифферентную информацию) и в гипнозе. В результате исследований выявлены два вида изменений, коррелирующие с динамикой активации внимания и с интенсивностью, продолжительностью и окраской эмоционального переживания.

Изменения постоянного потенциала и наличного кислорода, коррелирующие с эмоциональными реакциями личности, наблюдались постоянно (хотя и в неодинаковой степени) во многих подкорковых структурах: гиппокампе, миндалевидном теле, хвостатом ядре, бледном шаре, а также в ядрах зрительного бугра — неспецифических (особенно в срединном центре), ассоциативных (дорзомедиальное ядро) и в меньшей степени — переключательных (вентролатеральное и вентральное задние ядра) .

Прямая регистрация процессов жизнедеятельности мозга позволила увидеть сложную картину развертывающихся во времени изменений функционального состояния многочисленных звеньев кортикосубкортикальных систем эмоций. По мнению В.Смирнова, таламус в деятельности структурных систем эмоций участвует, но не глобально, а весьма дифференцированно. Есть основания думать, что изменения функционального состояния подкорковых структур (включая таламические ядра) при эмоциональных реакциях личности в значительной степени определяются результатом целостной работы мозга (особенно его высших отделов) по оценке и переработке поступающей информации.

Исследования В.Смирнова показали, что раздражение и разрушение таламических структур не включает сознание. Колебания степени бодрствования от легкой дремоты и сонливости до выраженной психической активизации наблюдаются при раздражении (иногда и при разрушении) неспецифических таламических ядер — вентрального переднего, ретикулярного и

66

особенно срединного центра. Раздражение сенсорных входов срединного центра вызывает сенсорные эффекты в виде необычных ощущений. Последние не имеют четкой локализации, но относятся к какой-либо части тела (голова, грудь, конечности и т.д.) на противоположной стороне, хотя бывают и двусторонними. Больные сравнивают такие ощущения с «тепловой волной», прокатывающейся по телу. Эти ощущения сопровождаются определенным эмоциональным тоном, обычно положительным (больные говорят о «приятном тепле» и т.д.). Повторные раздражения срединного центра могли изменять пороги болевых и температурных раздражений в зоне гиперпатии, усиливать или ослаблять имеющийся болевой синдром, менять эмоциональный тон ощущений с приятного на неприятный и наоборот. Разрушение срединного центра не приводило к выпадению чувствительности. Исследования В.Смирнова свидетельствуют о весьма сложном и дифференцированном участии тала-муса в механизмах внутрицентральной регуляции, имеющих важное значение для управления бодрствованием и эмоциями, а также о несомненной роли таламуса в деятельности церебральных систем, обеспечивающих ощущениям эмоциональную окраску и проекцию во внешнее и внутреннее (телесное) пространство.

Таким образом, по мнению как отечественных, так и зарубежных авторов, в формировании эмоциональных реакций принимают участие почти все области и все уровни головного мозга, что, по-видимому, связано с очень важной ролью эмоций в жизни всех существовавших и существующих биологических множеств. Вместе с тем многие исследователи признают роль таламуса и гипоталамуса в формировании эмоционального фона жизни. Это связано также и с их местоположением в мозге, и с густой сетью кровеносных сосудов, обеспечивающих своеобразие кровоснабжения гипоталамуса.

Кровеносные сосуды гипоталамуса отличаются очень высокой проницаемостью, поэтому химические вещества, содержащиеся в крови, проникают в подбугорье быстрее, чем в любой другой отдел мозга. В ядрах гипоталамуса происходит тончайшая координация деятельности вегетативной нервной системы, которая управляет всеми внутренними органами, ре-

67

гулирует процессы обмена веществ в организме. В гипоталамусе — несколько десятков нервных ядер (их делят на передние, средние и задние). К настоящему времени наиболее изучены 32 пары ядер. Это высшие центры вегетативной нервной системы.

Гипоталамус тесно связан с регуляцией желез внутренней секреции и сам по себе является в какой-то степени эндокринной железой. Исследованиями Г.Селье особенно подчеркнута его связь с гипофизом и его роль в формировании общего адаптационного синдрома. В одном из ядер гипоталамуса вырабатывается антидиуретический гормон, регулирующий образование мочи. В гипоталамусе синтезируются вещества (релизинг факторы), стимулирующие образование гормонов в клетках гипофиза. Они побуждают гипофиз вырабатывать гормоны, обладающие свойствами возбуждать деятельность многих эндокринных желез. Так, адренокортикотропный гормон, регулирующий секрецию гормонов коры надпочечников, не образуется в гипофизе, если снижается поступление в кровь реализующего фактора гипоталамуса.

Между подкорковыми образованиями и корой установлены сложные взаимоотношения. Важно подчеркнуть, что таламическая область находится под постоянным контролем вышележащих отделов головного мозга. К таким отделам относятся в первую очередь кора больших полушарий, ретикулярная формация, зрительные бугры и ряд других участков мозга.

Известно, что в процессе филогенетического развития живых организмов, по мере усложнения их организации, складывались системы регулирования жизненных функций на всех уровнях — молекулярном, клеточном, органном, организмен-ном и на уровне взаимодействия организма с внешней средой. Они усложнялись и совершенствовались. При этом в процессе эволюции каждое предшествующее звено регулирования, сохраняя в известной степени самостоятельное значение, становилось конкретным механизмом осуществления направляющего воздействия последующего, филогенетически более молодого звена. На высшем этапе филогенеза вся эта «иерархия» звеньев системы регулирования в конечном счете оказалась соподчиненной и управляемой высшими нервными регуляторными механизмами.

68

Необходимо отметить также и оригинальную концепцию И.И.Сперанского о дифференциации функций высшей нервной деятельности и высшей нервной регуляции.

Функция высшей нервной деятельности в филогенетическом отношении более молодая. Ее основной субстрат — кора мозга с ближайшей подкоркой. Функция высшей нервной регуляции — филогенетически более древняя, ее основной субстрат — более глубокие отделы мозга и прежде всего гипоталамуса. Именно межуточный мозг (диэнцефалон) с гипоталамусом, воспринимая информацию и перерабатывая ее, в основном обеспечивает регулирование и координирование жизненных процессов и функций организма. Гипоталамус помогает удовлетворению «потребностей» внутренней среды организма и протеканию эмоциональных реакций. Он реализует свое влияние на висцеральные органы и функции двумя путями: либо по каналам нервной связи (через вегетативно-нервные проводники), либо по каналам нейрогуморальной связи (в основном через гипоталамо-гипофизарно-гормональную систему) . Обратная афферентация с периферии замыкает эту саморегулирующуюся систему.

В работах всемирно известного канадского патофизиолога Г.Селье раскрыта сущность общего неспецифического адаптационного синдрома, являющегося одной из важных схем взаимодействия организма и среды. Однако следует указать, что учение Г.Селье об адаптационном синдроме и стрессовых реакциях организма далеко не охватывает всей проблемы биологического приспособления и эмоциональных реакций. Его учение о стрессе вскрывает только частный механизм эмоциональных реакций по схеме: гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников. Это, в сущности, морфогормональный субстрат вегетативно-биохимических сдвигов при эмоциональных реакциях.

По теории Г.Селье, при различных неблагоприятных воздействиях на организм (например, во время инфекционной болезни) резко возрастают его защитные силы. Возникает особое состояние, которое называют стресс-синдром, или адаптационный синдром. При стресс-синдроме наибольшее функциональное значение имеют эндокринные железы — гипофиз и надпочечники .

Гипофиз состоит из трех отделов, каждый из которых вырабатывает свои гормоны. При действии на организм различных вредоносных агентов («стрессоров»), в том числе и резких

69

эмоциогенных факторов, передняя доля гипофиза начинает усиленно выделять адренокортикотропный гормон

(АКТГ). Реакция возникает необычайно быстро — в течение нескольких секунд в результате нервной им-пульсации со стороны гипоталамуса на гипофиз. АКТГ, попадая в кровь, достигает надпочечников. Эти эндокринные железы состоят из коркового и мозгового вещества. Корковое вещество секретирует стероидные гормоны, а мозговое — адреналин. Пусковым механизмом стресс-реакции является адреналин. Но по мере ее развития наиболее активную роль начинают играть стероидные гормоны. АКТГ стимулирует секрецию стероидных гормонов в коре надпочечников. Таким образом, стресс-синдром протекает в определенной последовательности: гипоталамус — передняя доля гипофиза — кора надпочечников. Интенсивность стресс-реакции зависит не только от воздействия на организм каких-либо факторов, но и от состояния центральной нервной системы, в частности, ретикулярной формации ствола мозга.

Стресс-синдром повыпает сопротивляемость организма за счет усиления обмена веществ. Кора надпочечников начинает усиленно вырабатывать стероидные гормоны. Одни из них

(глюкокортикоиды) влияют на обмен углеводов и белков, другие (минералекортикоиды) участвуют в обмене различных солей и воды.

Увеличение количества глюкокортикоидов в крови вызывает ряд сложнейших процессов. Эти гормоны очень быстро мобилизуют все внутренние резервы. Глюкокортикоиды активизируют деятельность сердечно-сосудистой и нервной систем, при этом резко усиливается распад белков, жиров, гликогена. Происходит увеличение содержания в крови глюкозы — легкоусваиваемого питательного материала и обогащение тканей фосфорными соединениями, которые служат источником энергии для клеток. Это очень существенно, так как при резких воздействиях на организм чрезвычайных раздражителей возникает необходимость в увеличении энергетических затрат и в значительном потреблении питательных веществ. Это обстоятельство имеет большое

70

значение для спортсменов, особенно в период соревнований, когда требуется максимальное напряжение сил и энергетических возможностей организма.

Стресс-синдром не всегда полезен для организма. При повторяющихся сильных стресс-реакциях, вызванных тяжелыми заболеваниями или длительными неприятными эмоциональными переживаниями, наступает истощение нервной системы и защитных эндокринных механизмов. Тогда может наступить стойкое расстройство здоровья. Так, по современным воззрениям, одной из причин развития гипертонической болезни, атеросклероза, различных неврозов является эмоциональный стресс.

Современные психологи, физиологи и клиницисты, изучая эмоциональный стресс (или эмоциональное напряжение), учитывают схему предложенную Г.Селье, и включают этот частный нейрогуморальный механизм адаптации в общую схему адаптации организма к меняющимся условиям существования, в котором ведущая роль принадлежит центральной нервной системе (Дж. Теппермен, 1988; Г.Г.Аракелов, 1995; К.В.Судаков, 1997, 1998; М.М.Хананашвили, 1998).

Как видно из приведенных данных, морфологическим субстратом эмоций являются обширные области головного мозга, которые Дж.Пейпиц (1962), Э.Гельгорн (1961) и другие относят к так называемому висцеральному мозгу: гипоталамус, передние ядра, таламус, перегородка, свод мозга, маммилярные тела, миндалевидное ядро и образования архиопалеокортекса (венечная борозда, гиппокамп, грушевидная доля). Висцеральный мозг тесно связан с новой корой больших полушарий, особенно ее лобными, височными и теменными долями. Функционально он связан с регуляцией деятельности внутренних органов (отсюда и его название) при реализации органических потребностей организма (голод, жажда, половое влечение и т.п.) и эмоциональных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы, дыхания, эндокринной, пищеварительной и выделительной систем.

Этот центральный аппарат эмоций оказывает восходящее и нисходящее влияние на центральную нервную систему. Восходящее влияние выражается в активизации высших отделов мозга и органов чувств, что осуществляется во взаимодействии с ре-

7 1

тикулярной формацией, которая сама по себе является эмоционально нейтральной (В.Кардо, 1961). Эта активизация из эмоциональных центров идет как через ретикулярную формацию в кору больших полушарий, так и непосредственно в кору, минуя сетевидное образование. Активизация осуществляется также через симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы (Дж. Эверли, 1985; Ф.Блум, 1988).

Нисходящие влияния эмоциональных центров реализуются через вегетативную нервную систему, высшие центры которой локализованы в гипоталамусе (Гельгорн, 1961; Бовард, 1962) . При этом активность парасимпатического отдела преимущественно связана с передним и латеральным отделами гипоталамуса (возникновение положительных эмоций), а симпатического отдела — с задним и медиальным отделами гипоталамуса (возникновение отрицательных эмоций) .

Исходя из концепций И. С. Беритова, П. К. Анохина, Э. Гель -горна, Дж. Пейпеца и других, по-видимому, будет правильным считать, что регуляция эмоциональных реакций не является прерогативой строго локализованных областей мозга (например, гипоталамуса), а связана со всеми уровнями центральной нервной системы, в том числе и с корковыми процессами, то есть с сознанием.

Особое значение это приобретает у человека. Как не могут быть у человека отделены первая и вторая сигнальные системы действительности, так не могут быть отделены у него «низшие» (биологические) эмоции от «высших» (социально-человеческих) .

И.П.Павлов неоднократно указывал, что эмоции тесно связаны с подкорковыми образованиями головного мозга — местом замыкания безусловных рефлексов. При этом он подчеркивал, что подкорковая деятельность — это основа лишь «элементарных эмоций», то есть инстинктов и чувств, сопряженных с ними, свойственных и примитивным видам жизни (голода, жажды, самосохранения, продолжения рода и др.). По мере усложнения и развития головного мозга по эволюционной спирали эмоции также усложняются, связываются с корковой деятельностью. При возникновении второй сигнальной системы у человека сами эмоции становятся объектом изучения, управляются сознанием в той степени, в какой это требуется целесо-

72

образностью и допускается взаимодействием с волевыми процессами. В коре головного мозга имеется представительство не только «высших эмоций» (человеческих чувств), но и «элементарных эмоций». Их связь в коре головного мозга придает особое значение второй сигнальной системе — человеческой речи. Слово, как известно, оказывает колоссальное влияние на эмоциональную сферу, слово может поднять человека на высокий подвиг, но может и убить его.

Говоря о связи эмоций со всеми уровнями головного мозга, мы тем самым признаем их связь с высшей нервной деятельностью и высшей регуляцией. По нашему мнению, биологическая сущность эмоций заключается не только в защите организма от неблагоприятного воздействия (П.К.Анохин, 1975; П.В.Симонов, 1981, 1987) окружающей среды, но, очевидно, и в участии, и в пуске физиологических механизмов адаптации к меняющимся условиям жизни, механизмов, направленных на поддержание гомеостазиса организма.

Эмоции тем самым приобретают широкое общебиологическое значение в поддержании жизни и в ее репродуцировании.

Структурно-функциональный анализ эмоциональной жизни животных и человека был бы неполным, если бы мы не остановились на тех принципиально новых возможностях в представлении механизма эмоций, которые появились в связи с раскрытием в деятельности центральной нервной системы ее элементарных регуляторных звеньев.

Элементарные регуляторные звенья были обнаружены как на уровне микро-и макроструктур мозга (А.К.Попов, 1969), так и на уровне анализаторов (А.М.Волков, А.К.Попов, 1969) . Условием возникновения элементарных регуляторных звеньев является наличие прямых и обратных активирующих и инактивирующих связей между двумя любыми взаимодействующими нервными структурами мозга. Организуемая посредством изменения характера и знака связей определенная последовательность смены типов взаимодействия этих субстратов, собственно, и составляет механизм элементарного регуляторного звена. Специальные исследования позволили установить, что элементарные звенья могут выполнять функции частотных фильтров, колебательных, дифференцирующих и интегрирующих звеньев, а также усилителей (А.М.Волков, А.К.Попов,

73

1969) .

Выявление функциональных возможностей элементарных регуляторных звеньев оказалось практически полезным для анализа сенсомоторной и умственной деятельности человека. В частности, любой сложности сенсомоторную деятельность, например, человека-оператора, оказалось возможным рассмотреть как динамическую композицию из элементарных регуляторных звеньев. Подобно тому, как здания различной формы строятся из стандартных элементов, так и различная деятельность центральной нервной системы состоит из определенных взаимодействий ее элементарных механизмов. Более того, одинаковые по принципам своей организации элементарные механизмы обладают, в зависимости от их собственных параметров, различными функциями. Настраиваясь и объединяясь в различных композициях под влиянием тренировки (динамическая стереотипия, по И.П.Павлову), они обеспечивают выполнение чрезвычайно широкого круга задач. Исследование таких композиций показало, что в ряде случаев (например, в спортивной и операторской деятельности) ее лучшие варианты возможны только при строго определенной согласованности собственных частот элементарных регуляторных звеньев (А.М.Волков А.К.Попов, 1969) . Это придает особое значение вопросам индивидуальной эмоциональной и психической подготовки спортсменов, соблюдению режима труда и отдыха, повышению общей устойчивости организма к экстремальным воздействиям.

Как известно, характеристикой «полосы пропускания» для центральной нервной системы является диапазон усвоения ритмов . В этом смысле его изменение является одним из показателей перестройки параметров регуляторных механизмов мозга. Г.М.Куколевским (1963) была показана связь диапазона усвоения ритма с уровнем тренированности спортсменов, причем более узкому диапазону соответствовал более низкий уровень тренированности, а более широкому — уровень хорошей и отличной тренированности. Важно, что в состоянии перетренированности, когда навык деятельности резко падает, а способность к тренировке и совершенствованию спортивных показателей пропадает, эффект усвоения ритма полностью отсутствует.

Приведенные факты позволяют предполагать, что перестройка частотных параметров регуляторных механизмов происхо-

7 4

дит не только при работе и тренировке спортсменов, летчиков и космонавтов, но и вообще при любой сен-сомоторной деятельности человека. Такая перестройка, вероятно, осуществляется под контролем корковых центров больших полушарий посредством механизмов «обратной афферентации» и «акцептора действия» (П.К.Анохин, 1975). С этой точки зрения согласование собственных частот элементарных регуляторных звеньев является необходимым условием всякой полноценной деятельности человека. Можно думать, что одним из способов скорейшего достижения такой согласованности может явиться возникновение таких состояний элементарных регуляторных звеньев, которые можно определить как состояния широкополостного резонанса.

Мысль о важности такого явления в работе центральной нервной системы высказывалась в таком виде, что в линейных зонах мозга существует еще один важный механизм, использующий резонансные явления, и что входной элемент может установить функциональную связь с требуемым выходным элементом, если частота его возбуждений близка к резонансной частоте последнего.

Можно думать, что состояния, подобные широкополостным резонаторам, являются оптимальными с точки зрения условий выбора и согласования частот элементарных регуляторных звеньев.

Если такие состояния возникают не только в результате правильно организованной тренировки (то есть не приводящей к явлениям перетренированности), но и в условиях дефицита информации, то описываемое явление можно рассматривать и как информационный механизм эмоций (В.И.Акунов, Ф.П.Кос-молинский, 1969) . Такое представление хорошо согласуется как с положениями П.К.Анохина о роли акцептора действия в возникновении эмоциональных реакций, так и с концепцией П. В. Симонова об эмоциях как компенсаторном механизме при недостатке информации об изменениях внешней среды. С развиваемой точки зрения становятся понятными и те хорошо известные в жизни и спортивной практике состояния, когда люди проявляют чудеса силы и ловкости в состоянии аффекта и сильных эмоциональных волнений.

Косвенным доказательством правильности сделанного предположения является и другое обстоятель-

75

ство, связанное с перестройкой и рассогласованием собственных частот регуляторных механизмов благодаря эффекту резонанса, возникающему под влиянием внешних ритмических воздействий. Наиболее ярким примером здесь могут служить эффекты совпадения собственной частоты внутренних органов с частотой 6,3 Гц в области инфразвука, приводящие к тяжелым расстройствам состояния организма человека, а также частоты ритмических мельканий света, задаваемой по обратной связи с ритмикой мозга, что вызывает эпи-лептоидные припадки.

В своих недавних работах, основываясь на результатах собственных исследований и современных данных нейрофизиологии и нейропсихологии, П.В.Симонов (1987, 1993, 1997) пришел к заключению, что взаимодействие передних отделов фронтальной коры, гиппокампа, миндалины и гипоталамуса необходимо и достаточно для организации поведения в системе координат «потребность — вероятность ее удовлетворения» с вовлечением механизмов, реализующих регуляторные функции эмоций. По его мнению, все остальные образования мозга играют исполнительную или вспомогательную роль, будь то сенсорные системы, механизмы построения движений, системы регуляции уровня бодрствования и вегетативных функций. В целом динамика взаимодействия информационной (передние отделы неокортекса и гиппокамп) и мотивационной (миндалина и гипоталамус) систем в соответствие с представлениями П.В.Симонова выглядит следующим образом. Внутренние (метаболизм) или внешние (боль, запах и т.д.) побуждающие безусловные стимулы активируют мотивационные структуры гипоталамуса, который в свою очередь активирует гиппокамп и передние отделы новой коры. Благодаря гиппокампу широкий круг внешних стимулов усиливает доминантное сотояние. В случае совпадения этих стимулов с действием подкрепляющих безусловных раздражителей гиппокамп оказывается первым местом встречи сочетаемых афферентаций. При сформированном поведенческом акте в результате совместной деятельности гиппокампа и фронтальной коры отбираются те внешние стимулы или их энграммы, которые ранее сопровождались удовлетворением данной потребности. Посредством сопоставления мотивационного возбуждения с наличными стимулами и энграммами, извлеченными из памяти, в мин-

7 б

далине формируется эмоциональная окраска этих стимулов и энграмм, что ведет к выделению доминирующей мотивации, подлежащей первоочередному удовлетворению. Сложившаяся во фронтальной коре программа действия поступает в стриатум, где путем взаимодействия с теменной корой «вписывается» в пространственные координаты предстоящего действия. Из фронтостриатной системы возбуждение через мотрную кору поступает на эффекторные органы, реализующие целенаправленное поведение.

Знание нейроморфологических структур и путей нейроэн-докринной регуляции эмоционально-поведенческих актов человека особенно важно учитывать при планировании и организации тренировочного процесса спортсменов, авиаторов и космонавтов для включения в него ряда мероприятий, относящихся к вопросам психологической подготовки и повышающих эмоциональную устойчивость этих лиц в условиях чрезвычайных по силе физиологических напряжений. В аспекте современной нейроморфофизиологичес-кой информации о путях и закономерностях протекания эмоциональных реакций возникает вопрос об объективной оценке деятельности нервных механизмов, отражающих биологическую и произвольно-человеческую природу эмоциональных процессов. В указанном плане заслуживает внимания концепция о физиологическом (позном) треморе.

Современный методический уровень исследования физиологического тремора позволяет проследить физиологические механизмы возникновения постоянных ритмических колебаний, развивающихся в сократительных элементах мышечной ткани в фоновую фазу, в восстановительный период после двигательных нагрузок, а также в состоянии эмоционального возбуждения, и его последствия.

Интегративныи характер физиологического тремора раскрывается специальными экспериментальными исследованиями механизмов, его вызывающих. Определенное значение имеют исследования, в которых показано, что раздражением ретикулярной формации около руброспинального тракта и в трапециевидном теле вызывает тремор (В.Р.Ингран, С.В.Рон-сон, Ф.И. Ханнет, Ф.Р.Цейс и В.Х.Тервиллигер, 1932).

Ф.Д.Енкер и А.А.Уорд (1953) в опытах на обезьянах обна-

7 7

Вариационно-статистическая характеристика динамики

частоты позного тремора (в Гц) у участников чемпионата

instrukciya-po-vedeniyu-dnevnika-medsestrinskoj-praktiki-razdeli-praktiki-detskaya-hirurgiya.html
instrukciya-po-vipolneniyu-rabot-effekt-komptona.html
instrukciya-po-vipolneniyu-raboti-dlya-vipolneniya-ekzamenacionnoj-raboti-po-fizike-otvoditsya-35chasa-210-minut-rabota-sostoit-iz-3-chastej-vklyuchayushih-36zadanij.html
instrukciya-po-vipolneniyu-raboti-ekzamenacionnaya-rabota-po-anglijskomu-yaziku-sostoit-iz-pyati-razdelov-vklyuchayushih-51-zadanie.html
instrukciya-po-vipolneniyu-raboti-na-vipolnenie-ekzamenacionnoj-raboti-po-informatike-otvoditsya-4-chasa-240-minut-vklyuchaya-rabotu-za-kompyuterom.html
instrukciya-po-vipolneniyu-raboti-na-vipolnenie-ekzamenacionnoj-raboti-po-russkomu-yaziku-dayotsya-4-chasa-240-minut-rabota-sostoit-iz-2-chastej.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-sushestvennie-korporativnie-dejstviya-sushestvennie-korporativnie-dejstviya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/63-kachestvo-itogovoj-attestacii-vipusknikov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ozdorovitelnij-beg-i-hodba.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-hirurgicheskoj-stomatologii-na-4-kurse-stomatologicheskogo-fakulteta.html
  • znanie.bystrickaya.ru/561-prirodnie-landshafti-generalnij-plan-balko-gruzskogo-selskogo-poseleniya-egorlikskogo.html
  • books.bystrickaya.ru/e-v-zadaniyah-teoreticheskogo-tura-dlya-obuchaemih-na-stupeni-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-dolzhni-bit-predstavleni-sleduyushie-tematicheskie-napravleniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/simmetriya-simvol-krasoti-garmonii-i-sovershenstva.html
  • college.bystrickaya.ru/10-materialno-tehnicheskoe-obespechenie-disciplini-primernij-uchebnij-plan-prilozhenie-2-primernie-perechni-disciplin.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tendenzen-einer-neuerlichen-entfremdung-monografiya-opublikovana-pri-finansovoj-podderzhke-granta-kgpu-01-04-1fn.html
  • literature.bystrickaya.ru/data-nachala-programmi-lyubaya-v-period-05-05-20-12-2011-programma-tura.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-9-zapominajte-ih-imena-inna-malhanova-gol-hitra-gol-mudra-gol-na-vidumki-poshla.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kanada-chast-7.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-iii-rasskazannaya.html
  • klass.bystrickaya.ru/antimonopolnaya-politika-v-rossii-chast-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obektom-issledovaniya-harakter-i-osnovnie-napravleniya-politiki-rossii-v-otnoshenii-kndr-posle-zaversheniya-holodnoj-vojni.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-administracii-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080106-51-finansi-po-otraslyam-080108-51-bankovskoe-delo.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravo-yuridicheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2011-goda.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-zakoni-i-formuli.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bombim-berlin-kuznecov-n-g-kursom-k-pobede.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vladimir-visockij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problemi-vospitaniya-i-obrazovaniya-detej-ot-rozhdeniya-do-shkoli-v-rossii-i-v-programme-yunesko-obrazovanie-dlya-vseh.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obedinenie-poshlo-na-polzu-zashita-otnalogovogo-terrora.html
  • literature.bystrickaya.ru/drevnerusskaya-ikonopis-shedevri-severnogo-vozrozhdeniya.html
  • report.bystrickaya.ru/hudozhestvennaya-literatura-nauchno-pedagogicheskaya-biblioteka.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ognennaya-duga-kurskaya-bitva-glazami-lubyanki-stranica-21.html
  • institut.bystrickaya.ru/stolbovaya-sistema-razrabotki-kalijnogo-plasta.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/antichnij-mir-v-tragediyah-evripida-ippolit-i-seneki-fedra-chast-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-220200-avtomatizaciya-i-upravlenie-stranica-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/mer-yuzhno-sahalinska-provel-priem-grazhdan-s-ogranichennimi-fizicheskimi-vozmozhnostyami.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-zaklyuchennih-vvedenie.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/v-n-lavrinenko-vserossijskij-zaochnij-finansovo-ekonomicheskij-institut-rektor-akad-a-n-romanov-predsedatel-nauchno-metodicheskogo-soveta-prof-d-m-dajntbegov-stranica-13.html
  • report.bystrickaya.ru/harakteristika-dejstvuyushego-uchebnogo-plana-programma-razvitiya-shkola-kulturi-na-period-s-2005-po-2010-god-chita-2005.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byudzhetnij-deficit-i-svyazannie-s-etim-problemi-chast-5.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/l-farabid-ojinsha-garmoniya-n-nern-negz-isa-b-zhuraev-b-mamirov-m.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshi-iziskvaniya-km-aviacionnite-operatori-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.