.RU

Характеристика уровней тревожности - Прихожан А. М. Толстых Н. Н. Психология сиротства


^ Характеристика уровней тревожности



Стеновые

Показатели

Уровень

Характеристика

Примечания

1-2

I

Состояние тревожности испытуемому не свойственно

Подобное “чрезмерное спокойствие” может как иметь, так и не иметь защитного характера

3-6

II

Нормальный уровень тревожности

Необходим для адаптации и продуктивной деятельности

7-8
III
Несколько повышенная тревожность

Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни

9
IV
Явно повышенная тревожность

Обычно носит “разлитой”, генерализованный характер

10



V

Очень высокая тревожность

Группа риска



ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-16 ЛЕТ

^ Краткая характеристика шкалы

Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-83 г.г. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является, на наш взгляд, то, что, во-первых, они позволяют, выделить области действительности, вызывающие тревогу и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Предлагаемый вариант шкалы прошел стандартную отработку. Поскольку первый вариант настоящей шкалы, опубликованный нами в 1984 г. (см. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной), без ведома автора и без ссылки на него был опубликован в книге Е.И.Рогова «Настольная книга практического психолога в образовании»28, а затем воспроизведен в ряде других изданий, обращаем внимание читателей на то, что первый вариант был нормирован в 1980-82 г.г. и соответственно не может быть использован в настоящее время.

Публикуемый в данной книге вариант методики прошел всестороннюю отработку и апробацию в 1995-1998 г.г.29 Важным его отличием является то, что нормирование проходило не по классам, а по возрасту испытуемых, что связано с современной ситуацией в образовании, когда в одном классе могут учиться дети могут учиться дети различных возрастов. Работа включала современную экспертную оценку пунктов шкалы, психометрическую проверку и апробацию на различных половозрастных и региональных выборках. Всего в психометрической проверке участвовали около 1400 чел.

Первый вариант методики содержал три субшкалы, определяющих соответственно тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную), с ситуациями общения (межличностную) и с отношением к себе (самооценочную). Настоящий вариант дополнен шкалой мистических, магических страхов (магическую), поскольку она оказалась очень чувствительной и позволила отделить общую, генерализованную тревогу от вариантов частной, парциальной тревоги.

^ Описание методики


Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма «А» предназначена для школьников 10-12 лет, форма «Б» - для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.


^ Форма А - 10-12 лет


Инструкция (на первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах, и обведи кружком одну из цифр справа - 0, 1, 2, 3 или 4 - в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию в обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.

Переверни страницу.

Твоя задача - представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра написано вверху и внизу страницы.

^ Форма «А»




Нет

Немного

Достаточно

Значительно

Очень

Пример. Перейти в новую школу

0

1

2

3

4



















1. Отвечать у доски

0

1

2

3

4

  1. Оказаться среди незнакомых ребят




0

1

2

3

4

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

0

1

2

3

4

4. Слышать заклятия

0

1

2

3

4

5. Разговаривать с директором школы30

0

1

2

3

4

6. Сравнивать себя с другими

0

1

2

3

4

7. Учитель смотрит по журналу, кого спросит

0

1

2

3

4

8. Тебя критикуют, в чем-то упрекают

0

1

2

3

4

9. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

0

1

2

3

4

10. Видеть плохие сны

0

1

2

3

4

11. Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету

0

1

2

3

4

12. После контрольной, теста - учитель называет отметки

0

1

2

3

4

13. У тебя что-то не получается

0

1

2

3

4

14. Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна

0

1

2

3

4

15. На тебя не обращают внимания

0

1

2

3

4

16. Ждешь родителей с родительского собрания

0

1

2

3

4

17. Тебе грозит неуспех, провал

0

1

2

3

4

18. Слышать смех за своей спиной.

0

1

2

3

4

19. Не понимать объяснений учителя

0

1

2

3

4

20. Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем

0

1

2

3

4

21. Слышать предсказания о космических катастрофах

0

1

2

3

4

22. Выступать перед зрителями

0

1

2

3

4

23. Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других

0

1

2

3

4

24. С тобой не хотят играть

0

1

2

3

4

25. Проверяются твои способности

0

1

2

3

4

26. На тебя смотрят, как на маленького

0

1

2

3

4

27. На экзамене тебе достался 13 билет

0

1

2

3

4

28. На уроке - учитель неожиданно задает тебе вопрос

0

1

2

3

4

29. Оценивается твоя работа

0

1

2

3

4

30. Не можешь справиться с домашним заданием

0

1

2

3

4

31. Засыпать в темной комнате

0

1

2

3

4

32. Не соглашаешься с родителями

0

1

2

3

4

33. Берешься за новое дело

0

1

2

3

4

34. Разговаривать со школьным психологом

0

1

2

3

4

35. Думать о том, что тебя могут «сглазить»

0

1

2

3

4

36. Замолчали, когда ты подошел (подошла)

0

1

2

3

4

37. Слушать страшные истории

0

1

2

3

4

38. Спорить со своим другом (подругой)

0

1

2

3

4

39. Думать о своей внешности

0

1

2

3

4

40. Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах

0

1

2

3


4



^ Форма Б - 13-16 лет


Инструкция (на первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах, и обведи кружком одну из цифр справа - 0, 1, 2, 3 или 4 - в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию в обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.

Переверни страницу.

Твоя задача - представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра написано вверху и внизу страницы.





Нет

Немного

Достаточно

Значительно

Очень

Пример. Перейти в новую школу

0

1

2

3

4



















1. Отвечать у доски

0

1

2

3

4

2. Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку

0

1

2

3

4

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

0

1

2

3

4

4. Слышать заклятия

0

1

2

3

4

5. Разговаривать с директором школы31

0

1

2

3

4

6. Сравнивать себя с другими

0

1

2

3

4

7. Учитель делает тебе замечание

0

1

2

3

4

8. Тебя критикуют, в чем-то упрекают

0

1

2

3

4

9. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

0

1

2

3

4

10. Видеть плохие или «вещие» сны

0

1

2

3

4

11. Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету

0

1

2

3

4

12. После контрольной, теста - учитель называет отметки

0

1

2

3

4

13. У тебя что-то не получается

0

1

2

3

4

14. Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил

0

1

2

3

4

15. На тебя не обращают внимания

0

1

2

3

4

16. Ждешь родителей с родительского собрания

0

1

2

3

4

17. Тебе грозит неуспех, провал

0

1

2

3

4

18. Слышать смех за своей спиной.

0

1

2

3

4

19. Не понимать объяснений учителя

0

1

2

3

4

20. Думаешь о своем будущем

0

1

2

3

4

21. Слышать предсказания о космических катастрофах

0

1

2

3

4

22. Выступать перед большой аудиторией

0

1

2

3

4

23. Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других

0

1

2

3

4

24. Ссориться с родителями

0

1

2

3

4

25. Участвовать в психологическом эксперименте

0

1

2

3

4

26. На тебя смотрят, как на маленького

0

1

2

3

4

27. На экзамене тебе достался 13 билет

0

1

2

3

4

28. На уроке - учитель неожиданно задает тебе вопрос

0

1

2

3

4

29. Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков)

0

1

2

3

4

30. Не можешь справиться с домашним заданием

0

1

2

3

4

31. Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи

0

1

2

3

4

32. Не соглашаешься с родителями

0

1

2

3

4

33. Берешься за новое дело

0

1

2

3

4

34. Разговаривать со школьным психологом

0

1

2

3

4

35. Думать о том, что тебя могут «сглазить»

0

1

2

3

4

36. Замолчали, когда ты подошел (подошла)

0

1

2

3

4

  1. Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса




0

1

2

3

4


38. Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях

0

1

2

3

4

39. Смотреться в зеркало

0

1

2

3

4

  1. Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого

0

1

2

3


4





itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-geografii-za-1-polugodie.html
itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-russkomu-yaziku-2-klass.html
itogovaya-ocenka-nalichiya-i-pokazatelya-organnih-i-sistemnih-disfunkcij-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-sistemi.html
itogovaya-ocenka-programma-kursa-rossijskoe-maloe-i-srednee-predprinimatelstvo-tendencii-razvitiya-i-institucionalnaya.html
itogovaya-rezolyuciya.html
itogovaya-tablica-rezultatov-regionalnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov-po-fizike.html
  • essay.bystrickaya.ru/bogdanov-a-p-carevna-sofya-i-petr-drama-sofii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-zaklyucheniya-vneshneekonomicheskih-sdelok-chast-9.html
  • notebook.bystrickaya.ru/import-alkogolnoj-produkcii-chast-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/oborudovanie-uchebnih-kabinetov-po-adresu-osushestvleniya-obrazovatelnoj-deyatelnosti-g-tomsk-ul-altajskaya-1201-kabinet-112.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-infekcionnie-bolezni-dlya-specialnosti-060101-lechebnoe-delo-kafedra-infekcionnih-boleznej-s-kursom-detskih-infekcij-forma-obucheniya-ochnaya-srok-obucheniya-6-let.html
  • occupation.bystrickaya.ru/monitoring-smi-za-fevral-2012-g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialnaya-rol-rukovodstvo-trudovim-kollektivom-22.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotka-reklamnoj-programmi-dlya-strahovoj-kompanii-chast-7.html
  • turn.bystrickaya.ru/opisanie-deyatelnosti-studenta-v-processe-izucheniya-materiala-kursa-i-ego-rejtingovaya-ocenka.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-issledovaniya-nauki-i-tehnologii-sts-aktualnie-problemi-i-diskussii-dlya-napravleniya-030100-62-filosofiya-podgotovki-magistra-avtor-stolyarova-o-e.html
  • books.bystrickaya.ru/dante-aligeri-bozhestvennaya-komediya-stranica-10.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-predvaritelnoj-podgotovki-laboratornoj-raboti-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-po-kursu.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prikaz-ot-rabochaya-programma-po-predmetu-vvedenie-v-obshuyu-biologiyu-i-ekologiyu-klass-9-klass-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-neobhodimim-usloviem-sovershenstvovaniya-esteticheskogo-vospitaniya-i-hudozhestvennogo-obrazovaniya-podrastayushego-pokoleniya-yavlyaetsya-kachestvennaya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-daniil-harms-dnevniki-stranica-11.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina-2008-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iv-trebovaniya-k-podgotovke-i-oformleniyuproektov-zakonodatelnih-i-normativnih-aktov.html
  • bystrickaya.ru/voprosi-i-otveti-k-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-chast-22.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tri-podhoda-k-muzikalnomu-naslediyu-chast-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-odinadcataya-velichie-saturna-celitelnij-mif-pod-redakciej-roberta-svobodi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/solovi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-vserossijskaya-konferenciya-integraciya-universitetov-rossii-v-mirovoe-obrazovatelnoe-i-nauchnoe-prostranstvo-s-uchetom-regionalnih-osobennostej-anapa-21-23-sentyabrya-2007g-stranica-4.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-vendidada-metodicheskoe-posobie-po-kursu-mifologiya-drevnego-mira.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/redaktor-russkogo-perevoda-vladimir-pavlov-tehnicheskij-direktor-eline-software-inc-ukrainassha-recenzenti-russkogo-perevoda.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/usta-v-municipalnogo-avtonomnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samokontrolya-bandurka-bocharova-zemlyanskaya-yuridicheskaya-psihologiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoriya-elektroliticheskoj-dissociacii-programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-himii-v-magistraturu-po-napravleniyu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prieti-tekstove-stranica-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematika-seminarskih-zanyatij-po-kursu-istorii-medicini-metodicheskie-rekomendacii-k-prakticheskim-zanyatiyam-kazan-2005.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-dvadcat-pervoe-soveshanie-storon-monrealskogo-stranica-8.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-111801-veterinariya-so-specializaciej-bolezni-ptic-kvalifikaciya-specialist-veterinarnij-vrach-harakteristika-napravleniya-podgotovki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-dagestane-naznachen-regionalnij-koordinator-proekta-ya-dobrovolec-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotka-konstrukcii-komplekta-zhaket-i-yubka-zhenskogo-vistavochnogo-naznacheniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-metodicheskie-rekomendacii-po-realizacii-voprosov-mestnogo-samoupravleniya-v-sfere-kulturi-gorodskih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.