.RU

И. М. Егорова на заседании Высшего


Доклад

Первого заместителя

Председателя Правительства

Республики Бурятия

И.М. Егорова

на заседании Высшего

экономического совета

21 марта 2007г.

О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2027 года


Слайд 1. Заставка-Стратегия СЭР РБ

Уважаемый Леонид Васильевич!

Уважаемые члены Высшего экономического совета, приглашенные!


Сегодня на заседание Высшего экономического Совета выносится на обсуждение проект долгосрочной стратегии Республики Бурятия, определяющий направления социально-экономического развития республики до 2027 года.

Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия будет рассматриваться на апрельском заседании Правительства Республики Бурятия, а затем на сессии Народного Хурала Республики Бурятия. Поэтому Правительству и депутатам очень важно иметь конструктивное мнение Высшего экономического Совета по данному документу.

Стратегия разработана в соответствии с порядком подготовки комплексных программ социально-экономического развития регионов, одобрена Министерством регионального развития Российской Федерации и рекомендована к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации.

При разработке Стратегии учтены основные положения Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации и Стратегии развития Сибири.


^ Слайд 2. Темпы роста

Экономический рост республики за последние шесть лет был обусловлен факторами внешнеэкономического и потребительского спроса, а также развития инвестиционной деятельности.

За 2001-2006 годы валовой региональный продукт республики возрос на 40,5%, промышленное производство возросло в 1,7 раза, экспорт – в 3 раза, инвестиции в основной капитал – в 1,7 раза, оборот розничной торговли – в 2 раза, платные услуги населения – в 1,7 раза, реальные располагаемые денежные доходы населения - в 1,7 раза.


^ Слайд 3. Качество жизни

Устойчивый рост экономики позволил значительно сократить отставание республики по уровню жизни от среднероссийских показателей.

По среднедушевым доходом Республика Бурятия занимает 42 место среди регионов Российской Федерации и 9 место в Сибирском федеральном округе.

В последние годы значительно улучшилось демографическая ситуация в республике - рождаемость превысила смертность, резко сократился уровень миграционного оттока населения. Это создает предпосылки для повышения такого показателя качества жизни, как ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

В целом темпы миграционного оттока у нас ниже, чем в Читинской, Иркутской, Томской, Омской, Новосибирской и Кемеровской областях.


^ Слайд 4. Базовые инфраструктуры

В республике имеются все предпосылки для ускоренного развития социальной инфраструктуры.

По образовательному потенциалу республика входит в двадцатку регионов России, хорошие перспективы в развитии нетрадиционной медицины (тибетской).

В то же время по уровню развития базовых инфраструктур республика значительно уступают средним показателям – как по СФО, так и по России в целом.

Это обусловлено неразвитостью транспортной и высокой степенью изношенности как инженерной, так и социальной инфраструктуры.

Поэтому модернизации базовых инфраструктур придается первостепенное значение при реализации Стратегии.


^ Слайд 5. Пространственное развитие

В Республике Бурятия выделяется 5 типологических групп, определяющих специфику экономической активности данных территорий.

Первая группа – Прибайкальская (15% населения республики), характеризуется близким расположением к озеру Байкал, что накладывает определенные ограничения для различных видов деятельности.

В тоже время имеется потенциал развития туризма, сельского хозяйства, лесопереработки, промышленности строительных материалов.

^ Вторая группа – «Агломерация» (55% населения), т.е. территория, находящаяся в 100 км радиусе с центром в Улан-Удэ, в которой сконцентрированы и развиты производства, образовательные, сервисные и транспортные услуги.

^ Третья группа – «Сырьевая» (проживает 10% населения), характеризующаяся наличием существенного минерально-сырьевого потенциала, на территориях которых действуют добывающие компании, предприятия сельского хозяйства и местное пищевое производство.

^ Четвертая группа – «Магистральная» (5% населения), характеризующаяся расположением около ключевых транспортных магистралей, проходящих через Бурятию: Транссиба, БАМа и ветки «Улан-Удэ – Улан-Батор – Пекин», имеющая потенциал развития транспортно-логистической инфраструктуры.

^ Пятая группа – «Локальная» (15% населения), характеризующаяся отсутствием каких-либо ресурсов развития. Основная деятельность в ней сосредоточенна на развитии сельского хозяйства, лесопереработке и пищевом производстве.


^ Слайд 6. Байкальский фактор

Байкал дает Республике Бурятия неоспоримые конкурентные преимущества, в виде экологически чистой территории, живописных ландшафтов, разнообразия флоры и фауны, значительных запасов водных, лесных и других природных ресурсов.

В тоже время экономика республики в настоящее время несет, и в будущем и будет нести значительные экологические затраты, с выводом за пределы байкальской природной территории вредных производств и созданием новых замещающих производств.

Пока же, из-за «Байкальского фактора» объем валовой добавленной стоимости, недополученной республикой в результате экологически обусловленных потерь и недопроизводства продукции составляет примерно 16% ВРП.

Поэтому основная задача Правительства Республики Бурятия на перспективу – создание условий для изменения структуры экономики республики в направлении развития инноваций, связанных с эколого-сберегающими и эколого-безопасными технологиями.

Подобная перестройка требует серьезных инвестиций, необходимых для технического перевооружения традиционных отраслей и создания новой экономики.


^ Слайд 7.Байкальский макрорегион

Перспективы развития республики прямо или косвенно связаны с макрорегиональным контекстом. При выработке стратегических принципов и сценариев социально-экономического развития республики учитывались:

Возможные варианты развития Байкальского региона, реализация новых стратегий Дальнего Востока и Забайкалья, Сибирского федерального округа, и изменения инфраструктурной политики в странах Северо-Восточной Азии, прежде всего Монголии, Китая и Южной Кореи.


^ Слайд 8. Конкуренция в Байкальском регионе

Иркутская область выбирает стратегию на интенсификацию индустриального развития, с опорой на имеющиеся научно-технологический базис.

Читинская область намерена развивать горнодобывающую отрасль на севере региона, в зоне БАМа.

Республика Бурятия среди субъектов федерации условно образующих Байкальский регион имеет вполне конкурентоспособные показатели.

Из пяти основных видов деятельности в настоящее время и в будущем высокий уровень конкуренции ожидается с Читинской областью по добыче полезных ископаемых и в транспорте, с Иркутской областью – в машиностроении и металлообработке и в транспорте.

Умеренный уровень конкуренции ожидается в агропромышленном комплексе и туризме.

^ Слайд 9. Северо-Восточная Азия
Общая оценка геоэкономического и геополитического положения Бурятии в составе Байкальского макрорегиона позволяет сделать выводы о том, что республика оказывается своеобразным мостом между Югом и Севером.

В ближайшие десятилетия стремиться к его использованию будут, как страны Северо-Восточной Азии, прежде всего Китай, так и Россия.

^ Слайд 10. SWOT-анализ, сильные и слабые стороны
На основе анализа межрегиональных рынков и рынков Северо-Восточной Азии выявлены сильные и слабые стороны «внутренней среды» Республики Бурятия, связанные с ее геополитическим и геоэкономическим положением

К сильным сторонам относятся: высокий транзитный потенциал, близость к быстроразвивающимся странам АТР, высокий экологический потенциал территории и природно-ресурсный потенциал.

К слабым сторонам отнесены: низкая плотность транспортной сети, неразвитость логистических центров, экологические ограничения, повышающие себестоимость продукции и сходство потенциальных преимуществ с соседними субъектами Российской Федерации.
^ Слайд 11. SWOT-анализ, угрозы и возможности.
Благоприятные возможности развития республики связаны с экономическим ростом и политической стабильностью в России, возможностью реализации совместных инфраструктурных проектов с Монголией и Китаем, развитием сотрудничества в рамках СФО и в Байкальском регионе, развитием энергосберегающих и альтернативных технологий и разработкой стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

К потенциальным угрозам относятся: недостаточная подготовленность хозяйствующих субъектов к вступлению России в ВТО, модернизация транспортных коридоров на юге, в обход российских границ; возможность конъюнктурного спада спроса на продукцию местного производства, отток инвестиций в сырьевые отрасли республики, и принятие на федеральном уровне норм без учета экономических интересов Республики Бурятия.
^ Слайд 12. Проблемы развития
В итоге можно выделить несколько системных проблем республики:

    • Байкальский фактор

    • недостаточность инфраструктурных сетей и их высокая изношенность;

    • низкий уровень сбережений и капитализации, слабость финансовой инфраструктуры;

    • выраженный дисбаланс по плотности населения и качеству жизни.
^ Слайд 13. Цели и задачи Стратегии.
Стратегической целью для Республики Бурятия является обеспечение экономическогороста с темпами превышающими среднероссийский в тесной взаимосвязи с ростом уровня и качества жизни населения.

Одной из главных задач Правительства Республики в плане социально-экономического развития является модернизация базовых инфраструктур.

Для реализации второй задачи (локомотивные проекты) имеется ряд крупных инвестиционных проектов:
^ Слайд 14. Выбор основного сценария
В стратегии рассматривается три сценария развития республики:

Сценарий 1 – «Инерционное развитие» (Статус-кво).

Сценарий 2 – «Догоняющая индустриализация».

Сценарий 3 – «Эколого-технологическое развитие».

Далее будет дана краткая характеристика трех сценариев социально-экономического развития Республики Бурятия на долгосрочную перспективу.
^ Слайд 15. Сценарии стратегического развития
Инерционный сценарий предполагает эксплуатацию уже сложившихся в Республике Бурятия в предыдущие периоды видов деятельности с незначительной модернизацией существующих производств.

Основной характеристикой инерционного сценария является практически полная зависимость социально-экономических процессов от внешней конъюнктуры, и федерального центра в части бюджета.

^ Догоняющая индустриализация предполагает достраивание или создание «с нуля» на территории Бурятии новых промышленных кластеров, способных стать «локомотивами» социально-экономического развития территории.

Создание и развитие промышленных кластеров обусловлено реализацией крупных инфраструктурных и сырьевых проектов в Байкальском регионе

Сценарий «Эколого-технологическое развитие» строится на гипотезе, что ключевой задачей отечественной экономики является выход к созданию нового техно-промышленного уклада, который основан на соорганизации трех сфер деятельности: развивающего образования, фундаментальной практико-ориентированной науки и инновационной промышленности.

Основным смыслом эколого-технологического развития становится использование географического положения, экологического потенциала и этнокультурного наследия республики.

Сценарий эколого-технологического развития позволяет Бурятии выполнить предложенную в настоящей Стратегии Миссию и стать «окном» России в Северо-Восточную Азию.


Слайд 16. Приоритеты регионального развития

В Стратегии выделяются пять приоритетов:

Выбранные приоритеты регионального развития будут сохранять свою значимость при любом сценарии развития.

Выбор приоритетов соответствует целям стратегического развития и обусловлен наличием системных проблем, без решения которых невозможно устойчивое социально-экономическое развитие республики.


^ Слайд 17. Задачи инновационной политики

Наиболее сложные задачи стоят в сфере инновационной политики.

В настоящее время научно-технический потенциал республики уступает другим регионам СФО.

В тоже время Бурятия имеет высокий образовательный потенциал и может в долгосрочной перспективе стать иновационой площадкой по внедрению современных и опережающих технологий.


^ Слайд 18. Выравнивание пространственных дисбалансов.

Выравнивание пространственных дисбалансов связано, прежде всего, с развитием транспортных сетей, а также современных средств связи и развитием альтернативной энергетики.

В любом случае наибольшее возможности будут иметь уже наиболее обустроенные на сегодня зоны агломераций и зоны, примыкающие к основным транспортным артериям.

И конечно прибайкальская территория, где ключевой «точкой роста» является особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, о которой более подробно представит в своем докладе глава Прибайкальского района.

Предполагается реализовать такие крупные инфраструктурные проекты как:


^ Слайд 19. Задачи развития инвестиционного потенциала

Развитие инвестиционного потенциала включает в себя вопросы правового обеспечения инвестиционной деятельности, развитие финансово-кредитных институтов, межрегионального сотрудничества, программ профессиональной подготовки кадров, создание финансовой инфраструктуры для привлечения прямых иностранных инвестиций.

Работа в этом направлении проводится, создана хорошая законодательная база инвестиционной деятельности, запущен инвестиционный Интернет-портал республики.


^ Слайд 20. Кластерная политика

В перспективе на смену отраслевому принципу управления придет кластерная политика управления экономическими процессами. Ее создание - одно из стратегических направлений регионального развития.

О развитии кластеров в Республике Бурятия представит в своем докладе Министр экономического развития и внешних связей республики Т.Г. Думнова.


^ Слайд 21. Задачи культурной политики

Приоритет культурной политики наиболее важен для третьего сценария, при разворачивании которого культурная политика становится одним из основных способов превращения потенциала территории в реальный ресурс его развития.


^ Слайд 22. Механизм регионального развития

Для реализации Стратегии будут использованы все имеющиеся механизмы регионального развития:

на федеральном - это федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты, Инвестиционный фонд и особая экономическая зона;

на региональном – республиканские и ведомственные целевые программы, Фонд муниципального развития, механизмы государственно-частного партнерства.

Инструментами реализации Стратегии станут долгосрочные, среднесрочные и годовые программы с системой программных мероприятий.


^ Слайд 23. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Реализация Стратегии должна обеспечить удвоение ВРП за первые 10 лет (2008-2017гг.) и увеличение ВРП в 2,5 раза в следующие 10 лет, а за 20 лет ВРП должен увеличится в 5,2 раза.


Промышленное производство возрастет в 4,6 раза, продукция сельского хозяйства – 2,5 раза, инвестиции в основной капитал в 8 раз, внешнеторговый оборот - в 3,6 раза, оборот розничной торговли - в 5,6 раза, реальные денежные доходы населения –в 4,3 раза.

У нас нет долгосрочных ориентиров Российской Федерации, но к 2017 году мы должны обеспечить среднероссийский уровень по среднедушевым доходам населения, а к 2027 году – по уровню развития социальной инфраструктуры.


Спасибо за внимание.





habbard-ron-kniga-lidera-dlya-dostizheniya-vershini-tekst-predostavlen-izdatelstvom-formula-uspeha-nastolnaya-kniga.html
habibulina-lf-romanticheskoe-nauki-i-religii-v-usloviyah-globalizacii.html
hachukaev-eduard-magometovich-predislovie.html
hafizovich-universitet-dubna.html
hai-stevan-l-evti-mo-zhivotni-put-puteshestvi-a-stranica-12.html
hai-stevan-l-evti-mo-zhivotni-put-puteshestvi-a-stranica-18.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonom-rossijskoj-federacii-ob-obrazovanii-ot-10-07-1992-3266-1-s-izmeneniyami-i-dopolneniyami.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-2-press-konferencii-kurs-dlya-distancionnogo-obucheniya-kurs-podgotovlen-docentom-kafedri-upravleniya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-ob-avtorskom-prave-i-smezhnih-pravah-stranica-10.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-otchet-uralskoj-akademii-gosudarstvennoj-sluzhbi-o-nauchnih-issledovaniyah-v-2009-godu-prilozhenie-1.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-voprosu-o-skritih-yazikovih-trudnostyah.html
  • lesson.bystrickaya.ru/podgotovitelnaya-chast-sudebnogo-zasedaniya-kuda-obrashatsya-s-zhaloboj.html
  • uchit.bystrickaya.ru/truba-rautitan-stabil-dlya-otopleniya-holodnogogoryachego-vodosnabzheniya-g-kiev-ul-ya-ivashkevicha-5-of-216.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadacha-21-proanalizirujte-pismennuyu-rabotu-uchashegosya-i-vipolnite-zadaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-l-a-n-konspekt-plan-konspekt-dlya-provedeniya-vvodnogo-instruktazha-po-pozharnoj-bezopasnosti-tipovoj-plan-konspekt.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-transportnim-sredstvam-nahodyashimsya-v-ekspluatacii-tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-kolesnih.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-45-problema-klassifikacii-potrebnostej-motivi-lekciya-psihicheskie-yavleniya-i-zhiznennie-processi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-perechne-uchebnogo-i-kompyuternogo-oborudovaniya-dlya-osnasheniya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-stranica-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5metodi-sposobi-osushestvleniya-upravleniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-upravlenie-kachestvom-v.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-chast-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-inostrannomu-anglijskomu-yaziku-nazvanie-disciplini-specialnost-mhp.html
  • report.bystrickaya.ru/kirgizskoj-respublike.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-dzherri-nik-gorkavij-astrovityanka.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleksnaya-programma-razvitiya-kormoproizvodstva.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionno-analiticheskij-otchet-o-rabote-municipalnogo-avtonomnogo-uchrezhdeniya-ishimbajskij-dvorec-kulturi-gorodskogo-poseleniya-g-ishimbaj-municipalnogo-rajona-ishimbajskij-rajon-respubliki-bashkortostan.html
  • credit.bystrickaya.ru/otveti-na-bileti-chast-11.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gosudarevi-gimni-chast-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/po-specialnosti-14060165-elektromehanika-prikazivayu.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novie-postupleniya-v-fond-biblioteki-noyabr-2010.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/annotaciya-disciplini-obshaya-trudoemkost-izucheniya-disciplini-sostavlyaet-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-materiali-dlya-organizatorov-i-pedagogov-detskih-estradno-vokalnih-studij-sostavitel-a-m-bill-redaktor-l-a-boguslavskaya-ot-sostavitelya.html
  • college.bystrickaya.ru/264-plotva-rutilus-rutilus-l-darstvennoe-nauchnoe-uchrezhdenie-gosudarstvennij-nauchno-issledovatelskij-institut.html
  • education.bystrickaya.ru/13-907-vedomosti-elena-vinogradova-11062008-107-str-a4-gosduma-rf-monitoring-smi-11-iyunya-2008-g.html
  • essay.bystrickaya.ru/dlya-impressionistov-odnim-iz-glavnih-obektov-otobrazheniya-yavlyalsya-chelovek-ego-obraz-interpretirovalsya-takim-obrazom-chto-on-utverzhdal-sebya-v-borbe-s-okruzhayushe.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obratnaya-skorost-sveta.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-moskve-sgorel-sklad-na-ploshadi-2-tis-kv-metrov-internet-resurs-uralwebru-10082011.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannih-istochnikov-istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-informacionnih-processov-v-sovremennom-kazahstane.html
  • grade.bystrickaya.ru/municipalnoe-uchrezhdenie-kulturi-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-g-ribinska.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-shirokie-krugi-chitatelej-v-tom-chisle-ne-imeyushih-specialnih-znanij-po-politicheskoj-ekonomii-ksozhaleniyu-po-vine-avtorov-inih-uchebnikov-i-knig-vstrechaetsya-u-nas-stranica-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomenduemij-normativ-smetnoj-pribili-ustanovlen-osnovi-cenoobrazovaniya-i-opredeleniya-smetnoj-stoimosti-stroitelstva.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temnaya-bashnya-ii-izvlechenie-troih.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-konsultirovaniya-dlya-specialnostej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.