.RU

И. М. Егорова на заседании Высшего


Доклад

Первого заместителя

Председателя Правительства

Республики Бурятия

И.М. Егорова

на заседании Высшего

экономического совета

21 марта 2007г.

О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2027 года


Слайд 1. Заставка-Стратегия СЭР РБ

Уважаемый Леонид Васильевич!

Уважаемые члены Высшего экономического совета, приглашенные!


Сегодня на заседание Высшего экономического Совета выносится на обсуждение проект долгосрочной стратегии Республики Бурятия, определяющий направления социально-экономического развития республики до 2027 года.

Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия будет рассматриваться на апрельском заседании Правительства Республики Бурятия, а затем на сессии Народного Хурала Республики Бурятия. Поэтому Правительству и депутатам очень важно иметь конструктивное мнение Высшего экономического Совета по данному документу.

Стратегия разработана в соответствии с порядком подготовки комплексных программ социально-экономического развития регионов, одобрена Министерством регионального развития Российской Федерации и рекомендована к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации.

При разработке Стратегии учтены основные положения Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации и Стратегии развития Сибири.


^ Слайд 2. Темпы роста

Экономический рост республики за последние шесть лет был обусловлен факторами внешнеэкономического и потребительского спроса, а также развития инвестиционной деятельности.

За 2001-2006 годы валовой региональный продукт республики возрос на 40,5%, промышленное производство возросло в 1,7 раза, экспорт – в 3 раза, инвестиции в основной капитал – в 1,7 раза, оборот розничной торговли – в 2 раза, платные услуги населения – в 1,7 раза, реальные располагаемые денежные доходы населения - в 1,7 раза.


^ Слайд 3. Качество жизни

Устойчивый рост экономики позволил значительно сократить отставание республики по уровню жизни от среднероссийских показателей.

По среднедушевым доходом Республика Бурятия занимает 42 место среди регионов Российской Федерации и 9 место в Сибирском федеральном округе.

В последние годы значительно улучшилось демографическая ситуация в республике - рождаемость превысила смертность, резко сократился уровень миграционного оттока населения. Это создает предпосылки для повышения такого показателя качества жизни, как ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

В целом темпы миграционного оттока у нас ниже, чем в Читинской, Иркутской, Томской, Омской, Новосибирской и Кемеровской областях.


^ Слайд 4. Базовые инфраструктуры

В республике имеются все предпосылки для ускоренного развития социальной инфраструктуры.

По образовательному потенциалу республика входит в двадцатку регионов России, хорошие перспективы в развитии нетрадиционной медицины (тибетской).

В то же время по уровню развития базовых инфраструктур республика значительно уступают средним показателям – как по СФО, так и по России в целом.

Это обусловлено неразвитостью транспортной и высокой степенью изношенности как инженерной, так и социальной инфраструктуры.

Поэтому модернизации базовых инфраструктур придается первостепенное значение при реализации Стратегии.


^ Слайд 5. Пространственное развитие

В Республике Бурятия выделяется 5 типологических групп, определяющих специфику экономической активности данных территорий.

Первая группа – Прибайкальская (15% населения республики), характеризуется близким расположением к озеру Байкал, что накладывает определенные ограничения для различных видов деятельности.

В тоже время имеется потенциал развития туризма, сельского хозяйства, лесопереработки, промышленности строительных материалов.

^ Вторая группа – «Агломерация» (55% населения), т.е. территория, находящаяся в 100 км радиусе с центром в Улан-Удэ, в которой сконцентрированы и развиты производства, образовательные, сервисные и транспортные услуги.

^ Третья группа – «Сырьевая» (проживает 10% населения), характеризующаяся наличием существенного минерально-сырьевого потенциала, на территориях которых действуют добывающие компании, предприятия сельского хозяйства и местное пищевое производство.

^ Четвертая группа – «Магистральная» (5% населения), характеризующаяся расположением около ключевых транспортных магистралей, проходящих через Бурятию: Транссиба, БАМа и ветки «Улан-Удэ – Улан-Батор – Пекин», имеющая потенциал развития транспортно-логистической инфраструктуры.

^ Пятая группа – «Локальная» (15% населения), характеризующаяся отсутствием каких-либо ресурсов развития. Основная деятельность в ней сосредоточенна на развитии сельского хозяйства, лесопереработке и пищевом производстве.


^ Слайд 6. Байкальский фактор

Байкал дает Республике Бурятия неоспоримые конкурентные преимущества, в виде экологически чистой территории, живописных ландшафтов, разнообразия флоры и фауны, значительных запасов водных, лесных и других природных ресурсов.

В тоже время экономика республики в настоящее время несет, и в будущем и будет нести значительные экологические затраты, с выводом за пределы байкальской природной территории вредных производств и созданием новых замещающих производств.

Пока же, из-за «Байкальского фактора» объем валовой добавленной стоимости, недополученной республикой в результате экологически обусловленных потерь и недопроизводства продукции составляет примерно 16% ВРП.

Поэтому основная задача Правительства Республики Бурятия на перспективу – создание условий для изменения структуры экономики республики в направлении развития инноваций, связанных с эколого-сберегающими и эколого-безопасными технологиями.

Подобная перестройка требует серьезных инвестиций, необходимых для технического перевооружения традиционных отраслей и создания новой экономики.


^ Слайд 7.Байкальский макрорегион

Перспективы развития республики прямо или косвенно связаны с макрорегиональным контекстом. При выработке стратегических принципов и сценариев социально-экономического развития республики учитывались:

Возможные варианты развития Байкальского региона, реализация новых стратегий Дальнего Востока и Забайкалья, Сибирского федерального округа, и изменения инфраструктурной политики в странах Северо-Восточной Азии, прежде всего Монголии, Китая и Южной Кореи.


^ Слайд 8. Конкуренция в Байкальском регионе

Иркутская область выбирает стратегию на интенсификацию индустриального развития, с опорой на имеющиеся научно-технологический базис.

Читинская область намерена развивать горнодобывающую отрасль на севере региона, в зоне БАМа.

Республика Бурятия среди субъектов федерации условно образующих Байкальский регион имеет вполне конкурентоспособные показатели.

Из пяти основных видов деятельности в настоящее время и в будущем высокий уровень конкуренции ожидается с Читинской областью по добыче полезных ископаемых и в транспорте, с Иркутской областью – в машиностроении и металлообработке и в транспорте.

Умеренный уровень конкуренции ожидается в агропромышленном комплексе и туризме.

^ Слайд 9. Северо-Восточная Азия
Общая оценка геоэкономического и геополитического положения Бурятии в составе Байкальского макрорегиона позволяет сделать выводы о том, что республика оказывается своеобразным мостом между Югом и Севером.

В ближайшие десятилетия стремиться к его использованию будут, как страны Северо-Восточной Азии, прежде всего Китай, так и Россия.

^ Слайд 10. SWOT-анализ, сильные и слабые стороны
На основе анализа межрегиональных рынков и рынков Северо-Восточной Азии выявлены сильные и слабые стороны «внутренней среды» Республики Бурятия, связанные с ее геополитическим и геоэкономическим положением

К сильным сторонам относятся: высокий транзитный потенциал, близость к быстроразвивающимся странам АТР, высокий экологический потенциал территории и природно-ресурсный потенциал.

К слабым сторонам отнесены: низкая плотность транспортной сети, неразвитость логистических центров, экологические ограничения, повышающие себестоимость продукции и сходство потенциальных преимуществ с соседними субъектами Российской Федерации.
^ Слайд 11. SWOT-анализ, угрозы и возможности.
Благоприятные возможности развития республики связаны с экономическим ростом и политической стабильностью в России, возможностью реализации совместных инфраструктурных проектов с Монголией и Китаем, развитием сотрудничества в рамках СФО и в Байкальском регионе, развитием энергосберегающих и альтернативных технологий и разработкой стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

К потенциальным угрозам относятся: недостаточная подготовленность хозяйствующих субъектов к вступлению России в ВТО, модернизация транспортных коридоров на юге, в обход российских границ; возможность конъюнктурного спада спроса на продукцию местного производства, отток инвестиций в сырьевые отрасли республики, и принятие на федеральном уровне норм без учета экономических интересов Республики Бурятия.
^ Слайд 12. Проблемы развития
В итоге можно выделить несколько системных проблем республики:

    • Байкальский фактор

    • недостаточность инфраструктурных сетей и их высокая изношенность;

    • низкий уровень сбережений и капитализации, слабость финансовой инфраструктуры;

    • выраженный дисбаланс по плотности населения и качеству жизни.
^ Слайд 13. Цели и задачи Стратегии.
Стратегической целью для Республики Бурятия является обеспечение экономическогороста с темпами превышающими среднероссийский в тесной взаимосвязи с ростом уровня и качества жизни населения.

Одной из главных задач Правительства Республики в плане социально-экономического развития является модернизация базовых инфраструктур.

Для реализации второй задачи (локомотивные проекты) имеется ряд крупных инвестиционных проектов:
^ Слайд 14. Выбор основного сценария
В стратегии рассматривается три сценария развития республики:

Сценарий 1 – «Инерционное развитие» (Статус-кво).

Сценарий 2 – «Догоняющая индустриализация».

Сценарий 3 – «Эколого-технологическое развитие».

Далее будет дана краткая характеристика трех сценариев социально-экономического развития Республики Бурятия на долгосрочную перспективу.
^ Слайд 15. Сценарии стратегического развития
Инерционный сценарий предполагает эксплуатацию уже сложившихся в Республике Бурятия в предыдущие периоды видов деятельности с незначительной модернизацией существующих производств.

Основной характеристикой инерционного сценария является практически полная зависимость социально-экономических процессов от внешней конъюнктуры, и федерального центра в части бюджета.

^ Догоняющая индустриализация предполагает достраивание или создание «с нуля» на территории Бурятии новых промышленных кластеров, способных стать «локомотивами» социально-экономического развития территории.

Создание и развитие промышленных кластеров обусловлено реализацией крупных инфраструктурных и сырьевых проектов в Байкальском регионе

Сценарий «Эколого-технологическое развитие» строится на гипотезе, что ключевой задачей отечественной экономики является выход к созданию нового техно-промышленного уклада, который основан на соорганизации трех сфер деятельности: развивающего образования, фундаментальной практико-ориентированной науки и инновационной промышленности.

Основным смыслом эколого-технологического развития становится использование географического положения, экологического потенциала и этнокультурного наследия республики.

Сценарий эколого-технологического развития позволяет Бурятии выполнить предложенную в настоящей Стратегии Миссию и стать «окном» России в Северо-Восточную Азию.


Слайд 16. Приоритеты регионального развития

В Стратегии выделяются пять приоритетов:

Выбранные приоритеты регионального развития будут сохранять свою значимость при любом сценарии развития.

Выбор приоритетов соответствует целям стратегического развития и обусловлен наличием системных проблем, без решения которых невозможно устойчивое социально-экономическое развитие республики.


^ Слайд 17. Задачи инновационной политики

Наиболее сложные задачи стоят в сфере инновационной политики.

В настоящее время научно-технический потенциал республики уступает другим регионам СФО.

В тоже время Бурятия имеет высокий образовательный потенциал и может в долгосрочной перспективе стать иновационой площадкой по внедрению современных и опережающих технологий.


^ Слайд 18. Выравнивание пространственных дисбалансов.

Выравнивание пространственных дисбалансов связано, прежде всего, с развитием транспортных сетей, а также современных средств связи и развитием альтернативной энергетики.

В любом случае наибольшее возможности будут иметь уже наиболее обустроенные на сегодня зоны агломераций и зоны, примыкающие к основным транспортным артериям.

И конечно прибайкальская территория, где ключевой «точкой роста» является особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, о которой более подробно представит в своем докладе глава Прибайкальского района.

Предполагается реализовать такие крупные инфраструктурные проекты как:


^ Слайд 19. Задачи развития инвестиционного потенциала

Развитие инвестиционного потенциала включает в себя вопросы правового обеспечения инвестиционной деятельности, развитие финансово-кредитных институтов, межрегионального сотрудничества, программ профессиональной подготовки кадров, создание финансовой инфраструктуры для привлечения прямых иностранных инвестиций.

Работа в этом направлении проводится, создана хорошая законодательная база инвестиционной деятельности, запущен инвестиционный Интернет-портал республики.


^ Слайд 20. Кластерная политика

В перспективе на смену отраслевому принципу управления придет кластерная политика управления экономическими процессами. Ее создание - одно из стратегических направлений регионального развития.

О развитии кластеров в Республике Бурятия представит в своем докладе Министр экономического развития и внешних связей республики Т.Г. Думнова.


^ Слайд 21. Задачи культурной политики

Приоритет культурной политики наиболее важен для третьего сценария, при разворачивании которого культурная политика становится одним из основных способов превращения потенциала территории в реальный ресурс его развития.


^ Слайд 22. Механизм регионального развития

Для реализации Стратегии будут использованы все имеющиеся механизмы регионального развития:

на федеральном - это федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты, Инвестиционный фонд и особая экономическая зона;

на региональном – республиканские и ведомственные целевые программы, Фонд муниципального развития, механизмы государственно-частного партнерства.

Инструментами реализации Стратегии станут долгосрочные, среднесрочные и годовые программы с системой программных мероприятий.


^ Слайд 23. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Реализация Стратегии должна обеспечить удвоение ВРП за первые 10 лет (2008-2017гг.) и увеличение ВРП в 2,5 раза в следующие 10 лет, а за 20 лет ВРП должен увеличится в 5,2 раза.


Промышленное производство возрастет в 4,6 раза, продукция сельского хозяйства – 2,5 раза, инвестиции в основной капитал в 8 раз, внешнеторговый оборот - в 3,6 раза, оборот розничной торговли - в 5,6 раза, реальные денежные доходы населения –в 4,3 раза.

У нас нет долгосрочных ориентиров Российской Федерации, но к 2017 году мы должны обеспечить среднероссийский уровень по среднедушевым доходам населения, а к 2027 году – по уровню развития социальной инфраструктуры.


Спасибо за внимание.





habbard-ron-kniga-lidera-dlya-dostizheniya-vershini-tekst-predostavlen-izdatelstvom-formula-uspeha-nastolnaya-kniga.html
habibulina-lf-romanticheskoe-nauki-i-religii-v-usloviyah-globalizacii.html
hachukaev-eduard-magometovich-predislovie.html
hafizovich-universitet-dubna.html
hai-stevan-l-evti-mo-zhivotni-put-puteshestvi-a-stranica-12.html
hai-stevan-l-evti-mo-zhivotni-put-puteshestvi-a-stranica-18.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/english-only-essay-research-paper-english-onlylanguage.html
  • institute.bystrickaya.ru/f-t-aleskerov-gu-vshe-aleskhse-ru.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vmeshatelstvo-v-zhiznennie-situacii-vnutrilichnostnij-seriya-mastera-psihologii-pereveli-s-anglijskogo-l-gitelman-m-potapova.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-fizicheskaya-geografiya-rossii-specialnost-geografiya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/novij-ugolovnij-kodeks-rf-vstupayushij-v-dejstvie-s-1-yanvarya-1997-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/modernizaciya-sistemi-sbora-i-obrabotki-statisticheskoj-informacii-v-nizhegorodstate.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problema-aktivizacii-poznavatelnoj-deyatelnosti-razvitiya-samostoyatelnosti-i-tvorchestva-obuchayushihsya-bila-i-ostaetsya-odnoj-iz-aktualnih-zadach-pedagogiki.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anabolicheskie-steroidi.html
  • crib.bystrickaya.ru/izdanie-osushestvleno-v-ramkah-programmi-pushkin-pri-podderzhke-ministerstva-inostrannih-del-francii-i-posolstva-francii-v-rossii-ouvrage-rjalisj-dans-le-cadre-du-stranica-8.html
  • testyi.bystrickaya.ru/admnstrativno-pravov-metodi-chast-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/internet-resursi-tv-8-pervij-kanal-novosti-ekonomiki-25-10-2005-evteev-07-44-8.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-tipi-harakterov-goroskopi-derevev-i-cvetov-sakralnij-kalendar-druidov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/49perspektivi-novejshej-biotehnologii-v-rossii-kniga-prednaznachena-dlya-filosofov-interesuyushihsya-socialnimi-aspektami.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tehnika-bezopasnosti-na-predpriyatiyah-torgovli-i-potrebitelskoj-kooperacii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-polozheniya-po-analizu-delovoj-aktivnosti-sovremennoe-sostoyanie-spk-kava-iorganizaciya-v-nyom-analiticheskoj-raboti.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-iii-posobie-prednaznacheno-dlya-vrachej-psihiatrov-narkologov-psihologov-pedagogov-srednih-uchebnih-zavedenij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/64-finansovoe-obespechenie-deyatelnosti-instituta-otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-prinyato.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervoe-poslanie-ivana-groznogo-andreyu-kurbskomu-recenzenti-doktor-istoricheskih-nauk-a-yu-yurganov-doktor-istoricheskih.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iii-kniga-na-sajte.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stanislav-vtorushin-poslanec-stranica-8.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-sbir-prizvana-obespechit-nachalnim-kapitalom-malij-biznes-i-pomoch-emu-uchastvovat-v-niokr-finansiruemih-pravitelstvom-krome-togo-v-poslednie-godi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-rechevih-oshibok-mladshih-shkolnikov-v-pismennih-tvorcheskih-rabotah-i-puti-ih-ispravleniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/svedeniya-o-territorii-vseleniya-gorod-sosnovoborsk-programma-krasnoyarskogo-kraya-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-stroitelej-doshkolnih-uchrezhdenij-mogut-osvobodit-ot-nalogov-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-andreevo-bazarskogo-selskogo-poseleniya-reshenie-stranica-13.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhmisti-masati.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-opasnostej-v-vc.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rejting-nedeli-izvestiya-avtor-ne-ukazan-21032008-050-gosduma-rf-monitoring-smi-21-marta-2008-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhanie-programmi-razdel-vvedenie-v-kriminalistiku-teoreticheskie-osnovi-kriminalistiki.html
  • college.bystrickaya.ru/32-ocenka-zatrat-predvaritelnij-raschet-ozhidaemoj-effektivnosti-asoiu-sistema-generacii-zaprosov-k-testiruemoj-baze-dannih.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-igor-guberman-aleksandr-okun.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reglament-opredelyaet-poryadok-predstavleniya-materialov-operativnogo-izmeneniya-sostoyaniya-zapasov-uglevodorodnogo-sirya-na-gosudarstvennuyu-ekspertizu-trebovaniya-po-ih-soderzhaniyu-i-oformleniyu.html
  • diploma.bystrickaya.ru/veber-mark.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predislovie-ko-vtoromu-izdaniyu-segodnya-cherez-dvenadcat-let-posle-pervoj-publikacii-100-biografij-eta-kniga-po-prezhnemu-polzuetsya-sprosom-i-perevoditsya-na-stranica-18.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennij-amerikanskmj-detektiv-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.