.RU

I. обзор литературы. Современные представления о - страница 7



б) учитель- ученики- тетради. Учитель (собрал ,взял, попросил, проверил, унес ) тетради учеников. Ученики (сдали, отнесли, показали....) учителю тетради. При этом обговаривались всевозможные варианты как глаголов-синонимов, так и различных категориально и ситуативно подходящих существительных.

4) при более выраженных речевых трудностях применялся прием работы над активизацией семантических полей слова: так больным предлагалось разложить карточки на группы с близким смыслом, найти обобщающее слово, проводились классификация по другим признакам (что живое, что летает и т.п.) и подбор слов одного семантического поля. Например: одежда : юбка, платье....

При «подкорковой» афазии нарушалась активность системы долговременного хранения семантической информации, в том числе и лексического состава речи.

138

Характер наблюдающихся у больных парафазии свидетельствовал о нарушении пускового механизма в актуализации слова, что вело к стойкой направленности на какой-либо один тип смысловой связи, к стереотипным способам поиска слова, за пределы которых больные самостоятельно выйти не могли, в отличие от акустико-мнестической и амнестической афазий, при которой дефект лежал в звене выбора альтернативы. Парафазии по типу неологизмов, а также жаргонных слов свидетельствовали о вовлечении не столько семантического, сколько ситуационного уровня хранения значения слова. В связи с этим применяемые нами приемы восстановления номинативной функции несколько отличались от приемов восстановления речи при «корковых» формах афазии. Так мы проводили работу над восстановлением связей слова, оживлением значительного объема словарного запаса больного, что позволяло преодолевать стереотипию в поиске слова. В этих целях проводилась работа по: а) оживлению категориальных и ситуативных связей. Например, таких категориальных связей как: Платье-одежда, не живое, шерстяное, ситцевое, прямое, фасонное и т.п. или следующих ситуативных связей: Платье- носят, шьют, покупают в магазине, дарят и т.д.

б) предлагались задания на подбор пар к синонимам и антонимам. Затем пассивные виды занятий по выбору нужной пары слов сменялись самостоятельным поиском слов.

в) подобная же работа велась и по подбору аналогий отношений.

У больных с «подкорковой» афазией вербальные парафазии наиболее часто проявлялись в собственном высказывании больных и носили непроизвольный

139

характер. Это объяснялось тем, что у них был нарушен выбор слова из парадигматической системы, его включение в синтагматическую последовательность. В связи с этим в процессе восстановительного обучения помимо методов работы над «семантическими полями» мы использовали ряд приемов, способствующих устранению вышеописанного дефекта. Этому способствовали такие задания как: а) «разбить» написанное слитно предложение на слова, б) составить предложение из слов, в) заменить слова в предложении как в группе подлежащего, так и в группе сказуемого. В виде задания нами использовались два способа сочетания слов в предложении. Первый, когда смысл выражения является пересечением всех составляющих значений и, второй, когда он составляет объединения значений его составляющих (конъюнкция значений).; Например" Собака сидит около будки." или

" Пес находится у конуры."

г) Также использовалась смысловая вариабельность высказывания с употреблением различных частиц, предлогов и т.п.

При негрубой степени выраженности речевого расстройства проводилась работа над текстом, предлагались задания на исправление в тексте ошибок (орфографических, грамматических, смысловых и т.д.) с последующим их пересказом, составлением планов и выведением морали, скрытого смысла, подтекста и т.п.

В работе по преодолению у больных трудностей переключения от одного «гнезда» слов к другому и инертными возвращениями к какому-либо слову или

но

стереотипному смыслу («хождение по кругу») мы использовали: подбор 5 слов по заданному признаку (5 острых, 5 красных предметов и т.д.); дезавтоматизированные речевые ряды; дополнение предложений с причинно-следственными связями. Больному предлагалось начать или закончить главное предложение несколькими вариантами придаточных предложений. Нередко логопеду приходилось «создавать ситуацию», которую больной мог оформить в нескольких вариантах высказывания. Затем больному предлагался переход к описанию другой ситуации.

Было отмечено, что обычная подсказка первого звука искомого слова, помогающая больным с корковой амнестико-семантической афазией, при «подкорковой» афазии не всегда способствует актуализации слова.

При «подкорковой» афазии для актуализации слова достаточно введения больного в ситуацию, в смысловой контекст, переключающий его из одного семантического поля в другое, и то лишь при условии активного внимания больного. При этом следует подчеркнуть, что необходимым условием успешности коррекционно-педагогической работы является постоянная активация внимания больного, достигаемая темпом ведения занятия, переключения логического ударения с одного слова на другое, акцентируемые логопедом паузы между заданиями, целесообразным расположением последовательности заданий, их смены в процессе занятия.

141

TV. 3. 3. Восстановление письма, чтения и письменной речи больных.

У всех больных первой и второй подгрупп больных с "подкорковой" афазией наблюдался быстрый регресс дефектов чтения и письма по сравнению с корковыми формами афазий, что послужило нам опорой в восстановительном обучении.

Обобщенные результаты исследования восстановления письма и чтения у больных представлены в таблице 5.

Таблица № 5 Восстановление письма и чтения у больных с "подкорковой" афазией.


Степень выраженное™ нарушений в первые недали после инсульта

Степень восстановления

Темп восстановления


Грубая

Средняя

Легкая

Значится ьная

Умеренн ая

Неболыа ая

Быстрый

Средний

Медленн ый

Аграфия

10

35

5

28

8

4

24

12

4

Алексия

4

11

25

37

3

-

35

5

-

В резидуальном периоде инсульта после проведения логопедических занятий чтение восстановилось полностью у 37 человек, у 3 наблюдались элементы угадывания. Выраженные нарушения письма в остром периоде отмечались у 10 человек ( у 6- в звене двигательного акта, у 4 - осложненные синдромом оптико- пространственной агнозии), у 35 больных была выявлена средняя степень дисграфии - персевераторность, литеральные парафазии по оптическому и фонематическому типу, у 6 больных - дисорфографическое письмо, распад навыков письма (правил синтаксиса, орфофафии...).

142

Относительная сохранность письменной речи служила нам опорой при восстановлении устной речи. Отрабатываемый дидактический вербальный материал максимально закреплялся при помощи письма.

Применялся метод озвученного чтения, при котором больной одновременно слышал и видел (читал) какой-либо лексический материал. Этот метод был важен для упорядочивания понимания, снижения импульсивности деятельности, для улучшения контроля за процессом чтения (предупреждение угадывающего | чтения). При этом интонационно при использовании логического ударения выделялись важные по смыслу моменты восприятия на слух для большей концентрации внимания больного. Этот метод важен и для актуализации парадигматической организации слов, то есть оживления семантических и синтаксических связей и отношений слова, и связи его значения с этими отношениями, с отношениями к другим словам.

143

^ IV, ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проблема нарушений речи при "подкорковой" афазии является одной из актуальных и малоразработанных в современной логопедии. Трактовка феноменологии "подкорковой" афазии остается противоречивой. Своеобразие речевого синдрома "подкорковой" афазии, который не может быть идентифицирован с кортикальными формами афазии, отмечали большинство исследователей. Ojermaim G.A. et. al. (1980), Hojo К. et. al. (1984,1985), Larravmo L.G. et. al. (1991), Vilklei J. et. al. (1978), Capitani E. et. al. (1993), Okuda et. al. (1994)

При сопоставлении экспериментальных исследований различных авторов можно заметить их противоречивость - одни указывают на избирательные нарушения психических процессов при подкорковых очагах в зависимости от стороны поражения (Fazio С et.al.l973.Ojermann Q.A.I980 и др.), другие ее отрицают (99, и др.). Одни отмечают преходящие изменения познавательных процессов, другие - стойкие, одни подчеркивают выраженные нарушения мнестико-интеллектуальных процессов, другие - нет.

В литературе отсутствуют описание нейропсихологических синдромов при подкорковых поражениях мозга, описываются лишь изменения количественных характеристик процессов, а не их качественный анализ.

В последнее время зарубежными исследователями осуществлются попытки описания феноменологии «подкорковой» афазии. «Подкорковая» афазия ( subcortical aphasias ) неоднородна и исследователями описывается несколько вариантов речевых нарушений в зависимости от преимущественной локализации очага в глубинных структурах (Qoodqlass H.Kaplan E 1994).

144

Трактовка полученных данных так же различна. Таким образом наиболее традиционная точка зрения на роль подкорковых структур в реализации психических процессов состоит в том, что речевые нарушения при подкорковой локализации очага являются результатом нарушений неспецифической активации, которая носит направленный характер (101,134 ,140 и др.). В психологической литературе все чаще встречается другая точка зрения, сторонники которой считают, что подкорковые образования мозга специфическим образом участвуют в организации психических процессов. В пользу этой позиции приводятся данные Каменецкой Б.И., Ривиной Н.А.(1970), Корсаковой Н.К., Московичюте Л.И.(1985), Н.П. Бехтеревой (1980,1988), Л.И. Московичюте (1995).

Результаты нейропсихологического, нейролингвистического исследования и коррекционно-педагогической работа с больными с «подкорковой» афазией обнаружили определенные специфические нарушения высших психических функций.

Больные с "подкорковой" афазией (40 чел.) на основании нейропсихологического обследования высших психических функций были разделены на две подгруппы, каждая из которых неоднородна в зависимости от составляющих ее компонентов. Необходимо отметить, что нарушения в обеих подгруппах были комплексные, и выражались в преимущественном поражении различных ВПФ.

Первая группа больных ( 26 чел.) характеризуется главным образом нарушением следующих психических функций: динамического праксиса,

145

нарушение избирательности психических процессов, затруднения удержания программы действий, переключения с одного звена на другое, игнорирование собственных ошибок, трудности программирования, планирования, интеллектуальной деятельности, кратковременной памяти,. Описанная симптоматика имеет сходство с синдромом поражения премоторных и префронтальных отделов коры больших полушарий головного мозга.

Вторая подгруппа больных характеризуется главным образом нарушением следующих психических функций: дефекты зрительно- пространственного

г

I анализа и синтеза, трудности объединения лексических единиц в единую

? симультанную пространственную схему, а именно, трудности в понимании

логико- грамматических конструкций, в счетных операциях, особенно при

4ь, серийном вычитании с переходом через десяток, в рисовании фигур и их

переворачивании на 90* 180, в узнавании пространственных признаков

искаженных фигур, затруднения в наглядно-образном мышлении. Такая

нейропсихологическая симптоматика идентична нарушениям, наблюдающимся

при поражениях теменной области головного мозга.

Необходимо отметить, что «подкорковая» афазия часто сопровождалась вторичными нарушениями памяти общей модальности (легкие конфабуляции). Данное явление наблюдалось в результате экспериментального исследования нарушений различных высших психических функций( в том числе и во всех видах речевой деятельности) на истощении. Часто речевые нарушения («всплывающие» персеверации во всех речевых функциях, контаминации и др.) имели в своей

146

основе механизмы сходные с механизмами нарушений памяти (конфабуляции). Эти особенности нарушения памяти можно расценивать как вторичные, обусловленные нарушением механизмов бодрствования, внимания, мотивационно-эмоциональных расстройств. (Эти данные коррелируют с исследованиями А.А.Абашева-Константиновского(1961), Т.Б.Абрамович, В.В.Захарова(1961), Б.И.Каменецкой(1968), Н.Н.Брагиной, РпЬгат(1961)и др.). Результаты исследования речевой деятельности показали, что речевые

нарушения у больных первой и второй подгрупп так же были различными.

if

| Во всех подгруппах отмечалась: 1) Общая нестабильность, непостоянство

выполнения различных видов деятельности, заданий (в том числе и речевых), то есть флуктуативность проявлений нарушений. Качество выполнения заданий чаще зависело от психической активности, реже от степени сложности.

2) При «подкорковой» афазии наблюдались достаточно стойкие речевые нарушения:

а) в первой подгруппе (26 чел.), выявлялись неспецифические нарушения речи подобные достаточно проявляющиеся преимущественно по лобному типу - в виде комплексной динамической, эфферентной моторной афазии

Для данной подгруппы больных были характерны: - трудности включения и переключения в речевом высказывании: -эфферентные нарушения в спонтанном высказывании, - вторичные нарушения программирования и планирования высказывания. В отличии от корковых передних форм афазий (ДА, ЭМА) не наблюдались: - "телеграфный" стиль, - грубые дефекты кинетической стороны

147

речи, - отсутствовали эхолалии. Однако, нельзя сводить психические, речевые нарушения только к дефектам неспецифической активации и нарушениям внимания.

У больных первой подгруппы отмечались специфические, не наблюдающиеся при ДА и ЭМА нарушения: - обилие персевераций, в том числе и не характерных для корковых форм афазии- "всплывающих" или

. -контаминации, состоящие из сплава персеверирующего слова и нового слова

* или его парафазии,

- импульсивность высказывания,

-зависимость качества высказывания от эмоциональной значимости темы.

- дефект связного высказывания отмечался не столько в звене формирования

замысла и построения программы, сколько в недостаточной мотивации, речевой

интенции, в трудностях развертывания программы во времени и перевода

внутренней речи во внешний план,

- на истощении к речевым нарушениям присоединялись легкие

конфабуляции, что также не характерно для корковых афазий.

- реализация двигательной модели речевого высказывания в целом.

Данные нарушения в целом соответствовали клинической

нейропсихологической квалификации синдрома по "псевдолобному" типу.

2) Во второй подгруппе больных (14 чел.) также отмечалась общая флуктуативность дефектов, на фоне которой выявлялись неспецифические

148

нарушения речи подобные акустико-мнестической, амнестической, семантической афазиям.

Для данной подгруппы больных были характерны: - флуктуативные нарушения фонематического восприятия, - нестабильное снижение объема слухо-речевой памяти, редкое отчуждение смысла слова. Эти нарушения проявлялись флуктуативно на фоне истощения психической активности и отличались по характеру проявлений от корковых, В отличии от корковой амнестико-семантической афазии трудности понимания логико^грамматических структур и амнесп^чесаше дефекты ( вербальные парафазии и т.д.) носили флуктуативный

t

характер ч нри активации внимания и контроля подвергались быстрой коррекции.

Во второй подгруппе больных также наблюдались специфические_нарушения речи, по характеру проявлений и механизмам они отличались от корковых:

- трудности понимания речи в субъективно ускоренном для больных темпе при относительно сохранном фонематическом восприятии слухе, что можно объяснить невозможностью настройки речевого моторного звена к модуляции внутреннего проговаривания. Иными словами, это явление связано с отрывом «эфферентных» звеньев речевой деятельности от модуляции внутренней речи на уровне эффектора. По-видимому, при быстром темпе обращенной к больному речи темп работы двигательного звена в связи с общей замедленностью и ригидностью всех психических процессов и движений не соответствует темпу предъявления информации. В этом случае происходит рассогласование между объективными параметрами воспринимаемых на слух звуковых стимулов и

149

возможностью «подстройки» к ним двигательных компонентов речевой деятельности в целом. Данные в целом коррелируют с исследованиями (46,95,124,138).

- "импульсивный" аграмматизм, в основе которого лежало нарушение

активации, импульсивность высказывания,

- нарушение номинативной функции было связанно с несколькими

причинами: а) -происходило нарушение процессов обращения к семантической

памяти и дефект формировался на стадии "инициативы поиска"", б). - Характер

парафазии свидетельствовал не о дефектах в звене выбора необходимой

альтернативы, а о нарушении того же пускового механизма в системе

актуализации слова- наименования.

^ При недостаточной психической активности нарушалась своеобразная

"передача" образного невербального кода объекта в систему долговременной семантической памяти для идентификации. Это коррелирует с данными ряда исследований о взаимодействии речи и памяти на уровне подкорковых структур указанных выше глубинных структур головного мозга этот процесс передачи затруднялся, что приводило к нарушению актуализации слова- наименования в виде увеличения латентного периода времени ответа, возникали парафазии по типу жаргонных слов, в) Вероятно, такая актуализация обеспечивается подключением другого уровня речевой деятельности и речевого хранения не столько семантического, сколько ситуационного. Тенденция к употреблению парафазий-неологизмов» возникновение легких конфабуляции позволяет


150

высказать предположение, что на истощении подключается вторично нарушенный Ф

параллельно действующий механизм нарушений памяти. Данные трудности

являлись характерными для "подкорковой" афазии. Это коррелирует с данными ряда исследований (46,106,122,141,152,156),

Данные нарушения в целом соответствовали клинической нейропсихологической квалификации синдрома по "псевдовисочному" типу.

Сходные по характеру проявлений трудности наблюдались и в письме ("всплывающие" параграфии - на уровне графемы, контаминации - на уровне слова, конфабуляторные вплетения - на уровне фразы, трудности перевода плана высказывания, конфабулядии сюжетной линии - на уровне текста. Данные

нарушения ВПФ влияли и на специфику протекания счетных операций.

Ф

Таким образом, весьма вероятно, что на уровне подкорковых ядер

осуществляется взаимодействие между перцептивным и двигательным компонентами в структуре речевой и гностической деятельности.

Таким образом, в каждой подгруппе отмечалась: 1) Общая флуктуативность проявлений нарушений, которая может объясняться недостаточной активацией структур второго и третьего функциональных блоков первым функциональным блоком ("блоком тонуса и регуляции" А.Р.Лурия).

2) выявлялись достаточно стабильные нарушения, внешне сходные с корковыми симптомами, которые могут объясняться дезафферентацией трех функциональных блоков.(11,59,65,73,89).

151

3) специфические, характерные для "подкорковой" афазии нарушения. Механизм их возникновения, по-видимому, может объясняться дезинтеграцией функций внимания, памяти и речи на уровне глубинных структур, подключением параллельно действующей системы осуществляющих функционирование некоторых видов памяти.

Из вышесказанного можно заключить, что при "подкорковой" афазии формировался своеобразный синдром речевых нарушений, который не может быть идентифицирован ни с одной из известных форм афазий, описанных при поражении корковых отделов головного мозга. Полученные результаты дают основание для выделения качественно особенного, специфического варианта нарушений речи у лиц с подкорковыми поражениями.

Следует отметить, что нарушения речевых и других психических функций после поражения подкорковых структур могут в ряде случаев носить кратковременный характер и имеют тенденцию к более быстрому восстановлению и нормализации функций по сравнению с корковыми афазиями. Это позволяет предположить роль подкорковых структур в психических процессах как гибких, вариативных звеньев функциональных систем.

«Подкорковая» афазия нередко сочетается с другими речевыми нарушениями, возникающими при поражении глубинных структур, а именно: с нарушением голосообразования (афония, дисфония- на раннем этапе- 6 чел.), нарушением артикуляции (разных видов и степени тяжести дизартрия- 21 чел. ),

152

изменением темпа и ритмико-мелодической стороны речи ( чаще в сторону замедления и реже - ускорения - 12 чел.).

Полученные нами результаты и их интерпретация позволяют сделать основной вывод о специфической роли подкорковых структур мозга в протекании психических функций. Вместе с тем опираясь на концепцию Н.П.Бехтеревой о гибких и жестких звеньях психической функциональной системы, можно говорить о том, что подкорковые структуры включаются в психические процессы как гибкие звенья. При этом нельзя исключить дублирования этих функций на отдельных этапах ее развертывания в различных подкорковых структурах, что обеспечивает пластичностъ и адаптационные возможности психических функций

на подкорковом уровне в их вертикальной мозговой организации.

Ш

В процессе логопедических занятий проводилось динамическое обследование

речевых и неречевых высших психических функций, что давало возможность гибкого подхода к применению методов коррекционно-педагогической работы. . Выявлено, что динамика речевых нарушений при «подкорковой» афазии отличалась от динамики восстановления корковых форм афазии более быстрым регрессом по времени и степеням тяжести речевого дефекта. Поэтому при «подкорковой» афазии была необходима быстрая смена методов и приемов работы, применяемых на раннем и резидуальном этапе восстановления. Динамическое исследование нарушений и восстановления различных психических функций у больных показало, что оно могло быть неодинаковым: относительно быстрое улучшение памяти в ряде случаев могло сочетаться с медленным


153

восстановлением речи. Это исключает трактовку изменений одних функций как производных от других. Кроме того, различия в восстановлении ВПФ не позволяют объяснить их динамику только перестройкой неспецифических активирующих влияний на кортикальные системы, а свидетельствует о специфическом участии подкорковых образований в организации ВПФ и речи.

На раннем этапе логопедическая работа носила щадящий, психотерапевтический характер и включала: - установление контакта с больным, -использование модификаций методик работы на раннем этапе, разработанные Э.С.Бейн, М.К.Бурлаковой(1982), включающих метод растормаживания экспрессивной стороны речи, интонационный, ритмико-интонационный метод, метод введения в контекст, стимулирование понимания речи на слух, стимулирования устного высказывания, модификацию метода предупреждения вербальных парафазии. На начальных этапах принцип дифференциации методических приемов при «подкорковой» афазии имел меньшее значение, чем на последующих.

Занятия на раннем этапе, согласно положению Э.С.Бейн, М.К.Бурлаковой о необходимости раннего начала логопедической терапии, мы начинали в течение первых 2-3 недель после инсульта. Занятия проводились по 5-7 минут 2-3 раза в день.

В течение первых месяцев формировался определенный тип речевого нарушения и становилась необходимой более тщательная дифференциация

154

методов и приемов логопедической работы в зависимости от особенностей каждой группы.

В позднем периоде методы коррекционно-педагогической работы при "подкорковой" афазии были неоднородны и проводиться комплексно. Учитывалась специфика психических и речевых нарушений в двух группах при "подкорковой" афазии.

В связи с истощаемостью и флуктуативностью психической деятельности больных время и формы продолжительность занятий могла меняться в зависимости от состояния флуктуации от 10 до 20-40 минут 2 раза в день.

В связи с быстрым истощением психической активности наиболее эффективной являлась работа на малом объеме материала, что сужало поле и позволяло сделать устойчивым внимание. Необходим строгий отбор лексического материала и видов деятельности по параметрам сложности, эмоциональной близости и максимальное оживление ассоциативных связей.

При «подкорковой» афазии наиболее сохранны функции чтения и письма, что послужило нам опорой в восстановительном обучении.

При коррекции неспецифических симптомов на отдалении (трудностей включения и переключения в речевом высказывании, эфферентных нарушений в спонтанном высказывании, вторичных нарушений программирования и планирования высказывания ( по типу "псевдолобного" синдрома) и флуктуативных нарушений фонематического восприятия, нестабильного снижения объема слухо-речевой памяти, редкого отчуждения смысла слова,

155

трудностей понимания логико-грамматических структур и амнестичесгсчх

т

дефектов ( по типу "псевдовисочного" синдрома) использовались модификации известных методов работы при корковых формах афазии.

Работа над дефектами импрессивной стороной речи включала; восстановление понимания речи на лингвистическом уровне, т. е. коррекцию вторичных нарушений фонематического восприятия, объема слухо-речевой памяти, понимания семантических конструкций.

При восстановлении нарушений экспрессивной стороны речи вводились следующие приемы: введение слова в разные смысловые контексты, составление фраз по сюжетным картинкам и беседы по расширению вариабельности высказывания, составление фраз по сериям сюжетных рисунков, работа над множественными связями глагола.

На позднем этапе логопедической работы ввиду специфических нарушений, характерных для "подкорковой" афазии использовались особые методы и приемы работы:

-восстановление акустического внимания и контроля,

-восстановление понимания речи на психологическом уровне. Использовались приемы: пересказ содержания и выявление смысла и подтекста рассказа, составление связного высказывания по сериям сюжетных картинок и его плана. Программа работы предусматривала особенности психологического уровня понимания текста (нарушение контроля, импульсивность, вторичные

156

нарушения планирования и т.д.) и использовала приемы, тормозящие патологические особенности.

- методы работы над семантическими полями слова, оживление

категориальных и ситуативных связей, «пассивный» и активный подбор

синонимов и антонимов, аналогий отношений и др.)

- использовались приемы по развитию вариабельности высказывания.

- параллельно велась работа по восстановлению внимания, памяти и других

нарушений высших психических функций.

При осложнении «подкорковой» афазии дизартрией (21 чел.)параллельно велась работа по преодолению дизартрических сложностей (массаж и гимнастика

артикуляционного аппарата и т.д.). При этом большее внимание в работе

4ft-

уделялось наиболее поврежденному компоненту.

Перспективы дальнейшего развития темы исследования связаны с более глубоким изучением феноменологии, механизмов синдрома "подкорковой" афазии, особенностями нарушения отдельных речевых и неречевых высших психических функций.

На основании полученных в результате исследования данных сделаны следующие ВЫВОДЫ:

1. Синдром "подкорковой" афазии характеризуется устойчивым комплексом нарушений речевых и неречевых высших психических функций

157

2. Нейропсихологическое и нейролингвистическое исследование дает

возможность выявить основные характеристики "подкорковой" афазии,

которые отличают ее от известных корковых форм:

- флуктуативность основной симпоматики,

- наличие "симптомов на отдалении",

- наличие специфических речевых нарушений:

- непонимание речи в субъективно ускоренном темпе при сохранном

фонематическом восприятии;

- обилие контаминации, вербальных парафазии неологизмов;

- наличие персевераций, отличных от персевераций, характерных для лобного

синдрома;

} - наличие эфферентных моторных нарушений речи в спонтанном высказывании;

- наличие конфабуляторных вплетений в связном высказывании на фоне

истощения психической активности.

3. Результаты логопедического исследования больных с "подкорковой"

афазией, позволяют выделить специфический комплекс

нейропсихологических параметров, который коррелирует с локализацией

очага поражения:

- при локализации очага в передних отделах лентикулярного ядра, белом веществе центральной извилины и переднем бедре внутренней капсулы отмечаются изменения высших психических функций по типу

158

"псевдолобного" синдрома и речевые нарушения подобные эфферентной моторной афазии и динамической афазии;

- при локализации очага поражения в белом веществе височной доли, зрительном бугре, задних отделах лентикулярного ядра наблюдаются изменения высших психических функций по типу "псевдовисочного" синдрома и речевые нарушения, подобные акустико-мнестической, амнестико-семантической и "парафатической" формам афазии.

4. На основании данных, полученных в результате исследования, научно

обоснованы основные направления коррекционно-педагогической

реабилитации по преодолению "подкорковой" афазии:

- первое направление связано с преодолением нарушений неречевых высших

психических функций,

- второе направление связано с проведением специальной логопедической

работы, направленной на восстановление речевых функций.

5. Коррекционная работа с больными с "подкорковой" афазией состоит

в замедленном темпе наращивания объема логопедических заданий, быстрой

смене заданий, использовании модификаций методик различных форм

афазии, специальном отборе лексического материала при построении и

использовании учебных заданий и их последовательности, максимальной

опоре на письменную речь.

159

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

т

1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных

системА\ Москва, 1971.-е. 447.

2. Ахугина Т.В. Нейролингвистичексий анализ динамической афазии.\\ Москва,

изд. МГУ, 1975,- с.143.

3. Ахугина Т.В. Единицы речевого общения, внешняя речь, порождение речевого

высказывания Исследования речевого мышления в психолингвистике.\\ Отв. Ред.

Тарасов Е.Ф., Москва, изд."Наука", 1985, -с. 99-116.

4. Ахугина Т.В. Порождение речи \\ Нейролингвистический анализ синтаксиса\\.

Москва, изд. МГУ, 1989, -с.214.

5. Бейн Э.С. Психический анализ сенсорной афазии \\ Автореферат диссертации

на соискание ученой степени доктора биологических наук\\, Москва, 1947, - с. 16.

husto-l-gonsales-stranica-6.html
hv-nu-chto-zh-ya-popitayus-otvetit-na-vse-tvoi-voprosi-sadis-i-slushaj.html
hv-po-tochka-sedemnadeseta-ot-dnevniya-red-protokol.html
hvataj-za-gorlo-stranica-2.html
hvataj-za-gorlo-stranica-8.html
hvatit-rabotat-na-figurnoe-katanie-novosti-7.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-dlya-studentov-2-kursa-ochnoj-formi-obucheniya-s-sokrashennim-srokom-na-baze-spo.html
  • university.bystrickaya.ru/f-m-dostoevskij-n-f-fedorov-v-s-solovev-v-krugu-idej-i-problem-russkoj-religiozno-filosofskoj-misli-konca-xix-pervoj-treti-xxveka-stranica-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rannyaya-diagnostika-spida.html
  • knigi.bystrickaya.ru/snyatie-krivoj-namagnichevaniya-paramagnetika.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-deyatelnosti-farmacevticheskoj-spravochnoj-sluzhbi-soyuzfarma-za-noyabr-2007-g-str-13-predstavlyaem-region-nizhnij-novgorod-str-14-16-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvedchika-sistema-specnaza-gru-ocr-palek-1998-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4proekt-dogovora-tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-rabot-7-tekushij-remont-kotla-bkz-320-140gm-8s-st-1-stancii-tec-2-filiala-7.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/scientifically-a-production-association-of-plastic-processing-named-after-komsomolskaya-pravda.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommunikacii-i-etika-v-organizacii.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchyot-o-deyatelnosti-municipalnogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej.html
  • education.bystrickaya.ru/19-spisok-ispolzovannih-istochnikov-s-a-zelinskij-analiz-massovih-manipulyacij-v-rossii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izobrazitelnoe-i-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-enciklopediya.html
  • control.bystrickaya.ru/duhovno-lichnostnim-podhodom-a-v-fedorov-otvetstvennij-redaktor.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izmenenie-v-klassifikatore-osnovnih-sredstv-aktualnie-socialno-ekonomicheskie-i-pravovie-aspekti-ustojchivogo-razvitiya-regiona.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-vidi-administrativnih-nakazanij.html
  • college.bystrickaya.ru/110-raschet-dejstvuyushej-obshej-linii-ochistnih-zaboev-1-tehnologiya-podzemnih-gornih-rabot-na-shahte-zapolyarnaya-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/operativni-zadaci-pravilnik-o-izmenama-i-dopunama-pravilnika-o-nastavnom-planu-i-programu-osnovnog-obrazovaa-i-vaspitaa.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-differenciaciya-zvukov-z-i-z-celi-vn-978-5-222-15123-5.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-gosudarstvennoe-byudzhetnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materiali-k-dokladu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/amurskoe-kazache-vojsko-chast-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/reklamnie-naklejki-ili-pechat-na-samoklejke-chast-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-viltes-plaukimas-turnira-po-plavaniyu-sredi-veteranov-sporta.html
  • education.bystrickaya.ru/22-naimenovanie-tem-i-obem-v-chasah-auditornih-zanyatij-dlya-studentov-po.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-5-dekabrya-2001-g-n-848-o-federalnoj-celevoj-programme-stranica-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/podvizhnie-masterskie-po-remontu-sredstv-svyazi-prikaz-30-iyunya-2000-700-ob-utverzhdenii-nastavleniya-po-sluzhbe-svyazi.html
  • student.bystrickaya.ru/-4-kreshenie-svyatogo-vladimira-uchebnoe-posobie-pod-redakciej-professora-k-e-skurata-sergiev-posad-2006.html
  • writing.bystrickaya.ru/informatika-byulleten-novih-postuplenij-v-nb-rgu-za-1-kvartal-2009-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tvorci-novih-legend-roman-belousov-o-chem-umolchali-knigi.html
  • studies.bystrickaya.ru/informacionnoe-obespechenie-processov-biznes-planirovaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-po-upravleniyu-obrazovaniya-administracii-gorodskogo-okruga-orehovo-zuevo-ot-25-04-2012-g-406.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vozniknovenie-caricina-chast-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-dlya-postupleniya-v-magistraturu-po-napravleniyu-podgotovki-psihologo-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobranie-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii-1999-n-29-sobranie-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii-2002-n-1-ch-i-st-3702.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nesmotrya-na-to-chto-zachatki-eksperimentalno-matematicheskogo-metoda-issledovaniya-prirodi-mozhno-najti-eshe-u-leonardo-da-vinchi-ego-osnovopolozhnikom-schitaetsya-ve.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.