.RU

I. «Служебник Варлаама Хутынского», конец XII–начало XIII в. (ГИМ, Син 604/343)1 - Ежегодная богословская конференция 2000 г. Богословие


^ I. «Служебник Варлаама Хутынского», конец XII–начало XIII в. (ГИМ, Син 604/343)1.
1) Литургия св. Василия Великого:

«Сего ради, Владыко пресвятый, мы грешнии и недостойнии раби Твои, сподоблени служити святому Твоему жертвьнику, не за правьды наша, ничто бо блага сотворихом на земли, но за милости Твоя и щедроты Твоя, яже излья богатно на ны, уповающе приближимъся к святому Твоему жертвьнику, и предложьше образы тела святого и крове Христа Твоего, Тобе ся мили деемъ и Тебе молим, святе святым, благоволениемь Твоея благости прити Святому Твоему Духу на ны и на предълежащая дары сия, и благословити я, и освятити, и явити. И всклонься, знаменаеть святыя дары. Хлеб убо сь, то честное тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Диакон: Аминь. // (л. 6) А се чашу знаменая, глаголеть: Чашу же сию, ту честную кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. А се третье, обое чашю и блюдо: Изльяную живота ради всего мира. Диякон: Аминь» (л. 5 об.–6).

2) Литургия св. Иоанна Златоуста:

«И еще приносим Ти словесную сию и бескверньную служьбу, и молим Тя и мили ся деем и просим: низъпосли Дух Твой Святый на ны и на предълежащая дары сия. Поп знаменаеть дары, первое блюдо, глаголя се: И сотвори убо хлеб сь чеcтьное тело Христа Твоего. И потомь чашю прехреcтить, глаголя се: А еже в чаши сей, чеcтьную кровь Христа Твоего. Обое прехрестя, блюдо и чашу: Преложь Духомь Твоимь Святымь. Яко быти приемлющим в бодрость души, во отпущение грехов, в причастье Святого Твоего Духа, во царьствия исполнения, в деръзновение, еже к Тебе, не в суд, ни во осужение» (л. 15).

II. Служебник «Софийский 518», 2 пол. XIII в.2

Литургия св. Иоанна Златоуста:

«И еще приносим Ти сию словесную службу и бескверньную, и молим Тя, и миле ся деем, и просим: низъпосли Духъ твой на ны и на предълежащая дары сия. И въсклонься, поп прекрестить дискос, глаголя се: Сотвори убо хлеб сь честьное тело Христа Твоего. А се глаголеть, прекрестя чашю: И еже в чаше сей, честьную кровь Господа нашего Иисуса Христа. И прекрестя обое, глаголи се: Преложи убо Духомь Твоимь Святымь. Всегда, и ныне. Яко быти приемлющим в бодрость, во отпущение …» (л. 31 об.)3.

III. «Служебник митрополита Киприана», кон. XIV–нач. XV в. (Син. 601/344).

Литургия св. Иоанна Златоуста:

«^ Ерей ж преклонься, молиться: Еще приносим Ти словесную сию и бескровную жертву […] и на предлежащия дары сия. Егда же восхощет священик творити призывание Святаго Духа // (л. 29 об.) и совршати дары, отлагает дьякон, еже в руках имееть, рипиду или покровець, и приходит ближае священика, и покланяються оба, трижды, пред святою тряпезою, молящеся к себе. Таж главу преклонь дьякон мало и показует с урарем к святому дискосу, глаголеть: Благослови, владыко, святый хлеб. И ерей благословляет верху хлеба, глаголет тихим гласом: Сотвори хлеб убо съ честное тело Христа Твоего. И дьякон: Аминь. И паки дьякон глаголет: Благослови, владыко, святый потирь. И священик благословляет верху святаго потиря, глаголет: А еже в чаши сей, честную кровь Христа Твоего. Дьякон: Аминь. Таж паки дьякон показует со своим урарем на святая // (л. 30) и глаголет: Благослови, владыко, и обоя. Ерей благословляя обоя, и святое блюдо и святый потирь, глаголет: Преложе я Духом Твоим Святым. Дьякон: Аминь. И множае пакы главу преклонь, к ерееви глаголя: Помяни мя, святый владыко, грешнаго…» (л. 29–30)1.

IV. «Служебник Синодального Архива № 731», нач. XV в.2

Литургия св. Иоанна Златоуста:

«^ Егда же восхощеть священик творити призывание Святаго Духа, отлагаеть дьякон еже в руках имееть рипиду, или покровець, и приходит // (л. 40) ближае священика. И покланяются оба, трижды, молящеся к себе: Господи, иже еси Пресвятый Свой Дух в 3-й час апостолом своим послал еси, того, Благый, не отими от нас, но обнови нас, Владыко, молящих ти ся. Таж дьякон, стих: Сердце чисто созижи. Ерей глаголеть: Господи, иже еси Пресвятый. Дьякон, стих: Не отверзи мене от лица твоего. Таж ерей третицею: Господи, иже еси Пресвятый… — весь до конца. Таж главу диякон преклони мало, и показует со уларемь // (л. 40 об.) ко святому дискосу, еже есть блюдце, глаголеть: Благослови, владыко, святый хлеб. И священик благословляеть верху святаго хлеба, знаменаеть святыя дары, глаголеть тихим гласомь: И сотвори убо хлеб сь и честное тело Христа Твоего. Дьякон рече: Аминь. И пакы дьякон: Благослови, владыко, святый потирь. И священик благословляет верху святаго потиря, глаголеть. И еже в чаши сей, честную кровь Христа Твоего. Дьякон рече: Аминь. Таж пакы дьякон показуеть // (л. 41) со своим уларем на святая и глаголеть: Благослови, владыко, обоя. И священик благословляя обоя, и святое блюдо, и святый потирь, глаголеть: Преложения Духом Святым. Дьякон: Аминь. И множае пакы главу преклонь ко священику…» (л. 39 об.–41).

V. Служебник. М., 1977. Ч. 1.

Литургия св. Иоанна Златоуста:

«Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя дары сия. [Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, того, Благий, не отими от нас, но обнови нас молящих Ти ся. <Тропарь читается трижды; диакон же после второго и третьего прочтения произносит 12-й и 13-й стихи 50 псалма.> Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отими от мене.] Диакон: Благослови, владыко, святый хлеб. Священник: И сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего. Диакон: Аминь. Благослови, владыко, святую чашу. Священник: А еже в чаши сей, честную кровь Христа Твоего. Диакон: Аминь. Благослови, владыко, обоя. Священник: Преложив Духом Твоим Святым. Диакон: Аминь, аминь, аминь» (С. 143–145; опущены диаконские рубрики и уставные ремарки).

Как видим, тропарь 3-го Часа, «будучи вставлен в молитву эпиклезы, нарушает грамматическую целость и, следовательно, самый смысл молитвы. В самом тексте эпиклезы основная мысль настолько ясна, что тропарь ее только запутывает. Освятительное действие заключается в словах: Низпосли Духа Твоего Святаго… и сотвори убо хлеб сей …а еже в чаши сей… Преложив Духом Твоим Святым». Этот тропарь вносит дисгармонию и во всю структуру евхаристического канона. Весь евхаристический канон византийских Литургий обращен к Богу Отцу. Внесение тропаря Третьего Часа нарушает эту целостность и не может быть согласовано с этим общим планом. В этом тропаре говорится не о вечном исхождении Св. Духа по существу от Отца, а о ниспослании Его во времени от Господа Иисуса Христа. В ряд молитв, обращенных к Отцу, вдруг вносится молитва, обращенная к Сыну Божию. Стоит только прочитать этот тропарь в связи со следующей освятительной формулой — и нелогичность станет очевидной. …Греки отвергли эту литургическую реформу (интерполяцию тропаря 3-го Часа. — Ю. Р.), а у нас она в сущности никогда даже и не была предметом серьезной литургико-богословской полемики и обсуждения»1.

Справедливость этих замечаний с точки зрения литургического богословия и элементарных правил синтаксиса вряд ли может быть подвергнута здравому сомнению. В то же время до сих пор сохраняется вопрос о месте, точном времени и причинах появления этой интерполяции в православной Литургии, и он может быть разрешен только после фронтальной работы с датированными южнославянскими и греческими Евхологиями, аналогичной проделанной нами преимущественно на русском материале. Ее цель — источниковедческая, во многом предварительная, тем не менее, впервые позволяющая сделать некоторые обоснованные выводы. Представляем их на суд наших глубокочтимых коллег.

Процесс появления и закрепления тропаря Третьего Часа в русских Служебниках можно наглядно представить из следующей таблицы. Наличие или отсутствие интерполяции в тексте соответствующей анафоры отмечено знаком «плюс» (+) или «минус» (–). Пустая графа означает либо исконное отсутствие в рукописи одной из Литургий, либо утрату листов с текстом молитвы эпиклезиса той или иной Литургии.

Примечание к таблице: Здесь представлены все выявленные к настоящему времени собственно русские Служебники древнейшего периода, т. е. по начало XV в. включительно (в том случае, разумеется, если молитва эпиклезиса сохранилась хотя бы в одной из Литургий). Из славянских Служебников этого времени учтены все рукописи отечественных хранилищ. Служебники XV в., а особенно XVI в. представлены, разумеется, не полностью. Таким образом, из почти ста пятидесяти рукописных Служебников XIII–1-й пол. XVII в., бывших в нашем распоряжении, в таблицу включены 122. Все они (кроме №№ 1, 12, 40 и 41, доступных для работы благодаря публикациям и подробным описаниям их текстов), просмотрены нами de visu. Хронологическая последовательность Служебников XIII в. дана по СК XI–XIII вв. Датировка и хронологическое распределение остальных Служебников (особенно XV–XVI вв.) во многих случаях, разумеется, достаточно условна, и базируется на современных научных описаниях рукописей2.

тропарь третьего часа в славяно-русских служебниках

№ п/п

Рукопись: шифр, дата, языковый извод (только для нерусских рукописей!) и традиционное название (если оно существует)

Литургия

св. Иоанна Златоуста

Литургия

св. Василия Великого

^ A. Служебники «Старой редакции» (до «Устава Литургии» патр. Филофея Коккина)1







1.

РНБ. Глаг. 2, X–XI в., старосл.2






2.

ГИМ. Син. 604/343, к. XII–нач. XIII в. (Служебник преп. Варлаама Хутынского)





3.

РНБ. Сол. 1016/1125, XIII в.






4.

РНБ. Сол. 1017/1126, XIII в.






5.

РНБ. Соф. 518, 2 пол. XIII в.






6.

РНБ. Q.п.I.48, 2 пол. XIII в., серб.






7.

РНБ. Q.п.I.68, 2 пол. XIII в., серб.






8.

РНБ. Q.п.I.67, XIII/XIV в. (не позднее 1317 г.)





9.

ГИМ. Хлуд. 117, кон. XIII в. (л. 1–6, 15–57), среднеболг.





10.

ГИМ. Син. 605/342, нач. XIV в. (Служ. преп. Антония Римлянина)






11.

ГИМ. Воскр. 8, сер. XIV в.






12.

ЯМЗ. № 15472, сер. XIV в.1





13.

БАН. 17.12.1, сер. XIV в.






14.

РНБ. Соф. 520, 2 пол. XIV в.





15.

РНБ. Соф. 521, 2 пол. XIV в.






16.

РНБ. Соф. 522, XIV в.






17.

РНБ. Соф. 523, XIV в.






18.

РНБ. Соф. 524, XIV в.






19.

РНБ. Соф. 526, 2 пол. XIV в.





20.

РНБ. Q.п.I.7, сер. XIV в.






21.

РНБ. О.п.I.4, 1 пол. XIV в. (до 1342 г.)






22.

РНБ. О.п.I.5, XIV в.





23.

РНБ. Q.п.I.60 (Требник), XIV в., серб.






24.

ГИМ. Увар. 46/628/556, XIV в., среднеболг.2





25.

ГИМ. Син. 892/346, XIV в. (сер.–70-е гг.)






26.

ГИМ. Син. 598/345, 2 пол. XIV в.





27.

ГИМ. Щукин. 745, 2 пол. XIV в.






28.

РГАДА. Син. тип. 41, 2 пол. XIV в.






29.

РГБ. Попов 101, 2 пол. XIV в., болг.





30.

РНБ. Погод. 37, 3 четв. XIV в., серб.





31.

РГБ. Рум. 398, кон. XIV в.





32.

РГБ. Рум. 399, между 1362–1389 гг.






33.

РГБ. Рогож. кладб. 566, кон. XIV в.






34.

РГБ. ТСЛ III, № 8, 1381/1382 г. (Служ. преп. Никона Радонежского)





35.

РГАДА. Син. тип. 40/127, кон. XIV в.





36.

РГАДА. Син. тип. 42/129, кон. XIV в.1






37.

РГАДА. Син. тип. 43/130, кон. XIV в.





38.

ГИМ. Воскр. 7, 1380 г.






39.

ГИМ. Син. 600/348, 1400 г.






B. Служебники переходной редакции («Устав», в качестве отдельной статьи, сосуществует параллельно с Литургией «Древней редакции»)







40.

Народная библ-ка (София). Рукоп. № 231, XIV в. (80-е гг.), болг. (Служебник патр. Евфимия Тырновского)2





41.

Ватиканская библ-ка (Vatic. slav.). № 14, кон. XIV–нач. XV в. (Служ. митр. Исидора)3





^ C. Служебники «Новой редакции» (текст «Устава» введен в чинопоследование Литургии)







42.

РГБ. Рум. 400, 1386 г., серб.





43.

ГИМ. Син. 601/344, кон. XIV–нач. XV в. (Служ. митр. Киприана)





44.

ГИМ. Син. 952/347, нач. XV в. (Служебник преп. Сергия Радонежского)

+



45.

РГИА. Син. Архив 731, нач. XV в.

+



46.

РНБ. Погод. 36, нач. XV в.





47.

ГИМ. Син. 269/349, 1 пол. XV в.





48.

РНБ. Соф. 975, 1 треть XV в.





49.

БАН. Арханг. Д. 9, 2 четв. XV в.

+



50.

РНБ. Соф. 566, сер. XV в.





51.

РНБ. 970, сер. XV в.





52.

РНБ. О.I.1117, XV в.






53.

РНБ. О.I.1178, XV в.





54.

РНБ. Соф. 525 (Лит. Вас. Вел. — XIII в. Лит. Иоан. Злат. — XV в.)

+



55.

РНБ. Соф. 540, 1 пол. XV в.






56.

РНБ. Соф. 1537, 1 четв. XV в.

+




57.

РНБ. Сол. 1024/1133, XV в.

+




58.

ГИМ. Син. 606/350, сер. XV в. (Служебник архиеп. Евфимия Новгородского)

+

+

59.

РГАДА. Син. тип. 213, XV в.

+




60.

РГАДА. Мазур. 1696, XV в.





61.

РГБ. ТСЛ 216, сер. XV в.

+

+

62.

БАН. Романч. 42, 2 пол. XV в.





63.

РНБ. Соф. 538, 1 пол. XV в






64.

РНБ. О.I.1180, сер.–2 пол. XV в.





65.

РНБ. Соф. 531, 1 треть (или 60–70-е гг.) XV в.

+



66.

РНБ. Соф. 542, ок. 1475 г.

+



67.

БАН. 17.9.14, 2 пол. XV в.

+

+

68.

БАН. 16.16.29, 2 пол. XV в.




+

69.

РНБ. Соф. 536, 1 пол. XV в.

+



70.

БАН. Арханг. Д. 69, XV в. (90-е гг.)




+

71.

БАН. Арханг. Д. 68, кон. XV в.

+

+

72.

РНБ. Сол. 1022/1131, кон. XV в.

+

+

73.

ГИМ. Хлуд. 114, кон. XV–нач. XVI в.





74.

РНБ. Соф. 534, кон. XV–нач. XVI в.





75.

РНБ. Соф. 535, кон. XV–нач. XVI в.






76.

РНБ. Соф. 550, кон. XV–нач. XVI в.






77.

РНБ. Соф. 557, кон. XV–нач. XVI в.

+



78.

РНБ. Погод. 38, кон. XV–нач. XVI в.

+



79.

ГИМ. Син. 602/352, нач. XVI в. (Служебник архиеп. Серапиона)

+



80.

РНБ. Соф. 969, кон. XV–нач. XVI в.





81.

РНБ. О.I.1179, кон. XV–нач. XVI в.






82.

РНБ. Соф. 529, кон. XV–нач. XVI в.

+

+

83.

РНБ. Сол. 1019/1128, кон. XV–нач. XVI в.

+

+

84.

РНБ. Соф. 528, нач. XVI в.

+

+

85.

РНБ. Сол. 1018/1127, нач. XVI в.




+

86.

РНБ. Сол. 1020/1129, нач. XVI в.

+




87.

РНБ. Сол. 1026/1135, нач. XVI в.

+

+

88.

РНБ. Соф. 532, нач. XVI в.

+

+

89.

РНБ. Сол. 1019/1128, 1 пол. XVI в.

+

+

90.

РГИА. Син. Архив 732, 1 пол. XVI в.

+

+

91.

РГИА. Син. Архив 733, 1 пол. XVI в.

+



92.

РГИА. Син. Архив 734, 1 пол. XVI в.

+

+

93.

РГИА. Син. Архив 735, сер. XVI в.

+

+

94.

РНБ. Соф. 962, 1514 г.

+



95.

РНБ. Соф. 754, 1515 г.

+

+

96.

РНБ. Соф. 755, 1520 г.

+



97.

РНБ. Соф. 780, 1522 г.

+

+

98.

РНБ. Соф. 756, 1528 г.

+

+

99.

РНБ. Соф. 587, 1 пол. XVI в.

+

+

100.

БАН. Арханг. Д. 27, 1 пол. XVI в.

+



101.

РНБ. Солов. 1015/1124, 1532 г., южнослав. (из афонского Зографского монастыря)





102.

РНБ. Соф. 869, 1544 г.

+

+

103.

РНБ. Соф. 757, 1554 г.

+

+

104.

РНБ. Соф. 752, сер. XVI в.

+

+

105.

БАН. Арханг. Д. 66, XVI в. (30–50-е гг.)

+

+

106.

БАН. Арханг. Д. 65, XVI в. (50-е гг.)

+

+

107.

РНБ. Соф. 758, 1560 г.




+

108.

РНБ. Соф. 731, сер. XVI в.

+

+

109.

РНБ. Соф. 748, 1573 г.

+

+

110.

РНБ. Соф. 957, 2 пол.–кон. XVI в.

+

+

111.

РНБ. Сол. 1023/1132, 2 пол. XVI в.

+

+

112.

РНБ. Сол. 1021/1130, 2 пол. XVI в.

+

+

113.

РНБ. Сол. 1101/1210, 2 пол. XVI в.

+

+

114.

РНБ, Сол. 1025/1134, кон. XVI в.

+

+

115.

РГИА. Син. Архив 736, 2 пол.–кон. XVI в.

+

+

116.

РГИА. Син. Архив 737, кон. XVI в.

+

+

117.

БАН. Арханг. Д. 67, посл. четв. XVI в.

+

+

118.

БАН. Арханг. Д. 70, XVI в. (90-е гг.)

+

+

119.

РГИА. Син. Архив, Оп. 3, № 3874, в. 1 пол. XVII в.

+

+

120.

РНБ. Соф. 1020, 1603 г.

+

+

121.

РНБ. Соф. 855, 1613 г.

+

+

122.

РНБ. Соф. 856, 1636 г.

+

+

D. Печатные Служебники-Евхологии







123.

Служебник. Венеция, 1519. (Первопечатный славянский Служебник. Работы Пахомия в типографии Божидара Вуковича.)





124.

Служебник. Венеция, ок. 1570 (на слав. яз).





125.

Служебник. М., 1602. (Первопечатный русский Служебник. Работы А. Тимофеева.) То же — во всех позднейших русских Служебниках

+

+

126.

«Божественная Литургия». Стрятин, 1604. (Служебник еп. Гедеона Болобана.) То же — во всех позднейших украинских Служебниках

+

+

127.

Евхологий. Венеция, 1705 (на греч. языке).

+

+

128.

Goar J. Eujcolovgion sive Rituale Graecorum. Venetiis, 1730 (на греч. и лат. яз.). То же — в первом издании: Париж, 1647.

+

+

129.

Великий Евхологий. Афины, 1980 (на греч. яз.)





ideya-alternativnogo-obshestva-v-filosofii-kulturi-na-osnove-koncepcij-o-shpenglera-i-evrazijstva-09-00-13-religiovedenie-filosofskaya-antropologiya-filosofiya-kulturi.html
ideya-evolyucii-vsej-vselennoj-predstavlyaetsya-vpolne-estestvennoj-i-dazhe-neobhodimoj-segodnya-odnako-tak-bilo-ne-vsegda-kak-i-vsyakaya-velikaya-nauchnaya-ideya-ona-p.html
ideya-informacionnogo-obshestva-i-internet-chast-2.html
ideya-o-bessmertii-dushi-e-a-logaeva-perevod-s-anglijskogo.html
ideya-prav-cheloveka-v-sovetskoj-yuridicheskoj-nauke-1946-1991-gg-12-00-01-teoriya-i-istoriya-prava-i-gosudarstva-istoriya-uchenij-o-prave-i-gosudarstve.html
ideya-socialnoj-spravedlivosti-v-svete-russkoj-etikoantropologicheskoj-filosofskoj-tradicii-na-materiale-russkoj-filosofii-konca-xix-nachala-xx-vv.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnik-po-obshestvovedeniyu-dlya-10-11-klassov-modul-3-grazhdanskoe-obshestvo.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komarov-os-pumpr-v-svobodova-m-mansurov-g-n.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-k-shohin.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-dogmi-massovogo-soznaniya.html
  • books.bystrickaya.ru/dvenadcatij-doklad-lechebnopedagogicheskij.html
  • turn.bystrickaya.ru/pavel-taranov-stranica-9.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-banka-uchebnoe-posobie-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/httpdolgoprudnyj-narod-ru-informacionno-razvlekatelnij-portal-stranica-25.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vspominanie-informacii-golograficheskaya-pamyat-myuller.html
  • uchit.bystrickaya.ru/transport-byulleten-novoj-literaturi-postupivshej-v-fond.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-naimenovanie-disciplini-materialovedenie-ukazivaetsya-naimenovanie-v-sootvetstvii-s-uchebnim-planom.html
  • literatura.bystrickaya.ru/simvolicheskie-etimologii-n-s-chemodanov-izdatelstvo-editorial-urss-p7312-g-moskva-pr-t-60-letiya-oggyabrya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obshie-trebovaniya-k-oformleniyu-dokumentov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologiya-osmotra-mesta-proisshestviya-uchebnik-v-l-vasileva-yavlyayushijsya-bazovim-posobiem-vo-vseh-yuridicheskih.html
  • university.bystrickaya.ru/g-a-eralieva-m-mhanbetzhanova.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-istorii-na-temu-kurskaya-oblast-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhmis-badarlamasi-pavlodar-2009-pnn-ou-rdsnde-alatin-orni-masati-men-mndet.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materiali-dlya-samostoyatelnoj-raboti-po-discipline.html
  • tests.bystrickaya.ru/korrupciya-kak-obekt-matematicheskogo-modelirovaniya-chast-12.html
  • school.bystrickaya.ru/gde-summarnaya-koordinata-seredini-polya-rasseyaniya-kinematicheskoj-pogreshnosti-cepi.html
  • college.bystrickaya.ru/-5-otvetstvennost-za-vred-prichinennij-nesovershennoletnimi-i-nedeesposobnimi-licami.html
  • college.bystrickaya.ru/234-prochie-obyazatelstva-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-gazprom-kod-emitenta.html
  • literature.bystrickaya.ru/byudzhetirovanie-i-upravlenie-riskami-nefinansovih-organizacij.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-pravoslavnaya-kultura-klass.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-informatizacii-kak-uslovie-razvitiya-informacionnoj-infrastrukturi-vuza.html
  • studies.bystrickaya.ru/22-poryadok-otrazheniya-v-uchete-otchislenij-v-razlichnie-fondi-i-uderzhanij-proizvodimih-s-zarabotnoj-plati.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kodifikaciya-rossijskogo-zakonodatelstva-posvyashennih-180-letiyu-opublikovaniya-polnogo-sobraniya-zakonov-rossijskoj-imperii-1830-g-i-175-letiya-vvedeniya-v-dejstvie-svoda-zakonov-rossijskoj-imperii-1835-g.html
  • studies.bystrickaya.ru/globalizaciya-ekonomiki-i-formi-eyo-realizacii.html
  • credit.bystrickaya.ru/opisanie-tehnologii-buhgalterskogo-uchyota-sredstvami-matrichnoj-algebri-stranica-3.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vse-pro-chai-chast-5.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-zavoevat-lyubov-muzhchini-stranica-9.html
  • turn.bystrickaya.ru/otveti-kandidatskogo-ekzamena-po-filosofii-biologi-i-mediki-gruppa-busheva-s-a-20102011-uch-god-stranica-32.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-zanyatiya-urok-po-teatralizovannim-igram-dlya-detej-6-7-let.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-pravilo-portov-i-protokolov-dissertacii-utverzhdena-rasporyazheniem-po-ngu-ot-200-g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4usloviya-realizacii-programmi-professionalnogo-modulya-primernaya-programma-professionalnogo-modulya-tehnicheskoe.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.