.RU

II.Задание №1 - Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения


^ II.Задание №1.
1. Пользуясь таблицами №2 и №3 (см. Приложение), сформировать таблицу исходных данных.

2. Определить индивидуальные индексы: физического объема, цены, стоимости.

3.Определить общие индексы: физического объема, цены, стоимости.

Для текущего периода общие индексы должны быть определены по индексным формулам, а для базисного периода общие индексы должны быть определены как средние из индивидуальных.

Объяснить экономический смысл каждого из индексов, показать взаимосвязь между ними.

4.Определить абсолютное изменение стоимости произведенной
продукции в текущем периоде по сравнению с базисным, в том числе, за
счет изменения цен и за счет изменения выпуска продукции.

5. Считая продукцию однородной, определить, как изменилась средняя це­на единицы продукции и как при этом повлияло изменение цен и изме­нение структуры выпускаемой продукции. Объяснить полученные ре­зультаты.

Индексы

В статистике под индексами понимаются относительные величины, характеризующие результаты сравнения двух уровней одноименных объ­ектов. Однако это не любые показатели сравнения, а специальные, постро­енные при особых условиях обобщения.

Каждый индекс включает два вида данных: данные текущего (или отчетного) уровня, которые принято обозначать «1», и базисного уровня, служащего базой сравнения, обозначаемые «0».

В зависимости от степени охвата подвергнутых обобщению единиц изучаемой совокупности индексы подразделяются на индивидуальные (частные) и агрегатные (общие). Индивидуальные индексы характери­зуют изменение отдельных единиц статистической совокупности (напри­мер, изменение цен на отдельные виды работ и услуг и т.д.):

,

где х 1 - текущий уровень индексируемой величины;

х 0 - базисный уровень индексируемой величины.

Агрегатные индексы выражают сводные обобщающие результаты совместного изменения всех единиц, образующих статистическую сово­купность (например, изменение цен на все виды выполняемых работ и ус­луг и т.д.):

.

Так как совокупность состоит обычно из элементов, непосредствен­но не поддающихся суммированию, то агрегатный индекс включает набор значений индексируемой величины {xj} и соответствующих им коэффици­ентов соизмерения (весов) {wj}.

Важной особенностью общих индексов является то, что они облада­ют синтетическими и аналитическими свойствами. Синтетические свойст­ва индексов состоят в том, что посредством индексного метода произво­дится соединение в целое разнородных единиц статистической совокупно­сти. Аналитические свойства определяются тем, что с помощью индексно­го метода можно оценить влияние факторов на изменение изучаемого по­казателя.

Различают индексы количественных и качественных показателей. К индексам количественных (объемных) показателей относятся индексы физического объема продукции, работ и услуг, грузооборота, товарооборо­та и т.д. - показателей, которые характеризуются абсолютными величина­ми. К индексам качественных показателей относятся индексы цен, выра­ботки, себестоимости единицы продукции, заработной платы и др., - пока­зателей, уровень которых дается в форме средних (относительных) вели­чин.

Систему этих индексов можно рассмотреть на примере таких показа­телей, как цена, физический объем работ или услуг и стоимость работ или услуг. Обозначим цену отдельного вида работ или услуг (качественный показатель) р, а физический объем, т.е. объем работ или услуг отдельного вида в натуральном выражении (количественный показатель) q.

Тогда индивидуальные индексы этих показателей имеют вид:

• физического объема работ или услуг ,

• цены ,

• стоимости .

При определении общего индекса цен существует два подхода:

1-ый подход: на основе индексных формул

Если в качестве веса принимается физический объем работ и услуг текущего периода:

.

Такой агрегатный индекс цен называется индексом Пааше.

Если в качестве веса принимается физический объем работ и услуг базисного периода:



Такой агрегатный индекс цен называется индексом Ласпейреса.

Применение каждого из этих индексов зависит от цели исследова­ния. Индекс Пааше характеризует влияние изменения цен на стоимость ра­бот и услуг, реализованных в отчетном периоде, а индекс Ласпейреса по­казывает влияние изменения цен на стоимость работ и услуг, если физиче­ский объем их в текущем периоде не изменится.

Однако в нашей практике более распространен индекс Пааше, по­этому именно этот индекс в качестве индекса цен будет применен при вы­полнении контрольной работы. Это важно, так как от этого зависит конст­рукция общего индекса физического объема.

Дело в том, что практически каждый индекс можно рассматривать как часть некоей системы индексов, определенной взаимосвязью между признаками. Так, если стоимость продукции = количество× цена, то и общий индекс стоимости должен быть равен произведению ин­декса физического объема на индекс цен: .

Отсюда, если для индексирования цен применен индекс Пааше, то индекс физического объема будет иметь вид

,

а индекс стоимости, разложенный на соответствующие компоненты, имеет вид:

.

2-ой подход: на основе усреднения индивидуальных индексов.

Агрегатный индекс связан с индивидуальными индексами. Это осо­бенно важно тогда, когда данных для построения агрегатного индекса не­достаточно. При этом агрегатный индекс может быть определен как сред­ний из индивидуальных; метод усреднения зависит от имеющейся системы весов.

Так, если даны индивидуальные индексы цен различных видов од­нородной продукции (), то агрегатный индекс цен для этого на­бора продукции будет определен как среднее гармоническое с весами ус­реднения :

.

Если даны индивидуальные индексы физического объема (), то агрегатный индекс физического объема для этого набора продукции будет определен как среднее арифметическое с весами усреднения :

.

Это особенно важно тогда, когда данных для построения агрегатного индекса недостаточно. При этом агрегатный индекс может быть определен как средний из индивидуальных; метод усреднения зависит от имеющейся системы весов.

Индексный метод позволяет также представить абсолютный прирост стоимости продукции как результат влияния различных факторов: измене­ния цен и количества продукции.

Так, общее изменение стоимости продукции в текущем периоде по сравнению с базисным определяется следующим образом:

;


в том числе:

;

.

Общее изменение стоимости продукции равно алгебраической сумме изменений за счет каждого из факторов.

Особый подход существует при индексировании средних величин. Индекс средней величины определяется как отношение ее значений в те­кущем и базисном периоде. Например, индекс средней цены будет опреде­ляться так:


.


Если принять , то .

При этом на величину средней влияет как изменение цен, так и из­менение структуры набора продукции, для которой определялась средняя цена, поскольку в ее расчете участвуют веса разных периодов (q0 и q1). Поэтому индекс средней величины называется индексом переменного соста­ва, а для анализа влияния на индекс средней величины непосредственного изменения усредняемой величины (в данном случае - цены) определяется индекс фиксированного состава:

,

а изменения структуры продукции - индекс структурного сдвига:

.


Задание №2.

1. Используя результаты расчетов, выполненных в задании № 2 контрольной работы №1, и полагая, что эти данные получены при помощи собственно-случайного 10-ти процентного бесповторного отбора, определить:

а) пределы, за которые с доверительной вероятностью 0,954 не выйдет среднее значение признака, рассчитанное по генеральной совокупно­сти;

б) как нужно изменить объем выборки, чтобы снизить предельную ошибку средней величины на 50%.

2. Используя результаты расчетов, выполненных в задании № 2 контрольной работы №1, и полагая, что эти данные получены при помощи по­вторного отбора, определить:

а) пределы, за которые в генеральной совокупности не выйдет значе­ние доли предприятий, у которых индивидуальные значения признака пре­вышают моду (уровень доверительной вероятности установите по своему усмотрению);

б) как изменить объем выборки, чтобы снизить предельную ошибку доли на 20 %.


^ Выборочное исследование

Выборочный метод - наиболее распространенный вид несплошного наблюдения, который состоит в частичном наблюдении единиц совокуп­ности. Основной предпосылкой применения выборочного исследования является возможность судить о характеристиках генеральной (общей) со­вокупности по отобранной выборочной совокупности. При этом в основу отбора единиц для обследования положены принципы равных возможно­стей попадания в выборку каждой единицы генеральной совокупности.

Если при сплошном наблюдении непосредственно определяются ха­рактеристики совокупности, то при выборочном исследовании делаются только оценки параметров генеральной совокупности. Оценка - это при­ближенное значение искомой величины, полученное на основании резуль­татов выборочного наблюдения, обеспечивающее возможность принятия обоснованных решений о неизвестных параметрах генеральной совокуп­ности. Примером оценки генеральной средней является выборочная сред­няя, генеральной дисперсии - выборочная дисперсия.

Поскольку при оценке характеристик используется только выбороч­ная совокупность, то разность между характеристиками выборки и гене­ральной совокупности составляет ошибку выборки. Она зависит от степе­ни вариации изучаемого признака, численности выборки, методов отбора единиц в выборочную совокупность, принятого уровня достоверности ре­зультата исследования.

Используя выборочный метод, чаще всего оценивают два вида обобщающих показателей:

1) среднюю величину количественного признака

,

где - среднее значение переменной в выборке (выборочное сред­нее);

n - объем выборочной совокупности;

2) долю (частость) альтернативного признака:

,

где - доля альтернативного признака в выборочной совокупности;

- число элементов совокупности, индивидуальные значения кото­рых обладают свойством а.

Возможные расхождения между характеристиками выборочной и ге­неральной совокупности измеряются средней ошибкой выборки, которая представляет собой среднее квадратичное отклонение возможных значе­ний выборочных характеристик (оценок) от генеральных. Она определяет­ся в зависимости от метода отбора.

При повторном отборе, при котором каждая отобранная и обследо­ванная единица возвращается в генеральную совокупность, где ей опять предоставляется равная возможность попасть в выборку, средняя ошибка выборки определяется следующим образом:

а) для средней величины:

,

где - дисперсия генеральной совокупности (при проведении выбо­рочных обследований она, как правило, неизвестна, поэтому на практике при расчете средней ошибки выборки используется дисперсия выбороч­ной совокупности); n - объем выборочной совокупности.

б) для доли (частости):

,

где - дисперсия доли альтернативного признака.

При бесповторном отборе, при котором повторное попадание в вы­борку одних и тех же единиц исключено, средняя ошибка выборки опреде­ляется следующим образом:

а) для средней величины:

,

где N- объем генеральной совокупности,

б) для доли (частости):

.

Если выборка достаточно велика (практически достаточно, чтобы ее объем составлял не мене 20 наблюдений), то считается что ошибка распре­делена по нормальному закону. Но тогда, зная закон распределения ошиб­ки, можно определить предельную ошибку выборки и тем самым - оценить те границы интервала, за которые ошибка выйдет с заданной достаточно малой вероятностью (доверительной вероятностью). Такой интервал на­зывается доверительным интервалом.

Теория устанавливает соотношение между предельной и средней ошибкой выборки, гарантируемое с некоторой вероятностью:

,

где - предельная ошибка выборки;

- средняя ошибка выборки;

t - коэффициент доверия.

Коэффициент доверия определяется в зависимости от того, с какой доверительной вероятностью надо гарантировать результаты выборочного исследования, для определения t пользуются готовыми таблицами. Неко­торые наиболее часто встречающиеся значения этого коэффициента при­ведены ниже:

Доверительная вероятность ( Рдов): Коэффициент доверия (t):

0,683 1

0,954 2

0,990 2,5

0,997 3

Таким образом, границы доверительного интервала могут быть пред­ставлены как:

а)для средней величины: , то есть ;

б)для доли (частости): , то есть ;

Так как величина ошибки выборки зависит от численности выбороч­ной совокупности n, при подготовке выборочного наблюдения возникает задача определения необходимой численности выборки - такой, которая обеспечит заданную точность результатов исследования.

При повторном отборе необходимая численность выборки определя­ется по формуле:

или .


При бесповторном отборе необходимая численность выборки опре­деляется по формуле:

или .


Задание №3.

Пользуясь таблицами №4 и №5 (см. Приложение) выбрать динамический ряд, соответ­ствующий Вашему варианту, для которого:

1.Рассчитать:

а) среднегодовой уровень ряда динамики;

б) цепные и базисные показатели динамики: абсолютный прирост,
темп роста, темп прироста;

в) средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп
прироста.

2. Произвести сглаживание ряда динамики трехлетней скользящей
средней.

3. Изобразить фактический и выровненный ряды графически.

4. Сделать выводы.

Динамические ряды

Ряд динамики - это ряд числовых значений определенного статисти­ческого показателя в последовательные моменты или периоды времени. Числовые значения, составляющие динамический ряд, называются уров­нями ряда. Уровни ряда могут быть выражены относительными или средними величинами. Основное требование, предъявляемое к уровням динамического ряда - это их сопоставимость.

В статистике используются два типа рядов динамики для описания изменений различных величин.

Для величин типа потока (доходы, выпуск продукции, затраты и т.п.) уровни рада соответствуют определенным интервалам времени (доход в году, выпуск продукции в марте и т.д.). Такие ряды называются интервальными.

Для величин типа запаса (запас сырья, численность работников, кас­совая наличность и т.п.) уровни ряда представлены на определенные мо­менты времени (конец квартала, начало года и т.д.). Такие ряды называют­ся моментными.

Изучение динамических предполагает определение среднего уровня ряда динамики, определение показателей динамики и их усреднение, ана­лиз закономерностей изменения уровней ряда.

Метод определения среднего уровня зависит от типа динамического ряда.

Средний уровень интервального ряда определяется как простое среднее арифметическое:

,

где - значение уровня ряда динамики;

n - число уровней ряда динамики;

t - номер уровня ряда динамики, t = 1,2,...,n.

Моментные ряды отличаются от интервальных принципиальной не­полнотой. Пусть уровни соответствуют моментам наблюдения. Исследуемая величина изменяется в период между наблюдения­ми, но эти изменения не отражены рядом динамики. Поэтому средний уровень моментного ряда может быть лишь приближенно оценен. Для этой цели используется специальное среднее - среднее хронологическое:

а) для ряда с равноотстоящими моментами наблюдения:

;

б) для ряда с равноотстоящими моментами наблюдения

,

где - интервал между соседними уровнями ряда,

;.

Показатели динамики - это величины, характеризующие изменение уровней динамического рада. К ним относятся: абсолютный прирост, ко­эффициент (темп) роста, коэффициент (темп) прироста.

В зависимости от базы сравнения различают базисные и цепные по­казатели динамики. Базисные показатели динамики - это результат срав­нения текущих уровней с одним фиксированным уровнем, принятым за ба­зу, они характеризуют окончательный результат всех изменений в уровнях рада за период от базисного до текущего уровня. Обычно за базу сравне­ния принимают начальный уровень динамического рада.

Цепные показатели динамики - это результат сравнения текущих уровней с предшествующими, они характеризуют интенсивность измене­ния от срока к сроку.

Абсолютный прирост характеризует на сколько единиц уровень те­кущего периода больше или меньше уровня базисного или предыдущего периода Он измеряется в тех же единицах, что и уровни ряда.

Коэффициент роста показывает во сколько раз уровень текущего периода больше или меньше базисного или предыдущего. Этот показатель, выраженный в процентах, называют темпом роста.

Темп прироста показывает на сколько процентов текущий уровень больше или меньше базисного или предыдущего.



Показатели динамики

Базисные

Цепные

Абсолютный прирост





Коэффициент роста





Темп роста





Коэффициент прироста





Темп прироста





kafedra-fizicheskogo-vospitaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-fizicheskaya-kultura-cikla-en-f-01.html
kafedra-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-istoricheskaya-spravka.html
kafedra-fiziki-i-visshej-matematiki-stranica-5.html
kafedra-fiziki-sploshnih-sred.html
kafedra-fizioterapii-stomatologicheskogo-fakulteta-nauchnie-dostizheniya-za-2009-god.html
kafedra-francuzskogo-yazika.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osobennosti-konsultativnogo-processa-v-art-terapii-metodi-i-tehniki-art-terapii.html
  • education.bystrickaya.ru/157-dolgovechnost-i-chislennost-mashinnogo-parka-uchebnoe-posobie-po-kursu-osnovi-proektirovaniya-i-konstruirovaniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-issledovanie-gneva-yarost-veroyatno-naibolee-opasnaya-emociya-unmasking-the-face.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-po-teme-osobennosti-zashiti-prav-sobstvennikov-pri-obzhalovanii-resheniya-obshego-sobraniya-na-osnovanii-stati-46-zhilishnogo-kodeksa-rf.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problemi-i-vozmozhnosti-razvitiya-globalizacii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-rajona-v-g-trefilov-na-ocherednoj-press-konferencii-sostoyavshejsya-30-oktyabrya-2009g.html
  • writing.bystrickaya.ru/210-stroitelnij-kompleks-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-yuzhnogo-federalnogo-okruga-na-period-do-2020-goda.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1993-1.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ponyatie-lyubogo-dvizheniya-teoriya-mirozdaniya-na-osnove-obedineniya-izvestnih-fizicheskih-teorij.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-lyusi-istoki-roda-chelovecheskogo-perevod-s-anglijskogo-kand-biol-nauk-e-godinoj-moskva-mir-1984-lucy.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kursovih-rabot-po-uchebnoj-discipline-socialnaya-i-ekonomicheskaya-geografiya-rossii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izlechenie-razlada-yung-k-g-chelovek-i-ego-simvoli.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-programmirovanie-dlya-windows-na-bejsike-elektivnij-kurs-osnovi-yazika-html-sozdanie-web-stranic.html
  • lesson.bystrickaya.ru/urok-istorii-kak-uchebnoe-zanyatie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-3-pobedi-davrita-vizantijskaya-noch-malchik-iz-frakii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/proizvodstvo-anodnoj-massi.html
  • education.bystrickaya.ru/1-2-predmet-ekonomicheskoj-teorii-i-ee-funkcii-tema-vvedenie-v-ekonomicheskuyu-teoriyu-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-aukcionnaya-dokumentaciya-priglashenie-k-uchastiyu-v-otkritom-aukcione-razdel-obshie-usloviya-provedeniya-aukciona.html
  • letter.bystrickaya.ru/nazvanie-disciplini-anatomiya-cheloveka.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-chetvertaya-nyuenen-irving-stoun.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodi-matematicheskogo-modelirovaniya-ekologicheskih-sistem-stranica-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vospitanie-vnimaniya-k-rechi-programmi-doshkolnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-kompensiruyushego-vida-alya-detsj-s-narusheniyami.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reglament-soveta-ees-291392-uchrezhdayushij-tamozhennij-kodeks-soobshestva-lyuksemburg-12-oktyabrya-1992-goda-httpeur-lexeuropaeu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-knig-v-nauchnuyu-biblioteku-kubgu-mart-2006-g-stranica-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-specialnost-022500-fizicheskaya-kultura-dlya-lic-s-otkloneniyami-v-sostoyanii-zdorovya-adaptivnaya-fizicheskaya-kultura.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-uchebnik-po-farmakologii-mozhno-polzovatsya-odnim-iz-nih-farmakologiya-uchebnik-dlya-studentov-farmacevticheskih-vuzov-i-farmacevticheskih-fakultetov-medicinskih-vuzov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-1-d-v-zerkalov-bezopasnost-truda.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-vospitatelnoj-raboti-publichnij-doklad-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-g-novosibirska.html
  • bukva.bystrickaya.ru/portret-italyanskogo-renessansa.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osobennosti-regulirovaniya-tarifov-nastoyashee-issledovanie-provedeno-po-zakazu-ministerstva-po-antimonopolnoj-politike.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-ekologicheskoe-kartografirovanie-naimenovanie-uchebnoj-disciplini.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-pesni-zapadnih-slavyan.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stroitelnie-bloki-unikalnoe-prakticheskoe-posobie-po-uskorennomu-uvelicheniyu-rosta-v-lyubom-vozraste-4-pohudet.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-14-kriminalisticheskoe-issledovanie-dokumentov-n-p-yablokova-izdanie-vtoroe-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vii-konstitucionno-pravovaya-otvetstvennost-kak-sredstvo-obespecheniya-konstitucionnoj-zakonnosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.