.RU

Имам шамиль и технология властвования - страница 3



Используя силу убеждения и убеждение силой, Шамиль достиг небывалого: объединил разноязыкие, разноплеменные, часто враждовавшие между собой горские общины под своей авторитарной властью. Иначе говоря, он создал принципиально новую для горцев систему отношений — Государство. Своим умом, талантом, волей и вдохновением. Создал на почве, которая далеко не истощила своего «патриархального» плодородия и еще не испытывала срочной и органичной потребности в «государственном» культивировании. Взрастившее Шамиля общество не знало таких институтов, как классы, собственность, власть. И прекрасно без них обходилось. Мысль о преобразованиях не могла родиться внутри этого общества, где в них не было надобности за отсутствием соответствующих социально-материальных, духовных и психологических предпосылок. Такую мысль Шамиль почерпнул из внешнего источника — учения суфизма (или мюридизма) — и гениально воплотил ее в великую идеократическую и политико-социальную революцию. Она осуществлялась «сверху», по тщательно обдуманному плану (хотя и не без импровизаций), и во многом являлась «личным» произведением Шамиля. Имам фактически навязывал обществу реформы, стараясь прежде всего убедить его в их необходимости. И если не получалось, не колеблясь, прибегал к принуждению. Понимая, что для революции «сверху» нужен эффективный идеологический и военный инструмент, Шамиль образовал корпус муртазеков, возложив на него пропагандистские и карательные функции. Это был пока еще прообраз института Власти, но уже с выраженными «генетическими» признаками. Со временем разветвляясь и структурируясь, он превратился в более или менее полноценный механизм на авторитарной и теократической основе. Поставленные Шамилем грандиозные задачи требовали единого руководящего центра, управляемого мыслью и волей одного человека. Похоже, что в тех условиях не существовало иной формы их решения, кроме как через диктатуру. Поэтому на смену патриархальной демократии могла прийти только деспотическая власть.

Именно эта власть — и опять-таки «сверху» — строила новое общество, с «классами», законодательно оформленной собственностью, идеологией, местным управлением и т.д. Это был во многом искусственный процесс в том смысле, что приходилось преодолевать колоссальную инерцию прочной, складывавшейся веками системы общественных связей (или отсутствия их) и мировосприятия. И не всегда успешно.

«Официальная» религия ислама так и не смогла полностью вытеснить народную, языческую культуру и нередко была вынуждена приспосабливаться к ней. И не без участия Шамиля, который, зная горцев и их сопротивление новым законам, вносил послабления в канонические постановления шариата.117[30] Противоречия между строгими правилами Корана и реальной жизнью нередко разрешались в пользу последней. Внутри клерикального братства существовала целая каста специалистов, занимавшихся толкованием и перетолковыванием шариата «согласно времени и обстоятельствам».118[31]

Выжила, хотя и не без потерь, общинная форма собственности. Что касается правовых гарантий неприкосновенности «частной» собственности, то формально шариатское законодательство, в отличие от адатов, их предоставляло, но фактически в государстве восточной деспотии, каковым и был имамат, безопасность имущества целиком зависела от лояльности ее владельца по отношению к правителю. Да и эта лояльность являлась ненадежной защитой от подозрительности, прихотей и произвола верховной власти.

Ценой огромных усилий Шамилю удалось лишь ограничить, но не искоренить кровную месть, жертвой которой он сам едва не пал. Имам не решился вовсе запретить этот вековой обычай, опасаясь недовольства народа, да и просто здраво осознавая бесполезность такого рода запретов.119[32] Уходя из жизни, старики по-прежнему завещали своим потомкам расквитаться с обидчиками за неотмщенных членов фамилии или рода. И когда дети подрастали, они совершенно хладнокровно выполняли свой священный долг.120[33]

Даже в наиболее чувствительной сфере социальных отношений произошли не столь разительные изменения, как может показаться. Общество стало заметно поляризованным, но оно не достигло высокой степени расслоения. С одной стороны, образовался очень тонкий слой новоиспеченной военно-чиновной и клерикальной знати, в целом достаточно обеспеченной, но имевшей внутренние ранговые различия, которые определяли размеры доходов, возможности обогащения и влияния. Это был не «класс» в обычном смысле слова, а правящее сословие, состоявшее из «профессионалов» в области войны, идеологии и администрирования. Целенаправленно создаваемое Шамилем в качестве обслуживающего персонала для единоличной власти данное сословие являлось искусственной формацией, но никак не следствием органичных социально-экономических процессов. Остальная часть общества — по сути весь народ — представляла собой социально однородную массу свободного узденства, с достатком, намного уступавшим элитарному уровню. Вот и вся социальная «структура». Она была весьма характерна для многих примитивных деспотий.

Практически невыполнимой оказалась задача достижения «национального» единства среди горцев — быть может, одного из главных условий внутренней прочности имамата. К числу факторов, способствовавших консолидации горских общин, относились: власть Шамиля, которая во многом держалась на его незаурядной личности; идеология ислама, которой, как уже отмечалось, не удалось полностью подавить языческое мировоззрение, адаты и местные культурные особенности; ненависть к России, которая далеко не всегда и везде имела место и зачастую приобретала настолько невыразительные формы, что приходилось предпринимать усилия по ее культивированию. Все эти факторы воздействовали на общество «сверху» и «извне», и в этом смысле они в принципе носили искусственный и преходящий характер. Что касается внутренней центростремительной силы — таковой мог бы быть процесс формирования этнического единства и этнического самосознания, — то она попросту отсутствовала. Это в свою очередь препятствовало возникновению национально-освободительной идеи и превращению ее в национально-освобо-дительное движение, в строгом значении этих понятий.121[34] Формально находясь в едином государстве, горские племена продолжали говорить на разных языках, поклоняться разным богам, жить в обособленных мирках и враждовать друг с другом, хотя, конечно, под властью Шамиля междоусобных раздоров стало меньше. Существовало коллективное самосознание в общине-ауле, но оно заметно ослабевало и почти сходило на нет на более высоких уровнях общежития — союз общин, племя, союз племен.

В конце 50-х годов XIX века казавшееся весьма внушительным здание имамата рухнуло почти моментально, а после пленения его архитектора и строителя никто и не подумал о попытках реставрации. И дело тут не только в новой стратегической системе и гибкой социальной политике России, действительно сыгравших огромную разрушительную роль. Не менее важная причина состояла в том, что под созданной Шамилем государственной структурой не было прочного фундамента этнического единства и самосознания. Кроме того, в 1859 г., когда у Шамиля не оказалось преемников и продолжателей дела мюридизма, со всей очевидностью обнаружилось, как много значила сама личность этого вождя, которая по сути являлась становым хребтом имамата.

Констатируя отсутствие внутриэтнической сплоченности у горцев, Фр.Вагнер писал, что ненависть к России, конечно, служила для них объединяющим фактором, однако междоусобные раздоры всегда ослабляли его действие, а теперь (в начале 50-х годов) «ослабляют с каждым днем все больше и больше».122[35]

Но что действительно изменилось при Шамиле резко и принципиально, так это система власти и управления. На смену народному собранию, созывавшемуся от случая к случаю для решения на основе адата ограниченного круга проблем, относящихся к ограниченной территории, и не обладавшему средствами принуждения, пришла самодержавная диктатура с постоянно действующим, разветвленным административно-судебным аппаратом, регулярной армией и полицейскими силами, новой идеологией и законодательством. Впрочем, и здесь дело обстояло не так просто. Шамилю, осознававшему опасность полного упразднения института народного собрания, пришлось его сохранить. И хотя последний во многом был поставлен под контроль вождя, все же уничтожить эту традиционную форму местного самоуправления Шамиль не решился.

Имамат, как авторитарная и военно-теократическая структура, тяготея к географической, политической и духовной экспансии, расширялся в пространстве и быстро приобретал «имперский» характер. Подмечая данную особенность, западные авторы называли имамат «маленькой империей» и указывали, что горцы иногда именовали Шамиля «султаном».123[36] По мнению Фр.Вагнера, имам надеялся объединить под своей властью горцев Северо-Восточного и Северо-Западного Кавказа.124[37]

Изменилось и массовое восприятие института власти, который в общественном сознании начинает отождествляться с непререкаемой и сакральной силой. Но этой силе подчинялись отнюдь не как анонимному установлению, характерному для развитых государственных систем, а постольку, поскольку ее олицетворяла обожествленная личность вождя.125[38] Сам Шамиль много потрудился над созданием образа правителя-пророка, владеющего тайным способом, как осчастливить людей на этом свете и на том. Он подчинял волю и воображение народа больше своими харизматическими талантами, чем демонстрацией «физического» могущества, хотя, конечно, одно часто дополнялось другим. Во многих случаях за ним шли не по принуждению, а с верой, которую он умел доводить до фанатизма. Однако сама сущность единоличной власти, какой бы желанной она ни казалась, неотделима от насилия против недовольных ею изначально или разочаровавшихся. Без насилия невозможно было ни ее упрочение внутри страны, ни, тем более, экспансия вовне. Причем порой вовсе не требовалось применять реальное насилие, достаточно было, чтобы оно подразумевалось.



1[2] Moser L. The Caucasus and its People, with a Brief History of their Wars and a Sketch of the Achievements of the Renowned Chief Schamyl. L., 1856. P. 191; Schamyl, the Prophet-Warrior of the Caucasus (далее — Schamyl.) // Westminster Review. 1854. №10 (April). P. 511.

2[3] Wagner  Fr. Schamyl and Circassia / Ed. with notes, by K.Mackenzie. L., 1854. P. 87. Ср.: Spencer Ed. Turkey, Russia, the Black Sea, and Circassia. L., 1855. P. 361.

3[4] Mackie J.M. Life of Schamil; and Narrative of the Circassian War of Independence against Russia. Boston, 1856. P. 283—284.

4[5] Tyrell H. The History of War with Russia. L.; N.Y., s.a. V.1. P. 62.

5[6] Moser L. Op.cit. P. 185.

6[7] Ibid. P. 186.

7[8] Wagner Fr. Op.cit. P. 87; Morell J.R. Russia and England. Their Strength and Weakness. L., 1854. Chapter 4.

8[9] Mackie J.M. Op.cit. P. 286—287; Morell J.R. Op.cit. Chapter 4; Schamyl. P. 511.

9[10] См.: Дроздов И. Начало деятельности Шамиля (1834—1836 гг.) // Кавказский сборник (далее — КС). 1899. Т. 20. С. 262—264; Руновский А. Кодекс Шамиля // Военный сборник (далее — ВС). 1862. Т. 23. С. 359—361.

10[11] Moser L. Op.cit. P. 191; Wagner Fr. Op.cit. P. 110—111; Spencer Ed. Op.cit. P. 356.

11[12] Руновский А. Канлы в немирном крае // ВС.  1860. №7. С.  199—216; Магомедов Р.М. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1939. С. 106.

12[13] Руновский А. Кодекс Шамиля. С. 338—339, 358.

13[14] Koch K. Reise in Grusien, am Kaspische Meere und im Kaukasus. Weimar, 1847. S. 417.

14[15] Руновский А. Кодекс Шамиля. С. 355—357.

15[16] Wagner Fr. Op.cit. P. 87—88; Schamyl. P. 512.

16[17] Mackie J.M. Op.cit. P. 289—290; Wagner Fr. Op.cit. P. 89; Morell J.R. Op.cit. Chapter 4.

17[18] Mackie J.M. Op.cit. P. 290; Wagner Fr. Op.cit. P. 80,89; Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле // Сборник сведений о кавказских горцах (далее — ССКГ). 1873. Вып.7. С. 74; Ржевусский А. 1845 год на Кавказе // КС.   1882. Т. 6. С.  409.

18[19] Wagner Fr. Op.cit. P. 89; Schamyl. P. 511—512.

19[20] Пржецлавский П. Несколько слов о военном и гражданском устройстве, существовавшем в Чечне и Дагестане, во время правления имама Шамиля // Кавказ. 1863. №62. С. 405.

20[21] Wagner Fr. Op.cit. P. 84.

21[22] Dulaurier Ed. La Russie dans le Caucase // Revue de Deux Mondes. 1861. T. 33. P. 321—322. См.также: Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20—50-х гг. XIX в. Сб.док. Махачкала, 1959 (далее — ДГСВК). С. 414—415; Надеждин П. Природа и люди на Кавказе и за Кавказом. Спб., 1869. С. 127—129.

22[23] Wagner Fr. Op.cit. P. 81; Moser L. Op.cit. P. 186.

23[24] Wagner Fr. Op.cit. P. 81.

24[25] Ibid. P. 3—5, 84—85; Moser L. Op.cit. P. 151; Spencer Ed. Op.cit. P. 357—358; Morell J.R. Op.cit. Chapter 5; Tyrell H. Op.cit. P. 60—61.

25[26] Wagner Fr. Op.cit. P. 3.

26[27] См.: Гегель г. Философия истории // Соч. Т. 8. М.; Л., 1935. С. 20, 23, 34, 57; Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование жизненного уклада и форм мышления в ХIV и ХV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988. С. 116; Блок М. Апология истории или ремесло историка. Изд. 2-е, доп. М., 1986. С. 136.

27[28] Wagner Fr. Op.cit. P. 80.

28[29] Юров А. 1843 и 1844 годы на Кавказе. Б.м., б.г. С. 46—47, 49; Прушановский К.И. Выписка из путевого журнала генерального штаба штабс-капитана Прушановского с 1823 по 1843 год // КС.  1902. Т. 23. С. 66; ДГСВК. С. 386.

29[30] Гаджи-Али. Указ.соч. С. 21.

30[31]Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII—XV веках. (Курс лекций). Л., 1966. С. 159.

31[32] Юров А. 1843 и 1844 годы... С. 216; Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Тифлис (далее — АКАК). Т. 9. С. 881; Зиссерман А. История 80-го Пехотного Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка. (1726—1880). Спб., 1881. Т. 2. С. 383—384.

32[33] Дневник полковника Руновского, состоявшего приставом при Шамиле во время пребывания его в городе Калуге с 1859 по 1862 год (далее — Дневник Руновского.) // АКАК. Т. 5. С. 1468. Шамиль так аттестовал тадбуртинцев А.Руновскому: «...Хуже этой дряни на всем свете нет.  Русские должны мне спасибо сказать за то, что я немножко исправил их. Без этого у вас [русских. — В.Д.] было бы одно только средство справиться с ними: перестрелять всех до одного человека, как это делают с вредными животными». (Там же).

33[34] Шамиль и Чечня // ВС.  1859. Т. 9. С. 134, 138—139; Шамиль — ставленник султанской Турции и английских колонизаторов. Сборник документальных материалов. Тбилиси, 1953 (далее — ШССТАК). С. 281; Макаров Т. Шамиль — гражданский и военный правитель // Кавказ. 1859. №94.

34[35] Quandour M.I. Muridism: Study of the Caucasian Wars of Independence 1819—1859. (Ph.D. Diss.). Claremont, 1964. P. 132.

35[36] Dulaurier Ed. Op.cit. P. 320.

36[37] ДГСВК. С. 561.

37[38] Прушановский К.И. Указ.соч. С. 67—68; Окольничий Н.А. Перечень последних событий в Дагестане (1843 год) // ВС.  1859. Т. 5. С. 405—406; Волконский Н. 1858 год в Чечне // КС.  1879. Т. 3. С. 564; Зиссерман А. Материалы... С. 450; Bodenstedt Fr. Les Peuples du Caucase et leur guerre d`independence contre la Russie pour servir a l`histoire la plus recente de l`Orient. (Trad. de l`allem.). Paris, 1859. P. 610.

38[39] Шамиль и Чечня. С. 136.

39[40] Dulaurier Ed. Op.cit. P. 318. Ср.: Максимов Е., Вертепов Г. Туземцы Северного Кавказа. Историко-статистические очерки. Вып. 2. Владикавказ, 1894. С. 30; Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1883. Вып. 2. С. 105.

40[41] Дубровин Н.Ф. Обзор войн России от Петра Великого до наших дней. Ч. 4. Кн. 2. Спб., 1896. С. 194.

41[42] Wagner Fr. Op.cit. P. 80; Марков Е. Очерки Кавказа. Картины кавказской жизни, природы и истории. Спб., 1887. С. 630.

42[43] ШССТАК. С. 237; ДГСВК. С. 429.

43[44] Дневник Руновского. С. 1468. Ср.: Хроника Мухаммеда-Тахира Ал-Карахи. О дагестанских войнах в период Шамиля. М., 1941. С. 152.

44[45] Волконский Н.А. Трехлетие в Дагестане, 1847-й год. Осада Гергебиля и взятие Салты // КС. 1882. Т. 6. С. 496; Дубровин Н.Ф. Указ.соч. С. 171; АКАК. Т. 9. С. 360.

45[46] Mackie J.M. Op.cit. P. 208, 211, 228; Schamyl. P. 504.

46[47] Mackie J.M. Op.cit. P. 193; Schamyl. P. 501—502, 504.

47[48] Moser L. Op.cit. P. 165—166.

48[49] Mackie J.M. Op.cit. P. 194—195.

49[50] Ibid. P. 287—289. Э.Спенсер сравнивал муртазеков с «железнобокими» Оливера Кромвеля. (Spencer Ed. Op.cit. P. 354).

50[51] Schamyl. P. 504.

51[52] Ibid. P. 512.

52[53] Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев Аварского племени // ССКГ. 1870. Вып.3. С. 3; Прушановский К.И. Указ.соч. С. 60—61; Окольничий Н.А. Указ.соч. С. 403; Шамиль и Чечня. С. 143, 161; Зиссерман А. Материалы для истории Кавказской войны // Русский вестник. 1872. Т. 101. №9—10. С. 444—446, 450—451; Gille F. Lettres sur le Caucase et la Crimée. Paris, 1859. P. 115.

53[54] Руновский А. Канлы... С. 213.

54[55] ДГСВК. С. 499.

55[56] Руновский А. Записки о Шамиле. Спб., 1860. Гл.2. С. 35.

56[57] Шамиль и Чечня. С. 133, 135; Андреев А.П. По дебрям Дагестана // Исторический вестник. 1899. Т. 78. №10. С. 1095; Schamyl. P. 512.

57[58] Низам Шамиля (Материал для истории Дагестана) // ССКГ. 1870. Вып.  3. С. 10.

58[59] Пржецлавский П. Несколько слов... // Кавказ. 1863. №64. С. 405; Thümmel A.R. Bunte Bilder aus dem Kaukasus. Nürnberg, 1854. Bd. 2. S. 162.

59[60] Низам Шамиля. С. 8, 11.

60[61] Руновский А. Взгляд на сословные права и взаимные отношения сословий в Дагестане // ВС.  1862. Т. 26. Ч. 2. С. 397; Дневник Руновского. С. 1501.

61[62] Надеждин П. Указ.соч. С. 125.

62[63] Sarkisyanz E. Geschichte der orientalischen Vólker Russlands bis 1917. München, 1961. S. 136.

63[64] Зиссерман А. Материалы... С. 440; Берже А.П. Чечня и чеченцы // Кавказский календарь на 1860 г. Тифлис, 1859. С. 110; Леонтович Ф.И. Указ.соч. С. 106—107; Макаров Т. Указ.соч.

64[65] Blanch L. The Sabres of Paradise. N.Y., 1960. P. 128; Wagner Fr., Bodenstedt Fr. Schamyl: the Sultan, Warrior, and Prophet of the Caucasus. L., 1854. P. 66.

65[66] Mackie J.M. Op.cit. P. 288; Schamyl. P. 512.

66[67] Mackie J.M. Op.cit.P. 291; Schamyl. P. 512.

67[68] Spencer Ed. Op.cit. P. 369—370.

68[77] Кавказ. 1847. №59; Вердеревский Е. Кавказские пленницы или плен у Шамиля. М., 1857. 2-е изд. С. 462.

69[78] Чичагова М.Н. Шамиль на Кавказе и в России. Биографический очерк. Спб., 1889. С. 38—40.

70[79] Как это фактически делает М.А.Казембек (Казембек М.А. О значении имама, его власть и достоинство // РСЛ. 1859. Кн.3. С. 304, 306).

71[80] Дроздов И. Указ.соч. С. 253—255; Чичагова М.Н. Указ.соч. С. 38—39; Dulaurier Ed. Op.cit. P. 311—312.

72[81] Дневник Руновского. С. 1419, 1472. М.А.Казембек писал о Шамиле, что «нельзя было упрекнуть его в явном похищении власти» (Казембек М.А. О значении имама... С. 306).

73[82] Дубровин Н.Ф. Указ.соч. С. 85; Дроздов И. Указ.соч. С. 271—272; Гржегоржевский И. Очерк военных действий и событий на Кавказе. Ф.К. Клюки-фон-Клюгенау. 1836—1850 // Русская старина. 1876. Т. 15. С. 155—157, 161; Хроника Мухаммеда-Тахира... С. 82—85, 93; Blanch L. Op.cit. P. 133.

74[8] Развитие мюридизма на Кавказе // Одесский вестник. 1859. №103. С.449.

75[9] Захарьин И.Н. Кавказ и его герои. Спб., 1902. Кн.2. С.473; Шамиль в Париже и Шамиль поближе // Кавказ. 1854. №97. С.393; Вердеревский Е. Кавказские пленницы или плен у Шамиля. 2-е изд. М., 1857. С.463; И.Р-в. Начало и постепенное развитие мюридизма на Кавказе // Русский художественный листок. 1859. № 35. С.127.

76[10] Дроздов И. Указ.соч. С.288; Гржегоржевский И. Указ.соч. С.159.

77[19] Юров А. Три года... С.155. См. также: Зиссерман А. Материалы... С. 441–442.

78[20] См.: Gille F. Lettres sur le Caucase et la Crimée. Paris, 1859. P.112.

79[23] Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Тифлис (далее –АКАК). Т.9. С. 254, 289; Служивый. Очерки покорения Кавказа. Спб., 1901. С.72; Bodenstedt Fr. Op.cit. P.618.

80[27] Там же. С. 51–54; Окольничий Н.А. Указ.соч. С. 396–399.

81[28] Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле // Сборник сведений о кавказских горцах (далее – ССКГ). 1873. Вып.7. С. 23–24; Хроника Мухаммеда-Тахира... С. 161, 163–164.

82[29] Эсадзе С. Указ.соч. С.140; Гаджи-Али. Указ.соч. С.27.

83[30] АКАК. Т.9. С.795.

84[31] ВЭ. Т.11. С. 234–235; Окольничий Н.А. Указ.соч. С.400.

85[32] Baumgarten G. Op.cit. S.120.

86[33] Гаджи-Али. Указ.соч. С.32; Koch K. Reise in Grusien, am kaspische Meere und im Kaukasus. Weimar, 1847. S.475.

87[34] ДГСВК. С. 251–252.

88[35] АКАК. Т.9. С.786.

89[36] Pertev Boratav. La Russie dans les archives ottomanes. Un dossier ottoman sur l`imam Chamil // Cahiers du Monde Russe et Sovietique. 1969. Vol.10. № 3–4. P. 529–530.

90[37] Бобровский П.О. Успехи в борьбе с мюридами на Восточном Кавказе при князе М.С.Воронцове. (Эпизод из великой Кавказской войны) // ВС. 1896. №9. С.6; Эсадзе С. Указ.соч. С. 172–173; Thielmann M. Journey in the Caucasus, Persia and Turkey in Asia / Transl. from German. Vol.1. L., 1875. P. 259–260; Merzbacher G. Aus dem Hochregionen des Kaukasus. Wanderungen, Erlebnisse, Beobachtungen. Bd.1. Lepzig, 1901. S.193.

91[38] Wagner Fr., Bodenstedt  Fr. Schamyl: the Sultan, Warrior, and Prophet of the Caucasus. L., 1854. P.67; Thielmann M. Op.cit. P.260. По предположению немецкого ученого XIX в. К.Коха, если бы Шамилю не мешали русские войска, на Восточном Кавказе могло бы образоваться сильное исламское государство, которое при благоприятных обстоятельствах приобрело бы большое влияние. (Koch K. Der Kaukasus. Berlin, 1882. S.202.) Ср. у П.Надеждина: «Если б русская сила не схватила его [мюридизм – В.Д.] железным поясом, можно быть уверенным, что он разлился бы по мусульманской Азии неудержимым потоком и теперь стремился бы к осуществлению второго халифата. Уж один титул имама, принятый начальником мюридов, достаточно показывает, куда метило новое учение» (Надеждин П. Природа и люди на Кавказе и за Кавказом. Спб., 1869. С.379).

92[39] Moser L. The Caucasus and its People, with a Brief History of their Wars and a Sketch of the Achievements of the Renowned Chief Schamyl. L., 1856. P. 184–185.

93[40] Вполне возможно, что дополнительные побуждения для своих «глобальных» прожектов Шамиль черпал в давно известной в суннитском праве идее всемирного исламского государства. (См.: Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII–XV веках. (Курс лекций). Л., 1966. С.150). То есть идее покорения мира, восходящей к пророку Мухаммеду, который, утвердившись в Аравии, обратился к правителям соседних держав (включая византийского императора и персидского царя) с требованием политического подчинения ему и принятия проповедуемого им учения. (Дози Р. Очерк истории ислама / Пер. с франц. Ч.1. Спб., 1904. С.74; Гольдциер И. Лекции об исламе. Спб., 1912. С. 26–27, 34, 110, 127).

94[41] Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам / Пер. с нем. М., 1983. С. 41; Дози Р. Указ.соч. С. 86–87. «Исламский империализм, – писал французский ученый, – подчинялся своей внутренней логике, ибо созданная Мухаммедом община нуждалась в войне как в своеобразном, скрепляющем цементе, а без военных побед она была бы обречена на распад». (Шарль Р. Мусульманское право / Пер. с франц. М.1959. С.19).

95[42] См.: Казембек М.А. Муридизм и Шамиль // Русское слово. 1859. Кн.12. С.218.

96[43] Дубровин Н.Ф. Указ.соч. С.192.

97[44] Юров А. 1843 и 1844 годы на Кавказе. Б.м., б.г. С. 51–52; ДГСВК. С.390. Позволим себе аналогию: накануне опричнины Иван Грозный «отрекся» от престола с целью, как полагали Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и другие историки, испытать силу своей власти в народе. «Царь как будто выпросил себе ... полицейскую диктатуру: своеобразная форма договора государя с народом» (Ключевский В.О. Сочинения. Т.2. М., 1957. С. 174–175). Возникшее в обществе опасение остаться «овцами без пастыря» позволило Ивану Грозному продиктовать свои условия возвращения на трон (Соловьев С.М. Сочинения. Кн.3. М., 1989. С.534).

98[45] Волконский Н.А. Трехлетие в Дагестане, 1848-й год. Взятие Гергебиля и геройская защита укрепления Ахты // КС. 1883. Т.7. С. 484–485; Дубровин Н.Ф. Указ.соч. С.255; Низам Шамиля // ССКГ. 1870. Вып.3. С. 4–5. В Калуге при встречах с А.Руновским Шамиль любил говорить о своей усталости от власти, на которую он якобы всегда смотрел «как на самое тяжелое бремя». Отрицая за собой честолюбие, он утверждал, что видел свою цель в водворении в Дагестане порядка и спокойствия на основе шариата, чтобы потом уступить место другому избраннику народу и навсегда отправиться в Мекку. (Дневник полковника Руновского, состоявшего приставом при Шамиле во время пребывания его в городе Калуге с 1859 по 1862 год // АКАК. Т.5 (далее – Дневник Руновского). С.1500).

99[46] Низам Шамиля. С.5.

100[47] См.: Руновский А. Кодекс Шамиля // ВC. 1862. Т.23. С. 327–386.

101[48] Низам Шамиля. С.13.

102[49] Sarkisyanz E. Geschichte der orientalischen Vlker Russlands bis 1917. M?nchen, 1961. S.136.

103[50] Дневник Руновского. С.1472.

104[51] См.: Массэ А. Ислам. Очерки истории. М., 1982. С.42; Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе // Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984. С. 164, 167.

105[52] См.: Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983. С. 30, 32.

106[53] Покровский Н. Мюридизм у власти («Теократическая держава» Шамиля) // Историк-марксист. 1934. №2 (36). С.45.

107[54] Руновский А. Кодекс Шамиля. С.346.

108[55] См.: Гаджи-Али. Указ.соч. С.33.

109[56] Волконский Н.А. Трехлетие в Дагестане, 1847-й год. Осада Гергебиля и взятие Салты // КС. 1882. Т.6. С.490; Шамиль и Чечня // ВС. 1859. Т.9. С. 136–137.

110[57] Руновский А. Кодекс Шамиля. С. 343–344; Дневник Руновского. С.1476.

111[58] ДГСВК. С.492.

112[59] Там же. С. 498, 502.

113[60] Там же. С.499.

114[61] Низам Шамиля. С.10.

115[62] Покровский Н. Указ.соч. С.50.

116[63] Низам Шамиля. С.15.

117[30] Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним (Материалы для статистики Дагестанской области) // ССКГ. 1868. Вып. 1. С. 7. Любопытно, что в период строгого преследования противных шариату обычаев и развлечений даже сыновья Шамиля, превозмогая страх наказания, не отказывали себе в удовольствии тайком послушать музыку. (Руновский А. Записки о Шамиле. Спб., 1860. Гл. 3. С. 7). Да и сам Шамиль так и не смог избавиться от ряда языческих привычек. (См.: Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа // ССКГ. 1868. Вып. 1. С. 18).

118[31] Абдулла Омар-оглы. Воспоминания Муталина // ССКГ. 1869. Вып. 2. С. 68—69.

119[32] Комаров А.В. Указ.соч. // ССКГ. 1868. Вып. 1. С. 45.

120[33] Wagner Fr. Schamyl and Circassia / Ed. with notes, by K.Mackenzie. L., 1854. P. 111; Spencer Ed. Turkey, Russia, the Black Sea, and Circassia. L., 1855. P. 356.

121[34] Французский историк А.Бегуэн задается вопросом: был ли Шамиль, как часто утверждают, героем борьбы за независимость? По его мнению, подобная квалификация предполагает наличие «если не [этнического. — В.Д.] единства, то, по крайней мере, какой-то минимальной сплоченности, чего никогда там [в Дагестане. — В.Д.] не было». (Béguin A. Schamyl. Le Lion du Daghestan // Miroir de l`Histoire. 1962. № 156. Dec. P. 723). Конечно, процесс становления этнического самосознания связан с процессами социально-экономическими и политическими, но они идут не строго «в ногу», а с некоторым запаздыванием первого. Так или иначе, очевидно: затронутая проблема нуждается в дальнейшем прояснении.

122[35] Wagner Fr. Op.cit. P. 85.

123[36] Mackie M. Op.cit. P. 277—278.

124[37] Wagner Fr. Op.cit. P. 85.

125[38] В этом смысле, как нам представляется, русские и зарубежные авторы впадают в преувеличение, утверждая, будто горцы научились подчиняться анонимному институту власти. (См. например: Фелицын Е. Князь Сефер-бей Зан // Кубанский сборник. 1904. Т. 10. С. 150; Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // КС. 1900. Т. 21. С. 60—61; Алферьев П. Очерки из жизни Шамиля. М., 1905. С. 45—46; Baddeley J.F. The Russian Conquest of the Caucasus. L.; N.Y., 1908. P. 479). На самом деле, если они и научились подчиняться, то лишь совершенно конкретному, незаурядному властителю.

kalendarnij-plan-ciklov-povisheniya-kvalifikacii-na-2009-god-stranica-20.html
kalendarnij-plan-ciklov-povisheniya-kvalifikacii-na-2009-god-stranica-6.html
kalendarnij-plan-ciklov-specializacij-i-usovershenstvovaniya-vrachej-srednih-medicinskih-rabotnikov-na-200-9-stranica-3.html
kalendarnij-plan-doma-detskogo-tvorchestva-na-taganke-po-dosugovoj-socialno-vospitatelnoj-fizkulturno-ozdorovitelnoj-i-sportivnoj-rabote-s-naseleniem-po-mestu-zhitelstva-na-1-kvartal-2011g.html
kalendarnij-plan-fizkulturno-massovih-i-sportivnih-meropriyatij-na-2011-god-g-astrahan-stranica-29.html
kalendarnij-plan-fizkulturno-massovih-i-sportivnih-meropriyatij-na-2011-god-g-astrahan-stranica-34.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-okazaniya-medicinskih-uslug-problemi-sovershenstvovaniya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zabitie-slova-chto-takoe-nasha-rabota-eto-zakonnij-povod-kazhdij-den-ujti-iz-doma-chtobi-otdohnut-ot-semi-a.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-metodicheskie-ukazaniya-po-samostoyatelnoj-rabote-studentov-dlya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uroka-tema-uroka-kol-vo-urokov.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-mva-strategicheskoe-upravlenie-personalom.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoj-raboti-shkoli-v-20072008-uchebnom-godu-bila-vliyanie-vneklassnoj-raboti-i-differenciacii-obucheniya-na-povishenie-kachestva-znanij-uchashihsya-cel-povisit-kachestvo-znanij-uchashihsya-shkoli.html
  • institut.bystrickaya.ru/tezisi-dokladov-v-elektronnom-vide-i-zayavki-na-uchastie-v-forume-s-anketami-avtorov-budut-prinimatsya-po-elektronnoj-pochte-v-vide-vlozhennih-rtf-fajlov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/italyanskaya-okkupaciya-albanii.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-lesnaya-botanika-napravlenie-656200-lesnoe-hozyajstvo-i-sadovo-parkovoe.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-a-tashkinov-permskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet.html
  • university.bystrickaya.ru/gemorragicheskie-lihoradki-gruppa-ostrih-arbovirusnih-infekcij-obshej-chertoj-kotorih-yavlyaetsya-vazotropnost-vozbuditelya-obedinennie-v-etu-gruppu-bolezni-pato.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yazikovaya-sistema-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-studentov-2-kursa.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stepanov-aleksandr-mihajlovich-bolshoj-slovar-ezotericheskih-terminov-stranica-64.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prognozirovanie-chast-4.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-r-02-teoriya-ryadov-050201-65-matematika-tomsk-2008-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shamanskoe-kamlanie-puteshestviya-v-inie-miri-shamanizm.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-shestaya-r-dekart-rassuzhdenie-o-metode-chtobi-verno-napravlyat-svoj-razum-i-otiskivat-istinu-v-naukah.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-uchebno-metodicheskij-kompleks-forma-obucheniya-ochno-zaochnaya-specialnost-030501-yurisprudenciya.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-kraevom-konkurse-yunih-issledovatelej-okruzhayushej-sredi.html
  • urok.bystrickaya.ru/postanovlenie-administracii-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-ikt-kompetentnost-v-deyatelnosti-uchitelya-predmetnika-rasshirennij-uroven-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnie-i-telekommukacionnie-tehnologii-v-obrazovatelnom-processe-shkoli.html
  • klass.bystrickaya.ru/41-istoriya-sozdaniya-i-razvitie-emitenta-gosudarstvennij-registracionnij-nomer.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kondrateva-olga-mihajlovna-i-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-kreditnoj-organizacii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/steroidnie-cikli-a-predislovie-doktora-bulanova-yu-b.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/ustrojstvo-i-naznachenie-agregata-vnepechnoj-obrabotki-stali-tipa-pech-kovsh.html
  • literature.bystrickaya.ru/doroga-do-parashina-detskie-godi-bagrova-vnuka.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sto-pudov-128-ot-170108-g-sto-pudov-127-ot-10-01-08-g.html
  • control.bystrickaya.ru/bomko-sp-darnickij-vb-tezisi-dokladov.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-pod-senyu-zelenogo-kresta-produkti-kotorie-mi-vibiraem-nikitin-sergej-vasilevich.html
  • writing.bystrickaya.ru/bankovskaya-sistema-velikobritanii-do-1848-g.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osoznavaemoe-i-neosoznavaemoe-v-nravstvennom-povedenii-lichnosti-psihoanaliz-i-etika.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sociologiya-literaturi-dlya-napravleniya-032700-62-filologiya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opd-f-12-himiya-i-fizika-polimerov-dlya-specialnosti-240502-65-tehnologiya-pererabotki-plastmass-i-elastomerov-dlya-napravleniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-16-kontroler-malyarnih-rabot-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.