.RU

Инструкция об организации образовательного процесса в московском университете мвд россии москва 2006


Приложение 1

к приказу МосУ МВД России

от «08» сентября 2006 г.№ 794


ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ


Москва 2006


1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция регулирует порядок организации образовательного процесса в Московском университете МВД России (далее – Университет) и его филиалах.

2. Под образовательным процессом в Университете (далее - образовательный процесс) понимается целенаправленная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского и начальствующего состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, курсантов, слушателей, студентов (далее - обучающихся) Университета, направленная на реализацию образовательных программ подготовки кадров для органов внутренних дел в соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности, Государственными образовательными стандартами, требованиями федерального законодательства, нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России), Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Уставом Университета, настоящей Инструкцией и локальными актами Университета.

Содержание образовательных программ довузовской подготовки, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, реализуемых в Университете, ориентировано на обеспечение самоопределения и самореализации личности в сфере деятельности органов внутренних дел и формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира, общей и профессиональной культуры, получение ими профессии и соответствующей квалификации, воспроизводство и развитие кадрового потенциала МВД России.

3. Организация образовательного процесса в Университете призвана обеспечивать:

4. Организация образовательного процесса в Университете (филиале) включает:

- планирование учебного процесса;

- организацию учебной работы;

- контроль учебного процесса, учет и анализ его хода и результатов;

- обеспечение учебного процесса (нормативное, учебно-методическое, кадровое, психологическое, научное, информационное, ресурсное).

5. Основными подразделениями по организации образовательного процесса в Университете являются:

5.1. Управление учебно-методической работы (далее – УУМР) (в филиале – учебный отдел/отделение), которое осуществляет:

планирование и контроль учебного процесса;

методическое руководство и контроль за организацией учебной и учебно-методической работы на факультетах и кафедрах Университета (филиала);

нормативное, учебно-методическое, информационное, техническое обеспечение учебного процесса (в объеме полномочий);

организацию методической работы, повышение квалификации научно-педагогических кадров и учебно-вспомогательного персонала (в объеме полномочий).

5.2. ^ Управление организации научных исследований и редакционно-издательской деятельности, которое осуществляет:

научное и информационное обеспечение учебного процесса;

повышение квалификации научно-педагогических кадров (в объеме полномочий).

5.3. ^ Управление кадров и воспитательной работы (в филиале – отдел/отделение кадров), которое осуществляет:

кадровое и психологическое обеспечение учебного процесса, организацию повышения квалификации научно-педагогических кадров, учебно-вспомогательного персонала, начальствующего состава;

методическое руководство и контроль за организацией воспитательной работы на факультетах и кафедрах;

5.4. Управление тылового обеспечения (в филиале – отдел тылового обеспечения), которое осуществляет:

ресурсное (материально-техническое, финансовое) обеспечение учебного процесса;

5.5. Кафедры, которые осуществляют:

планирование и контроль учебного процесса в части, их касающейся;

организацию учебной, учебно-методической, научной и воспитательной работы профессорско-преподавательского состава;

организацию работы учебно-вспомогательного персонала;

учебно-методическое, кадровое, научное, информационное обеспечение (в объеме полномочий);

5.6. ^ Факультеты (для филиала – учебные курсы), которые осуществляют:

организацию и контроль учебного процесса (в объеме полномочий);

организацию учебной работы обучающихся;

организацию воспитательной работы с обучающимися.

6. Наиболее важные вопросы организации образовательного процесса в Университете (филиале) рассматриваются на заседаниях ученого и методического советов (совета филиала), оперативных совещаниях при начальнике Университета.

7. Особенности организации учебного процесса при обучении по заочной, очно-заочной (вечерней) формах обучения и экстернату определяются соответственно Положением о подготовке специалистов по заочной, очно-заочной (вечерней) формам обучения МосУ МВД России и Положением об экстернате Московского университета МВД России.


^ 2. Планирование учебного процесса


8. Планирование учебного процесса осуществляется в целях полного и качественного выполнения рабочих учебных планов и рабочих учебных программ дисциплин, которые составляют основу образовательных программ.

Планирование учебного процесса призвано обеспечить:

высокую организованность и ритмичность учебной работы профессорско-преподавательского состава и обучающихся;

оптимальное соотношение теоретического и практического обучения, фундаментальной и прикладной, профессиональной подготовки специалиста;

логически правильное, научно и методически обоснованное соотношение и последовательность изучения дисциплин;

оптимальное сочетание всех видов аудиторной и самостоятельной работы обучающихся.

9. Рабочие учебные планы и рабочие учебные программы дисциплин являются базовыми документами, определяющими содержание и организацию учебного процесса в Университете (филиале).

9.1. Рабочий учебный план – это документ, определяющий содержание и структуру профессиональной образовательной программы подготовки по специальности (направлению). Рабочий учебный план включает:

график учебного процесса;

сводные данные по бюджету времени;

перечень форм и период проведения итоговой государственной аттестации;

перечень видов и период проведения учебных практик (стажировок);

пояснительную записку;

план учебного процесса, содержащий перечень учебных дисциплин с указанием объема времени, отводимого на их изучение (в том числе на аудиторные занятия, самостоятельную подготовку), период и логическую последовательность изучения дисциплин, распределение учебного времени по видам аудиторных занятий, виды, количество и период написания письменных работ, формы и сроки промежуточной аттестации.

Рабочие учебные планы разрабатываются УУМР (для филиала – учебным отделом/отделением) на основе государственного образовательного стандарта и примерного учебного плана по соответствующей специальности (направлению подготовки) для каждой специальности и профиля подготовки. Рабочие учебные планы обсуждаются на заседаниях методического и ученого советов и утверждаются начальником Университета. Рабочие учебные планы разрабатываются и утверждаются для набора каждого года. В действующий рабочий учебный план могут вноситься отдельные изменения, одобренные ученым советом Университета.

На основе рабочего учебного плана для очной формы обучения разрабатываются рабочие учебные планы для других форм обучения (заочной, очно-заочной (вечерней), экстерната).

9.2. ^ Рабочая учебная программа дисциплины является основным документом, устанавливающим цели, задачи, требования к уровню усвоения учебного материала (перечень задач, которые должен быть способен решать обучающийся в результате изучения дисциплины), структуру, содержание и порядок изучения учебной дисциплины. В рабочей учебной программе содержится перечень основных разделов, тем и учебных вопросов, определяется последовательность их изучения, даются методические и организационные указания об особенностях преподавания дисциплины, определяются междисциплинарные связи, место дисциплины в образовательной программе подготовки специалиста, указывается необходимое информационно-методическое и материально-техническое обеспечение изучения дисциплины (основная и дополнительная литература, техническое и лабораторное обеспечение, перечень практических и лабораторных занятий, тематика письменных работ, материалы для подготовки к аттестации).

Рабочая учебная программа должна отвечать требованиям квалификационной характеристики специалиста по соответствующей специальности (специализации, профилю подготовки); соответствовать дидактическим принципам; обеспечивать систематичность, последовательность и комплексность обучения, внутрипредметные и междисциплинарные связи с четко выраженной практической направленностью обучения; обеспечивать возможность получения теоретических знаний, формирования профессиональных умений, навыков и деловых качеств в объеме, необходимом специалистам соответствующей квалификации.

Рабочая учебная программа дисциплины разрабатывается кафедрой, за которой данная дисциплина закреплена решением ученого совета Университета (совета филиала), на основе государственного образовательного стандарта по специальности (направлению подготовки), примерной программы, утвержденной учебно-методическим объединением по специальности (направлению подготовки), примерной программы, утвержденной МВД России, с учетом специальности, специализации и профиля подготовки обучающихся. Проект программы проходит внутреннее и внешнее рецензирование (допускается наличие, как минимум, одной внутренней рецензии и одной внешней рецензии). Не менее чем за 20 дней до рассмотрения программы на методическом совете, рукопись представляется в УУМР (для филиала – в учебный отдел/отделение) для проверки соответствия ее предъявляемым требованиям. После обсуждения на методическом совете программа представляется для рассмотрения на заседании ученого совета (совета филиала). По рекомендации ученого совета (совета филиала) программа утверждается начальником Университета (филиала) или заместителем начальника Университета (филиала) по учебной работе (для филиала – по учебной и научной работе). В случае разработки рабочей учебной программы кафедрой филиала, программа предварительно согласовывается с соответствующей профильной кафедрой Университета.

Оформление программ осуществляется в соответствии с Требованиями к подготовке и оформлению рабочих учебных программ дисциплин (приложение 1).

10. Для обеспечения проведения итоговой государственной аттестации разрабатываются программы итоговых государственных экзаменов (по отдельной дисциплине или междисциплинарного). Программа итогового государственного экзамена содержит: пояснительную записку (в том числе перечень знаний, умений, навыков, которыми должен обладать выпускник, характеристику задач, которые он должен быть способен решать в результате обучения); перечень вопросов, выносимых на теоретическую часть экзамена (для междисциплинарного экзамена – перечень вопросов по каждой из дисциплин, включенных в экзамен); перечень и краткую характеристику типов заданий, выносимых на практическую часть экзамена; список учебников, учебных и учебно-методических пособий, рекомендуемых для подготовки к итоговой государственной аттестации.

11. Для методического обеспечения выполнения учебной практики (стажировки) соответствующей кафедрой, за которой данный вид практики закреплен решением ученого совета (совета филиала), разрабатывается и утверждается в установленном порядке (п.9.2) программа учебной практики (стажировки). Программа практики (стажировки) разрабатывается в соответствии с Положением об организации и проведении практики (стажировки) курсантами и слушателями Московского университета МВД России.

В случае разработки программы учебной практики (стажировки) кафедрой филиала, программа предварительно согласовывается с соответствующей профильной кафедрой Университета.

12. Планирование учебного процесса осуществляется на основе исходных данных, содержащихся в следующих документах как:

- график учебного процесса на учебный год;

- распорядок дня Университета (филиала) на учебный год;

- перечень аудиторного фонда и его распределение по лекционным потокам и учебным взводам (группам);

- перечень учебных дисциплин (специальных курсов, факультативов) и практик, закрепленных за кафедрами;

- тематические планы учебных дисциплин;

- графики последовательности прохождения учебных дисциплин;

- расстановка преподавателей по учебным дисциплинам, лекционным потокам и учебным взводам (группам) на семестр;

- расчеты объема учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава кафедры на учебный год;

- план распределения учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава Университета (филиала) на учебный год;

- график понедельного прохождения дисциплин, на основе которых разрабатывается расписание учебных занятий.

12.1. ^ График учебного процесса разрабатывается УУМР (для филиала - учебным отделом/отделением) на учебный год на основе действующих в Университете (филиале) рабочих учебных планов. В нем определяются периоды (срок, продолжительность в неделях) теоретического обучения (с разбивкой на семестры), предварительных и промежуточных аттестаций, каникулярного отпуска, практик и итоговой государственной аттестации.

График разрабатывается с учетом реально имеющегося в текущем учебном году бюджета времени. График утверждается начальником Университета (филиала) не позднее 1 июня года, предшествующего планируемому.

12.2. ^ Распорядок дня является единым для Университета (филиала) и утверждается начальником Университета (филиала) не позднее чем за 3 месяца до начала очередного семестра. Распорядок дня регламентирует время проведения учебных занятий, в том числе факультативных, самостоятельной подготовки обучающихся, время отдыха (перерывы между занятиями, обеденный перерыв).

12.3. ^ Перечень аудиторного фонда и его распределение по лекционным потокам и учебным взводам (группам) составляется УУМР (для филиала - учебным отделом/отделением) не позднее чем за 3 месяца до начала учебного полугодия, согласовывается с факультетами (учебными курсами, факультетом филиала) и утверждается заместителем начальника Университета, курирующим учебную работу (заместителем начальника филиала по учебной и научной работе) (приложение 2).

12.4. Не менее чем за пять месяцев до начала очередного учебного года ученый совет (совет филиала) по представлению УУМР (для филиала - учебного отдела/отделения) утверждает перечень учебных дисциплин, специальных курсов, факультативов и практик, закрепленных за конкретными кафедрами. Перечень предварительно обсуждается на заседании методического совета Университета.

12.5. ^ Тематический план учебной дисциплины разрабатывается на полный курс обучения и при необходимости ежегодно корректируется с учетом новейших достижений науки и требований практики. Тематический план определяет распределение аудиторного учебного времени и времени, выделяемого на самостоятельную подготовку по разделам (частям), темам и видам учебных занятий.

Тематический план включает в себя:

название дисциплины;

номер семестра и учебного года, в котором изучается дисциплина;

категорию обучающихся по дисциплине (факультет, курс (учебный взвод (группа)), специализация);

название разделов;

сквозную нумерацию тем;

полное название изучаемых тем по дисциплине;

общее количество учебных аудиторных часов по дисциплине;

количество учебных часов, отведенных для лекционных занятий по каждой теме и дисциплине в целом;

количество учебных часов, отведенных для семинарских занятий по каждой теме и дисциплине в целом;

количество учебных часов, отведенных для практических занятий по каждой теме и дисциплине в целом;

количество часов, отведенных для проведения контрольной работы;

специфику планирования дисциплины (проведение занятий в специализированных аудиториях (компьютерном классе, тире, спортзале, полигоне), выездные занятия и т.д. (приложение 3).

Тематический план разрабатывается предметно-методической секцией, обсуждается на заседании кафедры, утверждается начальником кафедры и предоставляется в УУМР (в филиале – учебный отдел/отделение) не позднее чем за 3 месяца до начала учебного полугодия.

Тематический план изучения комплексной дисциплины, преподаваемой несколькими кафедрами, должен быть согласован и обсужден на совместном заседании соответствующих кафедр и утвержден заместителем начальника Университета по учебной работе (заместителем начальника филиала по учебной и научной работе).

12.6. ^ График последовательности прохождения учебной дисциплины разрабатывается предметно-методической секцией, обсуждается на заседании кафедры и утверждается начальником кафедры. В нем определяется последовательность проведения конкретных видов учебных занятий по каждой теме и отводимое на них время, отражаются предложения кафедры об особенностях планирования отдельных учебных занятий.

График последовательности прохождения учебной дисциплины включает в себя:

название дисциплины;

номер семестра учебного года;

категорию обучающихся;

последовательность изучения лекционных, семинарских и практических занятий;

порядок планирования многочасовых занятий (4-х, 6-ти и т.д.);

порядок планирования по отношению к другим дисциплинам (приложение 4).

12.7. ^ Расстановка преподавателей по учебным дисциплинам, лекционным потокам и учебным взводам (группам) на полугодие производится кафедрой, утверждается начальником кафедры и представляется в УУМР (для филиала - учебный отдел/отделение) вместе с тематическими планами и графиками последовательности прохождения учебных дисциплин не позднее чем за 3 месяца до начала очередного семестра. Расстановка профессорско-преподавательского состава составляется с учетом максимальной «привязки» преподавателя к одному учебному объекту. Как правило, планируется не более 5-6 учебных взводов (групп) на одного преподавателя.

Расстановка оформляется в виде таблицы, где содержится информация по всем преподавателям кафедры, задействованным в проведении аудиторных занятий в данном семестре по всем формам обучения и факультетам.

Расстановка профессорско-преподавательского состава включает в себя:

название кафедры;

указание семестра и учебного года, на который подготовлена расстановка;

фамилия, имя, отчество преподавателя;

должность преподавателя;

название дисциплин, по которым преподаватель проводит в данном семестре занятия;

лекционные потоки (номера курсов), номера учебных взводов (групп), где данным преподавателем проводятся лекционные, семинарские, практические занятия; номера тем лекций, семинарских занятий, которые проводит данный преподаватель; номера учебных взводов (групп), в которых преподаватель проводит практические занятия в составе подгруппы и номера соответствующих тем практических занятий;

пожелания по индивидуальному планированию для отдельных категорий профессорско-преподавательского состава (приложение 5).

12.8. ^ Расчет объема учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава производится кафедрой с учетом исходных данных, предоставляемых УУМР (для филиала - учебным отделом/отделением) на основе рабочих учебных планов в соответствии с Инструкцией по нормированию затрат времени на учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работы, выполняемые профессорско-преподавательским составом Университета.

Расчет должен обеспечивать относительно равномерную нагрузку профессорско-преподавательского состава с учетом различных видов выполняемых работ.

Расчет объема учебной нагрузки обсуждается на кафедре, утверждается начальником кафедры и предоставляется в УУМР (для филиала - учебный отдел/отделение) не позднее чем за 3 месяца до начала учебного года.

На основе данных, представленных кафедрами, УУМР (для филиала - учебный отдел/отделение) составляет сводный годовой план распределения учебной нагрузки Университета, который утверждается начальником Университета (филиала) за 2 месяца до начала очередного учебного года.

12.9. ^ График понедельного прохождения дисциплин разрабатывается УУМР (для филиала - учебным отделом/отделением) на основе рабочего учебного плана, графика учебного процесса на учебный год, тематических планов учебных дисциплин, графиков последовательности прохождения учебных дисциплин и утверждается заместителем начальника Университета, курирующим учебную работу (заместителем начальника филиала по учебной и научной работе) (Приложение 6).

13. На основании данных, перечисленных в п. 12 настоящей Инструкции, УУМР (для филиала - учебный отдел/отделение) составляет расписание учебных занятий, которое является завершающим этапом планирования учебного процесса.

В расписании содержится информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, лекционных потоков и учебных взводов (групп), с указанием изучаемых тем и лиц, проводящих занятия. Расписание для очной формы обучения составляется на полугодие, согласовывается с кафедрами и утверждается начальником Университета (филиала) или его заместителем, курирующим учебную работу (заместителем начальника филиала по учебной и научной работе) не позднее, чем за неделю до окончания предшествующего семестра.

14. Изменения в расписании занятий допускаются в исключительных случаях только с разрешения начальника Университета (филиала) или его заместителя, курирующего учебную работу (заместителя начальника филиала по учебной и научной работе) на основании рапорта начальника кафедры.


^ 3. Организация учебной работы


15. Организация и порядок приема обучающихся в Университете определяется Правилами приема в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», Положением о приемной, предметных и апелляционных комиссиях Московского Университета МВД России.

16. Перевод обучающихся из высшего учебного заведения Российской Федерации в Московский университет МВД России, а также переход с одной основной образовательной программы на другую, в том числе внутри Университета, и восстановление обучающихся, ранее отчисленных из Московского университета МВД России, производится в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. № 264, приказом Министерства образования России «Об утверждении порядка перевода студентов из одного учебного заведения Российской Федерации в другое» от 24 февраля 1998 г. № 501, Уставом Московского университета МВД России, Положением о порядке перевода (восстановления) обучающихся из высших учебных заведений Российской Федерации в Московский университет МВД России.

17. Учебный год в Университете (филиале) при очной форме обучения начинается, как правило, 1 сентября и делится на два семестра или три триместра, каждый из которых заканчивается зачетно-экзаменационной сессией. Годовой график учебного процесса рассчитывается с учетом необходимости использования обучающимися зимнего и летнего каникулярных отпусков. Если продолжительность учебного года на выпускном курсе не превышает одного семестра, то каникулярный отпуск для обучающихся не предусматривается.

18. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Допускается проведение сдвоенных занятий, в этом случае продолжительность такого занятия может быть установлена в объеме 80 минут (без перерыва между первым и вторым часами занятий).

19. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы (самостоятельную подготовку).

20. Освобождение обучающихся от учебных занятий (кроме больных и лиц суточного наряда) допускается при наличии объективных обстоятельств и только с разрешения начальника Университета (филиала) или его заместителя, курирующего учебную работу (для филиала – заместителя начальника филиала по учебной и научной работе).

21. Основными учебно-строевыми подразделениями Университета (филиала) являются учебные взвода (группы), курсы и факультеты. При формировании учебных взводов (групп) необходимо добиваться равномерного распределения обучающихся, а также учитывать изучаемый ими иностранный язык. Численность учебного взвода (группы) не должна превышать, как правило, 30 человек. Состав учебных взводов (групп) определяется приказом начальника Университета (филиала) о зачислении на первый курс (переводе на следующий курс). Из учебных взводов (групп) формируются курсы, из курсов – факультет.

22. Ответственность за организацию и состояние учебной работы на факультете несут начальник факультета и его заместитель по учебной и научной работе, на курсе – начальник курса и его заместитель.

Непосредственно организуют учебную работу на факультете заместитель начальника факультета по учебной и научной работе и подчиненная ему группа обеспечения учебного процесса факультета. Деятельность группы обеспечения учебного процесса факультета регламентируется Положением о факультете и Положением о группе обеспечения учебного процесса факультета.

Контроль за состоянием учебной работы, посещаемостью учебных занятий обучающихся на курсах осуществляет заместитель начальника факультета по учебной и научной работе.

23. Учебная работа в Университете (филиале) осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедр и самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий являются:

- лекция;

- семинарское занятие;

- практическое занятие;

- лабораторная работа;

- коллоквиум, круглый стол;

- тренинг;

- игра (ролевая, деловая и т.д.);

- учение (кафедральное, межкафедральное);

- консультация (индивидуальная, групповая);

- учебная практика (стажировка).

Кафедры Университета могут использовать и другие виды и формы учебных занятий. Запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения и видов учебных занятий.

23.1. Лекция является одним из важнейших видов учебных занятий и составляет основу теоретической подготовки обучающихся. Ее цель - дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.

Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся, способствовать формированию их творческого мышления.

Лекции читаются руководством Университета (филиала), начальниками кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для потоков. К чтению лекций в порядке исключения на основании решения ученого совета (совета филиала) могут допускаться наиболее опытные преподаватели, как правило, имеющие ученую степень (ученое звание). Для чтения отдельных лекций могут приглашаться ведущие ученые из других вузов, специалисты из органов внутренних дел и внутренних войск, научных учреждений и др.

Лектор несет ответственность за подготовку и качество чтения лекции (как по содержанию, так и по методике).

Каждая дисциплина, преподаваемая на кафедре, должна быть обеспечена фондовыми лекциями. Порядок подготовки фондовых лекций определяется Методическими указаниями по разработке и оформлению фондовых лекций (Приложение 7).

Фондовые лекции являются важнейшей составной частью учебно-методического комплекса дисциплины.

В целях обобщения и распространения передового методического опыта, а также контроля за уровнем методического обеспечения преподавания конкретных учебных дисциплин, УУМР (для филиала – учебным отделом/отделением) периодически организуются проверки качества подготовки указанных материалов.

23.2. ^ Семинарские, практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы, игры, учения, тренинги органически дополняют лекции. По ряду дисциплин они являются ведущей формой обучения. Их главная цель - углубление и закрепление знаний, приобретение, отработка и закрепление практических умений и навыков применения теоретических знаний для решения практических задач, осуществления задач и функций будущей профессиональной деятельности, обучение методам экспериментальных исследований, привитие навыков самостоятельного анализа и обобщения данных, необходимых обучающимся в их будущей профессиональной деятельности.

В рамках разработки учебно-методических комплексов дисциплин семинарские, практические занятия и лабораторные работы обеспечиваются планами их проведения, методическими разработками и методическими указаниями для преподавателей и обучающихся, дидактическими, раздаточными и другими материалами.

^ Деловая игра (учение) проводится с целью моделирования содержания профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Для проведения деловых игр (учений) составляется методическая разработка (сценарий), в которой указываются: тема, цель занятия, учебные вопросы, общая фабула (оперативная обстановка), содержание вводных и задания обучающимся, методические рекомендации по организации работы преподавателя и обучающихся.

Методическая разработка обсуждается на кафедре (совместных заседаниях кафедр) и утверждается ее начальником (для межкафедральных деловых игр - заместителем начальника Университета, курирующим учебную работу (заместителем начальника филиала по учебной и научной работе)).

При проведении практических занятий, лабораторных работ, деловых игр и учений допускается деление учебного взвода (группы) на две подгруппы численностью не менее 8 человек или проведение занятий двумя и более (для учений) преподавателями, что должно быть предусмотрено рабочим учебным планом и рабочей учебной программой дисциплины.

23.3. Консультация является одной из форм руководства работой обучающихся и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Если обучающийся получил неудовлетворительную оценку на занятиях, пропустил занятия или слабо усваивает программный материал, он обязан явиться к преподавателю на консультацию-собеседование.

Текущие консультации проводятся преподавателем, ведущим занятия в учебном взводе (группе), дежурным преподавателем, научным руководителем (курсовая, дипломная работы (проекты)) регулярно в часы самостоятельной подготовки обучающихся и носят как индивидуальный, так и групповой характер. Предэкзаменационные консультации проводятся экзаменатором в соответствии с расписанием экзаменационной сессии (итоговой государственной аттестации).

Кафедрой разрабатывается график проведения текущих консультаций, который утверждается начальником кафедры и представляется в УУМР (для филиала – учебный отдел/отделение) за две недели до начала планируемого периода.

УУМР (для филиала – учебным отделом/отделением) подготавливается сводный график консультаций, который утверждается заместителем начальника Университета, курирующим учебную работу (заместителем начальника филиала по учебной и научной работе) и доводится до факультетов и курсов не позднее, чем за неделю до начала планируемого периода.

23.4. ^ Самостоятельная подготовка обучающихся проводится в целях углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других формах занятий, для выработки навыков самостоятельного активного поиска новых, дополнительных знаний, подготовки к предстоящим семинарским и практическим занятиям, зачетам, экзаменам.

Самостоятельная подготовка обучающихся проводится в соответствии с Положением об организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей МосУ МВД России.

23.5. ^ Учебная практика (стажировка) обучающихся является важной составной частью образовательного процесса и обеспечивает дальнейшее закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение и совершенствование выпускниками профессиональных умений и навыков, развитие у них интереса к избранной специальности.

Учебная практика (стажировка) организуется в соответствии с Положением об организации и прохождении практики (стажировки) с курсантами и слушателями в Московском университете МВД России.

Основные виды учебной практики: ознакомительная (практика по получению первичных профессиональных умений), практика по профилю специальности и преддипломная практика (стажировка).

24. В соответствии с рабочим учебным планом обучающиеся выполняют следующие виды письменных работ:

- контрольная работа (контрольная экспертиза);

- реферат;

- практикум;

- курсовая работа (проект);

- выпускная квалификационная работа (дипломная работа, дипломный проект).

В течение первых двух недель очередного семестра на основе предложений кафедр группы обеспечения учебного процесса факультетов (учебный отдел/отделение филиала) составляют сводные графики выполнения рефератов, практикумов, курсовых работ (проектов), предусмотренных рабочими учебными планами, с указанием сроков представления работ на проверку.

24.1. ^ Контрольная работа (домашняя или аудиторная) выполняется письменно в виде ответов на вопросы или выполнения практических заданий (решения задач) в объеме изученного материала.

Для обучающихся по очной форме контрольные работы проводятся, как правило, во время аудиторных занятий.

Содержание заданий по каждой контрольной работе и порядок ее проведения утверждается начальником кафедры.

Аудиторная контрольная работа должна быть проверена до следующего учебного занятия в данной группе, но не позже шести дней с момента написания. Оценки, полученные по результатам написания контрольной работы, выставляются преподавателем в журнал учета посещаемости и успеваемости обучающихся и в соответствующую ведомость.

Порядок выполнения, оформления и представления домашних контрольных работ слушателями (студентами), обучающимися по заочной, очно-заочной (вечерней) формам обучения, определяется Положением о подготовке специалистов по заочной, очно-заочной (вечерней) формам обучения в Московском университете МВД России и соответствующими методическими указаниями.

Домашние контрольные работы должны быть проверены преподавателем в срок не более 10 дней. Контрольная работа с отметкой «не зачтено» должна быть возвращена обучающемуся не позднее 15 дней с момента поступления ее в Университет (филиал).

24.2. ^ Контрольная экспертиза выполняется письменно во время аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся. Контрольная экспертиза должна быть проверена не позднее даты проведения следующей экспертизы, а последняя экспертиза в семестре - не позднее, чем за два дня до начала экзаменационной сессии.

24.3. Практикум – это форма организации самостоятельной работы обучающихся. Цель практикума – формирование у обучающихся навыков применения полученных теоретических знаний для решения конкретных практических задач, выработка умений осуществлять практическую профессиональную деятельность, в отличие от контрольной работы, которая ориентирована, прежде всего, на выявление уровня знаний обучающихся. Практикум может включать комплекс практических заданий с элементами тренинга, заданий по составлению служебных и процессуальных документов, заданий на проведение исследований с последующим оформлением полученных результатов, ситуативных заданий, систему практических заданий по единой фабуле и т.п.

Практикум выполняется за счет времени самостоятельной работы обучающихся.

Проверка практикума осуществляется не позднее, чем за два дня до соответствующего экзамена (зачета).

Порядок выполнения практикумов обучающимися регламентируется Положением об организации выполнения практикумов в Московском университете МВД России.

24.4. ^ Курсовая работа (проект) является важной формой обучения и контроля знаний, умений, навыков обучающихся и представляет собой исследование одной из актуальных тем изучаемой дисциплины.

Выполнение и защита курсовых работ (проектов) обучающимися регламентируется Положением об организации выполнения и защиты курсовых работ МосУ МВД России.

24.5. ^ Выпускная квалификационная работа (дипломная работа, дипломный проект) является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по образовательной программе высшего профессионального образования.

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы обучающимися регламентируется Положением об организации выполнения и защиты выпускных квалификационных работ (дипломных работ).

Выпускные квалификационные (дипломные) работы (проекты) после защиты сдаются по описи и хранятся в течение пяти лет в архиве.

25. В Университете (филиале) ведется и хранится следующая основная документация, необходимая для организации образовательного процесса:

25.1. На факультете (в филиале – в учебном отделе/отделении) (на курсе):

- журналы учета посещаемости и успеваемости обучающихся (срок хранения - 3 года);

- статистические и аналитические материалы по учету текущей, предварительной, промежуточной и итоговой государственной аттестации (Приложение 8);

- экзаменационные (зачетные) ведомости (срок хранения - 5 лет);

- ведомости по учету результатов проверки письменных работ (контрольных работ, рефератов, практикумов, курсовых работ) и защиты результатов учебных практик (стажировок) (срок хранения - 5 лет);

- экзаменационные (зачетные) листы (срок хранения - 5 лет);

- зачетные книжки обучающихся (срок хранения - 5 лет после окончания образовательного учреждения);

- учебные карточки обучающихся (срок хранения – до передачи в архив);

- сводные ведомости о результатах выполнения рабочего учебного плана обучающимися по семестрам (срок хранения - 5 лет);

- сводные ведомости о результатах выполнения рабочего учебного плана обучающимися за весь период обучения (срок хранения - 5 лет);

- учебные дела обучающихся, включающие в себя:

анкеты обучающихся;

экзаменационные листы вступительных испытаний;

нотариально заверенные копии документов о среднем (полном) общем образовании;

материалы о зачислении (при переводе, восстановлении), отчислении и выпуске обучающихся;

копия диплома и приложения к нему.

По окончании учебного года законченные производством дела сдаются в архив.

25.2. На кафедре:

- планы работы кафедры и отчеты об их выполнении (срок хранения - 3 года);

- планы работы учебно-методического кабинета (срок хранения - 3 года);

- индивидуальные планы работы преподавателей (срок хранения - 5 лет);

- тематические планы, графики последовательности прохождения дисциплин, расстановка преподавателей кафедры по учебным дисциплинам, потокам, учебным взводам (группам) (срок хранения – постоянно);

- расчет нагрузки профессорско-преподавательского состава на учебный год и отчет о его выполнении (срок хранения - 5 лет);

- выписка из расписания учебных занятий (срок хранения – до замены новым);

- протоколы заседаний кафедры, предметно-методических секций (срок хранения - 10 лет);

- графики консультаций, дежурств по кафедре (срок хранения – 1 год);

- графики педагогического контроля, взаимных посещений, пробных, открытых и показательных занятий (срок хранения - 5 лет);

- журнал дежурного преподавателя (срок хранения – 1 год);

- журналы учета консультаций, контрольных и взаимных посещений учебных занятий (срок хранения - 1 год) (Приложение 9);

- журналы учета учебной нагрузки, выполненной профессорско-преподавательским составом кафедры (срок хранения - 5 лет) (Приложение 10);

- учебно-методические комплексы учебных дисциплин, формируемые в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины;

- рефераты, практикумы, курсовые работы обучающихся (срок хранения - 2 года);

- экзаменационные и зачетные билеты (срок хранения – 1 год);

- документация по учебно-методической работе (графики, справки, обзоры по анализу, учету и обобщению и др.) (срок хранения 3 года).

25.3. В УУМР (в филиале – в учебном отделе/отделении):

- нормативные правовые и локальные акты по организации образовательного процесса (срок хранения – постоянно);

- плановая и отчетная документация работы управления (в филиале - учебного отдела/отделения) (срок хранения 3 года);

- рабочие учебные планы и другие материалы по планированию учебного процесса на факультетах и филиалах Университета (срок хранения - постоянно);

- расписание учебных занятий, экзаменов и зачетов (срок хранения - 5 лет);

- материалы учета, анализа и контроля успеваемости и посещаемости обучающихся факультетов и филиалов Университета (срок хранения - 5 лет);

- материалы учета, анализа и контроля учебно-методической работы кафедр Университета (срок хранения – 3 года);

- материалы по методическому обеспечению учебного процесса (срок хранения – 3 года);

- документация по учету (срок хранения - 10 лет) и регистрации бланков документов государственного образца (срок хранения - 85 лет);

- отчеты государственных аттестационных комиссий (срок хранения – постоянно);

-материалы итоговой государственной аттестации (срок хранения – до передачи в архив);

- протоколы государственных аттестационных комиссий (срок хранения – до передачи в архив);

- материалы по учету технических средств обучения (срок хранения – постоянно).

Порядок передачи дел в архив осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России и локальными нормативными актами Московского университета МВД России.


^ 4. Контроль учебного процесса


26. Основными целями контроля учебного процесса является мониторинг:

- соответствия учебного процесса требованиям государственных образовательных стандартов, рабочих учебных планов и рабочих учебных программ дисциплин, локальных актов, определяющих организацию образовательного процесса в Университете, расписания учебных занятий;

- уровня знаний, умений и навыков обучающихся, качества подготовки специалистов;

- теоретического и методического уровня организации и проведения учебных занятий.

27. Контроль должен быть целенаправленным, систематическим, объективным, действенным и охватывать различные стороны учебного процесса.

Контроль направлен на выявление положительного опыта и недостатков в учебной и методической работе. Контроль должен сочетаться с оказанием практической помощи факультетам (курсам), кафедрам, преподавателям и обучающимся, обеспечивая повышение качества учебного процесса и его результатов.

28. Основным направлением контроля учебного процесса является контроль успеваемости обучающихся.

28.1. Контроль успеваемости обучающихся подразделяется на: текущий контроль, предварительную аттестацию (рубежный контроль), промежуточную аттестацию и итоговую государственную аттестацию.

28.2. Знания обучающихся при текущем контроле, предварительной, промежуточной (кроме недифференцированных зачетов) и итоговой государственной аттестации определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Результаты сдачи недифференцированных зачетов определяются оценками: «зачтено», «не зачтено».

28.3. Критерии и нормы оценок должны представлять взаимосвязанный комплекс количественных и качественных характеристик.

К основным оценочным критериям следует относить: объем усвоенных знаний, умение использовать приобретенные знания, наличие элементов творческого мышления.

28.4. Учет успеваемости обучающихся ведется в журналах учета посещаемости и успеваемости обучающихся, экзаменационных (зачетных) ведомостях и листах, ведомостях учета результатов проверки письменных работ (защиты результатов практики, стажировки), протоколах заседаний государственной аттестационной комиссии, учебных карточках, зачетных книжках, сводных ведомостях по учету результатов выполнения учебного плана за семестр (весь период обучения) и иных документах.

28.5. ^ Журнал учета посещаемости и успеваемости обучающихся является документом, в котором фиксируются все проведенные в учебном взводе (группе) занятия, выставляются результаты текущего и рубежного контроля знаний обучающихся, делаются отметки о посещаемости занятий. Порядок ведения журнала определяется Инструкцией, прилагаемой к нему (Приложение 11).

28.6. ^ Экзаменационная (зачетная) ведомость является основным документом по учету результатов промежуточной аттестации.

Ведомость составляется группой обеспечения учебного процесса факультета (для филиала – учебным отделом/отделением) для каждого экзамена (зачета) в одном экземпляре на учебный взвод (группу). (Приложение 12).

28.7. Результаты проверок письменных работ, предусмотренных рабочим учебным планом (контрольных работ, рефератов, практикумов, курсовых работ (проектов)) и защиты результатов учебной практики (стажировки) учитываются в соответствующей ведомости (Приложение 13);

28.8. Обучающимся, которые по каким-либо причинам (повторная сдача экзамена (зачета), болезнь, командировка) сдают экзамен (зачет) отдельно от своего учебного взвода (группы), группой обеспечения учебного процесса факультета (для филиала – учебным отделом/отделением) вместо экзаменационной (зачетной) ведомости выдается экзаменационный (зачетный) лист. (Приложение 14).

28.9. Основным документом по учету результатов итогов государственной аттестации является протокол заседания экзаменационной комиссии, который подписывается председателем, членами и секретарем экзаменационной комиссии и утверждается председателем государственной аттестационной комиссии. В протоколе учитывается особое мнение членов комиссии (Приложение 15).

28.10. На каждого обучающегося, зачисленного в Университет, оформляется зачетная книжка установленного образца, которая выдается в начале обучения на первом курсе.

В зачетную книжку заносятся оценки, полученные по результатам сдачи экзаменов, зачетов, письменных работ, предусмотренных рабочим учебным планом, заверенные подписями экзаменаторов (научных руководителей).

Исправления должны быть оговорены формулировкой «исправленному верить» и заверены подписью экзаменатора.

При переводе обучающегося в другое учебное заведение, а также при отчислении из Университета, зачетная книжка у него изымается, взамен ее выдается академическая справка установленного образца. Академическая справка (диплом о неполном высшем образовании) выдается лицу, отчисленному из Университета, по его рапорту (заявлению). Порядок выдачи академических справок (дипломов о неполном высшем образовании) определяется нормативными правовыми актами Минобрнауки России.

При переводе обучающегося из другого высшего учебного заведения в Университет ему оформляется зачетная книжка, в которую заносятся оценки, полученные по результатам сдачи экзаменов, зачетов, письменных работ из академической справки (диплома о неполном высшем образовании). Академическая справка подшивается к учебной карточке обучающегося.

28.11. ^ Учебная карточка обучающегося предназначена для документирования результатов обучения и контроля за выполнением обучающимся рабочего учебного плана.

Учебная карточка ведется группой обеспечения учебного процесса факультета (для филиала – учебным отделом/отделением). В нее переносятся из экзаменационных (зачетных) ведомостей, ведомостей учета результатов проверки письменных работ (защиты результатов практики, стажировки) и экзаменационных (зачетных) листов все оценки, полученные по результатам сдачи (пересдачи) экзаменов и зачетов, защиты курсовых работ, практикумов, итогов учебных практик (стажировок), итоговой государственной аттестации (Приложение 16).

28.12. ^ Сводная ведомость по учету результатов выполнения рабочего учебного плана в семестре составляется группой обеспечения учебного процесса факультета (в филиале – курсовым руководством, учебным отделом/отделением) на каждый учебный взвод (группу) по завершении семестра (Приложение 17).

28.13. ^ Сводная ведомость по учету результатов выполнения рабочего учебного плана обучающимися за весь период обучения составляется группой обеспечения учебного процесса факультета (в филиале – учебным отделом/отделением) на каждый учебный взвод (группу) и представляется в государственную аттестационную комиссию (Приложение 18).

28.14. Порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, предварительной, промежуточной и итоговой государственной аттестации, оформления их результатов, критерии оценки знаний обучающихся определяются локальными актами Университета: Положением о контроле текущей успеваемости курсантов (слушателей, студентов) Московского университета МВД России, Положением об организации и проведении промежуточной аттестации (зачетов и экзаменов), Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Московского университета МВД России, Положением об организации выполнения и защиты выпускных квалификационных работ (дипломных работ).

29. Диплом с отличием выдается выпускнику Университета в соответствии с Требованиями к кандидатам на получение диплома с отличием по результатам обучения в Московском университете МВД России.

29.1. Выпускнику Университета может быть присуждена золотая медаль в соответствии с Требованиями к кандидатам на получение золотой медали по результатам обучения в Московском университете МВД России.

30. Важным направлением контроля учебного процесса является контроль соблюдения обучающимися и профессорско-преподавательским составом расписания учебных занятий.

30.1. Порядок организации и осуществления контроля за посещаемостью учебных занятий курсантами и слушателями определяется в соответствии с Положением о контроле за посещаемостью учебных занятий курсантами и слушателями Московского университета МВД России.

30.2. Соблюдение учебного распорядка дня и расписания учебных занятий – важнейшая обязанность профессорско-преподавательского и переменного состава.

30.3. Повседневный контроль за своевременной явкой преподавателей на занятия осуществляют дежурный по кафедре преподаватель (далее – дежурный преподаватель) и руководство кафедры.

Замена преподавателей, проводящих учебные занятия в соответствии с расписанием, осуществляется согласно п.13 настоящей Инструкции.

В случае неявки преподавателя на занятие дежурный преподаватель информирует о данной ситуации УУМР (для филиала – учебный отдел/отделение) и совместно с руководством кафедры и УУМР принимает меры по предотвращению срыва занятий.

Порядок работы дежурного преподавателя определяется Инструкцией об организации дежурства на кафедре Московского университета МВД России и контроле за соблюдением расписания учебных занятий профессорско-преподавательским составом (Приложение 19).

30.4. Повседневный контроль за своевременным началом учебных занятий на факультете осуществляют руководство курсов, группа обеспечения учебного процесса. Информация о неявке преподавателя на занятие в соответствии с расписанием учебных занятий и других ситуациях, угрожающих срывам учебных занятий, незамедлительно передается в УУМР (в филиале – учебный отдел/отделение) для принятия экстренных мер по предотвращению срыва занятий.

По фактам срыва занятий (опоздание и неявка преподавателя на учебное занятие без уважительных причин) УУМР (для филиала – учебный отдел/отделение) совместно с руководством кафедр проводит служебные проверки.

30.5. С целью выявления состояния контроля за соблюдением расписания на факультетах и кафедрах сотрудники УУМР (для филиала – учебный отдел/отделение) проводят выборочные проверки. Результаты проверок докладываются начальнику Университета (филиала).

31. Важной формой контроля учебного процесса является осуществление педагогического контроля. Порядок организации и проведения педагогического контроля определяется Положением о педагогическом контроле учебного процесса в Московском университете МВД России.

32. Важным элементом мониторинга качества учебного процесса является изучение мнения обучающихся (как потребителей образовательных услуг), бывших выпускников, отзывов заказчиков кадров. В этих целях УУМР (для филиала – учебный отдел/отделение) совместно с Управлением кадров и воспитательной работы (для филиала – отделом/отделением кадров) и кафедрами Университета (филиала) организует проведение анкетирования, обработку и анализ полученных данных, выработку предложений по совершенствованию образовательного процесса в Университете (филиале).

^ 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса


33. Важнейшим условием успешной организации образовательного процесса в Университете (филиале) является обеспечение высокого качества информационно-образовательной среды (информационное и учебно-методическое обеспечение учебного процесса).

34. Основные требования, предъявляемые к информационному обеспечению учебного процесса:

- доступность информации, разнообразие форм информационных ресурсов (в т.ч. электронных), полнота и оперативность получаемой информации;

- применение современных информационных технологий в подразделениях, организующих и поддерживающих информационную среду, в т.ч. электронных каталогов, высокоскоростных каналов связи, обеспечивающих доступ в глобальную инфокоммуникационную сеть Интернет;

- наличие локальной сети, насыщенной современным лицензионным программным обеспечением и достаточными информационными ресурсами (специализированные базы данных, информационно-справочные системы, электронные библиотеки и т.д.);

- достаточное количество выделенных рабочих мест для пользователей на кафедрах, факультетах и в читальных залах общей и специальной библиотек, компьютерных классов, имеющих доступ в Интернет;

- укомплектованность учебного, научного и справочно-информационного фондов библиотеки;

- наличие фонда периодических изданий, обеспечивающего все специальности (направления подготовки), реализуемые в Университете.

35. Основными показателями уровня работы библиотеки являются:

- отношение количества читателей библиотеки к контингенту вуза;

- посещаемость библиотеки (отношение количества посещений в год к числу читателей);

- книгообеспеченность (отношение количества единиц хранения фонда к количеству читателей) – не менее 0,5 экземпляра на одного обучающегося;

- обращаемость фонда (отношение количества единиц хранения к количеству книговыдач);

36. Порядок пользования фондами общей библиотеки определяется Правилами пользования библиотекой Московского университета МВД России.

37. Порядок пользования фондами специальной библиотеки определяется Инструкцией о порядке выдачи и пользования изданиями фонда специальной библиотеки Московского университета МВД России.

38. Учебно-методическая литература, разрабатываемая кафедрами, должна соответствовать рабочим учебным планам, учебным программам дисциплин и обеспечивать самостоятельную работу обучающихся, в т.ч.: сборники задач и практических ситуаций служебной деятельности, тренинги, практикумы, образцы заполнения процессуальной и служебной документации, словари терминов и выражений, используемых при ее составлении (профессиональный язык), методические указания обучающихся, методические рекомендации, инструкции, памятки, справочники и другая литература, раскрывающая технологию решения служебных задач.

39. Методическая работа является одним из основных видов деятельности профессорско-преподавательского состава Университета, направленной на создание условий для повышения качества учебного процесса.

40. Методическая работа в Университете осуществляется по следующим основным направлениям:

40.1. Разработка и проведение мероприятий по совершенствованию организации учебного процесса и педагогического труда.

40.2. Разработка рабочих учебных планов, рабочих учебных программ дисциплин и программ практик (стажировок), других материалов учебно-методического обеспечения учебного процесса.

40.3. Разработка учебно-методических комплексов учебных дисциплин (УМК), в том числе комплектов фондовых лекций. Структура, содержание, порядок формирования и оформления УМК определяется Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины.

40.4. Внедрение в учебный процесс инновационных методов, новых образовательных технологий, современных оценочных ресурсов и технологий, обеспечивающих эффективную диагностику достижений обучающихся, формирование и поддержание у них мотивации, интереса к учению, стимулирование активной, систематической, ритмичной самостоятельной работы обучающихся; изучение и обобщение положительного опыта методической работы.

40.5. Совершенствование методики организации самостоятельной работы обучающихся.

41. Основными организационными формами методической работы в Университете являются:

заседания методического совета;

научно-методические конференции, совещания и семинары;

учебно-методические сборы;

обсуждение вопросов методики обучения на заседаниях кафедр и ученого совета;

заседания предметно-методических секций кафедр;

показательные, открытые и пробные занятия;

взаимные и контрольные посещения занятий;

научные исследования по вопросам методики обучения и воспитания обучающихся;

работа учебно-методических кабинетов кафедр;

работа кабинета педагогического мастерства;

деятельность школы педагогического мастерства;

повседневная работа профессорско-преподавательского состава кафедр по совершенствованию методики обучения;

конкурсы на лучшего преподавателя, лучшую методическую разработку учебного занятия, лучший учебно-методический кабинет и методическое обеспечение учебных дисциплин.

41.1. Научно-методические конференции, совещания и семинары проводятся по общим вопросам методики обучения, частным методикам преподавания отдельных дисциплин, проблемам организации труда преподавателей и обучающихся с целью обобщения положительного опыта педагогической деятельности и повышения эффективности учебного процесса.

Межкафедральные заседания проводятся с целью согласования содержания смежных учебных дисциплин и выработки единых методологических подходов к проведению различных видов учебных занятий.

41.2. Учебно-методические сборы проводятся не реже одного раза в учебный год со всем руководящим, профессорско-преподавательским и начальствующим составом Университета в целях обсуждения итогов учебно-методической работы за прошедший учебный год (семестр), постановки задач на предстоящий год (семестр), анализа работы кафедр, факультетов. На учебно-методических сборах обсуждаются актуальные вопросы совершенствования методики преподавания, проведения отдельных видов учебных занятий.

41.3. Центром методической работы в Университете является кафедра. Деятельность кафедры определяется Положением о кафедре Московского университета МВД России.

Методическая работа кафедры нацелена на повышение профессионального потенциала профессорско-преподавательского состава, который должен уметь не только предоставлять обучающимся информацию и контролировать результаты ее освоения, но и организовывать активную познавательную деятельность обучающихся, формировать и поддерживать мотивацию, интерес к учению, положительный эмоциональный контакт на занятиях.

Методическая работа планируется отдельным разделом в плане работы кафедры. Методическая работа преподавателя отражается в его индивидуальном плане работы на учебный год.

41.3.1. Совершенствование учебно-методического обеспечения учебного процесса – главная задача предметно-методических секций кафедр. Заседания предметно-методических секций кафедр проводятся с целью совершенствования методики преподавания конкретных учебных дисциплин.

На них обсуждаются структура и содержание рабочих учебных программ дисциплин, частные методики преподавания дисциплин, методики проведения отдельных видов учебных занятий, перспективные планы формирования и развития учебно-методических комплексов учебных дисциплин, тексты фондовых лекций, методические указания и разработки, задания для контрольных работ, комплекты тестов, раздаточных, дидактических материалов и др. компоненты учебно-методических комплексов учебных дисциплин, задания для практических занятий, рукописи учебно-методических пособий, мероприятия по повышению качества обучения и воспитания обучающихся, результаты текущей, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся по изучаемым дисциплинам и др.

Обсуждаемые на заседаниях вопросы и принимаемые решения фиксируются в протоколах предметно-методических секций.

Порядок работы предметно-методических секций кафедр определяется Положением о предметно-методической секции кафедры Московского университета МВД России.

41.3.2. Важным направлением методической работы кафедры является деятельность учебно-методических кабинетов. Порядок работы кабинетов определяется Положением об учебно-методическом кабинете кафедры Московского университета МВД России

41.3.3. Показательные занятия проводятся наиболее опытными преподавателями и имеют целью продемонстрировать оптимальную организацию и эффективную методику проведения занятий по конкретной теме программы, передать положительный опыт преподавания, порядок применения новых методических приемов и технических средств обучения.

Открытые занятия проводятся с целью изучения и обобщения опыта преподавания, а также оказания помощи преподавателям.

Все преподаватели кафедры, свободные от занятий, в обязательном порядке присутствуют на показательных и открытых занятиях кафедры. Непосредственно после показательного (открытого) занятия проводится его обсуждение.

Пробные занятия организуются по решению начальника кафедры для определения уровня подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности. Пробные занятия проводятся и обсуждаются в присутствии профессорско-преподавательского состава кафедры. По результатам пробных занятий принимается решение о допуске преподавателя к самостоятельному проведению занятий.

Взаимные посещения занятий проводятся для обмена опытом работы преподавателей.

Показательные, открытые и пробные занятия, а также взаимные посещения проводятся в соответствии с графиком на семестр, утверждаемым начальником кафедры и представляемым в УУМР (для филиала - учебный отдел/отделение).

41.4. Кабинет педагогического мастерства организуется с целью создания условий для повышения профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава кафедр. Он обеспечивает реализацию решений методического и ученого советов, связанных с содержанием и организацией методической работы.

Организация и работа кабинета педагогического мастерства Университета регламентируется Положением о кабинете педагогического мастерства МосУ МВД России.

41.5. Конкурс на лучшую методическую разработку учебного занятия проводится в целях повышения качества знаний курсантов и слушателей на основе совершенствования методики их обучения; повышения педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава. Конкурс проводится в соответствии с Положением о проведении конкурса на лучшую методическую разработку учебного занятия в Московском университете МВД России.

41.6. Методический совет Университета организует изучение передового педагогического опыта кафедр и внедрение его в образовательный процесс. Целью его деятельности является повышение уровня учебно-методической работы, совершенствование методико-дидактического обеспечения учебного процесса, координация деятельности кафедр, внедрение в процесс преподавания педагогической практики и инновационных технологий.

Организация и основные направления деятельности методического совета Университета определены Уставом Московского университета МВД России, Положением о Методическом совете Московского университета МВД России.

42. Разработку мультимедийных средств обеспечения учебных занятий, учебных видеофильмов, контролирующих программ кафедры осуществляют совместно с УУМР Университета (Приложение 20).


^ 6. Кадровое обеспечение учебного процесса. Повышение квалификации профессорско-преподавательского и начальствующего состава


43. Одним из важнейших условий качества образования в вузе является научно-педагогический кадровый потенциал, который должен отвечать требованиям Минобрнауки России:

доля профессорско-преподавательского состава, имеющего ученые степени и (или) ученые звания – не менее 60%, в том числе докторов наук и (или) профессоров – не менее 10 %;

доля профессорско-преподавательского состава, работающего в Университете на штатной основе – не менее 50%;

относительно пропорциональное представительство всех возрастных групп;

повышение квалификации преподавателей осуществляется не реже одного раза в 5 лет: для начинающих преподавателей (имеющих стаж педагогической деятельности менее трех лет), не имеющих квалификации «преподаватель высшей школы», в течение первых двух лет обязательно обучение в Школе педагогического мастерства Университета.

44. Повышение квалификации профессорско-преподавательского и начальствующего состава Университета является основным условием совершенствования учебного процесса и рассматривается как одно из важнейших направлений дальнейшего роста их профессионального мастерства и совершенствования всей учебно-методической работы в Университете.

45. Повышение квалификации профессорско-преподавательского и начальствующего состава Университета организуется и проводится в соответствии с требованиями Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, утвержденного Приказом МВД России от 8 октября 2002 г. № 965.

46. Повышение квалификации может осуществляться как без отрыва от работы (непосредственно в Университете), так и с отрывом от работы.

47. Повышение квалификации без отрыва от работы осуществляется в следующих формах:

47.1. Обучение в заочной адъюнктуре (аспирантуре).

47.2. Обучение на курсах, организуемых УУМР.

47.3. Подготовка и защита диссертаций в порядке соискательства.

47.4. Обучение в Школе педагогического мастерства.

47.5. Изучение и обобщение инновационных образовательных технологий, положительного педагогического опыта, эффективных форм и методов преподавания учебных дисциплин; участие в методической работе кафедры, Университета.

47.6. Выполнение научно-исследовательских работ (в том числе по вопросам вузовской педагогики), участие в разработке и рецензировании учебников, учебных пособий, рабочих учебных программ дисциплин и программ учебных практик (стажировок); другой учебно-методической литературы.

47.7. В других формах.

48. Повышение квалификации с отрывом от работы осуществляется в следующих формах:

48.1. Обучение на факультетах и курсах повышения квалификации, в том числе на факультете переподготовки и повышения квалификации Университета.

48.2. Обучение в очной адъюнктуре.

48.3. Стажировка в органах внутренних дел, образовательных и научно-исследовательских учреждениях МВД России, других министерств и ведомств.

49. Мероприятия по повышению квалификации предусматриваются в плане работы Университета.


^ 7. Материально-техническое обеспечение учебного процесса


50. Материально-техническое обеспечение учебного процесса является необходимым условием для качественной подготовки специалистов в соответствии с требованиями рабочих учебных планов и рабочих учебных программ дисциплин.

Учебно-материальная база Университета представляет комплекс материальных и технических средств, включающих учебные и учебно-вспомогательные помещения, полигоны, спортивные сооружения, лабораторное оборудование, специальную технику, вооружение и военно-учебное имущество, технические средства обучения, транспортные средства и т.п.

51. Количество лекционных залов, аудиторий и учебных кабинетов, необходимых для обеспечения повседневного учебного процесса в Университете, определяется количеством лекционных потоков обучающихся, учебных взводов (групп), требованиями государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки (специальностям) к учебно-методической базе.

52. Обеспечение специальной и криминалистической техникой, учебно-лабораторным оборудованием, военно-учебным имуществом, транспортом, организационной техникой и иным имуществом осуществляется в соответствии со штатами и нормами табельной положенности.

53. Учебники и иная учебная литература приобретаются библиотеками Университета в количестве, необходимом для обеспечения учебного процесса, исходя из минимальной нормы - не менее 0,5 экземпляра на одного обучающегося.

54. Обеспечение учебных занятий различными техническими средствами обучения, оружием и боеприпасами осуществляется соответствующими службами по заявкам кафедр.

55. Развитие и совершенствование учебно-материальной базы должно осуществляться в органическом единстве и взаимодействии с организацией учебного процесса в целом.

Приложение № 1

к Инструкции

Требования

к подготовке и оформлению рабочих учебных программ дисциплин


Рабочая учебная программа дисциплины является основным документом, устанавливающим базовое содержание и методическое построение учебной дисциплины. В программе дается перечень основных разделов, тем и учебных вопросов, последовательность их изучения, методические и организационные указания об особенностях преподавания дисциплины, исходя из целей и задач обучения, определяется место дисциплины, междисциплинарные связи в основной образовательной программе подготовки специалиста.

Рабочая учебная программа должна:

- отвечать требованиям квалификационной характеристики специалиста по соответствующей специальности;

- соответствовать дидактическим принципам, обеспечивать систематичность, последовательность и комплексность обучения;

- обеспечивать возможность получения фундаментальных теоретических знаний, формирования профессиональных умений, навыков и деловых качеств, необходимых специалистам соответствующей квалификации;

- обеспечивать внутрипредметные и междисциплинарные связи с четко выраженной практической направленностью обучения.

Рабочая учебная программа дисциплины разрабатывается кафедрой, за которой данная дисциплина закреплена решением ученого совета университета (совета филиала), проходит внутреннее и внешнее рецензирование (допускается наличие, как минимум, одной внутренней рецензии и одной внешней рецензии), после чего не менее чем за 20 дней до рассмотрения ее на методическом совете, представляется в Управление учебно-методической работы (учебный отдел филиала) для проверки соответствия ее предъявляемым требованиям. После рассмотрения программы на методическом совете кафедра, в случае необходимости, устраняет выявленные недостатки. В дальнейшем программа представляется для рассмотрения на ученом совете (совете филиала). По рекомендации ученого совета (совета филиала) программа утверждается начальником университета (филиала) или заместителем начальника по учебной работе. В случае разработки рабочей учебной программы кафедрами филиала, программа в обязательном порядке согласовывается с соответствующей профильной кафедрой университета.

Структура рабочей учебной программы (приложение) включает три раздела: раздел №1 – «Организационно - методический раздел»; раздел №2 – «Основной раздел»; раздел №3 - «Учебно-методическое обеспечение дисциплины».

В разделе № 1 раскрываются:

- распределение учебного времени (всего часов, выделяемых в рабочем учебном плане на изучение дисциплины, в том числе время, выделяемое на аудиторные занятия и самостоятельную работу курсантов (слушателей, студентов);

- форма контроля знаний в соответствии с рабочим учебным планом.


iskusstvo-iskusstvoznanie-byulleten-novih-postuplenij-za-iyul-avgust-2009-g.html
iskusstvo-istorizma-v-sisteme-gosudarstvennogo-zakaza-vtoroj-polovini-xix-nachala-hh-veka-na-primere-vizantijskogo-irusskogo-stilej-17-00-09-teoriya-i-istoriya-iskusstva.html
iskusstvo-kak-faktor-razvitiya-lichnosti-v-usloviyah-neprerivnogo-obrazovaniya-stranica-6.html
iskusstvo-kak-slozhnaya-samoorganizuyushayasya-sistema.html
iskusstvo-kukli-v-kontekste-otechestvennoj-kulturi-vtoroj-polovini-hh-veka.html
iskusstvo-maneristov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-moskva-2006-trebovaniya-k-obyazatelnomu-minimumu-soderzhaniya-kursa-v-sootvetstvii-s-gosudarstvennimi-obrazovatelnimi-standartami-stranica-6.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-russkomu-yaziku-8-klass-bazovij-uroven.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-rech-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-vuzov-uchashihsya-tehnikumov-dlya-pedagogov-i-psihologov-v-sisteme.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ochkurova-o-yu-sherbak-g-v-iovleva-t-v.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-pokazateli-i-indikatori-programmi2-osnovnie-celi-i-zadachi-programmi-s-ukazaniem-srokov-i-etapov-ee-realizacii.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-2-lekcii-15-chasov-semestr-prakticheskie-zanyatiya-15-chasov-vsego-auditornih-chasov-37.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-farmaciya-zo-201213-uch-g-p-l-a-n.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prajs-list-na-produkciyu-soma-ooo-edelvejs.html
  • shkola.bystrickaya.ru/socialnaya-filosofiya-f-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-utverzhdayu.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-iz-lagerya-na-front-vyacheslav-zvyagincev.html
  • esse.bystrickaya.ru/proverka-statisticheskoj-znachimosti-razlichij-effektivnosti-formirovanie-etnoesteticheskoj-kulturi-studentov-v-obrazovatelnom.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-uskoreniya-resheniya-vspomogatelnoj-zadachi-24-rimana-setochnie-metodi-pogasheniya-nefizicheskih-effektov-29-chislennogo-resheniya-za-silnimi-malopodvizhnimi-udarnimi-volnami.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-harakteristika-i-tre-bovaniya-k-tovaru-kolichestvo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/docent-vomironov-sbornik-statej-posvyashen-nauchnim-i-metodicheskim-issledovaniyam-po-problemam-rossijskogo-obshestva.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-ekonomicheskaya-teoriya-cikl.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-soderzhit-nervnie-kletki-s-takimi-zhe-svojstvami-chto-i-primechanie-skobkami-.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fizicheskoe-vospitanie-rabochaya-programma-gruppa-obsherazvivayushej-napravlennosti-dlya-detej-ot-6-do-7-let-2010-god.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-podhodi-k-ocenke-konkurentosposobnosti-produkcii-13.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-398-tk-daet-takoe-opredeleni.html
  • school.bystrickaya.ru/diagnostika-i-differencialnaya-diagnostika-sudorozhnih-sostoyanij-u-detej.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-tema-postflebiticheskij-sindrom.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/religiya-narodov-sibiri-bibliograficheskij-ukazatel-2000-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-teploobmnnogo-aparatu-tipu-truba-v-trub.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-1-kursa-napravleniya-032700-68-filologiya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/105-tehnologiya-token-ring-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-specialnosti.html
  • control.bystrickaya.ru/celevoj-programmi-povishenie-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-v-znamenskom-rajone-na-2009-2010-godi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-nalogovoe-pravo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-10-vozrastnie-osobennosti-obmena-veshestv-i-energii-tema-zakonomernosti-rosta-i-razvitiya-detskogo-organizma.html
  • testyi.bystrickaya.ru/65-letie-pobedi-na-stranicah-periodicheskoj-pechati.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-1-uchenie-o-lokalizacii-vpf-t-g-vizel-osnovi-nejropsihologii.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-ballastirovka-sudna-dlya-remonta-na-plavu-kursovoj-proekt-takzhe-stavit-zadachu-rascheta-posadki-sudna-pri-raznih.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-serbskih-bojcov-prosto-naprosto-nahodilas-v-svoih-domah-soedinis.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bileti-po-kriminalistike-chast-13.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-predvaritelnie-voprosi-242-stranica-29.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ugrinovich-n-d-informatika-10-uchebnik-dlya-10-klassa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.