.RU

Интеллект массы - Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей. Учебное пособие подготовлено...


^ Интеллект массы
Масса стоит ниже любого изолированного индивида, т.к. у массы отсутствует интеллект, способность рассуждать, считает Г. Лебон, а это влечет за собой несколько следствий, которые характеризуют массу:

- образное (в отличие от абстрактного, понятийного, логического) мышление;

- гипертрофированная эмоциональность, односторонность чувств;

- легковерие;

- коллективные галлюцинации (иллюзии, фантазии).

Г. Лебон считает, что бесполезно взывать к разуму масс, его у них попросту нет, в массе побеждает не разум, а большинство.

За несколько десятилетий до событий 1930-х гг. Лебон пришел к выводу, что массы всегда нуждаются в объекте ненависти. Им может быть любой внешний враг, образ которого создают сами массы, либо «козел отпущения». Нуждаются массы также и в объекте преклонения, им необходим центр притяжения. Этим центром может стать человек, идея, враги, священное место (Мекка, Иерусалим), символ. Массам нужны объекты либо преклонения, либо ненависти. И ту и другую потребность масс ловко эксплуатируют всевозможные политические проходимцы.

^ Женское начало и чувства массы
Г. Тард и Г. Лебон сравнивают психику и поведение масс с женской психикой и поведением. Мужская и женская психики радикально отличаются одна от другой. Аналог женской психики они усматривают в психике масс. У масс, таким образом, женское начало.

Характеристика женской психики как ее дают теоретики психологии масс: легковерие, непостоянство, нелогичность, иррациональность, внушаемость, пассивность и агрессивность. Толпа, утверждает Г. Лебон, как и женщина: она любит сильных мужчин. Она живет чувствами, фантазиями, грезами и не разумом.

Если учесть, что большинство масс является скоплением мужчин, то утверждения Тарда и Лебона тем более представляются удивительными и вызывают сомнение. Мужчины, находясь поодиночке, выступают носителями мужской психики, которой свойственны рациональность, логичность, разумность и сдержанность. Но как только мужчины собираются в толпу, то у нее проявляется женская душа с совершенно противоположными свойствами. Эта удивительная метаморфоза является для психологии масс бесспорным фактом и отражает еще один аспект закона психологического единства масс.

Всякий раз, когда люди собираются вместе, их, благодаря заражению, охватывают одни и те же эмоции. Эмоциональность стереотипно приписывается женской психике. Повышенная эмоциональность вполне справедливо увязывается с безрассудством и иррациональностью. Массы, захлестнутые эмоциями, действуют не раздумывая и без колебаний. Описывая этот феномен, Лебон, по сути, говорит об «эффекте поляризации» как способе избегания сомнений для принятия групповых решений. Само понятие «эффект поляризации» появилось в социальной психологии позднее, когда начались экспериментальные исследования групповых процессов. Поэтому, разумеется, оно не используется Лебоном, но он первым описал данное явление.

И еще одно следствие преувеличенной эмоциональности – изменчивость и непостоянство чувств и поведения масс от героизма к панике. Толпа легко переходит от героизма к панике, от благородства к подлости, от свободолюбия к рабству, к жестокому подчинению, словом, к «бегству от свободы». Это объясняется потребностью масс в авторитаризме. Г. Лебон полагает, что массы стремятся не к демократии и свободе, а к деспотизму и подчинению. В значительной мере это происходит потому, что человек массы боится брать на себя ответственность даже за свои собственные поведение и жизнь, он постоянно ищет кого-то или что-то (Бога, личность, обстоятельство), на кого бы можно было переложить эту ответственность. Позднее эту мысль Г. Лебона и Г. Тарда разовьют Э. Фромм и В. Райх. Фромм опишет потребность в авторитаризме, а В. Райх усмотрит ключевой момент фашизации массы. (Семечкин Н. И., 2004, с.12).

Г. Лебон утверждает, что масса уважает только силу, а проявления доброты воспринимаются ею как демонстрация слабости. Массы живут в мире иллюзий, коллективных галлюцинаций, воображения, грез. Все это облегчает возможность обмана, но что более важно, самообмана масс. Толпа не умеет критически мыслить, не в состоянии анализировать свой собственный опыт, поэтому массу можно обманывать бесконечно, причем одним и теми же обещаниями. Если толпа просит Луну с неба, саркастически замечает Лебон, то необходимо ей ее пообещать. Как видим путь к обману масс лежит через их самообман. Но здесь же находится и способ овладения толпой.

Когда утопичная идея овладевает массами, то не так-то просто заставить их от нее отказаться. Любой отказ от желаемого предполагает переосмысление, переоценку, т.е. способность к критическому, рациональному мышлению. Всего этого, как мы уже знаем, толпа лишена. Поэтому идеи долго внедряются в массы, но и долго над ними господствуют. В то время как мыслители, ученые и философы давно уже выдвинули новые идеи, массы продолжают жить старыми идеями, толпа в этом отношении всегда отстает от мыслителей. (Справедливость данного утверждения Лебона хорошо иллюстрирует судьба советской коммунистической идеологии.)

^ Массы естественные и искусственные
Г. Тард делит массы на естественные и искусственные, и это дает ему возможность разделить их по существу, т.е. качественно. При этом естественные массы, возникают стихийно и отличаются спонтанностью, анархичностью и быстротечностью (Тард Г., 1998, с. 123).

В тоже время искусственные массы знаменуют собой переход от аморфного состояния толпы к состоянию структурированному, они отличаются организованностью и дисциплиной.

Что касается стихийных толп, то взгляды Тарда и Лебона на них во многом совпадают. Тард характеризует их следующим образом: безответственность, нетерпимость, спесь, иллюзия всемогущества, утрата чувства меры, крайности, преувеличенные, взаимно подогреваемые эмоции. Тард сравнивает поведение масс с поведением пациента психиатрической клиники. Тард, как и Лебон считают, что у стихийных толп женская природа, хотя массы в большинстве своем состоят из мужчин. Но мужчины в толпах ведут себя как женщины (эмоционально неустойчивы, происходит быстрая смена настроений, коллективная истерия). Одним словом, мужская масса демонстрирует женские качества, в ней у мужчин происходит изменения гендерно-ролевой позиции.

Срок существования естественных стихийных масс, по мнению Тарда, недолог. Затем они либо распадаются, рассеиваются, либо превращаются в стабильные, организованные массы. Теория искусственных масс позволяет Тарду объяснить с позиции психологии масс генезис, развития и динамику всех общественных институтов от семьи до государства и общества включительно. Ведь все социальные организации и учреждения есть не что иное, как искусственные массы, возникшие из масс стихийных, или естественных. Общество в целом не только произошло от масс, но и само существует в виде конгломерата естественных и искусственных масс.

Из этого положения Тарда напрашивается простой и вполне логичный вывод о том, что психология масс – это наука, изучающая не только и не столько частный случай стихийных сборищ, сколько общество в целом.

Согласно Г. Тарду, законы психологии являются определяющим или первичными в отношении законов социологических, политических, исторических и прочих обществоведческих законов.

Итак, государство и общество в целом как предельный случай искусственных организованных масс возникает из естественных, стихийных толп. Формирование из аморфной толпы любой организованной массы проходит через ряд промежуточных стадий. Типичным примером в этом отношении может служить превращение религиозных масс, где первоначально возникают разрозненные монастыри, которые затем в конечном итоге трансформируются в могущественную искусственную массу – церковь. Искусственные, организованные массы отличаются от естественных масс наличием иерархии и дисциплины.

^ Закон подражания
Процесс превращения масс происходит в силу внутренних, психологических законов. Основной из них – закон подражания. Члены масс подражают друг другу, но в первую очередь они подражают вождю. Речь идет о конформизме, изначальном, по мысли Тарда, социальном качестве людей. Благодаря конформизму и возможно существованию общества. Подражание, являлось своего рода подчинением, создает стереотипы общественного поведения.

Членов искусственных масс отличает высокая степень подражательности, они настолько стереотипизированны, что утрачивают всякую индивидуальность, становятся даже внешне мало в чем отличными друг от друга. Таковы, например, солдаты, монахи. Лебон говорит о деиндивидуализации индивидов в стихийных массах. Но если в естественной толпе этот эффект достигается за счет коллективного бессознательного (коллективной души расы), с одной стороны, и внушения – с другой, то в организованных массах, по мысли Тарда, к этому результату приводят другие механизмы – подражание и дисциплина.

В реальной толпе, где люди скучены в едином пространстве, они оказывают друг на друга физическое влияние. Индивиды видят, слышат, осязают, обоняют друг друга, так что взгляды, дыхание, крики, напряжение тел, позы, выражения лиц, т.е. все каналы коммуникации работают на взаимовозбуждение, синхронизацию психических состояний и в конечном итоге на единое массовое или коллективное поведение.

Искусственные, организованные массы, благодаря подражанию и дисциплине, в большей мере подвержены не физическому влиянию - внушению и заражению, а социальному воздействию, т.е. конформизму.

Тард объясняет наличие в обществе подражания сочетанием факторов, которые можно условно разделить на внутренние и внешние. К числу внутренних факторов относится заложенный в людях инстинкт подражания. Само по себе инстинктивное поведение является выражением более общей биологической тенденции – к бесконечному воспроизводству. В социальной жизни повторение означает стремление быть «как все» и делать все то, что делают другие. Наблюдение за действиями других и имитация их поведения, потом наблюдение за тем, как повторяют и подражают, - все это приносит удовлетворение наблюдателю. Позднее А. Бандура, основываясь на этом утверждении Тарда, разработал теорию социального научения.

Подражание, имитация и повторение, кроме прочего – это наиболее логичный и рациональный способ заимствования социального опыта. Таким образом, это еще один внутренний фактор, обусловливающий повторение. В конце концов, это единственно возможный механизм передачи и получения социальных знаний и опыта. Но, как и у всякого явления, у подражания – заимствования имеется оборотная сторона. Подавляющее большинство людей так и остаются на этой стадии развития – стадии подражания. Они не способны к творчеству, созиданию. Это можно назвать социальной леностью. Основная часть общества, т.е. те, кто подражает, обладает повышенной внушаемостью и социальной податливостью для более успешного заимствования. По сути, они – социальный материал, из которого можно лепить все, что угодно.


izbiratel-i-izbrannik-obratnaya-svyaz-gosduma-rf-monitoring-smi-30-marta-2006-g.html
izbiratelnaya-komissiya-arhangelskoj-oblasti.html
izbiratelnaya-komissiya-evrejskoj-avtonomnoj-oblasti-postanovlenie-stranica-5.html
izbiratelnaya-komissiya-kemerovskoj-oblasti.html
izbiratelnaya-komissiya-leningradskoj-oblasti.html
izbiratelnaya-komissiya-novgorodskoj-oblasti-prinyala-uchastie-v-selektornom-soveshanii.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-pervaya-soblazn-massovih-dvizhenij-l-l-mihajlov-pechataetsya-po-izdaniyu-nyu-jork-frederik-a-pregger-1962-hoffer-eric.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/materialnie-sledi-chast-8.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-etapi-innovacionnogo-razvitiya-koncepciya-dolgosrochnogo-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossijskoj-federacii-moskva.html
  • tasks.bystrickaya.ru/10-sredstva-klientov-kommercheskogo-banka-novij-vek.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematika-roditelskih-sobranij-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-s-bikbarda-2011g.html
  • institut.bystrickaya.ru/svedeniya-o-chlenah-nekommercheskogo-partnerstva-baltijskij-stroitelnij-kompleks-imeyushih-pravo-uchastvovat-v-godovom-obshem-sobranii-chlenov-partnerstva-stranica-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/lyubovalsya-speloj-rozhyu-venjn-tiedeakatemian-karjalan-tiedekeskus-kielen-kirjallisuuden-ja-historian-instituutti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-bermudskogo-treugolnika-k-nemu-ezhegodno-postupayut-mnogie-tisyachi-prizi-ufos-urwelt-ungeheuer-das-grobe-buch-der-sensationen.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skitaniya-vknige-rasskazivaetsya-o-zhizni-znamenitogo-nemeckogo-arheologa-genriha-shlimana-o-raskopkah-troi-i-drugih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/proverte-svoj-pozvonochnik-s-gazetoj-stoletnik-na-istoricheskoj-scene-bolshogo-teatra-v-mezhdunarodnij-den-zashiti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-1-kursa-otdeleniya-laboratornaya-diagnostika.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ivanova-ii-rossijskie-universiteti-kak-centri-kulturi-materiali-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-konfliktologicheskoj-kompetentnosti-budushih-uchitelej-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/1-ispolnitelnij-ukaz-prezidenta-ssha-principi-etiki-povedeniya-dolzhnostnih-lic-i-sluzhashih-gosapparata.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-programm-podderzhki-predprinimatelstva-municipalnih-obrazovanij-obshie-polozheniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vtoroe-rozhdenie-i-rozhdenie-duhovnoe-mircha-eliade-svyashennoe-i-mirskoe-perevod-s-francuzskogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/deputat-edinoross-gruzdev-predlagaet-vidavat-hronicheskim-alkogolikam-vodku-po-receptam.html
  • literature.bystrickaya.ru/cel-1-povishenie-effektivnosti-ispolzovaniya-toplivno-energeticheskih-resursov-i-funkcionirovaniya-toplivno-energeticheskogo-kompleksa-rossii.html
  • spur.bystrickaya.ru/mark-amaru-pinkem-besedi-s-boginej.html
  • universitet.bystrickaya.ru/studencheskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-ekskursii-v-vedushie-rossijskie-konsaltingovie-kompanii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-rezultati-i-vivodi-arhitekturnij-obekt-obraz-i-morfologiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnika-ispolneniya-stranica-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-pravozashitnogo-centra-memorial.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-gorodam-mira-inostrannie-yaziki-v-shkole-metodicheskaya-mozaika-20106-s-22.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referativnie-zhurnali.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-kakovi-naviki-21-veka-prolog-12-poisk-innovacionnogo-podhoda-k-obucheniyu-12.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-i-ekonomika-veterinarnogo-dela.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-posvyashen-vvedeniyu-v-nachalnuyu-istoriyu-evrejskoj-diaspori-v-vostochnoj-evrope-pomimo-opublikovannih-istochnikov-ispolzuyutsya-dannie-poluchennie-v-hode-rabot-ekspedicij-hazarskogo-proekta-ran.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-federalnoe-gosudarstvennoe-byudzhetnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-vpo.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-ya-rikova-seriya-literaturnie-pamyatniki-stranica-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/bryanskij-1-2-pribaltijskie-fronta-imeet-medal-za-boevie-zaslugi-orden-znak-pocheta.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-anglijskij-yazik.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dmzhuravlev-sankt-peterburg-tomsk-11-14-oktyabrya-2006-g-tomsk-sibirskij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mnogochislennie-tochki-zreniya-menedzhment-i-mogushestvo-nlp-kak-operedit-konkurentov-s-pomoshyu-nejro-lingvisticheskogo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/himicheskie-nauki-i-nauki-o-materialah-otchetnij-doklad.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.