.RU

Интенциональность - Введение в социальную эпистемологию языка


Интенциональность



Итак, Витгенштейн противопоставляет следование правилу и самостоятельное действие человека. Подчиняясь социальному установлению, человек отчуждает свою свободу в пользу общественного порядка. И напротив, мысля, проявляя свою психическую природу вообще, человек обрекает себя на истолкование, на неоднозначность, на неопределенность, а потому и сопротивление правилу. Очевидно, что здесь Витгенштейн, как всегда, полемически и критически заостряет очередное методическое разграничение. Человек не в состоянии не быть психическим существом, не в состоянии быть автоматом; таким он может лишь казаться при исполнении некоторой социальной роли или в определенной экстремальной ситуации болезни, шока или риска. Автоматизм – признак не отсутствия психики, но ее инобытия, ее скрытой, свернутой формы. И здесь, следуя за мысленными экспериментами Витгенштейна, мы подходим к вопросу о внутренней стороне коммуникативного действия, в аналитической философии нередко приобретающей форму проблемы интенциональности. (Поэтому мы вынуждены временно отвлечься от проблем внешней лингвистики, в терминологии Ф. Соссюра.)

Витгенштейн постоянно задается вопросом о смысле и значении того, что сегодня философы-аналитики (Дж. Серл, Д. Деннет и др.) стали называть «интенциональными терминами»: слов типа «ожидать», «бояться», «чувствовать» и пр., якобы выражающих состояния сознания, «внутренние процессы». Витгенштейн настроен весьма критически к данной позиции и даже близок современным элиминативистам. «Когда я мыслю в языке, не существует никаких «значений», проходящих через мое сознание в дополнение к вербальным выражениям: язык сам по себе есть двигатель мысли»165, - заявляет он. Мы привыкли считать, что людям присуще сознание, - нечто ненаблюдаемое, явление неясной, неисследованной природы, якобы управляющее их поведением. Но когда мы представляем себе людей, ведущих себя, как обычно, торопящихся по своим делам с застывшим казенным выражением лица, то они не отличаются от автоматов. «Рассмотрение человека как автомата аналогично рассмотрению одной фигуры как предельного случая или варианта другой; оконной рамы как свастики, например»166, - замечает Витгенштейн. При этом он отказывается признаться в последовательном бихевиоризме167 как отрицании ментальных процессов вообще. И все же если о них нельзя сказать ничего определенного, это тождественно тому, что о них можно сказать что угодно. «Этот парадокс исчезает лишь в том случае, если мы идем на радикальный разрыв с идеей о том, что язык всегда функционирует одинаково, всегда служит той же цели – передачи мыслей»168.

Как это отличается от позиции Соссюра! «Язык есть система знаков, выражающих идеи»169, - утверждает он. Витгенштейн же, будучи на 32 года моложе последнего, воспринял новую парадигму в психологии и тем самым иное, антименталистское понимание сознания. У него уже не идет речь о том, в каком душевном состоянии осуществляется действие (каковы мысли, намерения, мотивы), но лишь о том, каким образом можно анализировать интенциональные состояния. Тем самым он закладывает основу одного из доминирующих сегодня подходов к проблеме интенциональности. Здесь следует пояснить, что же понимается под термином «интенциональность» в современной литературе.

Термин «интенциональность» обозначает свойство сознания, выражающееся в направленности на предметы или, в более общем виде, на реальные и идеальные цели. Когда мы, к примеру, воспринимаем мир, то выделяем в нем не только впечатления звука, цвета и формы, но одновременно устанавливаем отношения к определенным объектам (машинам, деревьям, людям и пр.), а когда размышляем, то всегда думаем о чем-то определенном. Термин «интенциональность» происходит от латинского intentio (внимание, намерение), отличаясь от близкого по смыслу термина «интенция» тем, что последняя выражает не свойство сознания, но свойство деятельности быть направленной на определенные цели и задачи.

Ф. Брентано, введший понятие интенциональности в современный оборот, позаимствовал его из средневековой философии: «Всякий психический феномен характеризуется тем, что схоласты Средневековья называли интенциональным (а также ментальным) внутренним существованием (Inexistenz) объекта, а мы назвали бы связью с некоторым содержанием, направленностью на объект (под которым не следует понимать реальность), или имманентной предметностью»170. Апелляция к свойству «интенциональной экзистенции» позволила Брентано принципиально разграничить психические и физические феномены, а также обосновать методологическую и научную самостоятельность психологии.

Понятие «интенциональной экзистенции» подхватывает ученик Брентано, Э. Гуссерль, в своих «Логических исследованиях», где он подчеркивает фундаментальное значение интенциональности для всех явлений сознания. Интенциональность становится в «Идеях чистой феноменологии и феноменологической философии» основным понятием феноменологии и трансцендентального идеализма. В «Картезианских размышлениях» Гуссерль выделяет два аспекта интенциональности: 1) «как общего свойства сознания, являющегося сознанием чего-то, как cogito, несущее в себе cogitatum»171, т.е. как процесса мышления, несущего в себе мыслимый предмет, и 2) «как интенционального горизонта указания на подразумеваемые, еще не воспринятые, лишь ожидаемые и в лишенной наглядности пустоте предвосхищаемые стороны» объекта; как «постоянной протенции»172. Согласно Гуссерлю, интенциональность определяет специфику сознания и доступна интроспекции, анализу и описанию. Нужно только освободить психические структуры трансцендентального сознания при помощи метода феноменологического эпохе.

В рамках трансцендентального сознания как структурированного явления интенциональных переживаний Гуссерль различает реальные и ирреально-интенциональные компоненты последних. Реальный компонент интенциональных переживаний есть направленный на предмет интенциональный акт (ноэзис). Он реален, поскольку доступен наблюдению непосредственно. Ирреальная компонента – это предмет, на который направлен интенциональный акт (ноэма). Он вторичен, поскольку реконструируется и даже создается актом мышления. На основе так понятой ноэтически-ноэматической структуры сознания интенциональность может быть интерпретирована как динамическое событие корреляции интенциональных актов, направленных на объекты и интерпретирующих эти объекты.

Ученик Гуссерля, Хайдеггер, подверг критике понятие интенциональности за его когнитивистскую направленность, за примат сознания и представления перед эмоциями и практикой в контексте жизненного мира. Источником интенциональности, по Хайдеггеру, как раз и является стихийная встроенность человека в жизненный мир. Поскольку человек, прежде всего, ориентирован своим «здесь-бытием», дазайном, то интенциональность становится отнесенностью к дазайну, «бытием-в-мире».

Дополнением к этой критике явилось указание М. Мерло-Понти на «телесность» как существенный источник интенциональности. Он положил феноменологию тела в основание феноменологии восприятия, подхватывая гуссерлево понятие «фунгирующей», или «действующей интенциональности», которая «осуществляет себя за спиной сознательной направленности на объекты. Она остается, поэтому, надолго сокрыта от саморефлексии Я»173. К сожалению, большинство современных философов-аналитиков не учли этих важных тезисов об укорененности интенциональности в телесности и жизненном мире и рассматривают ее как выражение сознания самого по себе.

Начиная с 1950х годов феномен интенциональности стал рассматриваться в контексте аналитической философии, натуралистических и когнитивистских подходов. Аналитики, если они вообще не элиминируют эту проблематику, исходят из того, что доступ к интенциональности возможен только через язык. Ими проводится аналогия между пропозициональным содержанием и иллокутивным модусом речевых актов, с одной стороны, и репрезентациональным содержанием и психическим модусом интенциональных состояний, с другой.

Так, Р. Чизом пытается прояснить понятие интенциональности путем анализа языковых выражений об интенциональных предметах, действиях и состояниях174. Он утверждает, что интенциональность выражает себя через интенциональные высказывания, в которых употребляются такие слова, как «подразумевать», «желать», «верить». При этом не дается достаточных оснований для отождествления определенной лексики с наличием интенциональных феноменов, а набор критериев, предлагаемый Чизомом, не является убедительным. Как показывает Дж. Корнман, Чизом вынужден либо признать тождественность интенциональности и интенсиональности, либо отказаться от интенционального статуса когнитивных глаголов. В первом случае он грешит против логики, во втором отказывает психологии в научном статусе175.

Дж. Серл обсуждает проблему интенциональности в рамках своей концепции сознания, основанной на натурализме и холизме и отчасти учитывающей культурную природу человека176. Для него язык выступает как эвристическое средство объяснения интенциональности. При этом не интенциональность обусловлена языком, но язык коренится в интенциональности; интенциональность есть репрезентация в ее чистейшей и простейшей, биологически первичной форме. Исходя из аналогии между речевыми актами и интенциональными актами, Серл так определяет интенциональность: «Интенциональные состояния репрезентируют предметы и факты в том же смысле слова «репрезентируют», в каком речевые акты репрезентируют предметы и факты, даже если речевые акты иначе выполняют функцию репрезентации, чем интенциональные состояния, которые имеют «интринзисную» (т.е. субстанциальную, безотносительную к условиям – И.К.) форму интенциональности»177. Принятие Серлом некой «интринзисной интенциональности как основы и предпосылки интенциональных состояний базируется на «биологическом натурализме» и исходит из того, что «духовные состояние столь же реальны, как и все другие биологические феномены и что они вызываются к жизни биологическими феноменами»178.

При всех обвинениях Серла в «ментализме» и других недостатках его концепции она нацеливает на реальность интенциональности и побуждает к ее анализу. Вопрос о действительной природе интенциональности остается открытым для научных исследований. Пытающийся же балансировать между ментализмом и элиминативизмом Д. Деннет дает еще в меньшей мере удовлетворительное решение проблемы интенциональности. Вот его определение интенциональной системы. «Под интенциональной системой понимается система, поведение которой может быть (по меньшей мере, иногда) объяснено и предсказано, основываясь на приписывании ей верований и желаний (и других свойств с интенциональными характеристиками, которые я буду именовать интенциями, включая в последние надежды, страхи, восприятия, ожидания и т.п.)»179. В данном случае реверансом по отношению к элиминативному материализму оказывается снятие вопроса об онтологическом статусе интенциональности. Допущение Деннетом интенциональности – методологический кунштюк, напоминающий самообман и ничего на деле не объясняющий и не предсказывающий. В самом деле, пока Г. Каспаров рассматривал шахматный компьютер как интенционального противника, он ему проигрывал. Как скоро он в полной мере осознал, что соревнуется с автоматом, у него появилась возможность выигрыша. Пытаясь избежать дуализма, Деннет словно забывает, что и для дуалиста-Серла дуализм, по сути, тоже методологическая позиция. Спор методологических концепций неразрешим с позиций прагматизма, поскольку каждая из них имеет свои основания, обеспечивает удобство и успешность рассуждения. Тупик в понимании языка и сознания, который в аналитической философии называется «проблемой интенциональности», определяется исходной предпосылкой: пониманием субъекта как изолированного индивида, для которого культура – лишь вторичная искусственная среда, в принципе объяснимая из его биологической природы.

В современной лингвистике рассмотрение внутренней стороны коммуникативного действия также обусловлено неотрефлексированным смешением аналитического натурализма с элементами культурно-исторической концепции сознания и небольшой дозой феноменологического трансцендентализма. В целом доминирующей методологией остается та или иная форма бихевиоризма, будь то в психолингвистике, генеративной лингвистике, а также в прагматике. Даже в когнитивной лингвистике, которая анализирует языковые явления как выражения когнитивных процессов, в качестве способов обоснования психологических гипотез используется компьютерное моделирование языковых операций. И, тем не менее, погруженность в коммуникативные проявления языка побуждает лингвистов к пониманию субъекта как принципиально взаимодействующего с другими, интерактивного существа.




izlozhenie-faktov-7-stranica-5.html
izlozhenie-lekcii-poyasnitelnaya-zapiska-izuchenie-kursa-opiraetsya-na-materiali-sleduyushih-disciplin-ekonomicheskaya-teoriya.html
izlozhenie-na-anglijskom-yazike-soderzhaniya-audio-teksta-dlitelnostyu-zvuchaniya-2-minuti-posle-dvukratnogo-proslushivaniya-kolichestvo-neznakomih-slov-v-neklyuchevoj-pozicii-ne-bolee-4-vremya-vipolneniya-80-min.html
izlozhenie-obshih-ponyatij-stranica-23.html
izlozhenie-po-kartine-karla-bryullova-poslednij-den-pompei-nastoyashee-posobie-prednaznacheno-dlya-uchitelej-russkogo.html
izlozhenie-referata-sleduet-strukture-i-logike-stati.html
  • studies.bystrickaya.ru/konspekt-lekcj-dnpropetrovsk-dnu-2008-stranica-12.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obespechenie-obrazovatelnogo-processa-uchebnoj-i-uchebno-metodicheskoj-literaturoj-po-zayavlennim-k-licenzirovaniyu-obrazovatelnim-programmam-n-pp-stranica-10.html
  • essay.bystrickaya.ru/boris-kriger-v-svoej-knige-pitaetsya-reshat-eti-bolnie-voprosi-i-nado-priznat-delaet-eto-ostroumno-i-originalno.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predmetnij-ukazatel-k-tomu-1-1995-stranica-22.html
  • uchit.bystrickaya.ru/test-zad-1-mnozh-vibor-zad-2-transformac-zad-3-poisk-oshibki-8.html
  • grade.bystrickaya.ru/modul-normativnie-materiali-vipiska-iz-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-stolice-sibiri-projdet-akciya-novosibirsk-protiv-nasiliya-i-narkotikov-strategiya-borbi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-1-gruppa-1-semestr-2-prepodavatel-lektor-dmitriev-vladimir-alekseevich-docent-kafedri-vseobshej-istorii-i-regionovedeniya-kandidat-istoricheskih-nauk-docent-prepodavatel-vedushij-prakticheskie-zanyatiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodi-postroeniya-polnij-kurs-dzhek-shvager-perevod-s-anglijskogo.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-zavoda-po-proizvodstvu-zhbi-moshnostyu-70-000-m3-god.html
  • education.bystrickaya.ru/21-ponyatie-o-dokumentah-sposobah-dokumentirovaniyanositelyah-informacii-i-funkciyah-dokumenta.html
  • letter.bystrickaya.ru/mrtav-chovek-koi-dishe-i-pishe-poruke-chitaocima.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-vremya-vibor-shamana-arnold-mindnll.html
  • college.bystrickaya.ru/1-statya-dlya-obsuzhdeniya-dzh-uollakot-soobsheniya-i-znacheniya-str-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-i-preddiplomnoj-praktike-po-specialnosti-200401.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/6-socialnij-portret-rebyonka-doshkolnika-65-7-let-kak-celevoj-orientir-sistemi-doshkolnogo-obrazovaniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vesti-moskva-rossiya-16082011-1430-teleprogramma-vesti-moskva-rossiya-16082011.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-v-ezhegodnogo-festivalya-modi-i-krasoti-elite-beauty-28-30-iyunya-2012-g-kislovodsk-vc-kavkaz.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sto-pudov-84-ot-010307-g-sto-pudov-77-ot-11-01-07-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-perechnya-vstupitelnih-ispitanij-v-obrazovatelnie-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-imeyushie-gosudarstvennuyu-akkreditaciyu-stranica-2.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-i-informacionnoe-obespechenie-ucheta-analiza-i-audita-raschetov-s-byudzhetom-28-analiz-raschetov-predpriyatiya-ooo-torgovij-dom-argos-s-byudzhetom-35-1-kratkaya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernie-voprosi-obshie-voprosi-1-pro-kogo-mozhno-skazat-lezet-iz-kozhi-von-o-zmeyah.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-7-tretij-etap-evolyucii-klassicheskoj-politicheskoj-ekonomii-ya-s-yadgarov-istoriya-ekonomicheskih-uchenij.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezinovie-lyudi-nepomnyashij-nikolaj-lyudi-fenomeni.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-modulya-finansi-i-kredit.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-metodike-prepodavaniya-geografii-po-teme-osobennosti-primeneniya-priema-klasterov-v-teme-naselenie-mira.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-20-12-2011-922-o-predstavlenii-organami-i-organizaciyami-rospotrebnadzora-svodnih-godovih-svedenij-statisticheskogo-nablyudeniya-za-2011-god.html
  • occupation.bystrickaya.ru/muhamadeeva-irina-alexandrovna-sultan-uraz-muhammed-zhizn-i-deyatelnost-1572-1610-gg-07-00-02-otechestvennaya.html
  • desk.bystrickaya.ru/paketirovanie-paketnij-sposob-perevozki-gruzov-raschet-potrebnogo-kolichestva-paketov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/neuzheli-krediti-perestali-bit-dostupnimi-monitoring-smi-noyabr-2008-goda.html
  • essay.bystrickaya.ru/dudnikov-a-v-russkij-yazik-stranica-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursi-gidov-moo-bbt-ofis-moo-bbt-muzei-goroda-irkutska-i-slyudyanki.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-nauchnie-rezultati-dissertacii-otrazheni-v-opublikovannih-rabotah-soiskatelya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sochinenie-vsemirno-izvestnogo-francuzskogo-filosofa-zhaka-ellyulya-svoeobraznij-manifest-neokonservatizma-eto-nauchnoe-issledovanie-napravleno-protiv-politizacii-vlasti-stranica-8.html
  • esse.bystrickaya.ru/radio-15-mayak-novosti-14-09-2005-bejlin-boris-21-00-15.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.