.RU

Интенциональность - Введение в социальную эпистемологию языка


Интенциональность



Итак, Витгенштейн противопоставляет следование правилу и самостоятельное действие человека. Подчиняясь социальному установлению, человек отчуждает свою свободу в пользу общественного порядка. И напротив, мысля, проявляя свою психическую природу вообще, человек обрекает себя на истолкование, на неоднозначность, на неопределенность, а потому и сопротивление правилу. Очевидно, что здесь Витгенштейн, как всегда, полемически и критически заостряет очередное методическое разграничение. Человек не в состоянии не быть психическим существом, не в состоянии быть автоматом; таким он может лишь казаться при исполнении некоторой социальной роли или в определенной экстремальной ситуации болезни, шока или риска. Автоматизм – признак не отсутствия психики, но ее инобытия, ее скрытой, свернутой формы. И здесь, следуя за мысленными экспериментами Витгенштейна, мы подходим к вопросу о внутренней стороне коммуникативного действия, в аналитической философии нередко приобретающей форму проблемы интенциональности. (Поэтому мы вынуждены временно отвлечься от проблем внешней лингвистики, в терминологии Ф. Соссюра.)

Витгенштейн постоянно задается вопросом о смысле и значении того, что сегодня философы-аналитики (Дж. Серл, Д. Деннет и др.) стали называть «интенциональными терминами»: слов типа «ожидать», «бояться», «чувствовать» и пр., якобы выражающих состояния сознания, «внутренние процессы». Витгенштейн настроен весьма критически к данной позиции и даже близок современным элиминативистам. «Когда я мыслю в языке, не существует никаких «значений», проходящих через мое сознание в дополнение к вербальным выражениям: язык сам по себе есть двигатель мысли»165, - заявляет он. Мы привыкли считать, что людям присуще сознание, - нечто ненаблюдаемое, явление неясной, неисследованной природы, якобы управляющее их поведением. Но когда мы представляем себе людей, ведущих себя, как обычно, торопящихся по своим делам с застывшим казенным выражением лица, то они не отличаются от автоматов. «Рассмотрение человека как автомата аналогично рассмотрению одной фигуры как предельного случая или варианта другой; оконной рамы как свастики, например»166, - замечает Витгенштейн. При этом он отказывается признаться в последовательном бихевиоризме167 как отрицании ментальных процессов вообще. И все же если о них нельзя сказать ничего определенного, это тождественно тому, что о них можно сказать что угодно. «Этот парадокс исчезает лишь в том случае, если мы идем на радикальный разрыв с идеей о том, что язык всегда функционирует одинаково, всегда служит той же цели – передачи мыслей»168.

Как это отличается от позиции Соссюра! «Язык есть система знаков, выражающих идеи»169, - утверждает он. Витгенштейн же, будучи на 32 года моложе последнего, воспринял новую парадигму в психологии и тем самым иное, антименталистское понимание сознания. У него уже не идет речь о том, в каком душевном состоянии осуществляется действие (каковы мысли, намерения, мотивы), но лишь о том, каким образом можно анализировать интенциональные состояния. Тем самым он закладывает основу одного из доминирующих сегодня подходов к проблеме интенциональности. Здесь следует пояснить, что же понимается под термином «интенциональность» в современной литературе.

Термин «интенциональность» обозначает свойство сознания, выражающееся в направленности на предметы или, в более общем виде, на реальные и идеальные цели. Когда мы, к примеру, воспринимаем мир, то выделяем в нем не только впечатления звука, цвета и формы, но одновременно устанавливаем отношения к определенным объектам (машинам, деревьям, людям и пр.), а когда размышляем, то всегда думаем о чем-то определенном. Термин «интенциональность» происходит от латинского intentio (внимание, намерение), отличаясь от близкого по смыслу термина «интенция» тем, что последняя выражает не свойство сознания, но свойство деятельности быть направленной на определенные цели и задачи.

Ф. Брентано, введший понятие интенциональности в современный оборот, позаимствовал его из средневековой философии: «Всякий психический феномен характеризуется тем, что схоласты Средневековья называли интенциональным (а также ментальным) внутренним существованием (Inexistenz) объекта, а мы назвали бы связью с некоторым содержанием, направленностью на объект (под которым не следует понимать реальность), или имманентной предметностью»170. Апелляция к свойству «интенциональной экзистенции» позволила Брентано принципиально разграничить психические и физические феномены, а также обосновать методологическую и научную самостоятельность психологии.

Понятие «интенциональной экзистенции» подхватывает ученик Брентано, Э. Гуссерль, в своих «Логических исследованиях», где он подчеркивает фундаментальное значение интенциональности для всех явлений сознания. Интенциональность становится в «Идеях чистой феноменологии и феноменологической философии» основным понятием феноменологии и трансцендентального идеализма. В «Картезианских размышлениях» Гуссерль выделяет два аспекта интенциональности: 1) «как общего свойства сознания, являющегося сознанием чего-то, как cogito, несущее в себе cogitatum»171, т.е. как процесса мышления, несущего в себе мыслимый предмет, и 2) «как интенционального горизонта указания на подразумеваемые, еще не воспринятые, лишь ожидаемые и в лишенной наглядности пустоте предвосхищаемые стороны» объекта; как «постоянной протенции»172. Согласно Гуссерлю, интенциональность определяет специфику сознания и доступна интроспекции, анализу и описанию. Нужно только освободить психические структуры трансцендентального сознания при помощи метода феноменологического эпохе.

В рамках трансцендентального сознания как структурированного явления интенциональных переживаний Гуссерль различает реальные и ирреально-интенциональные компоненты последних. Реальный компонент интенциональных переживаний есть направленный на предмет интенциональный акт (ноэзис). Он реален, поскольку доступен наблюдению непосредственно. Ирреальная компонента – это предмет, на который направлен интенциональный акт (ноэма). Он вторичен, поскольку реконструируется и даже создается актом мышления. На основе так понятой ноэтически-ноэматической структуры сознания интенциональность может быть интерпретирована как динамическое событие корреляции интенциональных актов, направленных на объекты и интерпретирующих эти объекты.

Ученик Гуссерля, Хайдеггер, подверг критике понятие интенциональности за его когнитивистскую направленность, за примат сознания и представления перед эмоциями и практикой в контексте жизненного мира. Источником интенциональности, по Хайдеггеру, как раз и является стихийная встроенность человека в жизненный мир. Поскольку человек, прежде всего, ориентирован своим «здесь-бытием», дазайном, то интенциональность становится отнесенностью к дазайну, «бытием-в-мире».

Дополнением к этой критике явилось указание М. Мерло-Понти на «телесность» как существенный источник интенциональности. Он положил феноменологию тела в основание феноменологии восприятия, подхватывая гуссерлево понятие «фунгирующей», или «действующей интенциональности», которая «осуществляет себя за спиной сознательной направленности на объекты. Она остается, поэтому, надолго сокрыта от саморефлексии Я»173. К сожалению, большинство современных философов-аналитиков не учли этих важных тезисов об укорененности интенциональности в телесности и жизненном мире и рассматривают ее как выражение сознания самого по себе.

Начиная с 1950х годов феномен интенциональности стал рассматриваться в контексте аналитической философии, натуралистических и когнитивистских подходов. Аналитики, если они вообще не элиминируют эту проблематику, исходят из того, что доступ к интенциональности возможен только через язык. Ими проводится аналогия между пропозициональным содержанием и иллокутивным модусом речевых актов, с одной стороны, и репрезентациональным содержанием и психическим модусом интенциональных состояний, с другой.

Так, Р. Чизом пытается прояснить понятие интенциональности путем анализа языковых выражений об интенциональных предметах, действиях и состояниях174. Он утверждает, что интенциональность выражает себя через интенциональные высказывания, в которых употребляются такие слова, как «подразумевать», «желать», «верить». При этом не дается достаточных оснований для отождествления определенной лексики с наличием интенциональных феноменов, а набор критериев, предлагаемый Чизомом, не является убедительным. Как показывает Дж. Корнман, Чизом вынужден либо признать тождественность интенциональности и интенсиональности, либо отказаться от интенционального статуса когнитивных глаголов. В первом случае он грешит против логики, во втором отказывает психологии в научном статусе175.

Дж. Серл обсуждает проблему интенциональности в рамках своей концепции сознания, основанной на натурализме и холизме и отчасти учитывающей культурную природу человека176. Для него язык выступает как эвристическое средство объяснения интенциональности. При этом не интенциональность обусловлена языком, но язык коренится в интенциональности; интенциональность есть репрезентация в ее чистейшей и простейшей, биологически первичной форме. Исходя из аналогии между речевыми актами и интенциональными актами, Серл так определяет интенциональность: «Интенциональные состояния репрезентируют предметы и факты в том же смысле слова «репрезентируют», в каком речевые акты репрезентируют предметы и факты, даже если речевые акты иначе выполняют функцию репрезентации, чем интенциональные состояния, которые имеют «интринзисную» (т.е. субстанциальную, безотносительную к условиям – И.К.) форму интенциональности»177. Принятие Серлом некой «интринзисной интенциональности как основы и предпосылки интенциональных состояний базируется на «биологическом натурализме» и исходит из того, что «духовные состояние столь же реальны, как и все другие биологические феномены и что они вызываются к жизни биологическими феноменами»178.

При всех обвинениях Серла в «ментализме» и других недостатках его концепции она нацеливает на реальность интенциональности и побуждает к ее анализу. Вопрос о действительной природе интенциональности остается открытым для научных исследований. Пытающийся же балансировать между ментализмом и элиминативизмом Д. Деннет дает еще в меньшей мере удовлетворительное решение проблемы интенциональности. Вот его определение интенциональной системы. «Под интенциональной системой понимается система, поведение которой может быть (по меньшей мере, иногда) объяснено и предсказано, основываясь на приписывании ей верований и желаний (и других свойств с интенциональными характеристиками, которые я буду именовать интенциями, включая в последние надежды, страхи, восприятия, ожидания и т.п.)»179. В данном случае реверансом по отношению к элиминативному материализму оказывается снятие вопроса об онтологическом статусе интенциональности. Допущение Деннетом интенциональности – методологический кунштюк, напоминающий самообман и ничего на деле не объясняющий и не предсказывающий. В самом деле, пока Г. Каспаров рассматривал шахматный компьютер как интенционального противника, он ему проигрывал. Как скоро он в полной мере осознал, что соревнуется с автоматом, у него появилась возможность выигрыша. Пытаясь избежать дуализма, Деннет словно забывает, что и для дуалиста-Серла дуализм, по сути, тоже методологическая позиция. Спор методологических концепций неразрешим с позиций прагматизма, поскольку каждая из них имеет свои основания, обеспечивает удобство и успешность рассуждения. Тупик в понимании языка и сознания, который в аналитической философии называется «проблемой интенциональности», определяется исходной предпосылкой: пониманием субъекта как изолированного индивида, для которого культура – лишь вторичная искусственная среда, в принципе объяснимая из его биологической природы.

В современной лингвистике рассмотрение внутренней стороны коммуникативного действия также обусловлено неотрефлексированным смешением аналитического натурализма с элементами культурно-исторической концепции сознания и небольшой дозой феноменологического трансцендентализма. В целом доминирующей методологией остается та или иная форма бихевиоризма, будь то в психолингвистике, генеративной лингвистике, а также в прагматике. Даже в когнитивной лингвистике, которая анализирует языковые явления как выражения когнитивных процессов, в качестве способов обоснования психологических гипотез используется компьютерное моделирование языковых операций. И, тем не менее, погруженность в коммуникативные проявления языка побуждает лингвистов к пониманию субъекта как принципиально взаимодействующего с другими, интерактивного существа.




izlozhenie-faktov-7-stranica-5.html
izlozhenie-lekcii-poyasnitelnaya-zapiska-izuchenie-kursa-opiraetsya-na-materiali-sleduyushih-disciplin-ekonomicheskaya-teoriya.html
izlozhenie-na-anglijskom-yazike-soderzhaniya-audio-teksta-dlitelnostyu-zvuchaniya-2-minuti-posle-dvukratnogo-proslushivaniya-kolichestvo-neznakomih-slov-v-neklyuchevoj-pozicii-ne-bolee-4-vremya-vipolneniya-80-min.html
izlozhenie-obshih-ponyatij-stranica-23.html
izlozhenie-po-kartine-karla-bryullova-poslednij-den-pompei-nastoyashee-posobie-prednaznacheno-dlya-uchitelej-russkogo.html
izlozhenie-referata-sleduet-strukture-i-logike-stati.html
  • composition.bystrickaya.ru/ploshad-prirodnogo-pozhara-v-rostovskoj-oblasti-priblizhaetsya-k-100-ga-informacionnoe-agentstvo-interfaks-26062012.html
  • teacher.bystrickaya.ru/finansovo-ekonomicheskaya-bezopasnost-infrastrukturi-voprosi-teorii-i-metodologii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/51-mikroskopiya-i-gistologicheskoe-issledovanie-patologicheskogo-materiala-metodicheskie-ukazaniya-mu-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/elementi-metagrafemiki-v-reklamnom-diskurse-programmi-bilingvalnogo-obucheniya-v-ssha-v-90-e-godi-hh-veka-na-materiale.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-i-materiali-dlya-starshih-vospitatelej-sostavitel-viruchaeva-i-m.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-pochemu-mi-nuzhdaemsya-v-vozobnovlyaemih-istochnikah-energii-1-pochemu-mi-nuzhdaemsya-v-vozobnovlyaemih-istochnikah-energii-6.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotka-strategii-razvitiya-6.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/veksel-vid-cennoj-bumagi-kak-obekt-grazhdanskih-prav-chast-14.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-sozdat-kazhdomu-ucheniku-neobhodimie-i-dostatochnie-usloviya-lichnostnogo-razvitiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tv-vlasova-permskij-gospeduniversitet-aspirantka-dialog-kultur-i-civilizacij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-neobhodimost-razgosudarstvleniya-i-privatizacii-gosudarstvennoj-sobstvennosti-kak-sredstvo-perehoda-k-rinochnoj-ekonomike.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-roszdravnadzora-po-ryazanskoj-oblasti-kontroliruet-ceni-na-lekarstvennie-sredstva-vklyuchennie-v-perechen-zhnvls.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uhtomskij-a-a-dominanta-stati-raznih-let-1887-1939.html
  • report.bystrickaya.ru/kafedra-fiziki-plan-vnutrivuzovskih-izdanij-mitht-im-m-v-lomonosova-na-2007-god-.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-v-kurs-na-kubu-tovarisham-yulii-i-doncho-papazovim-uchastnikam-ekspedicii-plankton-iii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezonansi-v-cepyah-sinusoidalnogo-toka-lekciya-1.html
  • znanie.bystrickaya.ru/andreev-yu-n-bulgakova-e-s-voprosi-sovershenstvovaniya-infrastrukturi-podderzhki-innovacionnoj-deyatelnosti-vklyuchaya-razvitie-ee-vzaimodejstviya-s-proizvodstvennim-sektorom.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/utro-i-vecher-luchshee-vremya-dlya-tihogo-bezvrednogo-volshebstva-chto-stranica-23.html
  • student.bystrickaya.ru/-216--raspredelenie-fakticheskogo-fonda-materialnogo-pooshreniya-mezhdu-rabotnikami-ceha.html
  • institut.bystrickaya.ru/ucheben-plan-i-sdrzhanie-na-disciplinite-2010-2011-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/46-rol-shkolnogo-muzeya-v-usloviyah-realizacii-nacionalnoj-obrazovatelnoj.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-8-v-t-pulyaev-sankt-peterburgskij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-4-planirovanie-i-byudzhetirovanie-programma-pk-1-003-2009-povisheniya-kvalifikacii-auditorov-novoe-v-normativno-pravovom.html
  • studies.bystrickaya.ru/gomeostaz.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnikali-zhne-ksptk-orta-blmnen-kejng-blm-beru-salasinda.html
  • student.bystrickaya.ru/-biblius-ru-knigi-po-psihologii-stranica-9.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-dlya-obrazovatelnoj-programmi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-3-vskritie-i-podgotovka-shahtnogo-polya-harakteristika-rajona-i-mestorozhdeniya-11.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochnoj-i-ochno-zaochnoj-form-obucheniya-moskva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tehnologii-socialnogo-obsluzhivaniya-pozhilih-lyudej-v-usloviyah-goroda.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-obshie-polozheniya-83-pg-g-salehard-ob-utverzhdenii-polozhenij-nekotorih-ispolnitelnih-organov-vlasti-yamalo-neneckogo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/negativnie-izmeneniya-sostoyaniya-vodnogo-bassejna-krupnogo-goroda-pod-vliyaniem-deyatelnosti-cheloveka.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-rabochaya-programma-po-algebre-dlya-11-klassa.html
  • studies.bystrickaya.ru/kratkij-kurs-istorii-vkp-b.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.