.RU

Исследование представлений современной молодежи о способах достижения материального успеха



Исследование представлений современной молодежи о способах достижения материального успеха .

^ Рехвиашвили Н.М., ЯрГУ

Продолжающиеся рыночные преобразования и обусловленные ими изменения в жизни людей ставят перед психологической наукой и практикой задачи исследование вопросов адаптации к новой экономической ситуации как одни из наиболее актуальных в настоящий момент. Изменения в экономической реальности существования субъекта сопровождаются рядом изменений психологической реальности его бытия : меняются ценности , установки , оценки материальной сферы , формируются новые модели экономического поведения. Согласно существующим представлениям , молодежь является социально наиболее восприимчивой и пластичной к социальным изменениям группой , способной ассимилировать их в большей степени, чем представители более старших возрастных групп . Это обусловило выбор нами молодежи начала юношеского периода для исследования влияния рыночных преобразований на репрезентации материальной сферы в сознании и поведении россиян.

Нами был проведен опрос 105 студентов начальных курсов нескольких вузов

г.Ярославля ( от 17 до 22 лет) по специально разработанной опросной анкете.

Один из вопросов определял «причины, мешающие зарабатывать человеку больше денег». Проведенный контент - анализ полученных ответов выявил следующие категории ( в процентах указано количество ответов, соответствующих выделенной категории).


Табл. 1 Причины , мешающие человеку зарабатывать больше денег.


1. Мотивационные факторы 16 %

(«лень», «нежелание работать» )

2. Экономические факторы 13 %

(«экономическая политика», «нестабильность экономики»)

3. Психологические факторы 16 %

(«особенности психического склада» , «старая психология»,

«глупость» , «качества личности» , «способности» и др.)


4. Образовательные 34%

(наличие/отсутствие соответствующего образования ,

знаний )


5. Профессиональные 8 %

( выбранная профессия , низкая ценность некоторых профессий на

рынке труда)


6. Социально-средовые 8 %

(«взятки» , «мафия» , «отсутствие связей» )


7. Прововые (отсутствие законов, их несовершенство) 5 %


Выделенные нами категории во многом сходны с ответами опрошенных на вопрос о факторах , влияющих на успешность в зарабатывании денег. (Испытуемым предлагалось выбрать альтернативы из перечисленных и проранжировать их в порядке убывания значимости . Количество выбравших ту или иную альтернативу указано в процентах с учетом ранга).


Табл.2 Факторы , влияющие на успешность в зарабатывании денег


Факторы / Ранги 1 2 3 4

Связи, знакомства 20, 95 17,14 6,66 7,61

Желание (мотивация) 23.80 13,33 8,57 11,42

Специальность , профессия 12,38 10,47 11,42 6,66

Экономическая и пол-ская 14,28 6,66 5,71 5,71

ситуация в стране

Наличие первичного кап-ла 9,52 11,42 15,23 15,23

Личные качества 4,76 8,57 5,71 5,71


С одной стороны , полученные ответы соответствуют ожидаемым, т.к. высокая мотивация ( см. табл. 1 и табл. 2) считается одним из важнейших факторов , необходимых для достижения успеха в материальной сфере ( 3, 4 ). Это является одним из проявлений адаптированности реагирования опрошенной нами молодежи на новую экономическую ситуацию , т. к предполагает опору субъекта экономического поведения на себя и принятие ответственности на себя при оценке достижений или неудач . Присутствие категории «психологических факторов» , описывающих как индивидные , так и личностные качества (см. табл.1) также указывает на достаточно высокую оценку опрошенными своей собственной роли и значимости в процессе достижения материального успеха , что также можно рассматривать как одно из проявлений адаптированности в реагировании на

рынок , т.к. рынок как социальная и психологическая реальность в отличие от плановой экономики предполагают большую степень индивидуализма, ориентации и принятия ответственности на себя. Кроме прочего, значимость факторов и категорий , связанных с индивидными и личностными аспектами жизнедеятельности человека свидетельствует о определенной степени «психологизированности» сознания молодежи , о возросшем индивидуализме и личной свободе молодых, т.к. в советскую эпоху не поощрялось акцентирование значимости проявлений индивидного, личностного начала в человеке (1, 2 ).

С другой стороны , относительно выражены по сравнению с фактором «мотивация» ( см.табл.2) и категорией «психологические факторы» (см. табл.1) другие , отражающие специфику рыночных преобразований в сознании молодежи . (Категории: «экономические факторы» , «социально-средовые» «правовые» , «профессиональные» - ( табл.1) и Факторы : «связи, знакомства» , «экономическая и политическая ситуация в стране», «специальность, профессия» - (табл.2). Нестабильность, высокая неопределенность и непредсказуемость экономической ситуации являются фрустрирующими не только для тех , кому приходится непосредственно сталкиваться с этими проблемами в своей работе , но и для тех , кто воспринимает эту ситуацию не будучи активным участником экономических отношений. , в частности для учащейся молодежи т.к. влияет на материальное благосостояние семьи на попечении которой в большинстве случаев находится студент ( 1) , обуславливая соответственно его собственную материальную обеспеченность и свободу . С другой стороны студенты оценивают происходящие в стране процессы с позиций тех , кому предстоит начать свою собственную трудовую жизнь по окончании вуза . Сложившаяся экономическая и политическая ситуации воспринимается как источник тревоги , напряжения для молодежи , что соответствует данным других исследований (5 ). Такая оценка происходящего указывает также указывает на то, что человек не чувствует себя в достаточной степени хозяином собственной жизни.

Рыночные преобразования кроме всех прочих изменений существенно повлияли на рынок труда в России , изменив степень востребованности ряда профессий. Значимость ряда профессий , связанных со сферой экономики , юриспруденции и рядом других существенно возросла, т.к. в новых экономических условиях их обладатели не только пользуются большим спросом на рынке труда , но и имеют более высокую оплату труда. Кроме всего прочего смена экономической ситуации обусловила высокую потребность в знаниях и информации , связанных с рынком и необходимых для деятельности в его условиях .Все это нашло отражение в достаточно высокой значимости востребуемых в рыночных условиях профессий , знаний в сферах экономики и юриспруденции , образования как такового ( см. табл.1 , 2).

Специфика рыночных преобразований в России находит свое отражение и в относительно слабо выраженной по сравнению с другими факторами и категориями

значимости «первичного капитала» для молодежи : в 2 раза меньше чем фактор «связи , знакомства» (см. табл.2). Выявленная нами тенденция оценивать включенность в определенные социальные связи , принадлежность к определенным социальным группам и использовать межличностные отношения как «первичный капитал» и базу для достижения материального успеха отмечается и в других исследованиях ( 1, 2 ). Фактор «связи , знакомства» представляет собой сложную , многоаспектную характеристику. Он является , с одной стороны , показателем неуспешности рыночных преобразований, являясь признаком сохранности системы отношений присущей советской плановой экономике , т.к. успех субъекта определяется степенью включенности в систему определенных социальных связей . Рыночная ситуация в противоположность присущей советскому времени предполагает построение карьеры и путь к успеху с опорой на самого субъекта, на его желание, личностные качества профессиональный опыт , полученное образование, оценка которых не должна зависеть от степени знакомства или незнакомства с «нужными» людьми . Такой подход формирует у субъекта уверенность в себе и в собственных силах ,опору на себя, свои силы и возможности , принятие ответственности на себя за поступки и решения и как следствие высокую активность, т.к. она считается необходимой компонентой , дополняющей «капитал» личности, с которым она стремится добиться успеха.

С другой стороны , вера , что путь к материальному успеху зависит от содействия и участия нужных людей затрудняет вхождение в рынок людей , у которых нет такого «личного капитала» , т.к. формирует представление , что собственного желания и инициативы будет недостаточно.

Содержание фактора «связи , знакомства» имеет кроме социально-психологической также и личностную компоненту, т.к. характеризует тип личности с высокой значимостью межличностных отношений и включенности в них при простраивании своего пути к успеху .Подобные тенденции были выявлены ранее в исследовании качеств , определяющих успешность деятельности в рыночнных условиях ( 2 ) ,и рассматривается исследователями как следствие социализации в условиях ориентации субъекта на коллектив , широкое социальное окружение , общество в целом , присущие советской эпохе.

Таким образом в проведенном нами исследовании представления молодежи о способах достижения материального успеха молодые высоко оценивают собственную мотивацию , желание , индивидные и личностные качества , что рассматривается как показатель адаптированности к новой экономической ситуации , так и индивидуализме , ориентации на себя , что является проявлением возрастных особенностей, с одной стороны , а также изменениями в сознании индивидов , происходящими под влиянием социальных и экономических изменений в обществе .С другой стороны , на оценку молодежью способов достижения материального успеха оказывают влияние особенности рыночных трансформаций, и в частности , сохранившая силу значимость для субъекта причастность к системе социальных связей , обуславливающая зависимость успеха от включенности субъкета в определенные социальные группы.


1.. Вишневский Ю.Р. , Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х./ СОЦИС , 1997, №10

2. Гришин В.В. Личностные предпосылки к неуспешному поведению в условиях рыночных отношений. Диплом. ЯрГУ, 1994.

3. Китов А.М. Экономическая психология. М., Экономика, 1987.

4. Марченко В.В. Социальная психология предпринимательства. Ярославль: ЯрГУ., 1996

5.Римашевская Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России . /СОЦИС , 1997, №6.


Правовые проблемы стереотипности

противоправного поведения молодежи

^ Пискарев Д.П.

Современное поколение молодежи в возрасте от 14 до 30 лет насчитывает почти 68 миллионов человек и составляет более двух пятых численности трудоспособного населения Российской Федерации.

Трудно назвать какую-либо другую проблему, касающуюся современной молодежи, которая бы так волновала сейчас общественное мнение, как проблема противоправного поведения.

В условиях кризиса, охватившего почти все сферы общественной жизни, наблюдается резкий всплеск противоправного поведения молодежи. Доминирующее положение в структуре преступности несовершеннолетних заняли тяжкие преступления. Особенно активно растет число посягательств на собственность. Корыстная преступность среди несовершеннолетних только за последний год увеличилась на 62%. Вместе с тем, в последние годы практически отсутствует статистика и научный анализ потенциальных правонарушений молодежи (в первую очередь гражданских, административных и дисциплинарных), что весьма негативно сказывается на эффективности профилактики молодежной преступности.

Различным аспектам проблемы противоправного поведения посвящены многочисленные монографии, научные статьи, диссертационные работы. Этой проблематике, в частности, посвящены работы В.Ф.Пирожкова, Е.П.Ильина, С.Д.Арзуманяна, Т.Ш.Андгуладзе, Б.Д.Овчинникова, Л.М.Зюбина, А.П.Тузова, Т.И.Коротковой, Л.В.Яссман и др. Указанные исследователи анализируют социально-психологические причины преступного поведения несовершеннолетних, изучают мотивацию противоправного поведения несовершеннолетних, процесс формирования установки асоциального поведения у несовершеннолетних правонарушителей, проводят углубленный психологический анализ процесса становления личности несовершеннолетнего правонарушителя. В работах большинства из этих и других авторов также достаточно подробно рассматривается понятие антиобщественной установки личности и условия ее формирования.

Работ, непосредственно посвященных изучению стереотипов противоправного поведения, нами не обнаружено. Это, на наш взгляд, обусловлено объективными основаниями трудности различения установки и стереотипа. Дело в том, что каждое из указанных понятий было в свое время универсализировано, получило чрезмерно широкое применение и в результате лишилось определенности. Многие стали использовать эти термины в качестве синонимов, приписывая установке точно те же свойства, что и стереотипу.

В отличие от стереотипа как одного из локализованных явлений сознательного психического мира человека, установка подсознательна и является не локализованным элементом психического мира, а пронизывает всю психику субъекта в данный момент, объемлет ее целиком. Стереотип существует в понятийной форме как своеобразный гносеологический образ, установка же - это готовность человека что-либо предпринять, его внутреннее душевное состояние. Можно выделить и другие различия между стереотипом и установкой, но, думается, что и сказанного достаточно для их разграничения.

Современные исследователи отмечают, что наиболее характерной чертой исследования многогранного феномена стереотипа является различное понимание этого термина и отсутствие единого мнения относительно его содержания. Термин «стереотип» можно встретить в самых различных контекстах, где он имеет следующие возможные значения: стандарт восприятия и поведения, образ человека (в более узком смысле - этнический предрассудок), идеологическое клише, символ и т.п. Многозначными, употребляющимися в различных контекстах являются и производные термины: стереотипный, стереотипизация.

Стереотипизация, т.е. отнесение оцениваемых людей к какой-либо категории и приписывание затем этим людям целого пакета личностных черт, характерных для данной категории, является одной из самых заметных особенностей поведения несовершеннолетних. Стереотип представляет собой преувеличенное мнение, оценку, связанную с какой-либо категорией (для целей нашего исследования - с категорией противоправности / непротивоправности). Функцией стереотипа обычно является оправдание, рационализация поведения в отношении определенной категории людей.

Противоправное поведение понимается нами как социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, противоречащее нормам права и влекущее за собой юридические последствия. Под стереотипом противоправного поведения мы понимаем относительно устойчивый образ поведения несовершеннолетних, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.

Результаты многочисленных исследований убедительно показывают, что несовершеннолетние с одинаковой направленностью личности (с положительной или антиобщественной направленностью личности; неустойчивой, преступной или даже устойчивой криминальной направленностью), несмотря на все индивидуальные различия, имеют много общего в облике и поведении. Поэтому важное значение для уголовного права и криминологии имеет знание общей направленности личности несовершеннолетних. Оно позволяет дать правильную оценку личности подростка, совершившего преступление, в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного следствия. Знание общей направленности личности позволяет с большей вероятностью прогнозировать возможное индивидуальное антиобщественное поведение несовершеннолетних, разработать меры и способы их исправления и перевоспитания, более успешно осуществлять раннюю профилактику правонарушений.

Одним из важнейших аспектов нашего исследования является изучение стратегии противоправного поведения. Под стратегией поведения следует понимать преимущественную направленность, ориентацию в решении поведенческих задач на нестандартность их решения (вариативная стратегия) и на шаблонность, стандартность, фиксированные способы их решения (стереотипная стратегия). Изучение стереотипной стратегии поведения через деятельность - пока единственный путь, обеспеченный исследовательскими возможностями.

Стереотипность поведения понимается как склонность применять соотносимые с целями привычные, часто употребляемые, относительно устойчивые, обобщенные и упрощенные способы, программы действий, нивелирующие частные и особенные свойства условий и объекта деятельности (упрощенно - склонность и свойство достигать цели привычным и удобным способом с минимальными затратами субъективных усилий).

Избираемый юношей или подростком способ достижения цели не всегда представляет собой правомерное поведение, а зачастую противоречит нормам той или иной отрасли российского права и влечет за собой юридические последствия.

Определяющим в учебной и в других видах деятельности школьников является уровень общей мотивации поведения (потребности, установки). Пассивное отношение, отсутствие интереса школьников к учебной деятельности влечет развитие состояний монотонии, психического пресыщения. А любая схематизация, любая стереотипизация есть невротическое средство защиты. Защитные механизмы стереотипизации начинают действовать, когда учащийся полагает, что достижение цели иным способом невозможно, или, что он неспособен продуцировать более эффективное или правомерное по своему характеру поведение.

Поскольку мотивационная структура субъекта противоправного поведения формируется в процессе такого поведения, она на разных этапах формирования должна характеризоваться различными особенностями. Если сначала, например, у школьника-правонарушителя нет потребности в преступном поведении, то впоследствии в результате повторения асоциальных поступков может появиться положительное эмоциональное отношение к преступности. Последний этап формирования мотивационной структуры такого субъекта связан с положительной оценкой преступности субъектом.

В целях исследования стереотипов противоправного поведения молодежи нами была разработана комплексная методика, построенная с использованием различных опросных методик и методов исследования (опросник Басса-Дарки, применяемый для диагностики состояния агрессии; ассоциативные и проективные методы, связанные с различными ситуациями противоправного поведения). Исследованием были охвачены 200 человек различных половозрастных групп, из них 120 подростков в возрасте 14-16 лет.

Опрашиваемым было предложено указать наиболее распространенные в молодежной среде формы противоправного поведения. В ответах участников опроса, отражавших их субъективную оценку, к наиболее распространенным преступным формам поведения были отнесены: воровство (70%), драки, грабежи, кражи, насилие в различных формах, в том числе изнасилования (по 60%), злостное хулиганство (40%), вымогательство (20%), а также злоупотребление служебными полномочиями, незаконное ношение холодного оружия, убийства (по 10%). По мнению участников опроса, в молодежной среде также широко распространены такие потенциальные формы противоправного поведения, как наркомания, повреждение телефонов, дорожно-транспортные правонарушения. По оценке участников опроса, основные причины противоправного поведения - неосознанность собственных действий, материальная напряженность и неустроенность в жизни, нетрезвое состояние.

Стереотипы противоправного поведения молодежи изучались нами в различных ситуациях повседневной жизни (в ситуациях угрозы; в стрессовых условиях; в ситуациях материальной напряженности; в неформальных группах; в процессе «открытия своего дела»). Одна из частей методики позволяет исследовать стереотипы субъективного восприятия личностных качеств преступников и потенциальных правонарушителей. В ходе исследования опрашиваемым было предложено указать наиболее типичные черты (внешний вид, привычки, возраст), характерные для обеих категорий правонарушителей. Результаты исследования показали значительное совпадение (85%) личностных черт преступников и потенциальных правонарушителей в стереотипных представлениях участников опроса. Причем среди перцептивных характеристик обеих категорий встречаются диаметрально противоположные черты (например, «отталкивающий внешний вид», «неопрятность» - «модно одет», «респектабельный»), что свидетельствует о размытости личностных характеристик обеих групп.

Опрашиваемым также было предложено дать проективную характеристику поведения лиц различных национальностей, профессий и должностей (азербайджанец, чеченец, коммерсант, губернатор, судья, работник ГИБДД, налоговый инспектор) в заданных ситуациях (на работе; в магазине; в местах общественного отдыха; в ресторане, казино; на встречах с клиентами, избирателями, депутатами). Проективные характеристики содержали ряд элементов противоправной направленности (берет взятки, злоупотребляет служебным положением) и отличались высоким уровнем стереотипизации поведения правонарушителя.

Результаты исследования позволяют разработать комплексную методику, направленную на преодоление стереотипов противоправного поведения молодежи, учитывающую специфику основных типов групп несовершеннолетних (групп, стоящих на грани законопослушного поведения; групп, микросредовые нормы которых расходятся с законопослушными установками; групп, в которых микросредовые нормы ориентированы на нарушение правовых запретов; групп, специально создаваемых для совершения преступлений) и групповые способы преодоления стереотипов противоправного поведения.

Работа по преодолению стереотипов противоправного поведения молодежи должна проводиться в рамках общегосударственной системы профилактики преступности, возрождение которой, дальнейшее ее развитие и создание новых форм профилактической работы являются велением времени. Система профилактики, по мнению В.Ф.Пирожкова и ряда других отечественных исследователей, должна быть воссоздана в каждом учебном заведении и включать в себя общие меры (повышение качества всего учебного процесса, предупреждение пропусков занятий учащимися без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятости учащихся после занятий и в свободное время полезными видами деятельности и т.д.), организационно-правовые меры (воссоздание в каждом учебном заведении органов профилактики правонарушений учащихся, воссоздание различных групп, отрядов из числа несовершеннолетних и т.д.), специальные психолого-педагогические меры (включающие в себя психодиагностические, психокоррекционные и психопрофилактические мероприятия) и специальные криминологические меры (выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп, выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы, выявление фактических и потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению противоправной деятельности таких групп).

Как выяснилось в ходе проведенного нами опроса, более половины опрошенных осознают явно недостаточный уровень своих знаний в области законодательства (62 %). 49 % участников опроса, по их личной оценке, обладают частичными знаниями в отдельных отраслях законодательства. При этом основы законодательства они познают преимущественно из телепередач, от знакомых, либо в процессе общения со сверстниками. 98 % опрошенных ощущают необходимость углубленного изучения основ законодательства, выделяя в числе наиболее значимых для себя трудовое, налоговое и административное законодательство.

Осознавая необходимость повышения правовой культуры российских граждан и, в первую очередь, несовершеннолетней молодежи с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей, мы разработали краткий экспериментальный общеобразовательный курс «Российское право в условиях рыночной экономики», ориентированный на более углубленное изучение старшеклассниками вопросов права по сравнению с базовой школой и охватывающий (в весьма сжатой форме) некоторые теоретические и практические проблемы конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права. В настоящее время указанный учебный курс проходит апробацию в ряде общеобразовательных школ и учебных центров дополнительного образования г. Москвы и г. Костромы. Мы надеемся, что включение правовых дисциплин в программу средней общеобразовательной школы позволит более эффективно проводить работу по преодолению стереотипов противоправного поведения молодежи.


igra-v-tajge-u-eniseya-provoditsya-s-chitatelyami-detmi-8-9-let-po-knigam-v-p-astafeva-vtajge-u-eniseyaris-n-ustinova-m-malish-1982-96s-il.html
igra-v-volejbol-stala-ne-tolko-chisto-sportivnoj-no-i-proishodit-razvitie-volejbola-kak-igri-radi-otdiha-igra-v-volejbol-stala-sredstvom-organizacii-dosuga-podderzhaniya-zdorovya-i-vosstanovleniya-rabotosposobnosti.html
igra-verish-ne-verish-voprosi-1-verish-chto-sharl-perro-avtor-krasnoj-shapochki-napisal-skazku-lyubov-cirkulya-i-linejki-2.html
igra-vitaminnij-eralash-vo-2-a-klasse-dlya-uchashihsya-2-3-klassov.html
igra-voobrazheniya-komediya-v-treh-dejstviyah-perevod-s-anglijskogo-i-karelinoj-dejstvie-pervoe.html
igra-zanimaet-ochen-vazhnoe-esli-ne-skazat-centralnoe-mesto-v-zhizni-doshkolnika-yavlyayas-preobladayushim-vidom-ego-samostoyatelnoj-deyatelnosti-sredstvom-poznaniya-okruzhayushego-mira.html
  • student.bystrickaya.ru/-347-elektromonter-po-remontu-i-obsluzhivaniyu-elektrooborudovaniya-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zasedanie-komiteta-vs-pmr-n-14-18-14-00-chas.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konferenciya-provoditsya-s-uchastiem.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-obespecheniyu-pozharnoj-bezopasnosti-v-obrazovatelnih.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-sostav-mezhrajonnogo-koordinacionnogo-soveta-po-razvitiyu-turizma-na-territoriyah-gorodov-nahodki.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-predmetu-municipalnogo-kontrakta-stranica-10.html
  • teacher.bystrickaya.ru/etika-kak-filosofskoe-uchenie-o-morali.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-novij-prikaz-aleksandr-dmitrievich-prozorov-aleksej-zhivoj.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialnaya-zashita-i-socialnoe-obespechenie-referat-poyasnitelnaya-zapiska-soderzhit-115-listov-5-diagramm-10-tablic.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/6rcp-dorozhnoe-hozyajstvo-kameshkovskogo-rajona-na-2009-2011-godi-otchet-po-ispolneniyu-rajonnih-celevih-programm.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-polozheniya-po-analizu-delovoj-aktivnosti-sovremennoe-sostoyanie-spk-kava-iorganizaciya-v-nyom-analiticheskoj-raboti-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/1-emocii-i-chuvstva-vospitanie-detej-s-problemami-v-intellektualnom-razvitii-uchebnoe-posobie.html
  • reading.bystrickaya.ru/kulieva-sevindzh-azrbaycan-respublikasi-thsil-nazirliyi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-vospitatelno-obrazovatelnogo-processa-mdou-detskij-sad-1-za-2010-2011-uchebnij-god-stranica-2.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadanie-po-diplomnomu-proektu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samokontrolya-kompleks-meropriyatij-po-zashite-sada-ot-vreditelej-literatura.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-prikladnaya-mehanika-naimenovanie-disciplini-v-sootvetstvii-s-gos.html
  • school.bystrickaya.ru/ah-vojna-chto-zh-ti-podlaya-sdelala-bulat-okudzhava.html
  • pisat.bystrickaya.ru/studencheskoe-nauchnoe-obshestvo.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-24-fevralya-2010-g-n-87-ob-utverzhdenii-celevih-pokazatelej-deyatelnosti-federalnih-bibliotek-muzeev.html
  • education.bystrickaya.ru/1-znat-osnovnie-etapi-razvitiya-nejropsihologii-opredeleniya-osnovnih-ponyatij-nejropsihologii-razvitie-nejropsihologii-za-rubezhom-i-v-rossii-celi-i-zadachi-ne-stranica-7.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-m-shahanov-otirar-5-sinip-aza-debiet-sabati-masati.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-tv-itogi-babichenko-denis-12-09-2005-37-str-10-10-lapi-proch-ot-moskvi-11.html
  • credit.bystrickaya.ru/poluchenie-i-fiziko-himicheskie-svojstva-protonoobmennih-membran-na-osnove-ftorirovannih-polimerov-02-00-04-fizicheskaya-himiya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-7-bezopasnij-otdih-i-turizm-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnostyam-050104-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-i-magistrantov-ekonomicheskih-specialnostej-stranica-9.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervaya-zachistka-sela-majrtup-human-rights-center-memorial-rossiya-moskva-103051-m-karetnij-pereulok-12.html
  • spur.bystrickaya.ru/komparativnij-analiz-razvitiya-russkoj-kulturi-na-ukraine-i-ukrainskoj-kulturi-v-rossii-obshekulturnij-aspekt.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-iii-proverki-soblyudeniya-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii-v-oblasti-gosudarstvennogo-zemelnogo-kontrolya.html
  • letter.bystrickaya.ru/mizinceva-vasilisa-vasilevna.html
  • spur.bystrickaya.ru/komissiyam-po-delam-nesovershennoletnih-i-zashite-ih-prav-municipalnih-rajonov-i-gorodskih-okrugov-moskovskoj-oblasti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/reshenie-ob-utverzhdenii-itogov-gosudarstvennih-zakupok-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-dlya-socialnih-organizacij-1-4-6-ot-25-07-2010-oo-belorusskaya-associaciya-socialnih-rabotnikov.html
  • credit.bystrickaya.ru/podgotovka-studentov-pedagogicheskogo-kolledzha-k-uchastiyu-v-organizacii-otdiha-i-ozdorovleniya-detej-v-letnij-period.html
  • spur.bystrickaya.ru/lev-nikolaevich-tolstoj-stranica-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.