.RU

История образования и педагогической мысли


Вестник «Педагогика и психология». 2009. № 1.

СОДЕРЖАНИЕ


история образования и педагогической мысли


современная педагогика и психология


^ библиография, отзывы, сообщения наши авторы

^ Олесеюк Е.В., Олесеюк А.И., Харламова Т.Н.


Российская высшая школа (проблемы изучения ее истории)

В статье предпринимается попытка проследить процесс отечественного университетского строительства, начиная с эпохи Петра Первого, как единый процесс, в динамике трех без малого столетий с учетом данных современного обществознания. Главная новация исследования связана с понятием «русских моделей образования», введенным в научный оборот В.В. Путиным. В соответствии с ним развитие русских университетов было обусловлено активной образовательной политикой, ставшей «де­лом государственной важности, которым целенаправленно занимались на самом высоком государственном уровне». В отличие от утвердившегося в литературе метода оценивать развитие отечественной высшей школы в зависимости от приближения к западным образцам или отдаления от них как поочередно сменяющихся реформ и контрреформ, авторы предлагают рассматривать его как неуклонное и поэтапное восхождение на подиум мирового университетского сообщества.

^ Ключевые слова: автономия, академическая свобода, академия, образовательные стандарты, попечитель, ректор, стандартизация, университет, учебные планы, учебные программы.


^ Елеференко И.О.


Синергизм эмпатии

Синергетическая теория предполагает наличие составляющих, образующих единое целое. Нравственность – синергетическая составляющая эмпатии.

^ Ключевые слова: эмпатия, синергизм, коммуникации, творческие способности, креативность.


Исламгулова С.К.


Об организации процесса обучения в начальной школе

В статье рассматриваются проблемы организации учебной деятельности учащихся и образовательной деятельности учите­лей в начальной школе (возрастные психофизиологические осо­бенности детей младшего школьного возраста, объективность оценки учебных достижений учащихся, качество преподавания учителем различных предметов, перегрузки учителей, преемственность между начальной и средней школой и др.). Исследуются перспективы их решения на основе предметного обучения (предметной специализации учителей начальной школы).

^ Ключевые слова: начальная школа, качество образования, предметное обучение, психическое развитие, профессиональное мастерство, объективность оценки.


^ Козлов В.Г.


Определение направлений развития педагогической среды

в современных рыночных условиях

(социально-педагогический аспект)

В период социального и финансового кризиса возрастает значение адаптации в обществе для молодого человека, начинающего самостоятельную жизнь Возникает необходимость научить его определять свою будущую программу социально-трудового поведения. Данная программа должна быть интегрирована в работу по подготовке выпускников университета.

^ Ключевые слова: профессиональная и социально-эмоцио­наль­ная адаптация, программа социально-трудового поведения.


Морозова И.В.


Особенности институционального подхода

в преподавании конфликтологии будущим менеджерам

В настоящее время в преподавании конфликтологии будущим менеджерам надо усилить изучение вопросов организационно-управ­ленческого регулирования в конфликте. Для этого менеджер должен изучить известный опыт регулирования. Главная труд­ность определения институциональных мер – это исследование ситуации, социально-психологических и организационно-управлен­че­ских особенностей и обоснование рекомендаций.

^ Ключевые слова: преподавание конфликтологии, организационно-управленческое регулирование, институциональ­ный подход, ситуационный анализ ситуации.


^ Володина Е.Е.


Формирование профессиональной культуры

студентов высших музыкальных православных учебных заведений

на материале преподавания историко-теоретических дисциплин

Актуальный сегодня вопрос формирования духовно-нравст­вен­ной культуры личности представлен в исследовании в аспекте про­фессиональной подготовки учащихся высших музыкальных православных учебных заведений на материале преподавания предметов историко-теоретического цикла. Рассмотрены особенности реорганизации процесса обучения студентов в курсах сольфеджио, истории и теории музыки, анализа музыкальных произведений; намечены программы создания курсов музыкальной палеографии, истории и теории богослужебного пения православной традиции. Данные рекомендации могут быть широко использованы в рамках учебного процесса как православных, так и светских высших музыкальных учебных заведений.

^ Ключевые слова: культура, образование, музыкознание, право­славие, духовность.


Гриних Д.Н.


К вопросу о способностях певца

В статье формулируется понятие профессиональных способ­ностей певца и описываются условия их развития. Выявляются особенности профессионального становления вокалиста. Определяются составляющие профессиональной певческой деятельности.

^ Ключевые слова: одаренность певца; вокальные способности; певческие задатки; профессиональное развитие; певческие навыки; певческий голос.


Марченко А.А.


Роль педагогической практики в формировании профессиональной

компетентности будущего учителя географии

В статье раскрывается идея компетентностного подхода в подготовке будущего учителя географии в период педагогической практики. Компетентностный подход в образовании – это целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций, это естественный этап развития отечественной школы.

При формировании профессиональной компетенции учителя географии важная роль принадлежит педагогической практике и является необходимым этапом в подготовке студентов к инновационной деятельности. Здесь студенты осваивают практическую педагогическую деятельность с элементами научно-исследова­тель­­ской деятельности. Реализация компетентностного подхода в пе­риод прохождения педагогической практики стоит в ряду таких инноваций, как профильное обучение, сетевое сотрудничество, государственное образование.

^ Ключевые слова: учитель, компетентностный подход, инновационные технологии, педагогическая практика, география, экология.


Балашова Ю.В.


Особенности изучения темпа усвоения знаний у студентов вузов

В статье обсуждается проблема темпа усвоения знаний студентами дистанционной и дневной формы обучения. Раскрыто понятие «усвоение знаний», описана методика изучения темпа усвоения знаний. В заключении приведены результаты темпа усвоения знаний у студентов разных форм обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, усвоение знаний, темп усвоения знаний, студент, исследование.


^ НАШИ АВТОРЫ


Алексеева Алла Александровна – соискатель МГГУ им. М.А. Шолохова.


Балашова Юлия Владимировна – аспирант МГГУ им. М.А. Шолохова.


^ Володина Елена Евгеньевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и теории музыки Московского педагогического государственного университета.


^ Гриних Дмитрий Николаевич – старший преподаватель кафедры вокала МГГУ им. М.А.Шолохова.


Елеференко Игорь Олегович – кандидат педагогических наук, депутат Московской городской думы, председатель Комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям.


^ Захарова Евгения Борисовна – кандидат педагогических наук, научный редактор РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова.


Исламгулова Светлана Константиновна – кандидат педагогических наук, директор института повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования г.Алма-Ата, Республика Казахстан.


^ Козлов Виктор Геннадиевич – кандидат педагогических наук, проректор МГГУ им. М.А.Шолохова.


Марченко Алла Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической географии МГГУ им. М.А. Шолохова


^ Морозова Ирина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент Московского государственного областного университета.


Олесеюк Евгений Викторович – доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник МГГУ им. М.А.Шолохова.


^ Олесеюк Андрей Игоревич – аспирант МГГУ им. М.А.Шолохова.


Харламова Татьяна Николаевна – заведующая кафедрой истории Педагогического колледжа №9 «Арбат».


CONTENTS


^ Oleseuk E., Oleseuk A., Harlamova T.

Russion high school


In this article the authors have made an attempt to retrace the process of the domestic foundation of universities beginning from the epoch of Peter the Great as the integral process developing during about three centuries taking in account the recent research in the field of social sciences. The main innovation of the present research is connected with the conception of «the Russian educational models» which has been introduced by V.V. Putin. According to him development of the Russian universities has been determined by active educational policy which has become «the course of state importance which has been persistently cultivated on the top state level». In contrast to the method which has been established in literature to estimate development of Russian high school dependent on approaching to Western standards or removal from them as reforms or counter reforms the authors suggest approaching it as constant and step by step ascent of the podium of the world university community.

^ Key words: Peter the Great, the Russian educational models, universities.


Eleferenko I.

Sinergism in empathy


The theory of synergism assumes presence of the components forming a single whole. Morals – the synergistic component of empathy.

^ Key words: synergism, empathy.


Islamgulova S.

About educational process organization at primary school


In the article the problems of educational student activity organization and teachers work at primary school (age psychophysiological primary school children peculiarities, student learning work assessment objectivity, teaching different subjects quality, teachers overworking, continuity of primary and secondary school are investigated. The perspectives of their solution based on subject education are researched (primary school teachers specialization).

^ Key words: primary school, quality of education, subject education, psychological development, professional proficiency, assessment objectivity.


Kozlov V.

The research of directions of the pedagogical environment development in the modern market conditions (socially-peda­go­gical aspect)


In a society the value of adaptation for the young men, who are starting an independent life increases in the period of social and financial crisis. And necessity arises to give him knowledge how to define the future program of sociolabor behaviour. The given program should be integrated into work on preparation of graduates of the university.

^ Key words: financial crisis, sociolabor behaviour, graduates.


Morozova I.

Peculiarities of the institutional approach in conflictology that is taught to the future managers


Nowadays in conflictology that is being taught for the future managers studying of questions of organizational-administrative regulation in the conflict should be strengthen. For this purpose the manager should study the experience of such regulation. The main difficulty of definition regulating measures – is the research of a situation of both: socially-psychological and organizational-administrative features and a substantiation of recommendations.

^ Key words: conflictology, recommendations, organizational-administrative regulation.


Volodina E.

Training of a professional student’s culture in high ortodox musical education institutions on the material of teaching historical and theoretical disciplines


The research an actual nowadays question of the formation of one’s spiritual and moral culture in the aspect of a professional training of students in ortodox high musical education institutions on the material of teaching disciplines of an historical and theoretical cycle. It also considers the particularities of a reorganization of teaching courses such as solfeggio, history and theory of music, analysis of musical compositions; it marks programs of creation of musical paleography, history and theory of ortodox tradition liturgical chanting courses. These recommendations may be widely used in the educational process of both ortodox and secular musical high educational institutions.

^ Key words: solfeggio, high musical education institutions, paleography.


Grinikh D.

About abilities of a singer


The article says about the notion of professional abilities of a singer and describes the conditions of its development. The article as well defines peculiarities of professional formation of a vocalist and the components of professional singing activity.

^ Key words: professional formation, development, singing activity.


Marchenko A.

Role of teaching practice in formation of a future geography teacher’s competence


An article opens the idea of competent approach to preparation of future geography teacher during a period of teaching practice. Competent approach in education is the targeted orientation of teaching process to formation certain competencies. This is a natural evolution step in the native school.

During the formation of a geography teacher’s professional competence, teaching practice plays an important role as a necessary step in preparing students for innovative activity. Here, students learn the practical side of teaching with elements of scientific research. The realization of a competent approach during teaching practice stands among innovations such as profile education, networking and government education.

^ Key words: geography teacher, competent approach, innovative technology, teaching practice, geography, ecology.


Balashova J.

Features of studying of rate of mastering of knowledge at students of high schools


In clause the problem of rate of mastering of knowledge is discussed by students of the remote and day time form of training. The concept «mastering of knowledge» is opened, the technique of rate of mastering of knowledge is described. In the conclusion results of rate of mastering of knowledge at students of different forms of training are resulted.

Key words: distance education, mastering of knowledge , rate of mastering of knowledge, student, scientific research.


Alekseeva A., Zaharova E.

Modern of a problem of pedagogics and psychology (the bibliographic review)


Article contains the review of the literature published by publishing centre Sholokhov MSHU on problems of a psihologo-pedago­gical cycle in 2008.

The list of collections of proceedings, monographies and manuals includes surnames of authors, names and the short summaries opening the maintenance of the book.

Key words: the bibliography, the collection of proceedings, the monography, the manual, the summary, the review.

ispolzovanie-syuzhetno-rolevih-igr-na-urokah-istorii.html
ispolzovanie-tehnologii-differencirovannogo-obucheniya-na-urokah-literaturi-na-primere-romana-v-stihah-a-s-pushkina-evgenij-onegin.html
ispolzovanie-tehnologii-urovnevoj-differenciacii.html
ispolzovanie-tehnologij-macromedia-dlya-sozdaniya-uchebnogo-programmnogo-obespecheniya.html
ispolzovanie-telekommunikacionnih-tehnologij-na-urokah-literaturi.html
ispolzovanie-tovarnih-znakov.html
  • bystrickaya.ru/vidi-pechati-i-sposobi-ih-primeneniya.html
  • write.bystrickaya.ru/godishen-doklad-stranica-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihicheskie-processi-voobrazhenie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/verhovnij-sud-rossijskoj-federacii-nadzornoe-opredelenie-ot-28-maya-2009-g-n-69-d09-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/proizvodstvo-v-obshestvennij-koordinacionnij-sovet-po-vzaimodejstviyu-organov-kontroliruyushih-kachestvo-i-bezopasnost.html
  • crib.bystrickaya.ru/izbitok-beshoznih-nozhek-vedet-k-obrazovaniyu-tushenki-mtv-ili-kak-video-pogubilo-zvezdu-radio.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gribanova-v-v-tri-stoletiya-razvitiya-obrazovaniya-v-yuzhnoj-afrike-m-2008-stranica-8.html
  • desk.bystrickaya.ru/po-odnoj-otsrochke-v-ruki-i-ne-vsem-gosduma-rf-monitoring-smi-9-iyunya-2006-g.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-sahaline-i-kurilah-radiacionnij-fon-v-norme-mchs-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-03052011.html
  • crib.bystrickaya.ru/kees-mektepke-dejng-zhastai-ail-oj-trbies.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-formi-organizacij-sankt-peterburg.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respublika-adigeya-nauchno-metodicheskoe-posobie-reforma-sistemi-obrazovaniya-i-zdravoohraneniya-soderzhanie-opit.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhitie-i-stradanie-svyatogo-svyashennomuchenika-kipriana-episkopa-karfagenskogo-zhitiya-svyatih.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tablica-11-harakteristika-sistem-diplomnaya-rabota.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/q-kolichestvo-seminarov-dn-delal-li-doklad-na-dne-nauki.html
  • institut.bystrickaya.ru/t-m-anicina-metodist-2007-n-s-10-13-bibliogr-s-13-14-nazv.html
  • books.bystrickaya.ru/deti-s-vremennimi-zaderzhkami-razvitiya-pod-red-hrestomatiya.html
  • control.bystrickaya.ru/d-v-belyaev-k-p-n-docent-n-n-ustinova-gou-vpo-shadrinskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-institut.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/imya-daniila-lukicha-mordovceva-1830-1905-bilo-horosho-izvestno-chitatelyam-70-h-godov-xix-go-veka-v-moskve-i-peterburge-vishlo-v-tu-poru-v-svet-bolee-sta-tomov-eg-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-2-vospitanie-kak-obshestvennoe-yavlenie-i-vospitatelnij-process-posobie-otmecheno-premiej-na-konkurse-uchebnikov-po-pedagogike.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kreditnie-operacii-kommercheskogo-banka-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-sintaksicheskih-struktur-v-reche-yazikovoj-deyatelnosti-uchashihsya-pervogo-klassa-obsheobrazovatelnoj-shkoli-s-obshim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya-na-primere-predlozhenij.html
  • control.bystrickaya.ru/dni-otchayaniya-temi-scenariev-99-scenicheskie-roli-i-temi-v-grecheskoj-mifologii-100.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chvash-knizhnaya-respublikin-3-2010-letopis.html
  • reading.bystrickaya.ru/kodirovanie-teksta-konspekt-lekcij-elektronno-vichislitelnie-mashini-i-kompyuternie-seti-po-kursu-organizaciya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoricheskij-roman-o-dramaticheskom-periode-yaponskoj-istorii-seredine-xix-veka-kogda-ruhnul-rezhim-voennih-pravitelej-strani-syogunov-dejstvitelnie-sobitiya-stranica-15.html
  • klass.bystrickaya.ru/47-lemma-o-nesamodvojstvennoj-funkcii-voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-diskretnaya-matematika-dlya-1-kursa-specialnostej.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-9-vidovoe-i-individualno-priobretennoe-povedenie-stadiya-sensornoj-psihiki.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-soblyudenie-prav-grazhdan-v-ezhegodnij-doklad.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakon-28-48-zakonov-vlasti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/neobhodimo-obespechit-usloviya-dlya-besprepyatstvennogo-peremesheniya-invalidov-v-zdanii-gosdumi-oleg-smolin-deputat-gosdumi-kprf.html
  • knigi.bystrickaya.ru/regulirovanie-importa-myasa-byulleten-soderzhit-dannie-za-period-s-24-noyabrya-2011-po-01-dekabrya-2011-dlya-tema-rinok-myasa-rf.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pozhaluj-net-drugoj-kategorii-o-yazikovoj-prirode-i-sostave-chastnih-znachenij-kotoroj-viskazivalos-bi-stolko-protivorechivih-tochek-zreniya-kak-o-kategorii-modal.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-otchet-o-rabote-dalnevostochnogo-regionalnogo-uchebno-metodicheskogo-centra-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-tipovaya-tehnologicheskaya-karta-ttk-montazh-svetilnikov-na-zhildomah-obektah-sockultbita-i-promishlennih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.