.RU

ИСТОРИЯ САНКХЬИ: ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ - Лунный свет санкхьи издание подготовил В. К. Шохин


^ ИСТОРИЯ САНКХЬИ: ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ УЧИТЕЛИ ДРЕВНЕЙ САНКХЬИ
Каждая индийская философская система-даршана имела свое название, которое было отнюдь не случайным, но фокусировало то, с чем себя в первую очередь отождествляли ее последователи, и то, как ее идентифицировала окружавшая ее культурно-интеллектуальная среда. Наименование sānkhya оказалось особо богатым содержательными коннотациями и даже "провоцирующим", как о том свидетельствует специально посвященные этому названию научные дискуссии.

Слово sānkhya как существительное, этимологически производимое от глагольного корня khyai + sam и от глагольного имени sankhyā – "число", означает подсчет, исчисление, калькуляцию, "инвентаризацию" начал микро- и макрокосма, а также самого санкхьяика – того, кто осуществляет эти "операции". Древняя санкхья (а с формальной точки зрения ее можно рассматривать как исторический слой традиции, который предшествует санкхье предклассической – о ней ниже) представлена в памятниках "средних" Упанишад – в "Катха-", "Шветашватара-", "Майтри-упанишаде"1, в "Жизни Будды" Ашвагхоши (I-II вв.), в медицинском трактате "Чарака-самхита" (основное ядро примерно синхронно поэме Ашвагхоши), в дидактических книгах "Махабхараты" (кодифицированы к III – IV вв.), главные из которых "Бхагавадгита", "Санатсуджатия", "Анугита" и целые блоки "Мокшадхармы" ("Дхарма освобождения") – своеобразной антологии преданий в раннеиндуистских традициях, в "Законах Ману" (I-II вв.), в ряде фрагментов буддийской и джайнской канонической литературы и самого подробного комментария к CK, именуемого "Юктидипика". Во всех этих источниках и само название "санкхья", и то, что оно обозначает, неизменно ассоциируется с калькуляцией и схематизацией начал мира и индивида.
§1.
Эти исчисления восходят еще к шраманскому периоду, "осевому времени" истории индийской цивилизации, эпохе начальной переоценки ценностей брахманистской культуры – рубежу VI-V вв. до н.э.; не случайно буддийская традиция считала первым учителем Будды Арада Каламу, бесспорного представителя протосанкхьи. (Санкхья оказывается первой по древности традицией брахманистской мысли из тех, что получили дальнейшее развитие в последующие эпохи.)

В основе любых калькуляционных опытов санкхьяиков – а они были весьма неоднообразны – всегда лежит базовая дифференциация, которую составляет структурообразующее для мироописания санкхьяиков дуалистическое ядро. Речь идет о двух взаимосвязанных, но по природе контрарных первоначал: первоматерии всех феноменов, именуемой Не-проявленное (avyakta), или Прадхана (pradhāna, букв. "главное", "основная часть"), или Пракрити (prakriti, букв. "производящее"), и духовного субъекта, именуемого Атман или Пуруша (purusha – "муж"); они выразительно противопоставляются друг другу как "поле" (kshetra) и "познающий поле" (kshetrajña).

На этом дуалистическом основании возводятся калькуляции других начал, входящих в сферу Непроявленного (они, в противоположность ему, обозначаются как "проявленное" – vyakta) и отличных от Пуруши. К ним относятся начала, первое из которых условно можно интерпретировать как Мировой (или Великий – mahat) разум, коему на макрокосмическом срезе соответствует интеллект (buddhi, иногда sattva – "сущее", иногда chetanā – "мыслительная способность") , а второе – Эготизм (ahankāra), коему на уровне индивидуального сознания соответствует "самость" – примысливание индивидом себя к любому опыту. Следующее начало всегда было несколько двойственным: на макрокосмическом срезе это Ум (manas), на микрокосмическом – иногда "менталитет" (chitta); изначально он относился к высшим началам, но уже вскоре пошел по ведомству индрий (см. ниже). Высокий статус сохранялся за 5 материальными первоэлементами (соответствующими античным стихиям) : пространство, ветер, огонь, вода и земля, которые также находят свои корреляты в психофизической структуре индивида. Все санкхьяики инвентаризируют также 10 индрий, не различая обычно соответствующие способности и телесные органы, распределяющиеся как индрий восприятия (функции зрения, слышания, осязания, вкуса и запаха) и индрий действия (функции артикуляции, манипуляции, передвижения, испражнения и наслаждения). Некоторые санкхьяики "начисляют" также 5 объектов индрий восприятия (звуки, формы, поверхности, вкусы, запахи).

Особое место в этом "обязательном наборе" элементов уже рано, хотя, вероятно, и неизначально, стали занимать три "пронизывающие" начала, именуемые гуны (букв. "нити"), которые на первой стадии означали и "реалии" (не включая духовного субъекта) вообще (нечто очень близкое дхармам в буддизме), и три базовых ментальных состояния, реализующихся в "ощущениях" положительной, отрицательной и нейтральной эмоциональной окрашенности, а затем и три основных "психологических" типа индивидов.

Разные течения санкхьяиков неодинаковым образом исчисляли свои "кубики". Некоторые ограничивались "обязательной программой" и инвентаризировали свойства и эпифеномены лишь названных начал. Например, они составляли различные списки проявлений трех гун, изучали качества ментально-перцептивных начал (к коим добавлялись некоторые посредники между духовным субъектом и телом, типа bhūtātman – букв, "атман живого существа" или jivātman – букв, "атман одушевляющего начала"), а также пяти материальных первоэлементов (пространства и т.д.). Но были и экспериментаторы, которые уже с древности вводили в свои схемы элементы, органичные для противостоявших брахманизму "диссидентских" фаталистическо-натуралистических направлений шраманского периода. Поэтому в числе основных начал у древнего авторитета Панчашикхи оказывается "собственная природа" (svabhāva), a y не менее славного (но более легендарного) Асита Дэвалы – "бытие" и "не-бытие" (bhāva и abhāva) и Время (kāla)2. Другие же санкхьяики, видимо несколько позднее, охотно включали в свои списки такие брахманистские "категории", как пять жизненных ветров (прана, апана, самана, вьяна, удана) и даже вводили нечто вроде надындивидуального духовного начала типа абстрактного божества Ишвары или Брахмана.

Какие бы, однако, ни вводились "факультативные" начала, они не определяли основной схемы калькуляций. Хотя в текстах, излагающих древнюю санкхью, можно насчитать и 17, и 20, и 22, и даже 26 начал, но, когда речь идет о суммарном числе, говорят преимущественно о 25 началах3. Нумерологический характер этого числа совершенно прозрачен: для санкхьяиков число "пять" вполне канонично, как и "три" (чем они отличаются от близких им во многих других отношениях буддистов, предпочитающих числовые комплексы, кратные четырем). В текстах эпической санкхьи прямо указывается, что 25 начал складываются из 24 начал мира Проявленного/непроявленного и 1 духовного субъекта4. В рамках этих 24 начал уже рано осуществлялась и другая инвентаризация: 8 составляли начала, которые могут рассматриваться в качестве источников других начал (они составляли группу prakriti, куда входили сама Пракрити, Великий/интеллект, Эготизм/"самость" и 5 материальных первоэлементов), 16 других – те, которые не могут рассматриваться в этом качестве (10 обычных индрий, причисляемый к ним ум и 5 объектов восприятия).

Что же касается списков начал макро- и микрокосма, то санкхьяики знали две основные схемы их составления, причем обе восходят к самым древним слоям традиции. Так, в самом архаичном памятнике, излагающем "коллекцию" начал санкхьи, в "Катха-упанишаде", представлено то, что мы бы назвали вертикальной схемой: указывается, какие начала "выше" других на их общей иерархической лестнице (I.3.10-11; II.3.6-7). В наиболее же древней версии учения санкхьи – в "Жизни Будды" – дается то, что допустимо назвать схемой горизонтальной: исчисляемые начала, хотя и не приравниваются друг к другу и даже субординируются, все же определенным образом сополагаются (XII.17-22). Очевидно, что в первом случае внимание санкхьяика обращено прежде всего на космогонический аспект учения, во втором – на антропологический. Вполне возможно, что первый тип списков отражает близость некоторых санкхьяиков к брахманизму, тогда как второй – близость других к "диссидентским" течениям шраманской эпохи. Однако не исключается и то, что группы конфессионально однородных санкхьяиков работали в рамках "вертикального" мышления, а иные – в рамках "горизонтального" (более осторожный санкхьевед предпочел бы ограничиться предположением, что "старцы санкхьи" обучали своих учеников и тому и другому исчислению начал)5.

Эти "общеродовые" калькуляционные аспекты менталитета санкхьяиков получают, однако, в различных текстах неодинаковые акцентировки, которые и выявляются в основных контекстах одного и того же понятия sānkhya. Обе нюансировки проясняются при сопоставлении объема понятий "санкхья" и "йога".

istoriya-i-filosofiya-nauki-konsultacii-.html
istoriya-i-filosofiya-specialnoj-pedagogiki-i-psihologii.html
istoriya-i-kultura-bashkir-v-prepodavanii-integrirovannogo-predmeta.html
istoriya-i-kultura-ssha-obyasnitelnaya-zapiska-programma-po-inostrannim-yazikam-napravlenie-520500-lingvistika.html
istoriya-i-obshaya-harakteristika-semejstva-operacionnih-sistem-unix-plan-lekcii-ponyatie-kompyuternoj-seti-evolyuciya.html
istoriya-i-pravovaya-priroda-prokuraturi-rossijskoj-federacii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-mnogostoronnyaya-normativnaya-baza-v-oblasti-patentov-komitet-po-razvitiyu-i-intellektualnoj-sobstvennosti-kris.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tipovie-uchebnie-programmi-specialnoj-tehnologii-i-proizvodstvennogo-obucheniya-po-edinichnim-kvalifikaciyam-tipovie-uchebnie-plani-stranica-7.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kafedra-tehnologii-perspektivnih-himicheskih-i-biologicheskih-materialov-otchet-o-rabote-bazovih-kafedr-za-2007-god.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-v-oblasti-tamozhennogo-dela-i-ih-rassmotrenie-chast-16.html
  • crib.bystrickaya.ru/hudozhestvennie-osobennosti-romanov-gi-de-mopassana-zhizn-i-milij-drug-perevodcheskij-aspekt.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-racionalnoe-prirodopolzovanie-v-p-narezhnij-ispolzovanie-prirodnih-resursov.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-komiteta-na-maj-2012-goda-i.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iii-uchrezhdenie-programm-po-opredeleniyu-i-prinyatiyu-mer-stimulirovaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/holod-drug-nikitina-l-a-rezervi-zdorovya-nashih-detej-nikitin-b-p-nikitina-l-a-rezervi-zdorovya-nashih-detej.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-mou-sosh-24-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-novorossijsk-za-2010-2011-uch-god.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/radio-rossii-vesti-10102008-shevchukov-evgenij-1900-gosudarstvennaya-duma-rf-monitoring-smi-13-10-2008.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nagrazhdenie-slushatelej-po-itogam-konkursov-eneral-polkovnika-milicii-gordienko-v-v-predstavlennoe-na-imya-zamestitelya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2030-proekt-modulnoe-stroenie-derevyannih-domov-mantiya-i-diplom-pochyotnogo-doktora-agtu-3.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sake-komacu-gibel-drakona-stranica-2.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-pervaya-hozyain-drevnego-zamka-chast-pervaya-zacharovannij-zamok.html
  • textbook.bystrickaya.ru/individualno-psihologicheskie-osobennosti-lichnosti-kak-osnovanie-dlya-vibora-professii.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadanie-vipolnite-test-ukazhite-pravilnuyu-formu-chislitelnogo-testi-po-discipline-dlya-studentov-ikursa-instituta.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/venchik-k-bozhemu-miloserdiyu.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompleks-arhitekturi-stroitelstva-razvitiya-i-rekonstrukcii-goroda-tehnicheskie-rekomendacii-po-organizacii-vozduhoobmena-v-kvartirah-mnogoetazhnogo-zhilogo-doma-tr-avok-4-2004.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-21-predsedatel-kreoo.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematika-referatov-i-dokladov.html
  • exam.bystrickaya.ru/vozniknovenie-i-funkcionirovanie-akcionernogo-obshestva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-zhivaya-kletka-64.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionno-analiticheskij-otchet-otdela-socialnih-programm-o-prodelannoj-rabote-za-2003-god.html
  • lecture.bystrickaya.ru/712-zavershenie-zhizn-kak-kniga-a-a-shestakov-doktor-filosofskih-nauk-professor-kafedri-filosofii-povolzhskoj.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sushnost-processa-socializacii-sistema-otkritogo-obrazovaniya-sociologiya-kurs-lekcij-chast-i-minsk-redakcionno-izdatelskij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-mehanicheskie-ispitaniya-pravila-ustrojstva-elektroustanovok-izvlecheniya-s-izmeneniyami-na-20-06-2003-g.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/slovo-o-polku-igoreve.html
  • tests.bystrickaya.ru/krim-turisticheskij-zapadnij-krim-sevastopolskaya-kurortnaya-zona-b-yalta-b-alushta.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-stran-mira-dlya-razrabotki-otcheta-po-forme-1-ves.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-22-ocenka-effektivnosti-upravleniya-portfelem.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mestnoe-samoupravlenie-kak-forma-mestnoj-publichnoj-vlasti.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolnitelnoe-rezyume-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-respublikanskoj-ekologicheskoj-programme-ekorazvedka.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-d-shadrikov-professionalnie-sposobnosti-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.