История становления и развития экономики общественного сектора: историко-научный аспект
.RU

История становления и развития экономики общественного сектора: историко-научный аспект

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

РЕФЕРАТ

Тема: История становления и развития экономики общественного сектора: историко-научный аспект

Выполнил аспирант

кафедры: «Мировая экономика»

факультет экономики и менеджмента

Мясников Андрей

Научный руководитель:

Д. Э. Н., профессор Скрипнюк Д.Ф.

Санкт-Петербург 2010


Содержание

Введение

1. Теория экономики общественного сектора до XX века

1.1 Экономика общественного сектора в английской экономической теории

1.2 Экономика общественного сектора в континентальной экономической теории

2. Теория экономики общественного сектора в XX веке

2.1 Теория налогов. Квотирование

2.2 Концепции общественных благ Линдаля и Самуэльсона

2.3 Теории общественного благосостояния

2.4 Коллективные решения

2.5 Государственное влияние на экономику общественного сектора

Заключение

Список использованных источников

Введение

Тема данного реферата «История становления и развития экономики общественного сектора: историко-научный аспект».

Объект – мировой рынок товаров пищевой отрасли.

Предмет рассмотрения в реферате – аспекты формирования, становления и развития, а также основные принципы экономики общественного сектора.

Цель работы - проследить ретроспективу изменений взглядов на экономику общественного сектора от первых значимых исследований до современного состояния.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать представление об экономике общественного сектора;

- рассмотреть английскую традицию экономики общественного сектора;

- рассмотреть континентальную традицию экономики общественного сектора;

- рассмотреть понятия Парето-эффективности и Парето-улучшений и связанным с ним дальнейшим развитием теории в исследованиях Линдаля и Самуэльсона;

- рассмотреть теорию коллективного принятия решения;

- проанализировать воздействие государства на экономику общественного сектора.


1. Теория экономики общественного сектора до XX века

В центре внимания экономики общественного сектора находится государство в качестве важнейшего участника экономической жизни на рыночной основе. Бюджет, государственная собственность - инструменты, предназначенные удовлетворять необходимость в тех благах, которые могут быть недостаточно эффективно произведены в частном секторе.

1.1 Экономика общественного сектора в английской экономической теории

В отношении к общественному сектору можно выделить две традиции: английскую (начиная с А.Смита) и континентальную (представленную в основном в работах немецких авторов). Согласно английской традиции рынок является правилом, а общественный сектор – исключением. Континентальная традиция подразумевала рассмотрение экономических систем с двух сторон – общественной и частной, причем общественный сектор полностью уравнивался в правах с частным. Корни этого различия имеют философский характер. Британская фискальная и экономическая теория развивалась на базе модели Локка, в которой главенствующую роль в обществе играют индивидуальные предпочтения и свободный обмен, ведомый “невидимой рукой” (правилом личной выгоды). Континентальный подход имеет истоки в учении камералистов, развивавших правила ведения государством общественных дел. В конце XIX – начале XX века для немецких и ориентировавшихся на них российских исследователей было типично объяснять различие между двумя традициями не только разными философскими постулатами, сводившимися к системам Аристотеля и Платона, но и разным характером германского и римского права. В противоположность римскому праву, праву городской культуры, строго разграничивающему право частное и публичное, в германском праве эти две сферы постоянно смешивались. Одно и то же отношение, в зависимости от обстоятельств, рассматривалось то с точки зрения публичного, то с точки зрения частного права. Частная и общественная собственность взаимно дополняют друг друга. Объясняется это исторической формой организации германцев, а именно организацией через единые религиозные, военные и социально–экономические союзы, называвшиеся марками.

Несмотря на различия англосаксонской и континентальной традиций, функции государства рассматривались вплоть до конца XIX века как обязанности суверена по отношению к своим подданным.

Адам Смит выделял три важнейшие функции государства:

1. защита общества от вторжения из-за границы;

2. защита каждого члена общества от неправовых действий другого члена общества;

3. “третья и последняя обязанность сообщества состоит в создании и поддержании тех общественных институтов и тех общественных работ, которые, хотя и имеют огромные преимущества для общества в целом, по своей природе убыточны для любого отдельного индивида или небольшой группы индивидов. По этой причине нельзя ожидать, что индивид или небольшая группа индивидов должны их создавать или поддерживать” [8].

Джон Милль в своих “Основах политической экономии” (1848) несколько развил смитовскую трактовку функций общественного сектора. Как и Смит он считает общественный сектор исключением, полагая. что “общим практическим принципом должно быть laisser–faire и любой отход от него, кроме каких–то соображений высшего порядка, является несомненным злом”. Милль не считал возможным установить четкое правило разделения между частным и общественным сектором, кроме простого принципа целесообразности, разделив исключения из принципа laisser–faire на две группы – обычные (ordinary) и дополнительные (optional). К первой группе он отнес функции государства, связанные преимущественно с предоставлением чистых и смешанных общественных благ, а именно содержание правовой системы и поддержание внутренней и внешней безопасности, строительство маяков, мощение улиц и т. п. Кроме того, Милль назвал три случая, в которых вмешательство государства могло бы быть целесообразным: индивиды не могут оценить полезность определенных благ, таких как начальное образование; регулирование контрактных отношений; делегирование права принятия решений менеджерам, чьи интересы отличаются от интересов собственников (проблема принципала – агента). Очевидно, что у Милля перечень случаев возможного вмешательства государства шире, чем у Смита, но более или менее точное экономическое обоснование причин вмешательства все еще отсутствует [2].

1.2 Экономика общественного сектора в континентальной экономической теории

На вторую половину XIX века приходится расцвет немецкой исторической школы. Одним из принципов исследований представителей этой школы был органический взгляд на взаимодействие индивида и сообщества. Речь идет об аналогии между физическими и социальными организмами, когда индивид рассматривается не как отдельная единица, а как часть более общего социального организма. Они заложили характерную для Германии традицию, в соответствии с которой экономическая деятельность государства заслуживает не меньшего внимания, чем частнопредпринимательская активность. Эта традиция была впоследствии развита в рамках исторической школы. Органический подход противопоставлялся характерному для экономистов классической школы механическому подходу, согласно которому общество складывается из отдельных индивидов, каждый из которых является самодостаточной единицей. Органический подход претерпевал изменения с течением времени. По мнению И.Шумпетера первоначальная концепция, согласно которой национальная экономика возвышается над индивидуальными хозяйствами и существует вне их, постепенно трансформируется в более “мягкий” подход – национальная экономика состоит из тесно взаимосвязанных друг с другом индивидуальных хозяйств. Различия между органическим и механическим подходами не сводятся только к взаимосвязи “индивид – общество” – органическая концепция также предполагает комплексное историческое и социальное изучение экономических явлений. Представители исторической школы рассматривали рост активности государства и выполнение им различных функций как естественный результат исторического процесса. Такой подход определенным образом отразился и на национальных экономических и финансовых школах других стран. В Британии, например, он подтолкнул развитие экономической истории как обособленной дисциплины. Множество американских экономистов во второй половине XIX века писали свои диссертации в немецких университетах, что нашло отражение в их работах. Одно из наиболее заметных течений экономической мысли в США, институционализм, является, по мнению ряда специалистов, “американским направлением исторической школы”. Влияние немецких экономистов на российскую финансовую школу было преобладающим.

Первостепенное внимание роли государства в экономике уделяли немецкие экономисты второй половины XIX века. Так, А. Шефле было предложено "правило пропорционального удовлетворения" общественных потребностей за счет государства и частных потребностей за счет рынка. А. Вагнер выступал за неуклонный рост экономической активности государства, полагая, что в конечном счете он носит объективно закономерный характер. Этот рост А. Вагнер связывал как с социальными, так и с технологическими изменениями.

При исследовании эффективности конкурентных рынков можно использовать критерий эффективности по Парето, названный в честь предложившего его Вильфредо Парето (1848—1923). Состояние эффективности по Парето (Парето-эффективность, Парето-оптимальность) для производства считается достигнутым, когда, не отказавшись от производства какого-то количества одного товара, невозможно произвести ни одной единицы другого. В потреблении состояние является Парето-эффективным, когда распределение товаров и доходов среди людей не может быть изменено так, чтобы благосостояние одних улучшилось, а благосостояние других при этом не ухудшилось.


istoriya-severskoj-zemli.html
istoriya-shkoli-i-istoriya-strani-vremya-v-kotorom-mi-zhivem-obladaet-sobstvennim-smislom-konec-veka-konec-tisyacheletiya.html
istoriya-sistemi-pravilnogo-dihaniya-literatura-208.html
istoriya-socialisticheskih-uchenij.html
istoriya-socialnoj-pomoshi-v-rossii-chast-4.html
istoriya-socialnoj-zashiti-rossii-v-xx-veke.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iii-literatura-7-9-klassi-uchebno-metodicheskij-komplekt.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/komnata-sesili-scenarij-frejd.html
  • grade.bystrickaya.ru/nado-razobratsya-s-opredeleniem-stepeni-dostoj-nostya-zadach-i-reshenij-kniga-izdana-pri-sodejstvii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-prakticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika-nazvanie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchyot-o-rabote-shkoli-za-2007-god.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-poluchit-vsyo-ot-zhizni-poluchit-vsyo-ot-zhizni-7-glava-chudo-golodaniya-9.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-vedenie-yu-v-pahomov-psihotrening-igri-i-uprazhneniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otnosheniya-s-administraciej-nazvanie-organizacii.html
  • studies.bystrickaya.ru/belorusskij-narodnij-kalendar-narodni-kalyandar-belarusa-chast-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-berd-t-spolding-zhizn-i-uchenie-masterov-dalnego-vostoka-tom-i-predislovie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/saba-tkzgen-vokal-jrmesn-malm-l-kashkenova.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kn-21-02-17zh-tairibi-sheber-zhne-oni-elementter-negzg-ideya.html
  • desk.bystrickaya.ru/po-programa-socrates-gr-u-ndtvig-2-sdrzhani-e-vvedenie-rezyume-na-proekta-izplnenie-na-proekta.html
  • composition.bystrickaya.ru/perevod-s-italyanskogo-v-vvanyushkinoj-izdatelstvo-vladimir-dal-2005-v-vvanyushkina-perevod-2005-vpalej-oformlenie-2005.html
  • college.bystrickaya.ru/2vidi-zanyatij-formi-kontrolya-uchebno-metodicheskij-kompleks-proizvodstvenno-tehnologicheskaya-i-preddiplomnaya-praktika.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sistema-normativnih-dokumentov-v-stroitelstve.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/puteshestvie-po-strane-anglijskogo-yazika.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vichislitelnaya-tehnika-i-programmirovanie-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-tehnika-bezopasnosti-normativnaya-literatura.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskoe-zanyatie-5-dvp4-2-chasa-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-osnovi-psihoprofilaktiki-i-psihokorrekcii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihoterapii-per-s-angl-spb-izdatelskij-dom-yuventa-m-ksp-2000-512-s-isvn-5-87399-097-2-stranica-20.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-kompleksnoe-razvitie-sistemi-vodootvedeniya-programma-kompleksnogo-razvitiya-sistem-kommunalnoj-infrastrukturi.html
  • reading.bystrickaya.ru/kolichestvo-obuchayushihsya-publichnij-doklad-direktora-pustoshenskoj-msosh.html
  • report.bystrickaya.ru/hmelevskaya-olga-obichai-i-tradicii-belorussii.html
  • credit.bystrickaya.ru/pismennie-istochniki-i-kanonicheskie-teksti-ayurvedi-sbornik-statej.html
  • teacher.bystrickaya.ru/goroda-moskvi-stranica-2.html
  • education.bystrickaya.ru/133-svodnaya-vedomost-godovih-ocenok-poluchennih-vipusknikami-osnovnoj-shkoli-po-predmetam-za-tri-predidushih-goda.html
  • school.bystrickaya.ru/business-plan-chast-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-f-g-zimbardo-kak-poborot-zastenchivost.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-anglijskogo-yazika-po-teme-past-continuous.html
  • studies.bystrickaya.ru/klassifikaciya-dokumentov-i-sostavlenie-nomenklaturi-del-na-predpriyatii-chast-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-syllabus-disciplina-istoriya-gosudarstva-i-prava-respubliki-kazahstan-specialnost-050301-yurisprudenciya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/korrekciya-giperaktivnosti-u-detej.html
  • school.bystrickaya.ru/fevral---10-znamenatelnie-i-pamyatnie-sobitiya-2006-goda-yanvar.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gruzinskaya-policiya-legko-podavila-gnev-monitoring-po-teme-legalizaciya-ks-internet-25-31.html
  • desk.bystrickaya.ru/pomoshnika-senatora-zaderzhali-za-torgovlyu-dolzhnostyami-v-gosdume-v-kostromskoj-oblasti-prinyata-programma-razvitiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.