.RU

История становления и развития экономики общественного сектора: историко-научный аспект

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

РЕФЕРАТ

Тема: История становления и развития экономики общественного сектора: историко-научный аспект

Выполнил аспирант

кафедры: «Мировая экономика»

факультет экономики и менеджмента

Мясников Андрей

Научный руководитель:

Д. Э. Н., профессор Скрипнюк Д.Ф.

Санкт-Петербург 2010


Содержание

Введение

1. Теория экономики общественного сектора до XX века

1.1 Экономика общественного сектора в английской экономической теории

1.2 Экономика общественного сектора в континентальной экономической теории

2. Теория экономики общественного сектора в XX веке

2.1 Теория налогов. Квотирование

2.2 Концепции общественных благ Линдаля и Самуэльсона

2.3 Теории общественного благосостояния

2.4 Коллективные решения

2.5 Государственное влияние на экономику общественного сектора

Заключение

Список использованных источников

Введение

Тема данного реферата «История становления и развития экономики общественного сектора: историко-научный аспект».

Объект – мировой рынок товаров пищевой отрасли.

Предмет рассмотрения в реферате – аспекты формирования, становления и развития, а также основные принципы экономики общественного сектора.

Цель работы - проследить ретроспективу изменений взглядов на экономику общественного сектора от первых значимых исследований до современного состояния.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать представление об экономике общественного сектора;

- рассмотреть английскую традицию экономики общественного сектора;

- рассмотреть континентальную традицию экономики общественного сектора;

- рассмотреть понятия Парето-эффективности и Парето-улучшений и связанным с ним дальнейшим развитием теории в исследованиях Линдаля и Самуэльсона;

- рассмотреть теорию коллективного принятия решения;

- проанализировать воздействие государства на экономику общественного сектора.


1. Теория экономики общественного сектора до XX века

В центре внимания экономики общественного сектора находится государство в качестве важнейшего участника экономической жизни на рыночной основе. Бюджет, государственная собственность - инструменты, предназначенные удовлетворять необходимость в тех благах, которые могут быть недостаточно эффективно произведены в частном секторе.

1.1 Экономика общественного сектора в английской экономической теории

В отношении к общественному сектору можно выделить две традиции: английскую (начиная с А.Смита) и континентальную (представленную в основном в работах немецких авторов). Согласно английской традиции рынок является правилом, а общественный сектор – исключением. Континентальная традиция подразумевала рассмотрение экономических систем с двух сторон – общественной и частной, причем общественный сектор полностью уравнивался в правах с частным. Корни этого различия имеют философский характер. Британская фискальная и экономическая теория развивалась на базе модели Локка, в которой главенствующую роль в обществе играют индивидуальные предпочтения и свободный обмен, ведомый “невидимой рукой” (правилом личной выгоды). Континентальный подход имеет истоки в учении камералистов, развивавших правила ведения государством общественных дел. В конце XIX – начале XX века для немецких и ориентировавшихся на них российских исследователей было типично объяснять различие между двумя традициями не только разными философскими постулатами, сводившимися к системам Аристотеля и Платона, но и разным характером германского и римского права. В противоположность римскому праву, праву городской культуры, строго разграничивающему право частное и публичное, в германском праве эти две сферы постоянно смешивались. Одно и то же отношение, в зависимости от обстоятельств, рассматривалось то с точки зрения публичного, то с точки зрения частного права. Частная и общественная собственность взаимно дополняют друг друга. Объясняется это исторической формой организации германцев, а именно организацией через единые религиозные, военные и социально–экономические союзы, называвшиеся марками.

Несмотря на различия англосаксонской и континентальной традиций, функции государства рассматривались вплоть до конца XIX века как обязанности суверена по отношению к своим подданным.

Адам Смит выделял три важнейшие функции государства:

1. защита общества от вторжения из-за границы;

2. защита каждого члена общества от неправовых действий другого члена общества;

3. “третья и последняя обязанность сообщества состоит в создании и поддержании тех общественных институтов и тех общественных работ, которые, хотя и имеют огромные преимущества для общества в целом, по своей природе убыточны для любого отдельного индивида или небольшой группы индивидов. По этой причине нельзя ожидать, что индивид или небольшая группа индивидов должны их создавать или поддерживать” [8].

Джон Милль в своих “Основах политической экономии” (1848) несколько развил смитовскую трактовку функций общественного сектора. Как и Смит он считает общественный сектор исключением, полагая. что “общим практическим принципом должно быть laisser–faire и любой отход от него, кроме каких–то соображений высшего порядка, является несомненным злом”. Милль не считал возможным установить четкое правило разделения между частным и общественным сектором, кроме простого принципа целесообразности, разделив исключения из принципа laisser–faire на две группы – обычные (ordinary) и дополнительные (optional). К первой группе он отнес функции государства, связанные преимущественно с предоставлением чистых и смешанных общественных благ, а именно содержание правовой системы и поддержание внутренней и внешней безопасности, строительство маяков, мощение улиц и т. п. Кроме того, Милль назвал три случая, в которых вмешательство государства могло бы быть целесообразным: индивиды не могут оценить полезность определенных благ, таких как начальное образование; регулирование контрактных отношений; делегирование права принятия решений менеджерам, чьи интересы отличаются от интересов собственников (проблема принципала – агента). Очевидно, что у Милля перечень случаев возможного вмешательства государства шире, чем у Смита, но более или менее точное экономическое обоснование причин вмешательства все еще отсутствует [2].

1.2 Экономика общественного сектора в континентальной экономической теории

На вторую половину XIX века приходится расцвет немецкой исторической школы. Одним из принципов исследований представителей этой школы был органический взгляд на взаимодействие индивида и сообщества. Речь идет об аналогии между физическими и социальными организмами, когда индивид рассматривается не как отдельная единица, а как часть более общего социального организма. Они заложили характерную для Германии традицию, в соответствии с которой экономическая деятельность государства заслуживает не меньшего внимания, чем частнопредпринимательская активность. Эта традиция была впоследствии развита в рамках исторической школы. Органический подход противопоставлялся характерному для экономистов классической школы механическому подходу, согласно которому общество складывается из отдельных индивидов, каждый из которых является самодостаточной единицей. Органический подход претерпевал изменения с течением времени. По мнению И.Шумпетера первоначальная концепция, согласно которой национальная экономика возвышается над индивидуальными хозяйствами и существует вне их, постепенно трансформируется в более “мягкий” подход – национальная экономика состоит из тесно взаимосвязанных друг с другом индивидуальных хозяйств. Различия между органическим и механическим подходами не сводятся только к взаимосвязи “индивид – общество” – органическая концепция также предполагает комплексное историческое и социальное изучение экономических явлений. Представители исторической школы рассматривали рост активности государства и выполнение им различных функций как естественный результат исторического процесса. Такой подход определенным образом отразился и на национальных экономических и финансовых школах других стран. В Британии, например, он подтолкнул развитие экономической истории как обособленной дисциплины. Множество американских экономистов во второй половине XIX века писали свои диссертации в немецких университетах, что нашло отражение в их работах. Одно из наиболее заметных течений экономической мысли в США, институционализм, является, по мнению ряда специалистов, “американским направлением исторической школы”. Влияние немецких экономистов на российскую финансовую школу было преобладающим.

Первостепенное внимание роли государства в экономике уделяли немецкие экономисты второй половины XIX века. Так, А. Шефле было предложено "правило пропорционального удовлетворения" общественных потребностей за счет государства и частных потребностей за счет рынка. А. Вагнер выступал за неуклонный рост экономической активности государства, полагая, что в конечном счете он носит объективно закономерный характер. Этот рост А. Вагнер связывал как с социальными, так и с технологическими изменениями.

При исследовании эффективности конкурентных рынков можно использовать критерий эффективности по Парето, названный в честь предложившего его Вильфредо Парето (1848—1923). Состояние эффективности по Парето (Парето-эффективность, Парето-оптимальность) для производства считается достигнутым, когда, не отказавшись от производства какого-то количества одного товара, невозможно произвести ни одной единицы другого. В потреблении состояние является Парето-эффективным, когда распределение товаров и доходов среди людей не может быть изменено так, чтобы благосостояние одних улучшилось, а благосостояние других при этом не ухудшилось.


istoriya-severskoj-zemli.html
istoriya-shkoli-i-istoriya-strani-vremya-v-kotorom-mi-zhivem-obladaet-sobstvennim-smislom-konec-veka-konec-tisyacheletiya.html
istoriya-sistemi-pravilnogo-dihaniya-literatura-208.html
istoriya-socialisticheskih-uchenij.html
istoriya-socialnoj-pomoshi-v-rossii-chast-4.html
istoriya-socialnoj-zashiti-rossii-v-xx-veke.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost-030901-pravovoe-obespechenie-nacionalnoj-bezopasnosti.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-1-proizvodstvennij-test-rastvorimih-korrozionnih-produktov-metalla-klassifikaciya-korrozionnih-processov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-18-nikolaj-i-i-ego-imperiya-bohanov-a-n-gorinov-m-m-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-15-obshie-trebovaniya-k-organizacii-obrazovatelnogo-processa-zakon-rf-ot-10-iyulya-1992-g-n-3266-1-ob-obrazovanii.html
  • klass.bystrickaya.ru/aprobaciya-raboti-poetika-dialoga-i-problemi-obsheniya-v-proze-a-s-pushkina-i-m-yulermontova.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kakoj-podarok-na-den-rozhdeniya-ili-na-novij-god-prosit-u-roditelej-segodnyashnij-shkolnik-konechno-zhe-kompyuter-zhelatelno-chtobi-on-bil-udobnim-v-ispolzovani.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotka-kollekcii-naryadnoj-zhenskoj-odezhdi-dlya-otdiha-v-folklornom-stile-pod-devizom-vedrussiya-stranica-4.html
  • control.bystrickaya.ru/chelsi-08122011-sostoyalas-ceremoniya-nagrazhdeniya-uchastnikov-konkursa-kopit-na-pensiyu-modno.html
  • testyi.bystrickaya.ru/91-organizaciya-nakopitelnoj-sistemi-ocenki-portfel-dostizhenij-poyasnitelnaya-zapiska-planiruemie-rezultati.html
  • report.bystrickaya.ru/ix-evropejskaya-kultura-novogo-vremeni-ot-rascveta-k-krizisu-xvii-xix-veka.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-18-instrukcii-stefani-majer-zatmenie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/normi-prava-chast-4.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nosovoe-krovotechenie-kniga-rasschitana-na-massovogo-chitatelya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dokument-ob-utverzhdenii-normativov-obrazovaniya-othodov-dejstvie-reglamenta-ne-rasprostranyaetsya-na-voprosi-obrasheniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-o-rezultatah-deyatelnosti-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-gubernskogo-kolledzha-goroda-pohvistnevo-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-mezhdu-strukturoj-i-zhanrom-makki-r-ml5-istoriya-na-million-dollarov-master-klass-dlya-scenaristov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-5-aprelya-2011-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/comparison-in-characters-from.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upotreblenie-shkolnikami-produktov-pitaniya-soderzhashih-pishevie-dobavki-i-ih-vliyanie-na-detskij-organizm-referat-s-elementami-issledovaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/142-zemli-ispolzuemie-grazhdanami-dlya-proizvodstva-selskohozyajstvennoj-produkcii-svedeniya-o-pravah.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-8-dvizhenie-zemli-vokrug-solnca-elektivnij-kurs-zemlya-planeta-solnechnoj-sistemi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tretij-uroven-osoznannosti-vliyaniya-i-cvyazi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vodnie-resursi-kak-faktor-vliyaniya-na-vzaimootnosheniya-centralno-aziatskih-gosudarstv-na-primere-kirgizskoj-respubliki-.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-iii-makroekonomika-programma-kursa-ekonomicheskoj-teorii-i-plani-seminarskih-zanyatij-dlya-fakulteta-meo-280chasov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/audit-sebestoimosti-chast-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplomirovannogo-specialista-radiotehnika-stranica-4.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-1-sudebnaya-vlast-i-sudebnaya-sistema-obshaya-harakteristika-referat-diplomnaya-rabota-soderzhit-osnovnuyu.html
  • institute.bystrickaya.ru/formatnoe-preobrazovanie-dati-i-vremeni-annotaciya.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-deyatelnosti-respublikanskogo-centra-narodnogo-tvorchestva.html
  • school.bystrickaya.ru/boevie-iskusstva-na-rusi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10122009-gs-9-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernie-temi-issledovatelskih-rabot-dlya-9-klassa.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vii-uchenik-kniga-predstavlyaet-soboj-nauchno-hudozhestvennuyu-biografiyu-velikogo-russkogo-sovetskogo-uchenogo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-buryatiya-na-2011-2015-godi-pasport-stranica-15.html
  • school.bystrickaya.ru/civln-zobovyazannya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.