.RU

История становления и развития экономики общественного сектора: историко-научный аспект

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

РЕФЕРАТ

Тема: История становления и развития экономики общественного сектора: историко-научный аспект

Выполнил аспирант

кафедры: «Мировая экономика»

факультет экономики и менеджмента

Мясников Андрей

Научный руководитель:

Д. Э. Н., профессор Скрипнюк Д.Ф.

Санкт-Петербург 2010


Содержание

Введение

1. Теория экономики общественного сектора до XX века

1.1 Экономика общественного сектора в английской экономической теории

1.2 Экономика общественного сектора в континентальной экономической теории

2. Теория экономики общественного сектора в XX веке

2.1 Теория налогов. Квотирование

2.2 Концепции общественных благ Линдаля и Самуэльсона

2.3 Теории общественного благосостояния

2.4 Коллективные решения

2.5 Государственное влияние на экономику общественного сектора

Заключение

Список использованных источников

Введение

Тема данного реферата «История становления и развития экономики общественного сектора: историко-научный аспект».

Объект – мировой рынок товаров пищевой отрасли.

Предмет рассмотрения в реферате – аспекты формирования, становления и развития, а также основные принципы экономики общественного сектора.

Цель работы - проследить ретроспективу изменений взглядов на экономику общественного сектора от первых значимых исследований до современного состояния.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать представление об экономике общественного сектора;

- рассмотреть английскую традицию экономики общественного сектора;

- рассмотреть континентальную традицию экономики общественного сектора;

- рассмотреть понятия Парето-эффективности и Парето-улучшений и связанным с ним дальнейшим развитием теории в исследованиях Линдаля и Самуэльсона;

- рассмотреть теорию коллективного принятия решения;

- проанализировать воздействие государства на экономику общественного сектора.


1. Теория экономики общественного сектора до XX века

В центре внимания экономики общественного сектора находится государство в качестве важнейшего участника экономической жизни на рыночной основе. Бюджет, государственная собственность - инструменты, предназначенные удовлетворять необходимость в тех благах, которые могут быть недостаточно эффективно произведены в частном секторе.

1.1 Экономика общественного сектора в английской экономической теории

В отношении к общественному сектору можно выделить две традиции: английскую (начиная с А.Смита) и континентальную (представленную в основном в работах немецких авторов). Согласно английской традиции рынок является правилом, а общественный сектор – исключением. Континентальная традиция подразумевала рассмотрение экономических систем с двух сторон – общественной и частной, причем общественный сектор полностью уравнивался в правах с частным. Корни этого различия имеют философский характер. Британская фискальная и экономическая теория развивалась на базе модели Локка, в которой главенствующую роль в обществе играют индивидуальные предпочтения и свободный обмен, ведомый “невидимой рукой” (правилом личной выгоды). Континентальный подход имеет истоки в учении камералистов, развивавших правила ведения государством общественных дел. В конце XIX – начале XX века для немецких и ориентировавшихся на них российских исследователей было типично объяснять различие между двумя традициями не только разными философскими постулатами, сводившимися к системам Аристотеля и Платона, но и разным характером германского и римского права. В противоположность римскому праву, праву городской культуры, строго разграничивающему право частное и публичное, в германском праве эти две сферы постоянно смешивались. Одно и то же отношение, в зависимости от обстоятельств, рассматривалось то с точки зрения публичного, то с точки зрения частного права. Частная и общественная собственность взаимно дополняют друг друга. Объясняется это исторической формой организации германцев, а именно организацией через единые религиозные, военные и социально–экономические союзы, называвшиеся марками.

Несмотря на различия англосаксонской и континентальной традиций, функции государства рассматривались вплоть до конца XIX века как обязанности суверена по отношению к своим подданным.

Адам Смит выделял три важнейшие функции государства:

1. защита общества от вторжения из-за границы;

2. защита каждого члена общества от неправовых действий другого члена общества;

3. “третья и последняя обязанность сообщества состоит в создании и поддержании тех общественных институтов и тех общественных работ, которые, хотя и имеют огромные преимущества для общества в целом, по своей природе убыточны для любого отдельного индивида или небольшой группы индивидов. По этой причине нельзя ожидать, что индивид или небольшая группа индивидов должны их создавать или поддерживать” [8].

Джон Милль в своих “Основах политической экономии” (1848) несколько развил смитовскую трактовку функций общественного сектора. Как и Смит он считает общественный сектор исключением, полагая. что “общим практическим принципом должно быть laisser–faire и любой отход от него, кроме каких–то соображений высшего порядка, является несомненным злом”. Милль не считал возможным установить четкое правило разделения между частным и общественным сектором, кроме простого принципа целесообразности, разделив исключения из принципа laisser–faire на две группы – обычные (ordinary) и дополнительные (optional). К первой группе он отнес функции государства, связанные преимущественно с предоставлением чистых и смешанных общественных благ, а именно содержание правовой системы и поддержание внутренней и внешней безопасности, строительство маяков, мощение улиц и т. п. Кроме того, Милль назвал три случая, в которых вмешательство государства могло бы быть целесообразным: индивиды не могут оценить полезность определенных благ, таких как начальное образование; регулирование контрактных отношений; делегирование права принятия решений менеджерам, чьи интересы отличаются от интересов собственников (проблема принципала – агента). Очевидно, что у Милля перечень случаев возможного вмешательства государства шире, чем у Смита, но более или менее точное экономическое обоснование причин вмешательства все еще отсутствует [2].

1.2 Экономика общественного сектора в континентальной экономической теории

На вторую половину XIX века приходится расцвет немецкой исторической школы. Одним из принципов исследований представителей этой школы был органический взгляд на взаимодействие индивида и сообщества. Речь идет об аналогии между физическими и социальными организмами, когда индивид рассматривается не как отдельная единица, а как часть более общего социального организма. Они заложили характерную для Германии традицию, в соответствии с которой экономическая деятельность государства заслуживает не меньшего внимания, чем частнопредпринимательская активность. Эта традиция была впоследствии развита в рамках исторической школы. Органический подход противопоставлялся характерному для экономистов классической школы механическому подходу, согласно которому общество складывается из отдельных индивидов, каждый из которых является самодостаточной единицей. Органический подход претерпевал изменения с течением времени. По мнению И.Шумпетера первоначальная концепция, согласно которой национальная экономика возвышается над индивидуальными хозяйствами и существует вне их, постепенно трансформируется в более “мягкий” подход – национальная экономика состоит из тесно взаимосвязанных друг с другом индивидуальных хозяйств. Различия между органическим и механическим подходами не сводятся только к взаимосвязи “индивид – общество” – органическая концепция также предполагает комплексное историческое и социальное изучение экономических явлений. Представители исторической школы рассматривали рост активности государства и выполнение им различных функций как естественный результат исторического процесса. Такой подход определенным образом отразился и на национальных экономических и финансовых школах других стран. В Британии, например, он подтолкнул развитие экономической истории как обособленной дисциплины. Множество американских экономистов во второй половине XIX века писали свои диссертации в немецких университетах, что нашло отражение в их работах. Одно из наиболее заметных течений экономической мысли в США, институционализм, является, по мнению ряда специалистов, “американским направлением исторической школы”. Влияние немецких экономистов на российскую финансовую школу было преобладающим.

Первостепенное внимание роли государства в экономике уделяли немецкие экономисты второй половины XIX века. Так, А. Шефле было предложено "правило пропорционального удовлетворения" общественных потребностей за счет государства и частных потребностей за счет рынка. А. Вагнер выступал за неуклонный рост экономической активности государства, полагая, что в конечном счете он носит объективно закономерный характер. Этот рост А. Вагнер связывал как с социальными, так и с технологическими изменениями.

При исследовании эффективности конкурентных рынков можно использовать критерий эффективности по Парето, названный в честь предложившего его Вильфредо Парето (1848—1923). Состояние эффективности по Парето (Парето-эффективность, Парето-оптимальность) для производства считается достигнутым, когда, не отказавшись от производства какого-то количества одного товара, невозможно произвести ни одной единицы другого. В потреблении состояние является Парето-эффективным, когда распределение товаров и доходов среди людей не может быть изменено так, чтобы благосостояние одних улучшилось, а благосостояние других при этом не ухудшилось.


istoriya-severskoj-zemli.html
istoriya-shkoli-i-istoriya-strani-vremya-v-kotorom-mi-zhivem-obladaet-sobstvennim-smislom-konec-veka-konec-tisyacheletiya.html
istoriya-sistemi-pravilnogo-dihaniya-literatura-208.html
istoriya-socialisticheskih-uchenij.html
istoriya-socialnoj-pomoshi-v-rossii-chast-4.html
istoriya-socialnoj-zashiti-rossii-v-xx-veke.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-literaturnomu-redaktirovaniyu-visshee-obrazovanie-stranica-7.html
  • credit.bystrickaya.ru/opora-na-narodnij-harakter-iz-istorii-kupecheskih-rodov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/renessans-vo-francii-epoha-vozrozhdeniya-genezis-gumanizma-titani-renessansa-shekspir-i-servantes.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-kursu-stroitelnie-mashini.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yarasskazala-pro-eto-narochno.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-3d-atlas-zemli-novoe-tisyacheletie-nahoditsya-v-mnogotomnom-arhive-i-razbita-na-5-chastej-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-g-golubcovoj-na-publichnih-slushaniyah.html
  • desk.bystrickaya.ru/planiruemie-promezhutochnie-rezultati-osvoeniya-programmi-obsheobrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/videokonferenciya-yunktad.html
  • thescience.bystrickaya.ru/j-vserossijskij-otkritij-konkurs-muzhskih-i-yunosheskih-horov-i-vokalnih-ansamblej-horov-malchikov-i-yunoshej-horov-i-ansamblej-malchikov.html
  • credit.bystrickaya.ru/opredelenie-massovoj-doli-titruemih-kislot-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-dlya-studentov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-ekologiya-vidov-zakoni-autekologii-adaptacii-zhiznennie-formi-i-ekologicheskie-gruppi-strategii-povedeniya-organizmov-biologicheskoe-raznoobrazie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chto-mozhno-sdelat-za-odnu-svobodnuyu-minutu-vam-ne-hvataet-vremeni-eta-kniga-dlya-vas.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-ekspluatacii-ustrojstva-dlya-razmiva-donnih-otlozhenij-v-stalnih-vertikalnih-rezervuarah-diogen-500.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ev-harchenko-ov-soboleva-chelyabinskmetodi-issledovaniya-obraza-sovremennogo-vuza.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-5-iskusstvo-i-literatura-kievskoj-rusi-programma-mezhdisciplinarnogo-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metro-2033-teni-zabitih.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klassifikaciya-funkcij-menedzhmenta.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravitelstvo-moskvi-prepariruet-nedvizhimost-tatarstana-istochnik-ia-evropejsko-aziatskie-novosti-data-17-07-2007-5.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kant-immanuil-testi-po-filosofii-57-spisok-literaturi-105.html
  • exam.bystrickaya.ru/zemelnoe-pravo-po-teme-pravo-polzovaniya-chuzhim-zemelnim-uchastkom-na-osnovanii-superficiya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sekreti-privlekatelnosti-dlya-zhenshin.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xxvi-kniga-o-raznoobrazii-mira.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionno-vichislitelnaya-sistema-zheleznodorozhnogo-transporta-pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii-zheleznodorozhnogo-transporta.html
  • znanie.bystrickaya.ru/856-474-programma-podgotovki-klinicheskih-ordinatorov-po-specialnosti-rentgenologiya-040118.html
  • letter.bystrickaya.ru/nablyudat-iz-kosmosa-za-pozharami-v-amurskih-lesah-mozhet-kazhdij-informacionnoe-agentstvo-portamurru-13042011.html
  • letter.bystrickaya.ru/novgorodskie-spasateli-v-peterburge-obsudyat-predstoyashij-pavodok-informacionnoe-agentstvo-velikij-novgorod-02032011.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-letnego-truda-i-otdiha-nesovershennoletnih-v-troickoj-i-irbizinskoj-selskih-administraciyah-rol-obshestvennih-formirovanij-dokl.html
  • school.bystrickaya.ru/feodalnaya-razdroblennost-mongolskoe-nashestvie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovi-menedzhmenta-uchebnij-kurs.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-poryadke-predusmotrennom-glavoj-1-federalnogo-zakona-ot-21-iyulya-2005-goda-94-fz-o-razmeshenii-zakazov-na-postavki-tovarov-vipolnenie-rabot-okazanie-uslug-dlya-gosudarstvennih-i-municipalnih-nuzhd-stranica-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/passiver-wortschatz-130-wrter-passivnij-zapas-130-slov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/semyuel-sluga-sera-edvarda-stranica-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53b-perechen-materialno-tehnicheskih-sredstv-uchebnih-pomeshenij-dlya-prepodavaniya-specialnih-disciplin-po-specialnosti-071800-mehatronika.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/85-12-27-uchebnoe-posobie-dlya-uchashihsya-moskva-prosveshenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.