.RU

Итоги и перспективы работы - Историческое образование в европе: 10 лет сотрудничества между российской федерацией и советом европы



^ Итоги и перспективы работы


Характеризуя общие итоги двухлетней работы в области преподавания истории в школе, проводившейся в рамках Объединенной программы сотрудничества между Европейской комиссией и Советом Европы для укрепления демократической стабильности на Северном Кавказе, можно отметить следующие позитивные результаты:






















Таким образом, можно сделать общее заключение, что работа семинаров, проводившихся в 2001-2002 годах в Северо-Кавказском регионе, была разносторонней, динамичной и полезной для многих ее участников и образовательной практики в регионе в целом.


Среди перспективных направлений дальнейшей работы в области преподавания истории в средних школах Российской Федерации следует назвать проблемы вузовской подготовки учителей истории, применения современных образовательных стратегий, методов изучения источников исторических знаний. Актуальной темой является также итоговая аттестация школьников (государственный экзамен) по истории.


^ Семинары для учителей истории Чеченской Республики


Одним из важных направлений работы Совета Европы на Северном Кавказе стали семинары, посвященные повышению квалификации учителей истории Чеченской Республики. В них приняли участие более 200 чеченских учителей истории, методистов, ученых. Эти семинары были организованы в рамках Объединенной программы сотрудничества между Европейской Комиссией и Советом Европы для укрепления демократической стабильности на Северном Кавказе, а также в рамках Специальной программы сотрудничества Совета Европы и Российской Федерации для Чеченской Республики.


Возникла необходимость в выработке особой стратегии подготовки таких семинаров, которая бы помогла учителям истории Чечни преодолеть конкретные затруднения в их практической деятельности. Многие годы в Чечне фактически отсутствовала переподготовка педагогических кадров. За годы войны сотни учителей и деятелей культуры покинули республику. В плачевном состоянии находятся библиотеки, музеи, театры, архивы и другие культурные ценности народа, без которых обычный учитель просто не может работать. Сегодня чеченским педагогам приходится работать в тяжелейших условиях.


Поэтому, в рамках подготовки семинаров для учителей Чеченской Республики, организаторы стремились учитывать основополагающие положения повышения квалификации:
















Организаторы семинаров также учли, что преподаватели, как правило, имели богатый жизненный и профессиональный опыт, обладали высокой мотивацией к повышению своей квалификации. Было предложено включить в программу семинаров различные формы занятий:
















На семинарах особое внимание уделялось вопросам воспитания толерантности у школьников. Формирование этнической толерантности предполагает формирование позитивного образа своей этнической культуры и позитивного образа других этнических культур. Это обусловливает необходимость разработки в Чеченской Республике новых подходов к организации учебного процесса, воспитательной работы, к выбору конкретных форм и методов развития духовного потенциала учащихся, формирования толерантного отношения к людям разных национальностей и религиозных убеждений.


Сегодня мы являемся свидетелями взаимовлияния и взаимопроникновения различных национальных культур, экономик, государств. Возрастающая с каждым годом мобильность населения Европы превращает многие страны в поликультурные сообщества. Гармоничное развитие таких сообществ возможно только на принципах равноправия и равноценности самых разных культур, толерантного отношения к самым разным проявлениям человеческой самобытности.


Выступавшие отмечали, что современное человечество составляет около 3000 этнических сообществ. Обеспечение жизни и деятельности различных этносов в рамках единого социума представляет серьезную проблему для каждого полиэтнического государства. Из более 200 государств, существующих сегодня, лишь 20 считаются этнически гомогенными (этнические меньшинства составляют в них менее 5% населения).


Поэтому, по мнению участников семинара, единственно разумной политикой современных государств, которые все больше становятся полиэтническими, является мультикультурализм и толерантность, то есть позитивное отношение к присутствию в социуме различных этнических сообществ и добровольная адаптация социальных институтов к потребностям и интересам разных социокультурных групп. Формирование гуманных толерантных отношений в социуме – одна из основных целей и духовно-нравственных основ социально-педагогической деятельности.


Сегодня, по мнению чеченских учителей истории, необходимо:













Участники семинара рекомендовали:













Педагоги Чеченской республики делились своими материалами, наработками, программами. Так, учитель Саид-Ахмет Сулейманов затронул важную тему «Гуманизация учебно-воспитательного процесса посредством усиления историко-культурного образования и поисково-краеведческой работы». Педагог считает, что одним из важных источников гуманизации учебно-воспитательного процесса остается краеведческий материал. Живое погружение в культуру чеченского народа организуется через работу школьных музеев, поисковых краеведческих экспедиций по сбору исторического, культурно-бытового и фольклорного материала. Школа, по мнению педагога, должна стать важным фактором гуманизации общественно-экономических отношений в Чечне, формирования новых жизненных установок личности.


Сегодня, как никогда, отметил учитель, необходимо создание правдивых и объективных учебных пособий, рассказывающих о культурных достижениях чеченского народа. Данное учебное пособие позволило бы частично снять этническую напряженность в регионе, усилить межкультурный обмен и ликвидировать этнические стереотипы восприятия чеченцев и кавказцев в целом.


Потенциал исторического образования, по мнению чеченских педагогов, должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий. В конечном итоге обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития Чеченской Республики.

Проведенные семинары послужили основой для развертывания инновационной методической и самообразовательной работы чеченских учителей, имели значительный общественный резонанс в Чеченской Республике, и в целом на Северном Кавказе.


^ Опыт регионов


Значительное влияние этот процесс оказывает на изменение подходов к содержанию исторического образования и технологии его преподавания. Так, в Уральском регионе это находит выражение в таких процессах, как активное развитие исследований в области методологии истории. Вопрос о соотношении и взаимосвязи теории и методологии истории и дидактики, отмечался участниками семинара в Екатеринбурге в 1998 году как один из самых наболевших.


Подчеркивалась их разобщенность, ненаправленность исторических курсов на подготовку студентов к работе в школе, на минимальное и явно недостаточное количество часов на методику обучения истории в учебных планах исторических факультетов. Сегодня на многих исторических факультетах вузов региона введены курсы по методологии истории и исторических исследований.


Подготовку учительских кадров по специальности «История» университеты Урала ведут на основе принципов и идей, важнейшими среди которых являются:









Реализация принципа достаточности образования во всей его полноте призвана обеспечить социальную защищенность специалиста в условиях формирования рыночной экономики предоставлением ему конкурентоспособного высшего образования и защиту прав потребителя (заказчика) гарантированным качеством подготовки7.


Участники семинаров констатировали, что, например, в системе образования Северного Кавказа сложился определенный прецедент целостного системного подхода к формированию корпуса учителей региона. Во многом это наработки прежних десятилетий, интеграция различных сфер и ведомств в русле единых подходов и согласования интересов. Так в регионе наработан интересный опыт по формированию целостной системы инициирования, подготовки и сопровождения профессионального развития учителей истории.


В Республике Карелия возникли реальные предпосылки для создания стройной системы непрерывного образования, включающей в себя организацию регулярного повышения квалификации и переподготовки учителей истории. Методические рекомендации Совета Европы позволили Образовательно-инновационному центру (директор Татьяна Агаркова) повысить эффективность переподготовки учителей истории с учетом современных методик и педтехнологий. В практике работы используется опыт передовых образовательных учреждений региона, для проведения занятий привлекаются лучшие преподаватели истории республики. Одновременно были обеспечены равные возможности повышения квалификации для учителей истории из городов и сельской местности.


^ Точка зрения учителей


По мнению выступавших на семинарах преподавателей, ведущими задачами исторического образования в Российской Федерации сегодня являются:






















^ Конкретные предложения


Вот некоторые из высказывавшихся в ходе работы семинаров предложений:











































^ Результаты и перспективы сотрудничества


Таким образом, сотрудничество Министерства образования и науки Российской Федерации с Советом Европы в системе подготовки и переподготовки учителей истории носит фундаментальный и перспективный характер. В результате совместной деятельности в стране складывается и успешно развивается новая структура повышения квалификации педагогов, отличительным признаком которой стала оперативная проверка научных идей в области преподавания истории на практике.


Это достаточно гибкая и оперативная структура переподготовки российских учителей. Она быстро и качественно реагирует на динамику изменений в школьном историческом образовании через организацию региональных семинаров, конференций, подготовку новых, отвечающих современным требованиям, учебных пособий и учебников истории.


Актуальность проведения семинаров доказана огромным интересом к ним со стороны учителей истории российских регионов. В общей сложности в них приняли участие более трех тысяч педагогов Урала, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Центрально-Европейской России и других регионов страны.


Семинары, объединяя широкий круг участников реформирования исторического образования от учителей до министров, позволили отразить реально идущие в образовании изменения, послужили эффективной формой, средством экспресс-анализа сложившейся в регионах ситуации.


Они также способствовали формированию образовательного сообщества регионов и Российской Федерации в целом. Данное сообщество работает в пространстве растущего соприкосновения и согласования стратегий в области преподавания истории. Достигнутое по целому ряду позиций согласие, само по себе, может расцениваться как позитивный результат и положительная характеристика происходящих в России изменений.


По образному выражению эксперта Владимира Бацына, семинары играют роль реальных «точек роста», «своеобразных площадок», на которых не только обсуждаются наиболее актуальные вопросы, но которые и сами становятся мощными импульсами для дополнительного развития педагогической и методической практики в различных регионах России.


Созидательная атмосфера семинаров способствовала созданию творческого климата и неформального общения преподавателей различных краев и областей Российской Федерации. Педагогам была крайне необходима «сверка общего видения», общих представлений в области реформирования исторического образования, как в России, так и в Европе. Потребность в получении новой информации, ее осмыслении, осознании меняющихся реалий жизни является важнейшей составляющей компетентности современного учителя истории.


Организаторам семинаров удалось создать инновационную образовательную среду, в которой потенциал каждого участника был в полной мере реализован. В этой среде сформировался особый тип преподавателя системы повышения квалификации, который получил возможность реализовать современные европейские достижения в сфере теории и методики обучения истории. Данный педагог осуществляет аналитическую и исследовательскую работу по освоению новейшего педагогического опыта, реализует его в практической деятельности.


Российские учителя получили уникальную возможность встретиться с авторами учебников истории из разных европейских стран. Они познакомились с западноевропейской системой школьного исторического образования, с современными методиками преподавания. Так, на семинарах изучались материалы исследований ведущих зарубежных специалистов: Фалька Пингла, Энн Лоу-Беер, Кармела Галлахера, Роберта Страдлинга 8.


Заметный интерес у педагогов вызвали публикации по преподаванию истории: например, пособия для учителей «Преподавание истории и демократические ценности» (1996 год), «История без границ: практическое руководство по международным проектам по истории в школах Европы» (1996 год). Материалы Львовского семинара (1997 год) инициировали дискуссию среди российских педагогов по проблемам подготовки преподавателей истории в период демократических преобразований9. Сама дискуссия и обсуждение проблемных вопросов этой темы проходили живо, заинтересованно, на высоком эмоциональном уровне.


В соответствии с задачами реформы исторического образования учителя истории призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и европейского опыта. По мнению участников, на семинарах идет реальное сближение национальной общегосударственной политики России с принципами и демократическими ценностями, провозглашенными в рамках движения современной Европы к новому «европейскому измерению».


Совместная работа во время таких встреч позволила педагогам разных стран на уровне профессионального и межличностного общения лучше понять друг друга, снять ненужную конфронтацию там, где она была, увидеть как высокие стратегии развития и демократические принципы нашли подтверждение в многообразном опыте учителей и ученых.

Процесс реформирования современного и формирования нового учительского корпуса – весьма длительный и экономически затратный. В перспективе, по мнению выступавших, необходимо разработать конкретную программу оптимизации данной работы в границах имеющихся финансовых ресурсов, базовых учреждений и преподавательских кадров.


Таким образом, совместные семинары послужили фактором, инициирующим реальные изменения в практике российского образования, что нашло выражение:



















Среди перспективных направлений дальнейшей работы в области преподавания истории в средних школах Российской Федерации участники семинаров назвали проблемы вузовской подготовки учителей истории, применения современных образовательных технологий, методов изучения источников исторических знаний.


Педагоги считают, что необходимы реальные системные преобразования в переподготовке учителей истории на базе институтов повышения квалификации. Этим темам должны быть посвящены будущие семинары.


Один из основных выводов, на который неоднократно указывали участники семинаров, это то, что процесс интеграции России в единое образовательное пространство Европы должен происходить не только на уровне государств и министерств. Чтобы стать успешным, он должен быть поддержан всеми образовательными учреждениями, всем научно-образовательным сообществом России: учителями, преподавателями и учеными.


В конечном итоге совместная деятельность Совета Европы и Министерства образования и науки Российской Федерации способствовала конкретным изменениям в системе исторического образования России. Эти изменения идут в направлении деидеологизации, гуманизации и развития демократического характера отношений. Характерными чертами этого процесса являются:
















Совместные усилия Совета Европы и Министерства образования и науки Российской Федерации, с точки зрения участников семинаров, обеспечивают качественное реформирование системы повышения квалификации и переподготовки учителей истории.


Сотрудничество с Советом Европы, имеющее уже десятилетнюю историю, стало еще одним шагом в процессе интеграции России в единое европейское образовательное пространство. Широкий круг проблем, обсужденных на семинарах, позволил откорректировать планы предстоящей работы, оценить перспективы реализации Россией основных принципов, которые будут способствовать разработке национальных образовательных программ переподготовки учителей истории, сопоставимых с образовательными программами других стран Европы, повышению качества и доступности российского образования.


iz-russkoj-literaturi-h1h-veka-i-a-krilov-listi-i-korni-larchik-oboz-basni-a-s-pushkin-zimnyaya-doroga-metel-vistrel-m-yu-lermontov-vetka-palestini-plennij-ricar-utes-ashik-kerib-skazka.html
iz-sbornika-vadima-viktorovicha-erlihmana-praviteli-mira-hronologichesko-genealogicheskie-tablici-po-vsemirnoj-istorii-v-4-tt-stranica-11.html
iz-sbornika-vadima-viktorovicha-erlihmana-praviteli-mira-hronologichesko-genealogicheskie-tablici-po-vsemirnoj-istorii-v-4-tt-stranica-3.html
iz-sbornika-vadima-viktorovicha-erlihmana-praviteli-mira-hronologichesko-genealogicheskie-tablici-po-vsemirnoj-istorii-v-4-tt-stranica-8.html
iz-serii-skazki-kotorie-rasskazal-agudar.html
iz-skazannogo-pryamo-sleduet-chto-izdanie-2-e-ispravlennoe-i-dopolnennoe.html
  • znanie.bystrickaya.ru/53-osnovnie-formi-i-vidi-raboti-na-seminarskih-zanyatiyah-uchebno-metodicheskij-kompleks-politologiya-sostavlen.html
  • student.bystrickaya.ru/23-pochvennie-usloviya-territorii-poyasnitelnaya-zapiska-ekaterinburg-2009g-soderzhanie-vvedenie-6-1-kratkie-svedeniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchrezhdenie-visshego-obrazovaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/novij-plan-dalnejshej-modernizacii-ekonomiki-i-realizacii-strategii-zanyatosti-cherez-organizaciyu-rabot-po-privedeniyu-v-poryadok-obektov-zhkh-socialnoj-infrastrukturi-dorog.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-13-noyabrya-2009-g-1715-r-energeticheskaya-strategiya-rossii-na-period-do-2030-goda-i.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-voprosi-po-prohozhdeniyu-disciplini-lekarstvennie-rasteniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/sto-velikih-prorokov-i-verouchitelej-stranica-17.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-rabochaya-programma-po-discipline-metodi-i-sredstva-zashiti-kompyuternoj-informacii-ekonomicheskij-fakultet.html
  • urok.bystrickaya.ru/postanovlenie-ob-utverzhdenii-registra-oficialnih-aktov-reguliruyushih-predprinimatelskuyu-deyatelnost-stranica-9.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/abaj-eskertksh-monetalarin-ajnalisa-shiaru-turali-2015-zhili-14-tamiz-almati-azastan-respublikasini-ltti-bank-2015-zhili-14-tamizdan-bastap-banknotalardai-portretter.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sotrudnichestvo-chuvashskoj-respubliki-rossijskoj-federacii-i-francuzskoj-respubliki.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-logisticheskoj-sistemi-v-territorialno-raspredelennih-promishlennih-kompleksah-stranica-5.html
  • education.bystrickaya.ru/2-ispolzovanie-po-naznacheniyu-rukovodstvo-po-ekspluatacii-sh-02-00-00-re.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/arhitekturnie-pamyatniki-kazanskogo-kremlya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiticheskoe-obosnovanie-programmi-uchebnij-plan-organizaciya-uchebno-vospitatelnogo-processa-monitoring-obrazovatelnogo-processa-stranica-8.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sravnitelnij-analiz-formi-romansov-razlichnih-kompozitorov-na-odin-tekst.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-virastit-kompaniyu-na-milliard-propisnie-istini-venchurnogo-biznesa-oblast-interesov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-proekt-po-russkomu-yaziku-vo-2-klasse-tema-obobshayushij-urok-po-razdelu-slova-kotorie-otvechayut-na-voprosi-kto-chto.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-distancionnogo-teplovizionnogo-metoda-pri-geoekologicheskih-issledovaniyah-prirodnih-i-tehnogennih-sistem.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ostrij-alkogolnij-gallyucinoz-uchebnik-moskva-2000.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/derzhavne-regulyuvannya-komercjno-dyalnost-chast-17.html
  • spur.bystrickaya.ru/mazasizdanu-zhne-oni-pajda-bolu-sebepter.html
  • literature.bystrickaya.ru/deti-novoj-rossii-glava-znakomstvo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sobshitelna-infrastruktura-doklad-mesec-maj-2010.html
  • credit.bystrickaya.ru/odnorodnie-chleni-predlozheniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/pirati-v-zone-panamskogo-kanala-kniga-vpervie-bila-opublikovana-berrett-koehler-publishers-inc-san-francisco.html
  • credit.bystrickaya.ru/otvet-g-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-dlya-specialnosti-050706-65-pedagogika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolneni-rabot-okazanie-uslug-stranica-124.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-skolkovo-i-rgais-v-sfere-patentovedeniya-i-kommercializacii-tehnologij-konechnij-srok-podachi-zayavki.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kommersant-moskva-n016-3012009-pleshanova-olgaegikyan-sedapushkarskaya-anna-yukos-razzhalobil-strasburg.html
  • reading.bystrickaya.ru/lakoobrazovanie-i-moyushe-dispergiruyushie-svojstva-masel-toplivo-i-smazochnie-materiali.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-nastoyashaya-rabochaya-programma-sostavlena-v-sootvetstvii-s-federalnim-gosudarstvennim-obrazovatelnim-standartom-osnovnogo-srednego-obshego-obrazovaniya-na-osnove-programmi-g.html
  • college.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-vzaimootnoshenij-cheloveka-i-prirodi-ih-evolyuciya-posle-nachala-promishlennoj-revolyucii-1750-2000-g-sushnost-sovremennogo-ekologichesko-stranica-15.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sedelnij-tyagach-s-kolesnoj-formuloj-42-s-razrabotkoj-differenciala-povishennogo-treniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-1-zakona-rf-o-bezopasnosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.