.RU

Кабинет министров чувашской республики постановление от 22 ноября 2010 г. N 385 о республиканской целевой программе


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2010 г. N 385


О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ

"РАЗВИТИЕ БИОЭКОНОМИКИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2020 ГОДА"


В целях формирования единого инновационного пространства развития биоэкономики в Чувашской Республике и во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 марта 2010 г. N 84 "О Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года" (далее - Программа).

2. Утвердить Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики государственным заказчиком - координатором Программы.

3. Установить, что:

при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;

объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности принять участие в реализации мероприятий Программы.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.


Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики

Н.СУСЛОНОВА


Утверждена

постановлением

Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 22.11.2010 N 385


^ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ БИОЭКОНОМИКИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2020 ГОДА"


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование - республиканская целевая программа "Развитие

Программы биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года"


Основание - Закон Чувашской Республики "О Стратегии социально-

для принятия экономического развития Чувашской Республики до 2020

решения года";

о разработке постановление Кабинета Министров Чувашской Республики

Программы от 26 марта 2010 г. N 84 "О Стратегии "Чувашия -

биорегион" до 2020 года"


Государственный - Министерство экономического развития, промышленности и

заказчик - торговли Чувашской Республики

координатор

Программы


Основной - Министерство экономического развития, промышленности и

разработчик торговли Чувашской Республики

Программы


Цель - формирование на территории Чувашской Республики

Программы высокотехнологичных секторов инновационной экономики,

ориентированных на использование биотехнологий во всех

сферах деятельности


Задачи - интеграция имеющихся в Чувашской Республике ресурсов и

Программы организационных структур, их сосредоточение на

приоритетных направлениях развития биотехнологий;

развитие производственной и инновационной

инфраструктуры биоэкономики, включая создание систем

научно-технологического, информационного, кадрового,

маркетингового обеспечения;

создание нормативной, информационной, финансовой среды,

способствующей интенсификации развития биоэкономики;

создание единого образовательного пространства

биотехнологической направленности;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и

закрепления кадров на территории Чувашской Республики

для обеспечения научно-исследовательской деятельности и

потребностей биотехнологических предприятий;

обеспечение конкурентоспособности сектора прикладных

исследований и разработок, включающее внедрение

проектного финансирования организаций науки, обновление

приборной и стендовой базы исследовательских центров,

поддержку малого инновационного бизнеса, стимулирование

участия организаций в международных научно-

исследовательских и технологических проектах;

вовлечение органов местного самоуправления

муниципальных районов Чувашской Республики в процесс

стимулирования и развития биотехнологий на местах;

создание среды активизации спроса организаций на

продукты биотехнологий;

внедрение биотехнологий как в производственной, так и в

непроизводственной сферах (промышленность, энергетика,

сельское хозяйство, бытовое и медицинское обслуживание

населения и пр.);

формирование системы "зеленого природопользования",

внедрение экологических императивов, способствующих

минимизации антропогенного воздействия в процессе

интенсификации производственной и иной деятельности;

формирование территориальных биотехнологических

кластеров, объединяющих разработку и производство

высокотехнологичной биопродукции, способствующих

эффективному взаимодействию участников республиканского

рынка биоиндустрии;

повышение экологической культуры населения,

формирование положительных потребительских настроений в

отношении продукции биоиндустрии


Важнейшие - увеличение к 2020 году:

целевые числа организаций, использующих биотехнологии, в 2

индикаторы раза;

и показатели количества специализированных объектов инфраструктуры -

Программы не менее 5;

количества созданных новых рабочих мест в сфере

биотехнологий - не менее 370


Сроки реализации - 2010 - 2020 годы

Программы


Объемы - предполагаемый общий объем финансирования за 2010 -

и источники 2020 годы составляет 17451,327 млн. рублей (в ценах

финансирования 2010 года), в том числе:

Программы в 2010 году - 933,11 млн. рублей;

в 2011 году - 1006,48 млн. рублей;

в 2012 году - 1194,245 млн. рублей;

в 2013 году - 5303,66 млн. рублей;

в 2014 году - 1821,56 млн. рублей;

в 2015 году - 1476,577 млн. рублей;

в 2016 году - 1460,375 млн. рублей;

в 2017 году - 1527,31 млн. рублей;

в 2018 году - 1292,34 млн. рублей;

в 2019 году - 1365,57 млн. рублей;

в 2020 году - 70,1 млн. рублей;

из них средства:

республиканского бюджета Чувашской Республики - 171,65

млн. рублей, в том числе:

в 2010 году - 153 млн. рублей;

в 2011 году - 0,05 млн. рублей;

в 2012 году - 0,05 млн. рублей;

в 2013 году - 5,8 млн. рублей;

в 2014 году - 2,7 млн. рублей;

в 2015 году - 5,05 млн. рублей;

в 2016 году - 5,0 млн. рублей;

бюджетов муниципальных районов - 37,5 млн. рублей, в

том числе:

в 2013 году - 1 млн. рублей;

в 2014 году - 19,5 млн. рублей;

в 2015 году - 11,5 млн. рублей;

в 2016 году - 3,5 млн. рублей;

в 2017 году - 0,5 млн. рублей;

в 2018 году - 0,5 млн. рублей;

в 2019 году - 0,5 млн. рублей;

в 2020 году - 0,5 млн. рублей;

внебюджетных источников - 17242,177 млн. рублей, в том

числе:

в 2010 году - 780,11 млн. рублей;

в 2011 году - 1006,43 млн. рублей;

в 2012 году - 1194,195 млн. рублей;

в 2013 году - 5296,86 млн. рублей;

в 2014 году - 1799,36 млн. рублей;

в 2015 году - 1460,027 млн. рублей;

в 2016 году - 1451,875 млн. рублей;

в 2017 году - 1526,81 млн. рублей;

в 2018 году - 1291,84 млн. рублей;

в 2019 году - 1365,07 млн. рублей;

в 2020 году - 69,6 млн. рублей


Планируемые - в результате реализации Программы к 2021 году

результаты ожидается:

реализации создание в Чувашской Республике биоэкономики здоровья

Программы человека, окружающей среды, сельского хозяйства, в том

и показатели числе за счет создания биотехнологических кластеров;

бюджетной формирование и развитие инфраструктуры биоэкономики;

и социальной снижение экологической напряженности за счет вовлечения

эффективности в переработку биомассы, отходов производства и

вторресурсов;

создание альтернативной сырьевой базы для развития

пищевой промышленности, белково-кормовой базы для

развития животноводства (снижение импортозависимости);

развитие биоэнергетики для стабильного снабжения

энергоресурсами муниципальных районов;

повышение экономической эффективности лесопромышленного

комплекса и сельского хозяйства;

увеличение количества рабочих мест в муниципальных

районах;

повышение конкурентоспособности аграрного сектора

Чувашской Республики через повышение производительности

и качества получаемых продуктов;

обеспечение дополнительных поступлений во все уровни

бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная эффективность определяется положительным

сальдо суммарного потока в бюджетной сфере за

анализируемый период, а также ростом поступления

доходов в бюджеты всех уровней и увеличением валового

регионального продукта.

Чистый дополнительный доход республиканского бюджета

Чувашской Республики за все годы реализации Программы

планируется в объеме свыше 1500 млн. рублей, что более

чем в 8 раз перекрывает бюджетные затраты.

Социальная эффективность Программы определяется

созданием до 370 новых рабочих мест в муниципальных

районах и повышением уровня заработной платы

работников, занятых в сельскохозяйственных

организациях, внедривших биотехнологии, в 2 раза к

моменту окончания реализации Программы


Система - контроль за ходом выполнения Программы осуществляет

организации Министерство экономического развития, промышленности и

контроля торговли Чувашской Республики.

за выполнением Исполнители мероприятий Программы представляют:

Программы ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за

отчетным кварталом, в Министерство экономического

развития, промышленности и торговли Чувашской

Республики и Министерство образования и молодежной

политики Чувашской Республики (в части научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ

гражданского назначения) статистическую, справочную и

аналитическую информацию о реализации мероприятий

Программы;

ежегодно до 15 февраля до 2021 года информацию о ходе

реализации мероприятий Программы в Министерство

экономического развития, промышленности и торговли

Чувашской Республики.

Министерство экономического развития, промышленности и

торговли Чувашской Республики:

ежегодно до 1 марта до 2021 года представляет в

Министерство финансов Чувашской Республики, а в части

мероприятий Программы, которые содержат разделы по

научно-исследовательским и опытно-конструкторским

работам гражданского назначения, - в Министерство

образования и молодежной политики Чувашской Республики

доклад о ходе работ по Программе и эффективности

использования финансовых средств, подготовленный на

основе форм и схем, предусмотренных в составе докладов

о результатах и основных направлениях деятельности

субъектов бюджетного планирования Чувашской Республики;

по окончании срока реализации Программы:

до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство

финансов Чувашской Республики на согласование доклад о

реализации Программы и эффективности использования

финансовых средств за весь период ее реализации;

до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров

Чувашской Республики доклад о реализации Программы и

эффективности использования финансовых средств за весь

период ее реализации.


Введение


Республиканская целевая программа "Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года" (далее - Программа) является инструментом реализации Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 марта 2010 г. N 84.

Программа направлена на достижение цели трансформации Чувашской Республики в биорегион и коррелирована с задачами и подходами:

Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года;

Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года.


I. Характеристика проблемы,

на решение которой направлена Программа


1.1. Постановка проблемы для решения

программно-целевым методом


По заключению экспертов Организации Объединенных Наций, в XXI веке биотехнологии будут определять развитие человечества во всех сферах его деятельности, в первую очередь в получении продуктов питания, медицинских препаратов, в сельском хозяйстве, экологии, энергетике.

Для вовлечения в процесс инновационных преобразований по реализации Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года субъектов экономической деятельности (сельскохозяйственного производства, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, строительства, транспорта, здравоохранения, науки и образования) необходим широкий спектр активных механизмов, позволяющих не только наблюдать за ситуацией, но и влиять на нее.

Именно программно-целевой метод обеспечивает реализацию одновременно трех типов интеграции:

пространственной (охватывает все муниципальные районы Чувашской Республики);

временной (соблюдение четкой последовательности этапов и единства этапных мероприятий);

объектной (реализация политики в области стандартов и регламентов, развития сельского хозяйства и социальной сферы, стимулирования малого бизнеса и предпринимательства, инвестиционной и налоговой политики, политики в области межрегиональных и внешнеэкономических связей, поддержки системы высшего образования и фундаментальных исследований).

Применение программно-целевого метода необходимо для:

комплексного обеспечения достижения миссии, целей и задач Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года;

базового развития интеллектуального потенциала и человеческого капитала биоэкономики;

решения проблемных вопросов биотехнологических процессов в Чувашской Республике.


1.2. Основные проблемные вопросы,

на решение которых направлена Программа


1.2.1. Подготовка специалистов для биоэкономики в Чувашской Республике


В Чувашской Республике рынок образовательных услуг государственных и негосударственных учреждений профессионального образования слабо связан с рынком труда и инновационным развитием Чувашии. Из 22 высших и 31 среднеспециального образовательных учреждений потенциально подготовку специалистов в сфере биотехнологий могут осуществлять не более семи (табл. 1.1 приложения N 1).

Специалист, получивший среднеспециальное образование в сфере технологий обработки сырья и производства пищевых продуктов, практически не имеет возможности продолжить обучение в республике.

Из 146 направлений и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием, ни одно не предполагает обучение непосредственно в сфере биотехнологий. Отдельные дисциплины преподаются в рамках специальностей по растениеводству, животноводству, агрономии.

Ситуация осложняется и тем, что потребности в специалистах по применению биотехнологий в пределах нашей республики небольшие (не более 10 - 15 человек в год), следовательно, учебные заведения не заинтересованы в их обучении даже на контрактной основе.

В республике функционируют 10 советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. С 2005 года наблюдается тенденция к росту численности аспирантов в вузах (диаграмма 1.1 приложения N 1). Их число к 2009 году выросло в 1,53 раза, однако выпуск аспирантов с защитой диссертации по отдельным специальностям не превышает 40 процентов. Несмотря на более высокие показатели относительно среднероссийского уровня (30 процентов), прослеживается недостаточная мотивация ведения исследовательской деятельности. Одновременно наблюдается отсутствие как кандидатских, так и докторских диссертаций по вопросам разработок в сфере биотехнологий.


1.2.2. Научная база


Наличие определенной "массы" интеллектуальной собственности и вовлечение ее в рыночный оборот способствуют более интенсивному ее внедрению в производственную и социальную сферы.

За период с 2005 года количество заявок на изобретения и полезные модели, поданных резидентами Чувашской Республики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, выросло в 1,4 раза, а количество патентов, выданных резидентам Чувашской Республики, - в 1,7 раза (диаграммы 1.2 и 1.3 приложения N 1). Однако данные темпы роста недостаточны для качественного рывка в сфере наращивания интеллектуального потенциала и обеспечения базы развития нано- и биотехнологической промышленности в регионе. Так, по количеству полученных патентов в расчете на 1 млн. жителей Чувашская Республика занимает 58-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации, причем ни один из патентов не относится к сфере биотехнологий.

Всего в 2009 году физическими лицами, проживающими в Чувашской Республике, и юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории Чувашской Республики, было подано 125 заявок на изобретения и 108 заявок на полезные модели, 43 процента из них исходили от физических и 57 процентов от юридических лиц. Фактически же патентной защитой было обеспечено 119 (95 процентов) и 108 (79 процентов) заявок соответственно.

По показателю количества поданных заявок республику опережают не только такие признанные лидеры, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская область, но и регионы, имеющие более низкие социально-экономические показатели, как-то: Ивановская область, Пермский край.

Среди регионов, сопоставимых с Чувашской Республикой по площади и совокупности имеющихся природных ресурсов, Чувашия занимает среднюю позицию (диаграмма 1.4 приложения N 1).

В сравнении же с европейскими странами республика опережает только Литву и Люксембург (диаграмма 1.5 приложения N 1).

Инертность исследовательской деятельности сочетается с традиционной неразвитостью механизмов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в Чувашской Республике, в результате чего средний процент коммерциализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ вузовской науки составляет всего 65 процентов.


1.2.3. Недостаточное развитие интеграционных процессов бизнеса и учреждений образования


Общеизвестно, что в США наука практически создается в системе высшего образования. Каждый университетский профессор курирует не один десяток студентов, между которыми он распределяет договорную работу, заказанную какой-либо компанией. В вузах республики студенческий потенциал практически не используется. Нарушается причинно-следственная связь: учащиеся не только не вовлечены в исследовательский процесс, но и не представляют реальные потребности и проблемы промышленных предприятий, а предусмотренная для этих целей производственная практика превращена в написание типовых отчетов о социально-экономическом положении субъектов бизнеса на основе бухгалтерской отчетности.

Десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг привела к тому, что наблюдается временной разрыв в 5 - 8 лет между возникновением потребности в специалистах инновационной экономики и готовностью высших учебных заведений удовлетворить кадровый голод.

Отсутствие необходимых навыков и знаний приводит к удешевлению трудовых ресурсов. Так, доля годового фонда заработной платы в объеме валового регионального продукта по республике составляет всего 43,7 процента (в развитых странах - 75 процентов). Вместе с тем дешевый труд малопроизводителен, подавляет инициативу, консервирует низкий уровень организации и условий труда и в конечном счете обусловливает низкий уровень жизни населения.


1.2.4. Низкая инновационная активность организаций


Доля организаций, производящих инновационные продукты на основе био- и нанотехнологий, в общем количестве организаций обрабатывающих производств в Чувашской Республике составляет 0,2 процента.

Ежегодный прирост рынка биотехнологической промышленности в мире составляет около 7 процентов. Предприятия Индии вырабатывают до 2/3 всех вакцин в мире. США являются лидером по производству биоэтанола с долей 48,9 процента мирового производства. Бразилии удается удовлетворять почти 50 процентов внутреннего спроса на топливо за счет биодизеля, 2/3 автотранспортных средств в стране могут ездить на биотопливе. Китай вырывается в лидеры по разведению генетически модифицированных растений.

В условиях глобализации биоэкономики Чувашская Республика вовлечена в потребление продукции мировой биоиндустрии, причем потребление это растет, поэтому внедрение биотехнологий предприятиями республики просто необходимо с точки зрения укрепления конкурентоспособности выпускаемой продукции и обеспечения собственной сырьевой базы. Основные направления, по которым наблюдается наиболее интенсивное развитие биотехнологий в мире (табл. 1.2 и 1.3 приложения N 1), могут быть реализованы и предприятиями Чувашской Республики.


1.2.5. Инновационная инертность органов местного самоуправления муниципальных районов


В условиях ограниченности финансовых ресурсов органы местного самоуправления муниципальных районов направляют усилия на решение текущих проблем, не развивая приоритетные направления, определенные Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года. При этом не обеспечивается инновационная направленность развития территорий.

Так, в рамках республиканского конкурса на получение гранта для создания и развития инновационной инфраструктуры в муниципальном образовании Аликовским и Ибресинским районами были подготовлены проекты, однако конкретных шагов к самостоятельному осуществлению разработанных проектов без привлечения средств из республиканского бюджета Чувашской Республики не было сделано.

От активности и эффективности деятельности органов местного самоуправления напрямую зависят возможности инновационного развития муниципальных образований. Вместе с тем действенные рычаги работы в этом направлении у органов местного самоуправления ограниченны. В этих условиях положительным моментом в реализации инновационной стратегии территориального развития могло бы стать в качестве ключевого направления расширение современных форм взаимодействия администраций с бизнес-сообществом и учебными заведениями (создание технопарков, бизнес-инкубаторов, агентств по передаче технологий и др.). Однако муниципальные служащие не всегда обладают необходимыми знаниями и пониманием сути новых форм сотрудничества.


1.2.6. Отсутствие необходимых элементов инфраструктуры биоэкономики


Неотъемлемым условием успешного развития современной биоэкономики, обеспечивающим развитие, интеграцию и специализацию ее участников, является высокий уровень развития ее инфраструктурных элементов начиная с рынков сбыта биотехнологической продукции и заканчивая исследовательскими центрами и биотехнологическими площадками.

Наличие инфраструктуры повышает инвестиционную привлекательность проектов. Так, специалисты Национального совета биодизеля (Вашингтон, США) выявили положительную корреляцию между количеством заправочных станций, реализующих биодизель, и темпами роста инвестиций в отрасль. Так, в 2009 году появление дополнительной колонки, на которой можно заправиться биодизелем, способствовало дополнительному притоку средств на его производство в размере 23 - 25 тыс. долларов.


1.2.7. Замедление темпов развития Чувашской Республики, связанное с мировым финансовым кризисом


Ухудшение социально-экономических показателей республики, связанное с рецессией мировой экономики, значительно скорректировало планы развития организаций всех видов экономической деятельности. Особенно большой спад наблюдался в сфере добычи полезных ископаемых, машиностроении, металлургическом производстве. За 2009 год индекс промышленного производства составил 71,6 процента (по России - 90,7 процента), в том числе в обрабатывающих производствах - 69,2 процента (по России - 84,8 процента), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 92,3 процента (по России - 96,1 процента). Вместе с тем положительной динамикой характеризовалось развитие сельского хозяйства (105,2 процента).

Для большинства стран мира последствия кризиса оказались не столь значительными. Так, падение внутреннего валового продукта США составило всего 2,5 процента, а экономика Китая показала рост в 7 процентов.

Анализ экономической активности хозяйствующих субъектов после кризиса 1998 года показал, что инновационные услуги и технологии оказались более востребованными по сравнению со среднерыночным уровнем.

Все это свидетельствует о том, что кризис проявляется спадом для тех, кто не умеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и своевременно реагировать на них. Для передовых, мобильных экономик и предприятий он, напротив, выступает толчком к модернизации, переходу на инновационное развитие.

В условиях экономического кризиса биотехнология предоставляет исключительные возможности для развития реального сектора экономики, в том числе за счет роста малых предприятий, что позволяет решать такие проблемы, как развитие депрессивных территорий, повышение занятости, снижение себестоимости производства, переход на использование возобновляемого сырья и др.


1.2.8. Несовершенство механизмов коммерциализации разработок и управления интеллектуальной собственностью


Отставания и диспропорции в сфере создания и использования передовых производственных технологий в совокупности с традиционной неразвитостью механизмов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности значительно тормозят инновационное развитие Чувашской Республики.

В создавшихся условиях необходимо дальнейшее расширение спектра инструментов по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности как в части стимулирования спроса промышленности на новые технологические решения, так и в части предложения - стимулирование прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Директор Российского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности доктор юридических наук В.Н.Лопатин, выступая на межрегиональном форуме-выставке "Чувашия - биорегион", отметил, что именно формирование рынка интеллектуальной собственности способствовало переходу США, Японии, Китая и многих других стран к инновационной экономике.

Согласно докладу Национального разведывательного совета США 2009 года "Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025" США сохранят доминирующую позицию в трех областях: интеллектуальная собственность; искушенность в бизнесе для стимулирования инноваций; поощрение творческого подхода. Индия в этой области достигнет паритета с США в научном и человеческом капитале, а Китай - в правительственной восприимчивости к инновациям в бизнесе.

По данным проверок Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, в России в большинстве организаций нематериальные активы практически отсутствуют (до 1 - 2 процентов). Зарубежный полувековой опыт капитализации за счет нематериальных активов на основе интеллектуальной собственности практически никак не учитывается и не используется.


1.2.9. Законодательное регулирование и государственное стимулирование развития биоэкономики


В настоящее время усилиями органов государственной власти в республике созданы отдельные элементы системы поддержки инновационно-индустриального развития (венчурный фонд, технопарки, центр коллективного доступа и пр.), но, несмотря на положительный опыт целого ряда инициатив, прорыва в области инновационного развития экономики не произошло. Главной проблемой остается отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих инвестирование как в инновационную сферу, разработку биотехнологий, так и в их коммерциализацию. Важнейшим условием развития этих механизмов в Чувашской Республике, как и в России в целом, является наличие совершенной законодательной и нормативной базы.

На сегодня не принято ни одного федерального закона, в котором было бы законодательно закреплено понятие и определено содержание деятельности в сфере биотехнологий. Таким образом, действующая система правового регулирования биотехнологий не отвечает требованиям времени.

В то же время законодательная база значительно проработана в странах, широко использующих биотехнологии. Например, в США она состоит из разделов, включающих в себя не только регулирующие законы и нормативные акты (стандарты), но и судебную практику в сфере:

производства пищевых продуктов методами генной инженерии;

применения ветеринарных и прочих сельскохозяйственных препаратов;

разработки и производства лекарственных средств;

биоэнергетики;

генной инженерии.

В США еще в августе 2005 г. был подписан закон об энергетической политике (Energy Policy Act), предусматривающий субсидии и налоговые льготы производителям этанола, который позволил увеличить производство этого вида топлива к 2009 году более чем в 1,5 раза. Законом "О биомассе", в котором ставится задача к 2025 году довести объем продукции из возобновляемого сырья до 25 процентов, предусмотрена система дотирования фермерских хозяйств, формирующих сырьевую базу производства биотоплива.

В Европейском союзе также достаточно четко отлажена система регулирования в области биотоплива. Так, например, определены квоты для производства биотоплива по странам. Директива Европейского союза 2003 года по использованию биологических источников энергии предусматривает, что доля биодизеля в структуре моторного топлива (биодизель + биоэтанол) должна достичь в 2010 году 5,75 процента.

В Китае в 2000 году принята национальная программа производства и применения биоэтанола.

Опираясь на мировой опыт, учитывая приоритетные направления развития биотехнологий на территории Чувашской Республики, необходимо в кратчайшие сроки разработать и принять пакет законов и подзаконных актов о биоэнергетике с целью стимулирования, поддержки и развития биоэнергетических технологий (в первую очередь технологий получения теплоты из твердой биомассы и технологий получения и использования биогаза, а затем всех других видов технологий).


1.2.10. Отсутствие комплексности подходов и ресурсов в развитии биоэкономики


Добиться высоких результатов в сфере внедрения новых технологий, подходов к природопользованию, формированию "экологического мышления" невозможно в условиях разобщенности хозяйствующих субъектов и отсутствия межотраслевого взаимодействия. Наличие перерабатывающих мощностей требует обеспечения соответствующей сырьевой базы, инфраструктуры, регулирующих нормативов. Комплексное и системное взаимодействие предприятий, использующих биотехнологии, но относящихся к разным отраслям, возможно обеспечить лишь посредством создания биотехнологического кластера. Преимущества, получаемые при этом бизнес-структурами, связаны с существенным снижением барьеров выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы, уменьшением затрат за счет эффекта масштаба, который проявляется при кооперации производителей и потребителей.


1.3. Возможные варианты решения проблемных вопросов,

оценка преимуществ и основных рисков


Анализ характеристик стратегических вариантов инновационного развития Чувашской Республики на период до 2020 года, проведенный на основе матричного позиционирования вариантов стратегических альтернатив создания в Чувашской Республике биоэкономики, подтверждает необходимость реализации Программы кластерным подходом.

Матричная структура взаимодействия биотехнологических комплексов внутри каждого муниципального образования позволит обеспечить наиболее эффективный механизм формирования биотехнологического кластера Чувашской Республики (рисунок).

Уровень риска реализации Программы в соответствии с принятой Стратегией "Чувашия - биорегион" до 2020 года оценивается как умеренный (шкала надежности находится в пределах 0,15 - 0,75).


Стадии инноваций в сфере I - научно-исследовательские разработки

биотехнологий:

II - опытно-конструкторские разработки


III - коммерциализация (приобретение) технологий


IV - промышленное производство


Биотехнологический кластер


Использование биотехнологий для III IV IV

решения экологических проблем


Формирование собственной сырьевой I II III IV

базы


Производство биотехнологической III IV

продукции


Совершенствование биотехнологических I II III IV

процессов переработки

сельскохозяйственного сырья


2010 - 2011 годы, 2012 - 2015 годы, 2016 - 2020 годы,

краткосрочный среднесрочный период долгосрочный

период период


Технологическая карта (траектория)
наиболее значимых основных направлений Программы


Анализ возможных рисков реализации Программы и меры их преодоления отражены в табл. 1.


Таблица 1


Системные риски реализации Программы
и направления их преодоления


Тип
риска

Факторы
риска

Меры
преодоления рисков

1

2

3

Технологический

неверный выбор оборудования,
нехватка специалистов в области
проектирования, внедрения и
реализации проектов, недостатки в
эффективном управлении
техническим персоналом,
допущенные при проектировании
ошибки

мониторинг реализуемых проектов,
предоставление консультационной и
информационной поддержки

Экономический

сохранение инфляционных тенденций
в экономике, возникновение
дефицита бюджета, изменение
налогового законодательства

ежегодное уточнение объемов
финансирования с учетом реальных
возможностей республиканского
бюджета Чувашской Республики,
конкурсный отбор проектов для
финансирования за счет средств
республиканского Чувашской
Республики

Экологический

природно-климатические аномалии,
изменения законодательства в
сфере защиты окружающей среды

страхование сельскохозяйственных
и предпринимательских рисков со
стороны разработчиков

Финансовый

отсутствие финансирования бизнес-
проектов в сфере биотехнологий,
изменение условий коммерческого
кредитования

применение механизмов
государственно-частного
партнерства при реализации
наиболее крупных проектов

Юридический

отсутствие правовых актов в сфере
биоэнергетики, регулирующих
оборот биотехнологической
продукции

разработка соответствующих
нормативных правовых актов на
уровне Чувашской Республики

Конъюнктурный

низкая востребованность
биотехнологической продукции
рынком, изменение рыночной
конъюнктуры вследствие вступления
России во Всемирную торговую
организацию

популяризация биотехнологий,
формирование положительных
потребительских настроений в
отношении продукции биоиндустрии,
разработка механизмов
стимулирования спроса на
биотехнологическую продукцию



II. Основная цель и задачи Программы


Цель Программы - формирование на территории Чувашской Республики высокотехнологичных секторов инновационной экономики, ориентированных на использование биотехнологий во всех сферах деятельности.

Для достижения этой цели предполагается решение ряда задач:

интеграция имеющихся в Чувашской Республике ресурсов и организационных структур, их сосредоточение на приоритетных направлениях развития биотехнологий;

развитие производственной и инновационной инфраструктуры биоэкономики, включая создание систем научно-технологического, информационного, кадрового, маркетингового обеспечения;

создание нормативной, информационной, финансовой среды, способствующей интенсификации развития биоэкономики;

создание единого образовательного пространства биотехнологической направленности;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров на территории Чувашской Республики для обеспечения научно-исследовательской деятельности и потребностей биотехнологических предприятий;

обеспечение конкурентоспособности сектора прикладных исследований и разработок, включающее внедрение проектного финансирования организаций науки, обновление приборной и стендовой базы исследовательских центров, поддержку малого инновационного бизнеса, стимулирование участия организаций в международных научно-исследовательских и технологических проектах;

вовлечение органов местного самоуправления муниципальных районов Чувашской Республики в процесс стимулирования и развития биотехнологий на местах;

создание среды активизации спроса организаций на продукты биотехнологий;

внедрение биотехнологий как в производственной, так и в непроизводственной сферах (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, бытовое и медицинское обслуживание населения и пр.);

формирование системы "зеленого природопользования", внедрение экологических императивов, способствующих минимизации антропогенного воздействия в процессе интенсификации производственной и иной деятельности;

формирование территориальных биотехнологических кластеров, объединяющих разработку и производство высокотехнологичной биопродукции, способствующих эффективному взаимодействию участников республиканского рынка биоиндустрии;

повышение экологической культуры населения, формирование положительных потребительских настроений в отношении продукции биоиндустрии.


III. Перечень программных мероприятий


Система программных мероприятий представляет собой комплекс мер, которые сгруппированы по этапам и сферам реализации, скоординированы по срокам и исполнителям и обеспечивают комплексный подход и координацию деятельности всех участников Программы с целью достижения планируемых результатов (приложение N 2).

Основной этап реализации Программы направлен на коммерциализацию и внедрение биотехнологий на всей территории Чувашской Республики с целью достижения показателя прироста производства продукции сельского хозяйства на душу населения, определенного Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года (приложение N 3 - не приводится), и отражает приоритетные направления развития биоэкономики на основе имеющегося ресурсного потенциала и возможных направлений кластеризации.

Заключительный этап Программы направлен на ускорение процесса диффузии биотехнологий, формирования "зеленого природопользования" и внедрения в практику экологических императивов.

В рамках каждого этапа Программы предусматривается выполнение конкретных мероприятий на основе проектно-ориентированного метода (табл. 2). Перечень мероприятий Программы определяется приоритетными направлениями Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года.


Таблица 2


Структурное построение системы программных мероприятий
и целевое назначение подсистемных этапов


N
п/п

Наименование
подсистемных этапов

Целевое назначение
подсистемного этапа

Этап 1. Генерация знаний и ресурсов

1.

Совершенствование системы
подготовки, переподготовки и
закрепления кадров для
обеспечения научно-
исследовательской деятельности и
потребностей биотехнологических
предприятий

создание и развитие эффективных
механизмов подготовки специалистов
и научных кадров в области
биотехнологий, создание единого
образовательного пространства
биотехнологической направленности

2.

Формирование конкурентоспособного
сектора исследований и разработок
в области биотехнологий

формирование и реализация
перспективных научно-
исследовательских, опытно-
конструкторских и технологических
работ; осуществление интеграции
науки, промышленности, малого и
среднего предпринимательства на
основе рыночных механизмов
коммерциализации объектов
интеллектуальной собственности и
передачи технологий

3.

Создание среды, способствующей
интенсификации развития
биоэкономики

создание стимулирующих механизмов
государственной поддержки
формирования и развития нового
высокотехнологичного сектора -
биоэкономики; совершенствование
нормативной правовой базы,
регулирующей производство и оборот
продукции биотехнологических
предприятий

Этап 2. Формирование конкурентоспособного сектора исследований
и разработок в области биотехнологий

4.

Коммерциализация и внедрение
биотехнологий

создание новой высокотехнологичной
отрасли - биоиндустрии и
позиционирование Чувашской
Республики на рынке
высокотехнологичной продукции;
развитие альтернативной энергетики

5.

Диффузия биотехнологий.
Формирование "зеленого
природопользования", внедрение
экологических императивов

создание на территории Чувашской
Республики благоприятной среды для
расширения сфер применения
биотехнологий и роста биоэкономики

Этап 3. Формирование биотехнологического кластера Чувашской Республики

6.

Формирование территориальных
биотехнологических кластеров,
объединяющих разработку и
производство высокотехнологичной
биопродукции

оптимизация производственных и
технологических цепочек создания
добавленной стоимости; рациональное
использование биоресурсов и
повышение качества жизни населения
Чувашской Республики


IV. Ресурсное обеспечение Программы


Предполагаемый общий объем финансирования Программы в 2010 - 2020 годах составляет 17451,327 млн. рублей (табл. 3), в том числе за счет средств:

республиканского бюджета Чувашской Республики - 171,65 млн. рублей (0,98 процента);

бюджетов муниципальных районов - 37,5 млн. рублей (0,21 процента);

внебюджетных источников - 17242,177 млн. рублей (98,81 процента).

В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей бюджетов муниципальных районов и республиканского бюджета Чувашской Республики.


Таблица 3


Финансирование Программы на 2010 - 2020 годы


(млн. рублей)

Источники
финансирования

Всего

В том числе по годам реализации

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Всего

17451,327

933,11

1006,48

1194,245

5303,66

1821,56

1476,577

1460,375

1527,31

1292,34

1365,57

70,1

в том числе за
счет средств:





































бюджетов
муниципальных
районов

37,5

0

0

0

1

19,5

11,5

3,5

0,5

0,5

0,5

0,5

республиканского
бюджета
Чувашской
Республики

171,65

153

0,05

0,05

5,8

2,7

5,05

5

-

-

-

-

внебюджетных
источников

17242,177

780,11

1006,43

1194,195

5296,86

1799,36

1460,027

1451,875

1526,81

1291,84

1365,07

69,6



Для эффективной реализации Программы необходима ресурсная интеграция, которая предусматривает объединение информационных, интеллектуальных, производственно-технологических, управленческих и финансовых ресурсов.

Информационные ресурсы, необходимые прежде всего для актуализации направлений внедрения биотехнологий с учетом мировых тенденций и оперативного мониторинга эффективности реализации программных мероприятий, многовариантны и включают в себя базы данных, статистические отчеты, патентный анализ, научные публикации и материалы конференций, форумов и специализированных аналитических агентств.

Ресурсными источниками интеллектуального капитала являются научные организации, высшие учебные заведения, малые инновационные предприятия и технопарки, высокотехнологичные компании и научные центры в Чувашской Республике, а также аналогичные организации из других регионов Российской Федерации и зарубежных стран.

Источниками производственно-технологических ресурсов для решения задач опытного и промышленного освоения биотехнологий являются крупные и средние организации, а также малые инновационные предприятия.

Источниками финансовых ресурсов являются кредитные организации, частные инвесторы, собственные средства организаций, средства республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов.


V. Механизм управления реализацией Программы

и контроль за ходом ее выполнения


Для проектирования, создания и развития биоэкономики Чувашской Республики применены методы системного анализа, долгосрочного прогнозирования, программно-целевого подхода, индикативного планирования.

Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии).

Реализация Программы предусматривает взаимодействие ее субъектов: органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, организаций всех сфер жизнедеятельности, общественных объединений и населения Чувашской Республики.

Управление реализацией Программы включает в себя совокупность преактивного и индикативного механизмов анализа, контроля, координации, формирования и финансирования программных мероприятий, а также взаимодействия субъектов Программы.

В работе механизмов реализации Программы ключевая роль отводится рабочей группе, состоящей из представителей органов исполнительной власти Чувашской Республики, организаций инновационной инфраструктуры, высших учебных заведений.

В функции рабочей группы входят:

определение приоритетных направлений развития биоэкономики в Чувашской Республике;

разработка механизма корректировки программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;

определение процедуры обеспечения публичности информации о результатах мониторинга реализации Программы, достигнутых целевых показателях;

организация и проведение конкурсов в составе программных мероприятий.

Функции, реализуемые участниками управляющего механизма, разграничены компетенцией соответствующих субъектов:

органы исполнительной власти Чувашской Республики - определение стратегических направлений, создание условий и стимулов развития биоэкономики в Чувашской Республике, повышение качества жизни и обеспечение социальной защиты населения, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности во всех сферах жизнедеятельности, развитие международного сотрудничества с целью развития биоэкономики;

органы местного самоуправления - выявление и развитие конкурентных преимуществ муниципальных районов, создание условий и стимулов функционирования конкретных объектов биоэкономики, развитие межрегионального и межмуниципального сотрудничества с целью развития биоэкономики;

организации и учреждения науки - проведение фундаментальных исследований в сфере биотехнологий, проведение прикладных исследований и повышение эффективности существующих промышленных технологий, сопровождение и научная поддержка коммерциализируемых технологий (проектирование, экспертиза, лабораторные исследования), обеспечение производств высококвалифицированными кадрами, участие во всероссийских и международных научных программах и проектах в сфере биотехнологий;

учреждения образования - разработка учебных программ, методического обеспечения специальностей в соответствии с потребностями биотехнологических предприятий, подготовка кадров для научных и промышленных организаций, участие в международных и межрегиональных программах, конференциях, форумах биотехнологической направленности;

общественные объединения - популяризация биотехнологий, независимый экологический и финансовый контроль;

бизнес-сообщество - коммерциализация научных разработок, организация сбора и переработки биомассы, стимулирование сбыта биотехнологической продукции.

Механизм взаимодействия участников Программы отражен в дорожной карте реализации программных мероприятий (приложение N 4 - не приводится).

Государственный заказчик Программы - Минэкономразвития Чувашии в ходе реализации Программы координирует деятельность основных исполнителей по выполнению программных мероприятий, контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий, формирует и ежегодно направляет в Министерство финансов Чувашской Республики бюджетную заявку на ассигнования, необходимые для реализации Программы.

Исполнители мероприятий Программы представляют:

ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития Чувашии и Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики (в части НИОКР гражданского назначения) статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;

ежегодно до 15 февраля до 2021 года информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Минэкономразвития Чувашии.

Минэкономразвития Чувашии:

ежегодно до 1 марта до 2021 года представляет в Министерство финансов Чувашской Республики, а в части мероприятий Программы, которые содержат разделы по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам гражданского назначения, - в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, предусмотренных в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Чувашской Республики;

по окончании срока реализации Программы:

до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации;

до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.


VI. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы


Целевые индикаторы ожидаемой эффективности реализации Программы представлены в приложении N 5. В соответствии с ними к 2020 году прогнозируется:

рост числа организаций, использующих биотехнологии, в 2 раза по сравнению с показателями 2010 года;

создание не менее 5 специализированных объектов инфраструктуры;

создание ежегодно не менее 25 новых рабочих мест в организациях, использующих биотехнологии, начиная с 2011 года.

Реализация Программы позволит одновременно решить такие актуальные экономические, социальные и экологические задачи, как:

создание в Чувашской Республике биоэкономики здоровья человека, окружающей среды, сельского хозяйства, в том числе за счет создания биотехнологических кластеров;

формирование и развитие инфраструктуры биоэкономики;

снижение экологической напряженности за счет вовлечения в переработку биомассы, отходов производства и вторресурсов;

создание альтернативной сырьевой базы для развития пищевой промышленности, белково-кормовой базы для развития животноводства (снижение импортозависимости);

развитие биоэнергетики для стабильного снабжения энергоресурсами муниципальных районов;

повышение экономической эффективности лесопромышленного комплекса и сельского хозяйства;

увеличение количества рабочих мест в муниципальных районах;

повышение конкурентоспособности аграрного сектора Чувашской Республики через повышение производительности и качества получаемых продуктов;

обеспечение дополнительных поступлений доходов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации.

Технико-экономическое обоснование Программы приведено в приложении N 6.

Бюджетная эффективность определяется положительным сальдо суммарного потока в бюджетной сфере за анализируемый период, а также ростом поступления доходов в бюджеты всех уровней и увеличением валового регионального продукта.

Чистый дополнительный доход республиканского бюджета Чувашской Республики за все годы реализации Программы составит свыше 1500 млн. рублей, что более чем в 8 раз перекрывает бюджетные затраты.

Социальная эффективность Программы определяется созданием до 370 новых рабочих мест в муниципальных районах и повышением уровня заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственных организациях, внедривших биотехнологии, в 2 раза за период реализации Программы.

Эффективность реализации Программы определяется в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации Программы (приложение N 7).


Приложение N 1

к республиканской целевой программе

"Развитие биоэкономики

в Чувашской Республике до 2020 года"


^ СПРАВОЧНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

К РАЗДЕЛУ I "ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ

НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА" РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

^ "РАЗВИТИЕ БИОЭКОНОМИКИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2020 ГОДА"


Таблица 1.1


Учреждения образования в Чувашской Республике, обладающие

потенциалом подготовки специалистов в области биотехнологий


┌───┬────────────────────┬───────────────────────────┬────────────┬────────────┬────────────────────┐

│ N │ Наименование │ Специальность │Годы выпуска│ Количество │ Количество │

│п/п│ образовательных │ (специализация) │специалистов│выпускников,│ трудоустроенных, │

│ │ учреждений │ │ │ человек │ человек │

│ │ │ │ │ ├────────┬───────────┤

│ │ │ │ │ │ всего │в том числе│

│ │ │ │ │ │ │по заявкам │

│ │ │ │ │ │ │предприятий│

├───┼────────────────────┼───────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────┼───────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │

├───┴────────────────────┴───────────────────────────┴────────────┴────────────┴────────┴───────────┤

│ Среднеспециальные учебные заведения │

├───┬────────────────────┬───────────────────────────┬────────────┬────────────┬────────┬───────────┤

│ 1.│ФГОУ СПО "Алатырский│технология молока и│ 2007 │ 33 │ 18 │ - │

│ │сельскохозяйственный│молочных продуктов │ 2008 │ 27 │ 17 │ - │

│ │техникум" │ │ 2009 │ 22 │ 16 │ 4 │

├───┼────────────────────┼───────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────┼───────────┤

│ 2.│ФГОУ СПО "Вурнарский│агрономия │ 2009 │ 23 │ 4 │ - │

│ │сельскохозяйственный├───────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────┼───────────┤

│ │техникум" │технология мясных продуктов│ 2009 │ 45 │ 11 │ - │

│ │ ├───────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────┼───────────┤

│ │ │ветеринария │ 2009 │ 24 │ 12 │ - │

├───┼────────────────────┼───────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────┼───────────┤

│ 3.│РГОУ СПО│технология продукции│ 2009 │ - │ - │ - │

│ │"Чебоксарский │общественного питания │ │ │ │ │

│ │техникум технологии│ │ │ │ │ │

│ │питания и коммерции"│ │ │ │ │ │

├───┼────────────────────┼───────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────┼───────────┤

│ 4.│НОУ СПО│технология молока и│ 2007 │ 45 │ 33 │ 18 │

│ │"Новочебоксарский │молочных продуктов │ 2008 │ 30 │ 23 │ 13 │

│ │техникум прикладной│ │ 2009 │ 19 │ 15 │ 10 │

│ │биотехнологии" ├───────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────┼───────────┤

│ │ │технология мяса и мясных│ 2007 │ 43 │ 26 │ 9 │

│ │ │продуктов │ 2008 │ 24 │ 17 │ 8 │

│ │ │ │ 2009 │ 16 │ 4 │ 4 │

│ │ ├───────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────┼───────────┤

│ │ │технология продуктов│ 2007 │ 29 │ 27 │ 20 │

│ │ │общественного питания │ 2008 │ 59 │ 43 │ 26 │

│ │ │ │ 2009 │ 36 │ 24 │ 16 │

├───┼────────────────────┼───────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────┼───────────┤

│ 5.│ФГОУ СПО "Экономико-│технология хранения и│ 2009 │ 172 │ 101 │ - │

│ │технологический │переработки зерна; │ │ │ │ │

│ │колледж" │технология бродильных │ │ │ │ │

│ │ │производств и виноделие; │ │ │ │ │

│ │ │технология хлеба,│ │ │ │ │

│ │ │кондитерских и макаронных│ │ │ │ │

│ │ │изделий; │ │ │ │ │

│ │ │технология продукции│ │ │ │ │

│ │ │общественного питания │ │ │ │ │

├───┴────────────────────┴───────────────────────────┴────────────┴────────────┴────────┴───────────┤

│ Высшие учебные заведения │

├───┬────────────────────┬───────────────────────────┬────────────┬────────────┬────────┬───────────┤

│ 6.│ФГОУ ВПО "Чувашский│охрана окружающей среды │ 2007 │ 46 │ - │ - │

│ │государственный │ │ 2008 │ 26 │ - │ - │

│ │университет имени│ │ 2009 │ 47 │ - │ - │

│ │И.Н.Ульянова" │ │ │ │ │ │

├───┼────────────────────┼───────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────┼───────────┤

│ 7.│ФГОУ ВПО "Чувашская│технология производства и│ 2007 │ 93 │ 29 │ 27 │

│ │государственная │переработки │ 2008 │ 61 │ 28 │ 25 │

│ │сельскохозяйственная│сельскохозяйственной │ 2009 │ 97 │ 32 │ 29 │

│ │академия" │продукции │ │ │ │ │

│ │ ├───────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────┼───────────┤

│ │ │агрономия │ 2007 │ 81 │ 42 │ 37 │

│ │ │ │ 2008 │ 93 │ 38 │ 36 │

│ │ │ │ 2009 │ 112 │ 26 │ 25 │

│ │ ├───────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────┼───────────┤

│ │ │зоотехния │ 2007 │ 58 │ 25 │ 22 │

│ │ │ │ 2008 │ 31 │ 24 │ 21 │

│ │ │ │ 2009 │ 46 │ 10 │ 10 │

│ │ ├───────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────┼───────────┤

│ │ │ветеринария │ 2007 │ 52 │ 34 │ 32 │

│ │ │ │ 2008 │ 44 │ 29 │ 28 │

│ │ │ │ 2009 │ 62 │ 26 │ 26 │

└───┴────────────────────┴───────────────────────────┴────────────┴────────────┴────────┴───────────┘


Диаграмма 1.1


Динамика численности обучающихся в аспирантурах, созданных

в высших учебных заведениях, осуществляющих свою деятельность

на территории Чувашской Республики, человек


Рисунок не приводится.


Диаграмма 1.2


Динамика патентных заявок, поданных резидентами

Чувашской Республики, шт.


Рисунок не приводится.


Диаграмма 1.3


Динамика количества патентов, полученных резидентами

Чувашской Республики, шт.


Рисунок не приводится.


Диаграмма 1.4


Количество патентных заявок, поданных резидентами субъектов

Российской Федерации, сопоставимых с Чувашской Республикой

по площади и совокупности располагаемых природных ресурсов,

в 2009 году, шт.


Рисунок не приводится.


Диаграмма 1.5


Количество патентных заявок, поданных резидентами отдельных

европейских стран и резидентами Чувашской Республики,

в 2006 году, шт.


Рисунок не приводится.


Таблица 1.2


Структура основных биотехнологий,

применяемых в сельском хозяйстве


Растениеводство

Животноводство

Семена растений, устойчивых к гербицидам

Производство аминокислот (пищевые
добавки для животных)

Семена растений, устойчивых к насекомым-
вредителям

Диагностика продуктов (свежесть,
отсутствие возбудителей инфекций)

Семена растений, устойчивых к вирусам

Биопестициды

Семена растений с добавленными
свойствами (повышенное содержание
аминокислот, жирных кислот)

Вакцины для животных




Выведение новых пород животных и
аквакультур


Таблица 1.3


Структура основных биотехнологий,

применяемых в немедицинской промышленности


Промышленность

Экология

Пищевая отрасль:
добавки к мясной продукции;
дрожжи;
ферменты для пивной, винной и молочной
промышленности

Биовосстановление почв

Саморазлагающиеся материалы

Очистка промышленных отходов

Биореагенты

Восстановление лесов

Препараты, альтернативные химикатам в
целлюлозно-бумажной промышленности




Энзимы

Немедицинские диагностики

istoriya-tradicii-i-predidushij-opit-raboti-shkoli-obrazovatelnaya-programma-gosudarstvennogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo.html
istoriya-uchrezhdeniya-nagradi-i-evolyuciya-ordenskogo-znaka.html
istoriya-ulyanovskogo-visshego-aviacionnogo-uchilisha-ga.html
istoriya-upravleniya-tamozhennimi-processami-chast-6.html
istoriya-velichki-stranica-12.html
istoriya-velikogo-veta-nefedov-s-istoriya-novogo-vremeni-epoha-vozrozhdeniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/komandirovki-po-rossii-i-za-rubezh-oformlenie-uchet-i-nalogooblozhenie-stranica-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-nalogooblozheniya-naloga-na-dobavlennuyu-stoimost.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upotreblenie-form-sushestvitelnih-instrukciya-po-vipolneniyu-raboti-po-russkomu-yaziku-vnimatelno-ot-nachala-do.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tut-nashel-bujnij-veles-mladuyu-zhenu-udaluyu-usonshu-vievnu-razgulyalas-nepogodushka-tucha-groznaya-podnimalas.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-6-razdeli-burenie-skvazhin.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-24-yanvarya-2012-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/career.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-data-klass-tema-korroziya-metallov.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zasedanie-5-na-5-zasedanii-mi-zaslushali-doklad-zaharovoj-riti-po-napravleniyu-intellektualnij-resurs-cheloveka.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/realnie-istoki-grozyashih-opasnostej-chto-est-budushee-kakim-ono-budet.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sitroniks-nachala-postavki-beskontaktnih-biletov-na-obekti-olimpiadi-23-dekabrya-oficialnie-novosti-5.html
  • letter.bystrickaya.ru/mistika-i-mrakobesie-renessans-naoboro-t-otbrasivaet-vsyu-etu-noch-srednevekovya-obrashaetsya-k-svetloj-antichnosti-k-ee-svobodnoj-filosofii-stranica-10.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenie-nedeli-bezopasnosti-obshie-polozheniya.html
  • control.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-otkritij-aukcion-v-elektronnoj-forme-stranica-9.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mediaobrazovanie-rossijskij-zhurnal-istorii-teorii-i-praktiki-mediapedagogiki-12010-stranica-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-ugolovnoj-otvetstvennosti-i-nakazaniya-nesovershennoletnih-programma-disciplini-obshaya-chast-ugolovnogo.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-dlya-aspirantov-chast-1-moskva-2003.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobshenie-za-pechata.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-en-r-01-ekonomicheskaya-geografiya-i-regionalistika-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-nalogi-i-nalogooblozhenie-nalchik-2008-g-stranica-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti-12-00-10-mezhdunarodnoe-publichnoe-pravo.html
  • grade.bystrickaya.ru/municipalnoe-doshkolnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-detskij-sadom-kombinirovannogo-vida-76.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-stroitelstvo-individualnogo-dostupnogo-zhilya-stroitelstvo-zhilya-v-rodovom-pomeste.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-razrabotke-proektov-normativov-obrazovaniya-othodov-i-limitov-na-ih-razmeshenie-obshie-polozheniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/podgotovka-inzhenerov-artilleristov-geodezistov-oficerov-slozhenie-i-vichitanie-desyatichnih-drobej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primeri-shizoidnih-perezhivanij-riman-f-osnovnie-formi-strahaper-s-nem-e-l-gushanskogo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-glubokoe-intervyu-pri-razrabotke-sociologicheskih-anket-belanovskij-s-a-belanovskij-s-a-glubokoe-intervyu.html
  • report.bystrickaya.ru/ketoni-obshie-svedeniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/agrarnaya-sfera-rossii-i-selskoe-hozyajstvo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/severo-zapadnij-federalnij-okrug-v-ramkah-federalnoj-celevoj-programmi-issledovaniya-i-razrabotki-po-prioritetnim.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-diskussii-adaptaciya-migrantov-v-sankt-peterburge-novie-proekti-programmi-pravitelstva-sankt-peterburga-tolerantnost-0.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskovskij-gosudarstvennij-universitet-im-m-v-lomonosova-himicheskij-fakultet-kafedra-analiticheskoj-himii-zachyotnaya-zadacha-po-analiticheskoj-himii.html
  • school.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-stranica-28.html
  • essay.bystrickaya.ru/dosugovaya-i-sportivnaya-rabota-vnutrigorodskogo-municipalnogo-obrazovaniya-vihino-zhulebino-v-gorode-moskve.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-voda-nuzhdaetsya-v-zashite-.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/respublikanskoj-celevoj-programmi-razvitie-potrebitelskogo-rinka-i-sferi-uslug-v-chuvashskoj-respublike-na-2010-2020-godi-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.