.RU

Как работает наша память

КАК РАБОТАЕТ НАША ПАМЯТЬ

Память — это мыслитель­ный процесс, включающий в себя запись, хранение и извле­чение информации. Запись информации осуществляется посредством акта запомина­ния, а ее извлечение — посред­ством акта вспоминания. Каче­ство запоминания обусловлено вниманием человека к объек­ту записи.

Внимание представляет со­бой форму организации психи­ческой деятельности, проявля­ющуюся в избирательной на­правленности (селективнос­ти), концентрации и относи­тельной устойчивости. Концентрация внимания обуслов­лена усилением возбуждения в доминантном очаге коры го­ловного мозга, сопровождаю­щейся угнетением всей осталь­ной части коры. По этой при­чине, например, глубоко по­груженные в работу люди не слышат звонка у входной две­ри и даже на дотрагивание ре­агируют лишь спустя некото­рое время.

Противоположным акту за­поминания является забыва­ние. Как это ни звучит пара­доксально, но забывание слу­жит важным условием запоми­нания, поскольку оно разгру­жает центральную нервную систему, освобождая место для новых связей. Память опреде­ляется работой всего головно­го мозга, но в первую оче­редь — это биологический фе­номен, обусловленный дея­тельностью органов чувств. В зависимости от того, какой орган чувств принимает наи­более активное участие в акте записи информации, различа­ют несколько разновидностей памяти: визуальная (зритель­ная), вербальная (связанная с функцией слуха), обонятель­ная, осязательная и др. В био­логическом мире важную роль играет генетическая память, определяющая миграции птиц и рыб, обусловливающая стад­ные инстинкты. Человеческая память представляет собой бесконечно более сложный ме­ханизм — это функция мозга, нейронная активность которо­го позволяет фильтровать, со­хранять и уничтожать воспо­минания.

Около 60 процентов людей пользуются в основном зри­тельной памятью. Они легко восстанавливают в воображе­нии виденные некогда места, предметы, лица, страницы га­зет. Другие люди как будто с большей легкостью запомина­ют звуки и слова, и возникаю­щие в их уме ассоциации час­то представляют собой различ­ные ритмы и каламбуры.

В зависимости от времен­ной установки человеческую память подразделяют на не­посредственную, кратковре­менную, долговременную, скользящую.

Непосредственная (сен­сорная) память — это память автоматическая, в которой одно впечатление мгновенно сменяется следующим. При­мером такого процесса служит печатание на машинке: как только буква напечатана, чело­век тут же забывает ее, чтобы перейти к следующей.

Кратковременная па­мять — это оперативная (ра­бочая) память, способная од­новременно удерживать до семи элементов в течение мак­симум тридцати секунд. Она действует, например, когда вы набираете номер телефона. Без оперативной памяти мно­гие привычные действия со­вершались бы гораздо мед­леннее. Этот вид памяти по­зволяет выбрасывать из созна­ния информацию, как только она стала ненужной.

Долговременная память должна оставлять заметные следы в сознании на дни, ме­сяцы и даже годы, поэтому ее работу определяют более сложные механизмы записи информации, действующиенанескольких уровнях: чувствен­ном, эмоциональном и интел­лектуальном

Скользящая память — са­мая короткая из всех видов долговременной памяти. Тако­го рода память развита, напри­мер, у авиадиспетчеров: она позволяет им на несколько минут сосредоточить внима­ние на изображении движу­щейся точки на экране, а пос­ле посадки самолета тут же забыть о ней, переключив вни­мание на следующую точку.

Если информация предназ­начена для использования в ближайшем будущем (подго­товка к экзаменам, необходи­мость запомнить некий адрес), постоянное мысленное повто­рение помогает лишь кратков­ременно удержать ее в памяти.

Для закрепления следа в памя­ти на длительное время требу­ется более высокая степень обработки материала. Необходи­мо определить для себя значе­ние воспринимаемой инфор­мации и дать время на обдумы­вание, обобщить и проанали­зировать ее.

Долговременная память основана на наблюдении, ана­лизе и составлении суждения. Любое суждение включает в себя впечатления и эмоции. Сильные эмоции действуют подобно раскаленному клейму и оставляют в памяти неизгла­димые следы. Человек спосо­бен повысить качество записи материалов в памяти, сосредо­точившись на своих эмоциях, развивая наблюдательность и делая комментарии по поводу данного эмоционального или интеллектуального контекста. Именно этим объясняется, по­чему какие-то детали прошло­го люди помнят лучше других.

Если задуманное челове­ком к высказыванию принять за 100 процентов, то в словес­ные формы (предложения) об­лекается и высказывается ок­ружающим только 8О процен­тов. Выслушивается из задуманного 70 процентов, воспри­нимается и понимается 60 про­центов, а в долговременной па­мяти остается от 10 до 24 про­центов.

В среднем человек запоминает 1/5 части то­го, что услышит, и 3/5 того, что увидит. Из того, что человеку покажут и объяснят, он за­поминает 4/5. Наилучшим временем суток для сознатель­ной работы памяти является промежуток от 10 до 12 часов, когда организм максимально ус­тойчив к кислородному голоданию, а также пос­ле 20 часов.

На подсознательном уров­не процесс запоминания, фик­сации в коре головного мозга накопившейся за день новой информации более интенсивно протекает в каждом следую­щем цикле парадоксальной фазы сна. Принимая во внима­ние, что в норме у человека за ночь наблюдается до 4-5 полу­торачасовых циклов сна, мож­но считать, что наилучшая "запоминающая" функция сна проявляет себя где-то за два часа до пробуждения. Что касается времени года, то наилучшим для работы памяти является летний период.

Экспериментально доказано, что в процессе запомина­ния однородного материала (например, стихотворения) легче всего усваиваются нача­ло и конец, а наиболее труд­но—средняя часть. Запоминание улучшается, если посте­пенно повышать сложность ус­ваиваемого материала.

Повторять изучае­мый материал очень важ­но с интервалами. Не­прерывное повторение, заучивание вплоть до полного запоминания наиболее нецелесообраз­но и неэкономично.

Особенностью человеческой памяти является ее способность с меньшими затратами труда и времени изучать другие иностранные языки после того, как уже усвоен один из них.

Полагают, что структуры, ответственные за память, размещаются в разных участках головного мозга — в зависимости оттого, на каких реакциях организма (чувственных, эмоциональных или интеллектуальных) они основаны. За память отвечают отдельные участки коры головного мозга, лимбическая система и мозжечок. Но основная часть нейрофизиологической деятельности, определяющей работу па­мяти, происходит в гиппокампе и в височной доле каждого из полушарий. Если височная доля повреждена на одной сто­роне мозга, процессы запоми­нания могут еще протекать, хотя и с некоторыми наруше­ниями. Но при двустороннем повреждении способность со­знания к записи и хранению информации полностью про­падает. Это происходит в ре­зультате физической травмы или в связи с дефицитом нейрохимических элементов, как, например, при болезни Альцгеймера.

Работа памяти обусловлена деятельностью нервных кле­ток — нейронов. Сигналы от одного нейрона к другому пе­редают так называемые нейромедиаторы — особые веще­ства (например, ацетилхолин), которые в большом количестве содержатся в гиппокампе. При нехватке ацетилхолина пропа­дает способность к усвоению знаний и функционирует лишь спонтанная память, основан­ная на чувственных реакциях организма.

Метаболические процессы организма включают в себя окисление глюкозы и жиров для получения энергии, часть которой расходуется на синтез ацетилхолипа в мозгу. При гар­монично протекающем старе­нии организма количество син­тезируемого ацетилхолипа уменьшается, но остается до­статочным для того, чтобы нормально мыслить. Одним из возможных последствий недо­статка ацетилхолина и других нейромедиаторов может слу­жить торможение мыслитель­ных процессов, наносящее ущерб памяти: у человека на­блюдается несколько замед­ленная реакция на внешние сигналы как во время наблю­дения и записи информации, так и во время извлечения ее из памяти. Чтобы по мере ста­рения не терять способности к нормальной жизнедеятельнос­ти, разумно всегда сохранять спокойствие (известно, что па­мять человека слабеет пропор­ционально росту его беспокой­ства). Если человек начинает нервничать по поводу кратков­ременных задержек в работе своей памяти, то он только ухудшает положение. Для ком­пенсации снижения умствен­ной активности нужно обу­читься новым стратегиям мышления, облегчающим и ус­коряющим извлечение инфор­мации из памяти, тогда будет обеспечена нормальная рабо­та последней до глубокой ста­рости (при условии удовлетво­рительного общего состояния здоровья).

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ КАЧЕСТВО ПАМЯТИ

С возрастом память слабе­ет, но эффективность ее рабо­ты неодинакова у пожилых людей, как неодинакова она и у детей. Наиболее однородны­ми в этом отношении являют­ся люди среднего возраста. Дети и пожилые люди испы­тывают много идентичных трудностей в отношении дея­тельности памяти. В частно­сти, у них более короткий, по сравнению с обычным, пери­од концентрации внимания. Они испытывают затруднения при анализе информации и не способны к спонтанной орга­низации мыслительного про­цесса. Они не умеют точно оценивать для себя значение воспринимаемой информации и испытывают затруднения при формировании ассоциа­ций, относящихся к информа­ции, которую необходимо за­помнить. И те, и другие плохо фиксируют информацию в памяти. Главное же различие между детьми и стариками состоит в том, что дети лучше помнят недавние события, в то время как старики — собы­тия, более удаленные во вре­мени (поскольку новые впе­чатления они обрабатывают недостаточно эффективно).


kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-istorii-v-10-klasse.html
kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-2013-2014-uchebnij-god-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-klass.html
kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-kursu-biologiya-bakterii-gribi-rasteniya-6-klass.html
kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-kursu-istoriya-drevnego-mira-5-klass.html
kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-kursu-vseobshaya-istoriya-zarubezhnih-stran-xx-nachala-xxi-vv-11-klass.html
kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-literature-9-klass-rabochaya-programma-po-literature-uchitel.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-studentki-ii-kursa-dnevnogo-otdeleniya-specialnosti-dokumentovedenie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-teorii-buhgalterskogo-uchyota-dlya-specialnosti-080109-buhgalterskij-uchyot-analiz-i-audit-institut-distancionnogo-obrazovaniya-forma-obucheniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhilaya-nedvizhimost-vozvrashenie-kommunalki-rossijskoj-gildii-rieltorov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11112009fevral-tennis-ae-bez-preuvelicheniya-skazhu-rezultatom-i-odnovremenno-simvolom-vsestoronnih-dostizhenij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upolnomochennij-organ-po-zanyatosti-stranica-7.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bryus-sterling.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5gornij-dozhd-ajlin-grosman.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-delovoj-inostrannij-yazik.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-tovar-tovarnaya-politika-celevaya-programma-knigoizdaniya-rossii-dlya-gosudarstvennih-nuzhd-na-1995-god-kollektiv.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-nauka-o-dushe-b-ya-pukshanskij-recenzenti-dokt-filos-nauk-prof.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prichini-obrazovaniya-defektov-osanki-i-stopi-i-rol-korrigiruyushih-uprazhnenij-dlya-ispravleniya-etih-defektov.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-sorevnovanij-10-00-nachalo-raboti-sekretariata-10-30-vidacha-kart.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vuzi-polnogo-dnya-vnimanie-vnimanie-vnimanie.html
  • university.bystrickaya.ru/finansovoe-planirovanie-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-menedzhment-organizacii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-formirovaniya-politicheskih-institutov-v-srv-materiali-nauchnih-konferencij-vostochnogo-instituta-dalnevostochnogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-dolgosrochnogo-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossijskoj-federacii-na-period-do-2020-goda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-rekomenduemoe-vedomstvennie-stroitelnie-normi-primenenie-betonov-na-prirodnih-poristih-zapolnitelyah.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehniki-psihodinamicheskoj-terapii-pri-rabote-s-pacientami-imeyushimi-razlichnie-urovni-narushenij.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkritoe-akcionernoe-obshestvo-centr-programmnih-sredstv-massovogo-primeneniya-v-stroitelstve-stranica-13.html
  • bukva.bystrickaya.ru/shpori-po-investiciyam.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kulikova-eyu-uchebnikov-i-uchebnih-posobij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-11-vvedenie-uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-i-54-01-04-metrologicheskoe.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/persi-dzhekson-i-more-chudovish.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-samostoyatelnoj-rabote-studentov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/semejnaya-politika-kak-ekonomicheskij-faktorrazmishleniya-ob-obshestve-budushego-prof-andre-habishkafedra-hristianskogo-socialnogo-ucheniya-katolicheskij-universitet-ajhshtettgermaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/pokazateli-godovoj-otchet-za-2010-god.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-obespechenii.html
  • composition.bystrickaya.ru/ot-redaktora-lazarev-v-n-russkaya-ikonopis-ot-istokov-do-nachala-xvi-veka.html
  • letter.bystrickaya.ru/nikolaj-ostrovskij-stranica-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/materiali-rubrik-sobitiya-novosti-dati-ne-imeyushie-konkretnih-zaglavij-stranica-6.html
  • crib.bystrickaya.ru/klassnij-chas-beregi-glaz-kak-almaz.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/piknik-na-obochine-stranica-5.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-24-litejshik-hudozhestvennih-izdelij-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-61-razdeli-obshie-professii.html
  • reading.bystrickaya.ru/kratkij-obzor-po-tekushim-proektam-novostyam-i-politike-komissii-evrosoyuza-svyazannoj-s-shestoj-i-sedmoj-ramochnoj-programmoj-kes-po-vsem-oblastyam-nauki-i-tehnologij.html
  • studies.bystrickaya.ru/krushenie-amerikanskoj-mechti-v-romane-t-drajzera-amerikanskaya-tragediya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.