.RU

Как работает наша память

КАК РАБОТАЕТ НАША ПАМЯТЬ

Память — это мыслитель­ный процесс, включающий в себя запись, хранение и извле­чение информации. Запись информации осуществляется посредством акта запомина­ния, а ее извлечение — посред­ством акта вспоминания. Каче­ство запоминания обусловлено вниманием человека к объек­ту записи.

Внимание представляет со­бой форму организации психи­ческой деятельности, проявля­ющуюся в избирательной на­правленности (селективнос­ти), концентрации и относи­тельной устойчивости. Концентрация внимания обуслов­лена усилением возбуждения в доминантном очаге коры го­ловного мозга, сопровождаю­щейся угнетением всей осталь­ной части коры. По этой при­чине, например, глубоко по­груженные в работу люди не слышат звонка у входной две­ри и даже на дотрагивание ре­агируют лишь спустя некото­рое время.

Противоположным акту за­поминания является забыва­ние. Как это ни звучит пара­доксально, но забывание слу­жит важным условием запоми­нания, поскольку оно разгру­жает центральную нервную систему, освобождая место для новых связей. Память опреде­ляется работой всего головно­го мозга, но в первую оче­редь — это биологический фе­номен, обусловленный дея­тельностью органов чувств. В зависимости от того, какой орган чувств принимает наи­более активное участие в акте записи информации, различа­ют несколько разновидностей памяти: визуальная (зритель­ная), вербальная (связанная с функцией слуха), обонятель­ная, осязательная и др. В био­логическом мире важную роль играет генетическая память, определяющая миграции птиц и рыб, обусловливающая стад­ные инстинкты. Человеческая память представляет собой бесконечно более сложный ме­ханизм — это функция мозга, нейронная активность которо­го позволяет фильтровать, со­хранять и уничтожать воспо­минания.

Около 60 процентов людей пользуются в основном зри­тельной памятью. Они легко восстанавливают в воображе­нии виденные некогда места, предметы, лица, страницы га­зет. Другие люди как будто с большей легкостью запомина­ют звуки и слова, и возникаю­щие в их уме ассоциации час­то представляют собой различ­ные ритмы и каламбуры.

В зависимости от времен­ной установки человеческую память подразделяют на не­посредственную, кратковре­менную, долговременную, скользящую.

Непосредственная (сен­сорная) память — это память автоматическая, в которой одно впечатление мгновенно сменяется следующим. При­мером такого процесса служит печатание на машинке: как только буква напечатана, чело­век тут же забывает ее, чтобы перейти к следующей.

Кратковременная па­мять — это оперативная (ра­бочая) память, способная од­новременно удерживать до семи элементов в течение мак­симум тридцати секунд. Она действует, например, когда вы набираете номер телефона. Без оперативной памяти мно­гие привычные действия со­вершались бы гораздо мед­леннее. Этот вид памяти по­зволяет выбрасывать из созна­ния информацию, как только она стала ненужной.

Долговременная память должна оставлять заметные следы в сознании на дни, ме­сяцы и даже годы, поэтому ее работу определяют более сложные механизмы записи информации, действующиенанескольких уровнях: чувствен­ном, эмоциональном и интел­лектуальном

Скользящая память — са­мая короткая из всех видов долговременной памяти. Тако­го рода память развита, напри­мер, у авиадиспетчеров: она позволяет им на несколько минут сосредоточить внима­ние на изображении движу­щейся точки на экране, а пос­ле посадки самолета тут же забыть о ней, переключив вни­мание на следующую точку.

Если информация предназ­начена для использования в ближайшем будущем (подго­товка к экзаменам, необходи­мость запомнить некий адрес), постоянное мысленное повто­рение помогает лишь кратков­ременно удержать ее в памяти.

Для закрепления следа в памя­ти на длительное время требу­ется более высокая степень обработки материала. Необходи­мо определить для себя значе­ние воспринимаемой инфор­мации и дать время на обдумы­вание, обобщить и проанали­зировать ее.

Долговременная память основана на наблюдении, ана­лизе и составлении суждения. Любое суждение включает в себя впечатления и эмоции. Сильные эмоции действуют подобно раскаленному клейму и оставляют в памяти неизгла­димые следы. Человек спосо­бен повысить качество записи материалов в памяти, сосредо­точившись на своих эмоциях, развивая наблюдательность и делая комментарии по поводу данного эмоционального или интеллектуального контекста. Именно этим объясняется, по­чему какие-то детали прошло­го люди помнят лучше других.

Если задуманное челове­ком к высказыванию принять за 100 процентов, то в словес­ные формы (предложения) об­лекается и высказывается ок­ружающим только 8О процен­тов. Выслушивается из задуманного 70 процентов, воспри­нимается и понимается 60 про­центов, а в долговременной па­мяти остается от 10 до 24 про­центов.

В среднем человек запоминает 1/5 части то­го, что услышит, и 3/5 того, что увидит. Из того, что человеку покажут и объяснят, он за­поминает 4/5. Наилучшим временем суток для сознатель­ной работы памяти является промежуток от 10 до 12 часов, когда организм максимально ус­тойчив к кислородному голоданию, а также пос­ле 20 часов.

На подсознательном уров­не процесс запоминания, фик­сации в коре головного мозга накопившейся за день новой информации более интенсивно протекает в каждом следую­щем цикле парадоксальной фазы сна. Принимая во внима­ние, что в норме у человека за ночь наблюдается до 4-5 полу­торачасовых циклов сна, мож­но считать, что наилучшая "запоминающая" функция сна проявляет себя где-то за два часа до пробуждения. Что касается времени года, то наилучшим для работы памяти является летний период.

Экспериментально доказано, что в процессе запомина­ния однородного материала (например, стихотворения) легче всего усваиваются нача­ло и конец, а наиболее труд­но—средняя часть. Запоминание улучшается, если посте­пенно повышать сложность ус­ваиваемого материала.

Повторять изучае­мый материал очень важ­но с интервалами. Не­прерывное повторение, заучивание вплоть до полного запоминания наиболее нецелесообраз­но и неэкономично.

Особенностью человеческой памяти является ее способность с меньшими затратами труда и времени изучать другие иностранные языки после того, как уже усвоен один из них.

Полагают, что структуры, ответственные за память, размещаются в разных участках головного мозга — в зависимости оттого, на каких реакциях организма (чувственных, эмоциональных или интеллектуальных) они основаны. За память отвечают отдельные участки коры головного мозга, лимбическая система и мозжечок. Но основная часть нейрофизиологической деятельности, определяющей работу па­мяти, происходит в гиппокампе и в височной доле каждого из полушарий. Если височная доля повреждена на одной сто­роне мозга, процессы запоми­нания могут еще протекать, хотя и с некоторыми наруше­ниями. Но при двустороннем повреждении способность со­знания к записи и хранению информации полностью про­падает. Это происходит в ре­зультате физической травмы или в связи с дефицитом нейрохимических элементов, как, например, при болезни Альцгеймера.

Работа памяти обусловлена деятельностью нервных кле­ток — нейронов. Сигналы от одного нейрона к другому пе­редают так называемые нейромедиаторы — особые веще­ства (например, ацетилхолин), которые в большом количестве содержатся в гиппокампе. При нехватке ацетилхолина пропа­дает способность к усвоению знаний и функционирует лишь спонтанная память, основан­ная на чувственных реакциях организма.

Метаболические процессы организма включают в себя окисление глюкозы и жиров для получения энергии, часть которой расходуется на синтез ацетилхолипа в мозгу. При гар­монично протекающем старе­нии организма количество син­тезируемого ацетилхолипа уменьшается, но остается до­статочным для того, чтобы нормально мыслить. Одним из возможных последствий недо­статка ацетилхолина и других нейромедиаторов может слу­жить торможение мыслитель­ных процессов, наносящее ущерб памяти: у человека на­блюдается несколько замед­ленная реакция на внешние сигналы как во время наблю­дения и записи информации, так и во время извлечения ее из памяти. Чтобы по мере ста­рения не терять способности к нормальной жизнедеятельнос­ти, разумно всегда сохранять спокойствие (известно, что па­мять человека слабеет пропор­ционально росту его беспокой­ства). Если человек начинает нервничать по поводу кратков­ременных задержек в работе своей памяти, то он только ухудшает положение. Для ком­пенсации снижения умствен­ной активности нужно обу­читься новым стратегиям мышления, облегчающим и ус­коряющим извлечение инфор­мации из памяти, тогда будет обеспечена нормальная рабо­та последней до глубокой ста­рости (при условии удовлетво­рительного общего состояния здоровья).

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ КАЧЕСТВО ПАМЯТИ

С возрастом память слабе­ет, но эффективность ее рабо­ты неодинакова у пожилых людей, как неодинакова она и у детей. Наиболее однородны­ми в этом отношении являют­ся люди среднего возраста. Дети и пожилые люди испы­тывают много идентичных трудностей в отношении дея­тельности памяти. В частно­сти, у них более короткий, по сравнению с обычным, пери­од концентрации внимания. Они испытывают затруднения при анализе информации и не способны к спонтанной орга­низации мыслительного про­цесса. Они не умеют точно оценивать для себя значение воспринимаемой информации и испытывают затруднения при формировании ассоциа­ций, относящихся к информа­ции, которую необходимо за­помнить. И те, и другие плохо фиксируют информацию в памяти. Главное же различие между детьми и стариками состоит в том, что дети лучше помнят недавние события, в то время как старики — собы­тия, более удаленные во вре­мени (поскольку новые впе­чатления они обрабатывают недостаточно эффективно).


kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-istorii-v-10-klasse.html
kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-2013-2014-uchebnij-god-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-klass.html
kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-kursu-biologiya-bakterii-gribi-rasteniya-6-klass.html
kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-kursu-istoriya-drevnego-mira-5-klass.html
kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-kursu-vseobshaya-istoriya-zarubezhnih-stran-xx-nachala-xxi-vv-11-klass.html
kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-literature-9-klass-rabochaya-programma-po-literature-uchitel.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rosbalt-severo-zapadnij-federalnij-okrug-sankt-peterburg-httpwwwrosbaltru-12122008.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-sozdaniya-p-utevoditel-po-kievu-yanvar-2008.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-aspirantov-specialnosti-12-00-06-prirodoresursnoe-pravo-agrarnoe-pravo-ekologicheskoe-pravo.html
  • grade.bystrickaya.ru/mtnmen-zhmis-studentt-szdk-orin-damitumen-tiiz-bajlanisti-adatpa.html
  • institut.bystrickaya.ru/starinnie-lekarstva-l-v-shaposhnikova-vrata-v-budushee.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tehnologiya-vozdelivaniya-kartofelya-v-lesostepnoj-zone-respubliki-tiva.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-i-soderzhanie-evangeliya-ot-ioanna-vozrazheniya-protiv-podlinnosti-evangeliya-ioanna-samosvidetelstvo-chetvertogo-evangeliya-stranica-25.html
  • college.bystrickaya.ru/-perevod-vaka-s-anglijskogo-na-balanovskoj-rejki-nasledie-doktora-usui-vnov-otkritie-dokumenti-o-kornyah.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-strategicheskaya-cel-razvitiya-goroda-18-stranica-7.html
  • studies.bystrickaya.ru/11-deyatelnost-orenburgskogo-regionalnogo-otdeleniya-vserossijskogo-dobrovolnogo-obshestva-sportivnaya-rossiya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vedenie-peregovorov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-organizaciya-prodazh-v-oblasti-informacionnih-tehnologij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tulskaya-oblastnaya-duma.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tipovaya-uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-1-79-01-03-mediko-profilakticheskoe-delo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vosem-lesnih-pozharov-prodolzhayut-dejstvovat-na-dalnem-vostoke-informacionnoe-agentstvo-primamedia-25082011.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-aupsz-alamtor-sabati-masati.html
  • bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskoe-sotrudnichestvo-respubliki-belarus.html
  • lesson.bystrickaya.ru/russkaya-duhovnaya-muzika-v-hviii-veke-chast-2.html
  • student.bystrickaya.ru/112-klassifikaciya-demograficheskih-prognozov-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochnogo-i-zaochnogo-otdelenij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-kriminologicheskie-aspekti-sovmestnoj-burchak-f-g-souchastie-socialnie-kriminologicheskie-i-pravovie.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-sovershenie-fizicheskimi-licami-operacij-v-rublyah-rf-i-inostrannoj-valyute.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/testi-po-grammatike-russkogo-yazika-kontrolnie-raboti.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-poroge-peremen-kabbala-vzglyad-na-mir.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-o-tashkentcah-raspadaetsya-na-dve-chasti-tashkentom-prigotovitelnogo-klassa-i-tashkentci-v-dejstvii-nastoyashim-tomom-okanchivaetsya-pervaya-chast-sostavlyayushaya-sama-po-sebe-otdelnoe-celoe.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-uzh-zamuzh-nevterpezh-igor-vagin-antonina-glushaj-osnovnoj-instinkt-psihologiya-intimnih-otnoshenij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/peredovoj-pedagogicheskij-opit-problemi-poiska-i-sposobov-rasprostraneniya.html
  • university.bystrickaya.ru/finansirovanie-i-poryadok-oplati-rabot-po-obespecheniyu-chistoti-metodicheskie-ukazaniya-po-organizacii-deyatelnosti.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-dokumentov-oao-rzhd-mps-po-ohrane-truda-promishlennoj-pozharnoj-bezopasnosti-i-neproizvodstvennomu-travmatizmu-dejstvuyushih-v-oao-rzhd-moskva-aprel-2006g.html
  • composition.bystrickaya.ru/otvetstvennost-za-uklonenie-ot-uplati-nalogov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostav-pravleniya-obshestva-ezhekvartalnij-otchet-rossijskogo-otkritogo-akcionernogo-obshestva-energetiki-i-elektrifikacii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-riskovannij-rejs-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-specializacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nazvanie-osennij-konkurs-zayavok-po-programme-obmena-dlya-nko-mezhdunarodnij-medijnij-konkurs-energiya-pera.html
  • books.bystrickaya.ru/deklaraciya-glav-pravitelstv-o-sohranenii-tigra.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zadanie-19-sostavlenie-blok-shemi-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-po-izucheniyu-tekstovogo-processora-word-2003.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dzhoker-v-seme-ria-novosti-takoe-reshenie-v-subbotu-prinyal-novgorodskij-gorodskoj-sud.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotka-dolzhnostnih-instrukcij-specialistov-na-primere-dolzhnostnoj-instrukcii-vedushego-inzhenera-tehnologa-ceha-namotki-i-izgotovleniya-pechatnih-plat-110-oao-iemz-kupol-stranica-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.