Классическое, элитарное, массовое: начала дифференциации и механизмы внутренней динамики в системе литературы - часть 3
.RU

Классическое, элитарное, массовое: начала дифференциации и механизмы внутренней динамики в системе литературы - часть 3

Решающий момент здесь — индивидуальный выбор именно инструментальной стратегии обращения с «иррациональными», сверх-реальными и, в этом смысле, сверхнормативными, но соприродными и сомасштабными индивиду силами и величинами типа «наития» (вдохновения) или «фортуны» (судьбы). Замечу, что типы сознания и поведения, легшие после романтиков в основу господствующих моделей современного искусства, — мимесис реальности, индивидуальная одержимость, медиумическая заразительность — для прежней, традиционной, сословно-предписанной, придворной культуры запретны и подозрительны (точно так же аристократу не подобает заниматься литературой, как и вообще чем бы то ни было, ни по вдохновению, ни профессионально). Подобные мотивы и движимые ими занятия прежде были вытеснены из официальной и повседневной жизни в особые сферы сакрального либо маргинального, где помечены как отклоняющиеся, низкие, болезненные и проч. (роли шута, колдуна, пророка и т.п.). Тогда как описываемый здесь проект культуры и программа субъективности подразумевают именно систематическое обуздание подобных импульсов к действию, их вынесение в открытую сферу индивидуального и публичного внимания, оцивилизовывание, рационализацию. В истории же искусства они, если говорить ретроспективно, всякий раз используются новопришедшими группами в качестве смысловых ресурсов динамики, сдвига, а то и переворота (обновления). Всем им в этом смысле противостоит «классицизм» как обобщенная модель поведения по правилам и в соответствии с принятыми образцами [28].

Субъективность и рациональность

Именно выбор инструментальных стратегий поведения (и, соответственно, демонстрируемая в нем приверженность ко всему ценностному, к символическому порядку, который обязательно стоит за подобными инструментальными ориентациями и их санкционирует) прежде всего и вознаграждается со стороны «современного» общества в лице его авторитетных элит и основных институтов. Это неудивительно: оно — в этом и состоит специфика «современности» — опирается как раз на подобный порядок. Дело в том, что лишь инструментальный, а значит, предельно обобщенный, понятный, бессодержательный и бескачественный — «эфирный», сказал бы Георг Зиммель — компонент действия может не просто быть адекватно воспроизведен в бесконечном множестве индивидуальных поведенческих актов (как воспроизводится, скажем, элемент традиционного действия по обычаю или привычке, по образцу старших или по велению другого авторитета), но и стать основой для наращивания качественных характеристик поведения, для постоянной оптимизации структуры и результативности действия, быть стимулом к повышению его ценностной «планки», причем повышению в принципе неограниченному (что и задается упомянутыми прежде символами бесконечности, неисчерпаемости и проч.). Тем самым у общества и в культуре появляется чрезвычайно существенная возможность максимизировать, как бы «подстегивать» индивидуальное достижение самим способом его коллективной оценки.

Вообще говоря, так возникает и формальная мера, точнее — система формальных мер, позволяющая условно «складывать», «умножать», «делить» социальные действия, их агентов, мотивы и результаты, какими бы по содержанию и по характеру протекания эти действия ни были. Эквивалентом такой формальной измеримости действия выступают, в частности, деньги или даже «пустое» число как таковое. Например, количество уже распроданных экземпляров книги либо, напротив, время, потраченное на ее написание, важнейшей характеристикой входят в ее современный публичный образ, помещаясь рекламистами на обложку, — так рекорды (а не просто победы по очкам!) входят в совокупность характеристик отдельного спортсмена. Иными словами, через социокультурные механизмы успеха и признания индивидуальное поведение получает систематическую связь со структурой общества — системой социальной стратификации, динамикой социальных позиций, статусом и престижем различных групп, а целевая мотивация, выбор поведенческой стратегии, расчет индивида приобретают не только общественное подтверждение, удостоверение значимости, но и стимул к дальнейшей максимизации. Так работает «самозаводящийся» механизм социального динамизма и подъема не только индивида, но и целых групп и слоев в его лице (в подобных случаях социологи говорят уже о «достижительском обществе» [29]).

Еще одним воплощением этого принципа обобщенности, универсальности и бескачественности, невещественности регулятивов действия является общедоступная письменность (алфавитное письмо) вместе со всей совокупностью других условных, формальных языков культуры Нового времени. В этом смысле принципиальная беспредельность стремлений к «абсолютному» произведению («сверхкниге» [30]) в новейшей европейской словесности после Бодлера с его теорией «чистого искусства», погоней за «неосязаемым» и одержимостью «самим письмом», как ни парадоксально, напрямую связана с выходом литературы на рынок и приобретением ею там, по выражению Вальтера Беньямина, «экспозиционной» ценности [31]. Характерно в этом смысле убывание предметности в современных изобразительных искусствах постбодлеровской эпохи вплоть до полного ее исчезновения и даже разыгрывания подобного отсутствия, своего рода «ритуального жертвоприношения» реальности [32].

В сравнительно-исторической перспективе допустимо предположить, что лишь «человек» описанной выше конструкции и может осуществлять универсальную рационализацию своих действий. Точнее, только ориентируясь на такую модель, группа, выступающая с заявкой на самостоятельность и общественный вес, может сделать рационализацию своих поступков и вообще смыслового действия как такового (рационализацию его целей, средств, смысловых и символических ресурсов) систематическим занятием, по праву претендующим, далее, на место в структуре общества. Допустимо считать романтиков первой из подобных групп «современной» элиты. Недаром именно они узаконили в культуре проблематику внесословной группы — молодежи и вообще поколения как особой общности взглядов, настроений, символов, стиля поведения. Они же внесли в общество свое понимание динамизма — новую семантику желания как выражения человеческой субъективности, понимание роли эротического импульса в культуре — рационализацией этого занялась впоследствии как словесность (Лотреамон, Рембо, Жарри, но в особенности — сюрреалисты), так и наука (психология Фрейда), философия (антропология Жоржа Батая).

Современность и историчность

Соответственно, с романтизмом связано утверждение в культуре представлений о ценности современного, нового. Показательно, что конститутивный принцип субъективности чаще всего предъявляется романтиками — и их в данном отношении наследниками вплоть до сюрреалистов — в отрицательной форме, через символы несоизмеримости, неисчерпаемости, одним словом, бесконечности (опять-таки в форме отрицания). Если говорить о «новом» и «современном», то модус негативности вводит здесь значение разрыва с традицией. Но вводит его как положительный, креативный, конструктивный момент. Сознание и символическая демонстрация подобного разрыва выступают при этом знаком незастывшей, динамической действительности, способной к движению, шифром настоящего времени в его неустранимой, основополагающей связи с субъектом — знаком эпохи, которую, как и субъекта, обозначают ровно таким же «формальным» или «пустым», отрицательным способом («modern», а затем — «postmodern»).

С «современностью» коррелирует и идея истории как нередуцируемого уровня человеческого существования. Дело не просто в сознании времени или элегическом чувстве преходящести человеческих трудов. Романтики видят в истории особый план понимания человеческих действий (sub specie historiae). Историчность для них означает тот новый уровень сложности, нелинейности человеческих действий и многомерности смыслового состава современной эпохи, который требует от художника и мыслителя выработки новых, стереоскопических форм представления. Особые возможности, чей символический потенциал тоже едва ли не впервые в таком масштабе осознан и реализован романтиками, открывает здесь письмо, печать, чтение. Характерна романтическая конструкция времени как принципиально обратимого и пластичного. Прошлое, считает Гердер, вполне возможно вернуть через прочтение, толкование, перевод, а потому его можно рассматривать как будущее: «— Пиши для умерших! Для ушедших, которых ты любишь. — Но прочтут ли они меня? — Да, когда вернутся как твои потомки» [33]. Особенность такого рода возвратных конструкций, формул или матриц субъективности, состоит в том, что они сочетают замкнутость структуры с потенцией к смысловозрастанию, в принципе — бесконечному. Таковы, например, символ, миф, игра [34]. Интерес Герреса, Крейцера, Г.Г. Шуберта, Баадера, Шеллинга, Новалиса, Шлегелей к символу и мифу (они его, как впоследствии Томас Манн, историзируют и в этом смысле гуманизируют) идет еще и отсюда.

Соответственно, в деятельности романтиков и после них история становится проблемой философии, проблемой культуры (возникновение философий истории, философий культуры и языка), равно как и проблемой литературы (рождение историй литературы, историй национальных литератур). Да и сама историческая наука как профессия и предмет преподавания — порождение тех же европейских катаклизмов конца XVIII — первой половины XIX в., что и «литература» («национальная литература»). Первые самостоятельные кафедры истории появились в Берлине в 1810 г. и в Сорбонне в 1812-м, в Англии — в 1860-е гг., а национальные исторические журналы по хронологии их создания следуют за развитием в Европе идей национального государства, национальной культуры (литературы), учреждаясь во второй половине XIX в.


intrakanalnaya-trabekulektomiya-v-sisteme-hirurgicheskogo-lecheniya-pervichnoj-otkritougolnoj-glaukomi-14-00-08-glaznie-bolezni.html
intranet-seti-chast-5.html
intraoperacionnaya-vnutripolostnaya-gipertermicheskaya-himioterapiya-v-lechenii-rasprostranyonnogo-kolorektalnogo-raka-14-00-14-onkologiya-14-00-27-hirurgiya-stranica-2.html
intriga-v-i-tyupa-narratologiya-kak-analitika-povestvovatelnogo-diskursa-arhierej.html
introduction-sostaviteli-tatyana-muchnik.html
introduction-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ii-kursa-specialnosti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvedka-partizanskaya-vojna-s-rabotodatelem.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-3-normalnij-zakon-raspredeleniya-prinyato-schitat-chto-matematika-eto-carica-nauk-i-zrelost-nauki-obichno.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-ot-13-noyabrya-2009-g-n-1715-r-utverdit-prilagaemuyu-energeticheskuyu-strategiyu-rossii-na-period-do-2030-goda-dalee-strategiya-stranica-10.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-3-osnovnie-shkoli-i-teorii-mirovoj-eeonomiki-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-distancionnogo-obucheniya-moskva-2001.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-gosudarstvennie-obrazovatelnie-standarti.html
  • literature.bystrickaya.ru/centralnij-bank-rossijskoj-federacii-ustanovil-sleduyushuyu-procentnuyu-stavku-refinansirovaniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/planirovanie-eksperimenta-na-edinichnom-share-gilbertova-prostranstva-pri-ogranichennih-resursah-shulga-yu-n.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otmechaet-konferenciya-posvyashena-rassmotreniyu-aktualnih-voprosov-tehnologicheskoj-modernizacii-predpriyatij-radioelektronnoj-promishlennosti-povisheniya-konkurentosposobnosti-sozdavaemoj-produkcii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-religiozno-filosofskie-ucheniya-kitaya.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-25-maya-2012-goda-414-oprovedenii-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-obuchayushihsya-osvoivshih-programmu-osnovnogo-obshego.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-gruppovie-metodi-ocenki-personala-stanovlenie-i-razvitie-predstavlenij-i-professionalnom-otbore.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prestupnost-i-metodika-ee-izucheniya-chast-8.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mif-o-proishozhdenii-i-predopredelenii-v-v-kelle-pismo-k-moim-russkim-chitatelyam-dopolneniya-k-tomu-1.html
  • student.bystrickaya.ru/312-svedeniya-o-gosudarstvennoj-registracii-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-myasokombinat.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tradicionnie-1-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • write.bystrickaya.ru/fakultet-gornih-tehnologij-i-transporta-otdel-po-delam-molodezhi-administracii-g-magnitogorska-uchebnaya-baza.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dlya-vipusknih-ekzamenov.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervaya-medicinskaya-pomosh-ponyatiya-i-opredeleniya-ispolzuemie-v-medicinskoj-podgotovke-avarijno-spasatelnie-raboti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-po-teme-dejstviya-s-naturalnimi-chislami.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-6-etika-provedenij-issledovanij-d-a-leontev.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-formi-kontrolya-za-ispolneniem-administrativnogo-reglamenta.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-oblastyah-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-upravlenie-nedvizhimostyu-dlya-specialnostej-0500908-ocenka.html
  • essay.bystrickaya.ru/energeticheskoe-hozyajstvo-b-i-kuvaldin-vologodskogo-politehnicheskogo-instituta-.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sozdanie-informacionnoj-sistemi-kontrolya-i-prognozirovaniya-sohranyaemosti-obektov-so-strukturnoj-neodnorodnostyu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-disciplini-finansovij-menedzhment-v-visshih-uchebnih-zavedeniyah-turisticheskogo-profilya-49-razvitie-potenciala-gostinichnih-predpriyatij-na-primere-malogo-otelya-56.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-devyataya-medinsko-myatlevskaya-operaciya-generalnij-shtab-krasnoj-armii-voenno-istoricheskij-otdel-razgrom-nemeckih.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-grabli-ne-nastupat-stranica-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/glaba-2-osnova-soedinitelnoj-tkani-kollagen-novaya-strategiya-vosstanovleniya-zdorovya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-kafedri.html
  • crib.bystrickaya.ru/iskusstvo-bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-prednaznachen-dlya-prepodavatelej-i-studentov-vsei.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uvk-upravlyayushij-vichislitelnij-kompleks-ukr-ustanovka-katodnogo-raspileniya-upt-usilitel-postoyannogo-toka.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-8-antichnaya-kultura-drevnej-grecii-kurs-lekcij-2-e-izdanie-stereotipnoe-minsk-2005-udk-008076-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-16-samie-sokrovennie-i-bezrassudnie-zhelaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-dlya-uchashihsya-10-klassa-.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nadezhnost-obektov-pri-postepennih-otkazah-osnovnie-raschetnie-modeli.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.