.RU

Классическое, элитарное, массовое: начала дифференциации и механизмы внутренней динамики в системе литературы - часть 3

Решающий момент здесь — индивидуальный выбор именно инструментальной стратегии обращения с «иррациональными», сверх-реальными и, в этом смысле, сверхнормативными, но соприродными и сомасштабными индивиду силами и величинами типа «наития» (вдохновения) или «фортуны» (судьбы). Замечу, что типы сознания и поведения, легшие после романтиков в основу господствующих моделей современного искусства, — мимесис реальности, индивидуальная одержимость, медиумическая заразительность — для прежней, традиционной, сословно-предписанной, придворной культуры запретны и подозрительны (точно так же аристократу не подобает заниматься литературой, как и вообще чем бы то ни было, ни по вдохновению, ни профессионально). Подобные мотивы и движимые ими занятия прежде были вытеснены из официальной и повседневной жизни в особые сферы сакрального либо маргинального, где помечены как отклоняющиеся, низкие, болезненные и проч. (роли шута, колдуна, пророка и т.п.). Тогда как описываемый здесь проект культуры и программа субъективности подразумевают именно систематическое обуздание подобных импульсов к действию, их вынесение в открытую сферу индивидуального и публичного внимания, оцивилизовывание, рационализацию. В истории же искусства они, если говорить ретроспективно, всякий раз используются новопришедшими группами в качестве смысловых ресурсов динамики, сдвига, а то и переворота (обновления). Всем им в этом смысле противостоит «классицизм» как обобщенная модель поведения по правилам и в соответствии с принятыми образцами [28].

Субъективность и рациональность

Именно выбор инструментальных стратегий поведения (и, соответственно, демонстрируемая в нем приверженность ко всему ценностному, к символическому порядку, который обязательно стоит за подобными инструментальными ориентациями и их санкционирует) прежде всего и вознаграждается со стороны «современного» общества в лице его авторитетных элит и основных институтов. Это неудивительно: оно — в этом и состоит специфика «современности» — опирается как раз на подобный порядок. Дело в том, что лишь инструментальный, а значит, предельно обобщенный, понятный, бессодержательный и бескачественный — «эфирный», сказал бы Георг Зиммель — компонент действия может не просто быть адекватно воспроизведен в бесконечном множестве индивидуальных поведенческих актов (как воспроизводится, скажем, элемент традиционного действия по обычаю или привычке, по образцу старших или по велению другого авторитета), но и стать основой для наращивания качественных характеристик поведения, для постоянной оптимизации структуры и результативности действия, быть стимулом к повышению его ценностной «планки», причем повышению в принципе неограниченному (что и задается упомянутыми прежде символами бесконечности, неисчерпаемости и проч.). Тем самым у общества и в культуре появляется чрезвычайно существенная возможность максимизировать, как бы «подстегивать» индивидуальное достижение самим способом его коллективной оценки.

Вообще говоря, так возникает и формальная мера, точнее — система формальных мер, позволяющая условно «складывать», «умножать», «делить» социальные действия, их агентов, мотивы и результаты, какими бы по содержанию и по характеру протекания эти действия ни были. Эквивалентом такой формальной измеримости действия выступают, в частности, деньги или даже «пустое» число как таковое. Например, количество уже распроданных экземпляров книги либо, напротив, время, потраченное на ее написание, важнейшей характеристикой входят в ее современный публичный образ, помещаясь рекламистами на обложку, — так рекорды (а не просто победы по очкам!) входят в совокупность характеристик отдельного спортсмена. Иными словами, через социокультурные механизмы успеха и признания индивидуальное поведение получает систематическую связь со структурой общества — системой социальной стратификации, динамикой социальных позиций, статусом и престижем различных групп, а целевая мотивация, выбор поведенческой стратегии, расчет индивида приобретают не только общественное подтверждение, удостоверение значимости, но и стимул к дальнейшей максимизации. Так работает «самозаводящийся» механизм социального динамизма и подъема не только индивида, но и целых групп и слоев в его лице (в подобных случаях социологи говорят уже о «достижительском обществе» [29]).

Еще одним воплощением этого принципа обобщенности, универсальности и бескачественности, невещественности регулятивов действия является общедоступная письменность (алфавитное письмо) вместе со всей совокупностью других условных, формальных языков культуры Нового времени. В этом смысле принципиальная беспредельность стремлений к «абсолютному» произведению («сверхкниге» [30]) в новейшей европейской словесности после Бодлера с его теорией «чистого искусства», погоней за «неосязаемым» и одержимостью «самим письмом», как ни парадоксально, напрямую связана с выходом литературы на рынок и приобретением ею там, по выражению Вальтера Беньямина, «экспозиционной» ценности [31]. Характерно в этом смысле убывание предметности в современных изобразительных искусствах постбодлеровской эпохи вплоть до полного ее исчезновения и даже разыгрывания подобного отсутствия, своего рода «ритуального жертвоприношения» реальности [32].

В сравнительно-исторической перспективе допустимо предположить, что лишь «человек» описанной выше конструкции и может осуществлять универсальную рационализацию своих действий. Точнее, только ориентируясь на такую модель, группа, выступающая с заявкой на самостоятельность и общественный вес, может сделать рационализацию своих поступков и вообще смыслового действия как такового (рационализацию его целей, средств, смысловых и символических ресурсов) систематическим занятием, по праву претендующим, далее, на место в структуре общества. Допустимо считать романтиков первой из подобных групп «современной» элиты. Недаром именно они узаконили в культуре проблематику внесословной группы — молодежи и вообще поколения как особой общности взглядов, настроений, символов, стиля поведения. Они же внесли в общество свое понимание динамизма — новую семантику желания как выражения человеческой субъективности, понимание роли эротического импульса в культуре — рационализацией этого занялась впоследствии как словесность (Лотреамон, Рембо, Жарри, но в особенности — сюрреалисты), так и наука (психология Фрейда), философия (антропология Жоржа Батая).

Современность и историчность

Соответственно, с романтизмом связано утверждение в культуре представлений о ценности современного, нового. Показательно, что конститутивный принцип субъективности чаще всего предъявляется романтиками — и их в данном отношении наследниками вплоть до сюрреалистов — в отрицательной форме, через символы несоизмеримости, неисчерпаемости, одним словом, бесконечности (опять-таки в форме отрицания). Если говорить о «новом» и «современном», то модус негативности вводит здесь значение разрыва с традицией. Но вводит его как положительный, креативный, конструктивный момент. Сознание и символическая демонстрация подобного разрыва выступают при этом знаком незастывшей, динамической действительности, способной к движению, шифром настоящего времени в его неустранимой, основополагающей связи с субъектом — знаком эпохи, которую, как и субъекта, обозначают ровно таким же «формальным» или «пустым», отрицательным способом («modern», а затем — «postmodern»).

С «современностью» коррелирует и идея истории как нередуцируемого уровня человеческого существования. Дело не просто в сознании времени или элегическом чувстве преходящести человеческих трудов. Романтики видят в истории особый план понимания человеческих действий (sub specie historiae). Историчность для них означает тот новый уровень сложности, нелинейности человеческих действий и многомерности смыслового состава современной эпохи, который требует от художника и мыслителя выработки новых, стереоскопических форм представления. Особые возможности, чей символический потенциал тоже едва ли не впервые в таком масштабе осознан и реализован романтиками, открывает здесь письмо, печать, чтение. Характерна романтическая конструкция времени как принципиально обратимого и пластичного. Прошлое, считает Гердер, вполне возможно вернуть через прочтение, толкование, перевод, а потому его можно рассматривать как будущее: «— Пиши для умерших! Для ушедших, которых ты любишь. — Но прочтут ли они меня? — Да, когда вернутся как твои потомки» [33]. Особенность такого рода возвратных конструкций, формул или матриц субъективности, состоит в том, что они сочетают замкнутость структуры с потенцией к смысловозрастанию, в принципе — бесконечному. Таковы, например, символ, миф, игра [34]. Интерес Герреса, Крейцера, Г.Г. Шуберта, Баадера, Шеллинга, Новалиса, Шлегелей к символу и мифу (они его, как впоследствии Томас Манн, историзируют и в этом смысле гуманизируют) идет еще и отсюда.

Соответственно, в деятельности романтиков и после них история становится проблемой философии, проблемой культуры (возникновение философий истории, философий культуры и языка), равно как и проблемой литературы (рождение историй литературы, историй национальных литератур). Да и сама историческая наука как профессия и предмет преподавания — порождение тех же европейских катаклизмов конца XVIII — первой половины XIX в., что и «литература» («национальная литература»). Первые самостоятельные кафедры истории появились в Берлине в 1810 г. и в Сорбонне в 1812-м, в Англии — в 1860-е гг., а национальные исторические журналы по хронологии их создания следуют за развитием в Европе идей национального государства, национальной культуры (литературы), учреждаясь во второй половине XIX в.


intrakanalnaya-trabekulektomiya-v-sisteme-hirurgicheskogo-lecheniya-pervichnoj-otkritougolnoj-glaukomi-14-00-08-glaznie-bolezni.html
intranet-seti-chast-5.html
intraoperacionnaya-vnutripolostnaya-gipertermicheskaya-himioterapiya-v-lechenii-rasprostranyonnogo-kolorektalnogo-raka-14-00-14-onkologiya-14-00-27-hirurgiya-stranica-2.html
intriga-v-i-tyupa-narratologiya-kak-analitika-povestvovatelnogo-diskursa-arhierej.html
introduction-sostaviteli-tatyana-muchnik.html
introduction-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ii-kursa-specialnosti.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-priroda-tehniki-filosofiya-tehniki-etapi-razvitiya-tehnicheskogo-znaniya-specifika-tehnicheskogo-znaniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-obshie-polozheniya-kriminalisticheskoj-tehniki-uchebno-metodicheskij-kompleks-tyumen-2006.html
  • school.bystrickaya.ru/kartofelechistka-mok-125-sredstva-byudzheta-municipalnogo-obrazovaniya-g-novij-urengoj-poluchennie-ot-predprinimatelskoj.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/relyativistskij-obraz-cheloveka-47-problematika-romana-goncharova-oblomov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6soderzhanie-disciplini-programma-nauchno-issledovatelskogo-seminara-aktualnie-voprosi-primeneniya-sovremennogo.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-dnm-f-7-informacionnie-tehnologii-i-kompyuternaya-grafika-shifr-i-nazvanie-disciplini.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viktor-fedorovich-shatalov-eksperiment-prodolzhaetsya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-istoriya-mirovoj-i-otechestvennoj-kulturi-zapad-novejshee-vremya.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-m-glushko-vipiska-iz-dopolnitelnogo-soglasheniya-6-k-kollektivnomu-dogovoru.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-ssha-nyu-jork-1975-1979-gg-predislovie-mezhdu-bolshimi-vojnami-vedetsya-vojna-tajnaya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prichini-kolichestvo-chel-sankt-peterburgskaya-medicinskaya-akademiya-poslediplomnogo-obrazovaniya-federalnogo.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vknige-publikuetsya-kompleks-osnovnih-postanovlenij-polit-byuro-ck-rkpb-vkpb-pod-grifom-visshej-formi-sekretnosti-osobaya-papka-po-voprosam-evropejskoj-politiki-za-1923-1939-gg-stranica-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/pskova-predmet-oznakomlenie-s-okruzhayushim-mirom.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-po-kafedre-ctroitelnie-i-dorozhnie-mashini-ekspluataciya-karernogo-oborudovaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/municipal-rajon-municipalnogo-rajona-soveti-burzyanskij-rajon.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rezyume-proekta-naimenovanie-proekta-prikaz-ot-dekabrya-2008-goda-konkursnaya-dokumentaciya-po-gosudarstvennim.html
  • education.bystrickaya.ru/3-robin-hood-has-its-faults-but-never-fails-to-entertain-sbornik-innovacionnih-metodicheskih-razrabotok-4.html
  • control.bystrickaya.ru/ekspediciya-rgo-ne-obnaruzhila-radiacii-v-ribe-i-vodoroslyah-v-kurilo-kamchatskom-regione-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-11052011.html
  • college.bystrickaya.ru/22otraslevaya-specializaciya-territorialnogo-planirovaniya-grad.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematika-kursovih-rabot-po-grazhdanskomu-processualnomu-pravu-principi-sostyazatelnosti-i-ravnopraviya-storon-v-grazhdanskom-sudoproizvodstve.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pejzazh-i-dvizhenie-v-vue-desprit.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/procedura.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sistema-obrazov-romana-tomasa-melori-smert-artura-chast-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uravnoveshivanie-polyarnosti-ctvovaniyu-kotoraya-poluchila-nazvanie-perekodirovanie-dnk-na-12-nitej-enn-bryuer-vkratce.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-1-3-oktyabrya-2003-goda-moskva-organizatori-i-sponsori-ministerstvo-obrazovaniya-rossijskoj-federacii-ministerstvo-promishlennosti-nauki-i-tehnologij-rossijskoj-federacii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naznachenie-metodiki-kompleksnaya-programma-socialno-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-diagnostika-profilaktika-korrekciya.html
  • write.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-2008-soderzhanie-klyuchevie-pokazateli-deyatelnosti-v-2008-godu-4-stranica-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/leksiko-semanticheskaya-harakteristika-molodezhnogo-slenga.html
  • tasks.bystrickaya.ru/34-spravochnik-klyuch-k-uprazhneniyam-izdatelstvo-altajskogo-gosudarstvennogo-tehnicheskogo-universiteta-im-i-i-polzunova-2009.html
  • studies.bystrickaya.ru/import-myasnogo-sirya-v-rossiyu-gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-10.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-hanti-mansijska-do-2020-goda-gorod-hanti-mansijsk-stranica-29.html
  • studies.bystrickaya.ru/15-svedeniya-o-konsultantah-emitenta-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag.html
  • institut.bystrickaya.ru/svojstva-cdaki-blagotvoritelnie-uchrezhdeniya-v-evropejskih-stranah-istoricheskij-kontekst-16.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-klassnih-rukovoditelej-po-izucheniyu-semej-uchashihsya-pravila-obsheniya-klassnogo-rukovoditelya-s-semyami-uchashihsya-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rasprostranenie-mestorozhdenij-torfyanih-lechebnih-gryazej-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.