.RU

Классическое, элитарное, массовое: начала дифференциации и механизмы внутренней динамики в системе литературы - часть 3

Решающий момент здесь — индивидуальный выбор именно инструментальной стратегии обращения с «иррациональными», сверх-реальными и, в этом смысле, сверхнормативными, но соприродными и сомасштабными индивиду силами и величинами типа «наития» (вдохновения) или «фортуны» (судьбы). Замечу, что типы сознания и поведения, легшие после романтиков в основу господствующих моделей современного искусства, — мимесис реальности, индивидуальная одержимость, медиумическая заразительность — для прежней, традиционной, сословно-предписанной, придворной культуры запретны и подозрительны (точно так же аристократу не подобает заниматься литературой, как и вообще чем бы то ни было, ни по вдохновению, ни профессионально). Подобные мотивы и движимые ими занятия прежде были вытеснены из официальной и повседневной жизни в особые сферы сакрального либо маргинального, где помечены как отклоняющиеся, низкие, болезненные и проч. (роли шута, колдуна, пророка и т.п.). Тогда как описываемый здесь проект культуры и программа субъективности подразумевают именно систематическое обуздание подобных импульсов к действию, их вынесение в открытую сферу индивидуального и публичного внимания, оцивилизовывание, рационализацию. В истории же искусства они, если говорить ретроспективно, всякий раз используются новопришедшими группами в качестве смысловых ресурсов динамики, сдвига, а то и переворота (обновления). Всем им в этом смысле противостоит «классицизм» как обобщенная модель поведения по правилам и в соответствии с принятыми образцами [28].

Субъективность и рациональность

Именно выбор инструментальных стратегий поведения (и, соответственно, демонстрируемая в нем приверженность ко всему ценностному, к символическому порядку, который обязательно стоит за подобными инструментальными ориентациями и их санкционирует) прежде всего и вознаграждается со стороны «современного» общества в лице его авторитетных элит и основных институтов. Это неудивительно: оно — в этом и состоит специфика «современности» — опирается как раз на подобный порядок. Дело в том, что лишь инструментальный, а значит, предельно обобщенный, понятный, бессодержательный и бескачественный — «эфирный», сказал бы Георг Зиммель — компонент действия может не просто быть адекватно воспроизведен в бесконечном множестве индивидуальных поведенческих актов (как воспроизводится, скажем, элемент традиционного действия по обычаю или привычке, по образцу старших или по велению другого авторитета), но и стать основой для наращивания качественных характеристик поведения, для постоянной оптимизации структуры и результативности действия, быть стимулом к повышению его ценностной «планки», причем повышению в принципе неограниченному (что и задается упомянутыми прежде символами бесконечности, неисчерпаемости и проч.). Тем самым у общества и в культуре появляется чрезвычайно существенная возможность максимизировать, как бы «подстегивать» индивидуальное достижение самим способом его коллективной оценки.

Вообще говоря, так возникает и формальная мера, точнее — система формальных мер, позволяющая условно «складывать», «умножать», «делить» социальные действия, их агентов, мотивы и результаты, какими бы по содержанию и по характеру протекания эти действия ни были. Эквивалентом такой формальной измеримости действия выступают, в частности, деньги или даже «пустое» число как таковое. Например, количество уже распроданных экземпляров книги либо, напротив, время, потраченное на ее написание, важнейшей характеристикой входят в ее современный публичный образ, помещаясь рекламистами на обложку, — так рекорды (а не просто победы по очкам!) входят в совокупность характеристик отдельного спортсмена. Иными словами, через социокультурные механизмы успеха и признания индивидуальное поведение получает систематическую связь со структурой общества — системой социальной стратификации, динамикой социальных позиций, статусом и престижем различных групп, а целевая мотивация, выбор поведенческой стратегии, расчет индивида приобретают не только общественное подтверждение, удостоверение значимости, но и стимул к дальнейшей максимизации. Так работает «самозаводящийся» механизм социального динамизма и подъема не только индивида, но и целых групп и слоев в его лице (в подобных случаях социологи говорят уже о «достижительском обществе» [29]).

Еще одним воплощением этого принципа обобщенности, универсальности и бескачественности, невещественности регулятивов действия является общедоступная письменность (алфавитное письмо) вместе со всей совокупностью других условных, формальных языков культуры Нового времени. В этом смысле принципиальная беспредельность стремлений к «абсолютному» произведению («сверхкниге» [30]) в новейшей европейской словесности после Бодлера с его теорией «чистого искусства», погоней за «неосязаемым» и одержимостью «самим письмом», как ни парадоксально, напрямую связана с выходом литературы на рынок и приобретением ею там, по выражению Вальтера Беньямина, «экспозиционной» ценности [31]. Характерно в этом смысле убывание предметности в современных изобразительных искусствах постбодлеровской эпохи вплоть до полного ее исчезновения и даже разыгрывания подобного отсутствия, своего рода «ритуального жертвоприношения» реальности [32].

В сравнительно-исторической перспективе допустимо предположить, что лишь «человек» описанной выше конструкции и может осуществлять универсальную рационализацию своих действий. Точнее, только ориентируясь на такую модель, группа, выступающая с заявкой на самостоятельность и общественный вес, может сделать рационализацию своих поступков и вообще смыслового действия как такового (рационализацию его целей, средств, смысловых и символических ресурсов) систематическим занятием, по праву претендующим, далее, на место в структуре общества. Допустимо считать романтиков первой из подобных групп «современной» элиты. Недаром именно они узаконили в культуре проблематику внесословной группы — молодежи и вообще поколения как особой общности взглядов, настроений, символов, стиля поведения. Они же внесли в общество свое понимание динамизма — новую семантику желания как выражения человеческой субъективности, понимание роли эротического импульса в культуре — рационализацией этого занялась впоследствии как словесность (Лотреамон, Рембо, Жарри, но в особенности — сюрреалисты), так и наука (психология Фрейда), философия (антропология Жоржа Батая).

Современность и историчность

Соответственно, с романтизмом связано утверждение в культуре представлений о ценности современного, нового. Показательно, что конститутивный принцип субъективности чаще всего предъявляется романтиками — и их в данном отношении наследниками вплоть до сюрреалистов — в отрицательной форме, через символы несоизмеримости, неисчерпаемости, одним словом, бесконечности (опять-таки в форме отрицания). Если говорить о «новом» и «современном», то модус негативности вводит здесь значение разрыва с традицией. Но вводит его как положительный, креативный, конструктивный момент. Сознание и символическая демонстрация подобного разрыва выступают при этом знаком незастывшей, динамической действительности, способной к движению, шифром настоящего времени в его неустранимой, основополагающей связи с субъектом — знаком эпохи, которую, как и субъекта, обозначают ровно таким же «формальным» или «пустым», отрицательным способом («modern», а затем — «postmodern»).

С «современностью» коррелирует и идея истории как нередуцируемого уровня человеческого существования. Дело не просто в сознании времени или элегическом чувстве преходящести человеческих трудов. Романтики видят в истории особый план понимания человеческих действий (sub specie historiae). Историчность для них означает тот новый уровень сложности, нелинейности человеческих действий и многомерности смыслового состава современной эпохи, который требует от художника и мыслителя выработки новых, стереоскопических форм представления. Особые возможности, чей символический потенциал тоже едва ли не впервые в таком масштабе осознан и реализован романтиками, открывает здесь письмо, печать, чтение. Характерна романтическая конструкция времени как принципиально обратимого и пластичного. Прошлое, считает Гердер, вполне возможно вернуть через прочтение, толкование, перевод, а потому его можно рассматривать как будущее: «— Пиши для умерших! Для ушедших, которых ты любишь. — Но прочтут ли они меня? — Да, когда вернутся как твои потомки» [33]. Особенность такого рода возвратных конструкций, формул или матриц субъективности, состоит в том, что они сочетают замкнутость структуры с потенцией к смысловозрастанию, в принципе — бесконечному. Таковы, например, символ, миф, игра [34]. Интерес Герреса, Крейцера, Г.Г. Шуберта, Баадера, Шеллинга, Новалиса, Шлегелей к символу и мифу (они его, как впоследствии Томас Манн, историзируют и в этом смысле гуманизируют) идет еще и отсюда.

Соответственно, в деятельности романтиков и после них история становится проблемой философии, проблемой культуры (возникновение философий истории, философий культуры и языка), равно как и проблемой литературы (рождение историй литературы, историй национальных литератур). Да и сама историческая наука как профессия и предмет преподавания — порождение тех же европейских катаклизмов конца XVIII — первой половины XIX в., что и «литература» («национальная литература»). Первые самостоятельные кафедры истории появились в Берлине в 1810 г. и в Сорбонне в 1812-м, в Англии — в 1860-е гг., а национальные исторические журналы по хронологии их создания следуют за развитием в Европе идей национального государства, национальной культуры (литературы), учреждаясь во второй половине XIX в.


intrakanalnaya-trabekulektomiya-v-sisteme-hirurgicheskogo-lecheniya-pervichnoj-otkritougolnoj-glaukomi-14-00-08-glaznie-bolezni.html
intranet-seti-chast-5.html
intraoperacionnaya-vnutripolostnaya-gipertermicheskaya-himioterapiya-v-lechenii-rasprostranyonnogo-kolorektalnogo-raka-14-00-14-onkologiya-14-00-27-hirurgiya-stranica-2.html
intriga-v-i-tyupa-narratologiya-kak-analitika-povestvovatelnogo-diskursa-arhierej.html
introduction-sostaviteli-tatyana-muchnik.html
introduction-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ii-kursa-specialnosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/33-nauka-innovacii-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-saratovskoj-oblasti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-windows-operaciyali-zhjesn-standartti-badarlamalari.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-pir-duha-kreativnosti-monografiya-moskva-2003.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vivod-uroka-literatura-10-klass-metodicheskie-soveti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prodolzhitelnost-ekskursii-chas.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-3-podgotovka-ekspertnih-zaklyuchenij-recenzij-otzivov-na-uchebniki-monografii-dissertacii-avtoreferati-oficialnoe-opponirovanie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-tehnicheskoe-zadanie-i-obshie-usloviya-provedeniya-aukciona.html
  • assessments.bystrickaya.ru/devyataya-lekciya-visshie-miri-i-ih-vzaimosvyaz-s-nashim-mirom-rim-12-aprelya-1910-goda.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vii-novejshie-polyarnie-issledovaniya-uorren-u-f-najdennij-raj-na-severnom-polyuseu-f-uorren-per-s-angl-n-gusevoj.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-povestvuyushaya-o-gubitelnoj-sile-krasoti-boris-akunin-azazel.html
  • student.bystrickaya.ru/24-ponyatie-avtonomnih-rashodov-graficheskaya-interpretaciya-modeli-dohodi-rashodi-krest-kejnsa.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osobennosti-biznes-plana-investicionnogo-proekta.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-zabajkalskoj-zheleznoj-dorogi-chast-11.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zanyatie-7-2-chasa-metodicheskie-materiali-dlya-bakalavrov-2-kursa-otdeleniya-zaochnogo-obucheniya-yuridicheskogo-fakulteta.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-chto-est-adventistskogo-v-adventizme-1844-1885-istina-dlya-nastoyashego-vremeni-ne-stoit-na-meste.html
  • abstract.bystrickaya.ru/166-kondensati-kratkoe-obzorno-spravochnoe-posobie-kniga-yavlyaetsya-pervim-v-svoyom-rode-obzorno-spravochnim-posobiem.html
  • student.bystrickaya.ru/-kniga-pervaya-stranica-17.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravoslavnij-obrazovatelnij-portal-slovo.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-predisloviya-lajtman-mihael-osnovi-kabbali-seriya-kabbala-tajnoe-uchenie-npf-drevo-zhizni-izdatelskaya-gruppa.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-uchastiya-uchashihsya-mou-gimnaziya-1-v-konferencii-predstavleni-v-svodnoj-tablice-35-rezultati-raboti-konferencii-35.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aktualnie-problemi-detskoj-gastroenterologii.html
  • letter.bystrickaya.ru/obzor-dalnevostochnoj-literaturi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tendencii-formirovaniya-socialnoj-strukturi-rossijskogo-obshestva-na-sovremennom-etape-statisticheskij-i-sociologicheskij-analiz.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-2-harakteristika-konflikta-kak-socialnogo-fenomena-praktikum-po-konfliktologii-2-e-izdanie-dopolnennoe-i-pererabotannoe.html
  • letter.bystrickaya.ru/narushitelej-pravil-pozharnoj-bezopasnosti-v-lesah-oshtrafovali-na-6-tisyach-rublej-informacionnoe-agentstvo-avers-28072011.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kategoriya-padezha-v-russkom-i-nemeckom-yazikah-chast-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnutrennyaya-torgovlya-informacionnij-obzor-periodiki-i-postupivshih-knig.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ugolovnoe-pravo-chast-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obmen-zhilih-pomeshenij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-kontrol-ocenka-ustnogo-otveta.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-informacionnih-tehnologij-prikaz-ot-16-yanvarya-2012-goda-1-uch-velikij-novgorod-ozachislenii-slushatelej.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-uroka-f-i-tyutchev-stihi-o-rodnoj-prirode.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervie-filmi-luis-bunyuel-moj-poslednij-vzdoh.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-disciplina-sd-f-11-metodi-biohimicheskih-issledovanij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.